СПП.Система уроков 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

СПП.Система уроков 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_sistema_urokov.docx56.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сложноподчиненное предложение

Урок 1

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНОЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ

I. Закрепление материала, изученного на предыдущем уроке.

Для этой цели можно вызвать одновременно к доске 3 учащихся и предложить им индивидуальные задания на карточках. Ниже приводятся примерные образцы таких карточек с грамматическими и правописательными заданиями.

Я пр_казал ехать на (не)знакомый предмет который тот(час) и стал подвига(т,ть)ся нам (на)встречу. (Пушкин) 

аскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть.

Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгна(н,нн)иком два года (не)заметных. (Пушкин)

Расставить знаки препинания, раскрыть скобки, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть.

Я намерен был отправи(т,ть)ся на з_ре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать. (Пушкин) 

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть.

С классом в это время можно устно выборочно проверить домашнее задание или разобрать следующий пример:

За равниной тянется черная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки. (Чехов) 

(Пример этот дает возможность вспомнить разделительные повторяющиеся союзы и пунктуацию при них, а также правописание корней с чередующимися гласными.)

Проверяем написанное на доске и переписываем в тетради.

II. Вопросы и задания к написанному на доске и разобранному с классом примеру:

1) К чему относится придаточная часть?
2) Что она обозначает?
3) Чем присоединяется?

Цель этих вопросов сводится к тому, чтобы ученики подготовили необходимые предпосылки для того, чтобы определить придаточную часть. Следовательно, направляем их внимание на важнейшие признаки данных синтаксических конструкций: отношение к слову или словосочетанию с указательным словом в главной части, обозначение грамматических признаков того слова, к которому придаточная часть относится, и присоединение ее к главной части при помощи союзного слова. После того как дети отметят все эти грамматические особенности данных конструкций, можно предложить им дать определение сложноподчиненного предложения с придаточной определительной частью.

В результате должно получиться следующее определение:

Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

После этого можно перейти к рассмотрению конструкций, в которых придаточная часть относится к словосочетанию с указательным словом.

III. Материал для наблюдения:

1) Андрий поднял глаза и увидел стоящую у окна такую красавицу, какой еще не видывал отроду. (Гоголь)

2) На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят. …(Пушкин)
(Последний пример, кроме того, дает возможность отработать вопрос о месте придаточной части внутри главной и соответствующей пунктуации.)

Вопросы:

1) К чему относится придаточная часть?
2) Чем (какой частью речи) распространено слово в главной части, к которому относится придаточная?

Здесь ученики вначале должны отметить, что придаточная часть относится к словосочетанию в главной, а затем то, что в это словосочетание входит указательное местоимение. Далее идет закрепление изученного. Для этого можно предложить следующие примеры.

IV. Ученики поочередно записывают на доске и разбирают:

1) Давно уже поспела полевая клубника, лакомиться которой нам позволяли вдоволь. (Аксаков)
(Пример дает возможность разобрать конструкцию, в которой союзное слово отделено от главной части другими членами предложения придаточной части.)

2) Уж проходят караваны через те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы. (Лермонтов)

3) Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра. (Пушкин)

4) Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. (Пушкин)

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или подобрать из литературы 15 примеров сложноподчиненных предложений, в которых 5 было бы с союзным словом который, 5 – с где, 5 – с куда или откуда. Также можно дать задание повторить правописание падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ье.

Урок 2

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНОЙ МЕСТОИМЕННО-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ

I. В самом начале урока можно провести словарно-грамматический диктант на правописание падежных окончаний существительных на -ие, -ия, -ье. Один ученик на доске записывает существительные женского рода, второй – существительные среднего рода, ставя их в форму дательного и предложного падежей. Остальные выполняют эту работу в тетради, разделив страницу на две части:

изоляция, строение, счастье, авария, секция, созидание, ненастье, агитация, армия, привилегия, гостья, воспитание, преломление.

II. Закрепление материала, изученного на предыдущем уроке. Его вновь можно провести в форме индивидуальных заданий на карточках. С остальными можно выборочно проверить домашнее задание или разобрать предложенные учителем примеры.

Я взбежал по маленькой ле(с,ст)нице которая вела в светлицу и в первый раз (от)роду вошел в комнату Марьи Ивановны. (Пушкин)

Раскрыть скобки, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи и определить его вид. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть. Определить вид придаточной части.

Я ост_новился в гости(н,нн)ице где ост_навливались все проезжие. (Лермонтов)

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи и определить его вид. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть. Определить вид придаточной части

Классу:

Окруженная взрывами, / Над рекой, где чернеет камыш, / Ты летишь над обрывами, / Над руинами смерти летишь. (Заболоцкий)
(Попутно повторяем пунктуацию в предложениях с обособленными согласованными определениями и однородными членами предложения.)
После проверки ученики переписывают примеры в тетради.

III. Материал для наблюдения:

1) Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. (Пушкин)

2) Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине. (Лермонтов)

Вопрос: чем отличаются эти предложения от предложений с придаточными определительными?

Ученики должны заметить, что значения придаточных частей в них совпадают, также одинаков и способ присоединения придаточной части к главной. Но слово, к которому относится придаточная часть, является местоимением, а не существительным. Следовательно, такую конструкцию можно рассматривать не как самостоятельную, а как разновидность предложения с придаточной определительной частью.

Задание: дайте определение предложений с придаточной местоименно-определительной частью.

В результате должно получиться примерно такое определение:

Сложноподчиненным предложением с придаточной местоименно-определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к местоимению, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой?, чей? и присоединяется при помощи союзного слова.

IV. Тренировочный материал:

1) В этом мире, где наша особа, / Выполняет неясную роль, / Мы с тобою состаримся оба, / Как состарился в сказке король. (Заболоцкий)

2) Ах! Тот скажи любви конец, / Кто на три года вдаль уедет. (Грибоедов)

3) …Из огня тот выйдет невредим, / Кто с вами день пробыть успеет...… (Грибоедов)

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или подобрать из литературы 10 примеров сложноподчиненных предложений с придаточными определительными и местоименно-определительными. А также повторить правописание существительных с суффиксами -иц- и -ец-.

Урок 3

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНОЙ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ

I. Начало урока можно провести в форме словарно-грамматической работы. Учитель диктует слова, два человека работают у доски: один образует существительные с суффиксом -ец-, другой – с суффиксом -иц-. Остальные выполняют эту работу в тетрадях, разделив страницу на две колонки:

белье, варенье, сочинение, пальто, ружье, каша, письмо, метель, платье, масло, рожа, пуговка, дупло, сукно.

II. Закрепление материала предыдущих уроков. Два человека у доски выполняют индивидуальные задания по карточкам. С остальными можно выборочно проверить домашнее задание или разобрать примеры. Образцы заданий приводятся ниже.

А та что сейчас танцу_т непреме(н,нн)о будет в аду. (Ахматова) 

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи и определить его вид. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть. Определить вид придаточной части.

Кто добр (по)истине... в молчань_ тот д_бро тв_рит. (Крылов)

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи и определить его вид. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть. Определить вид придаточной части.

Класс записывает:

1) Был тот усталый час заката, / Час умирания, когда / Всего печальней нам утрата / Незавершенного труда. (Заболоцкий)

2) В последний раз мы встретились тогда / На набережной, где всегда встречались. (Ахматова)

Проверяется написанное на доске, примеры ученики переписывают в тетради.

III. Изучение нового материала. Материал для наблюдения:

1) Знаю я, что не цветут там чащи. (Есенин)
2) И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
(Лермонтов)
3) Все кажется мне, будто в тряском беге по мерзлой пашне мчусь я на телеге.
(Пушкин)
4) Я боялся только, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.
5) К вечеру мы вышли проверить, не отзовутся ли на пищик рябчики.

Вопросы и задания:

1. Найдите главную и придаточную части.
2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.
3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.
4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.

Нужно обратить внимание учеников на слова в главной части, нуждающиеся в разъяснении (ими могут быть глаголы, слова категории состояния, прилагательные, существительные), они обозначают процессы речи, мысли, восприятия, а также чувство и состояние. В приведенных примерах это слова знаю, слышно было, кажется, боялся, проверить. Они лишь указывают на содержание, которое раскрывается в придаточной части.
В процессе работы вновь уясняется разница между союзами и союзными словами. Так, во втором примере придаточная часть присоединяется союзным словом
как, которое выполняет в предложении функцию обстоятельства образа действия*. В пятом примере в роли союза выступает вопросительная частица ли.

Исследование предложенных примеров по всем указанным признакам подведет к формулировке сложноподчиненного предложения с придаточной изъяснительной. В результате совместной работы должно сложиться следующее определение:

Сложноподчиненным предложением с придаточной изъяснительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову со значением речи, мысли, восприятия, состояния, находящемуся в главной части, раскрывает его содержание, отвечает на вопросы косвенных падежей и присоединяется союзами или союзными словами.(При слове в главной части может быть указательное слово).

Далее можно, если осталось время, потренироваться в разборе сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, местоименно-определительными и изъяснительными.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся придумать или найти в литературе 14 примеров сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: 7 – с союзами, 7 – с союзными словами.

Урок 4

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕРЫ, СТЕПЕНИ И ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ

I. Начать урок можно с закрепления материала о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными. Для этого два человека вызываются к доске для записи диктуемых учителем примеров: один записывает предложения с союзами, другой – предложения с союзными словами. В процессе работы каждый находит главную и придаточную части, указывает направление зависимости, находит средство связи и указывает его тип, а также морфологический способ выражения союзных слов. Класс записывает предложения в две колонки:

1) Мне показалось, что сейчас сгорит все живое.
2) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
3) Минутами я совсем забывал, куда и зачем еду.
4) Я знал, что брат приехал, и догадывался, что он привез мне.

«Секрет» задания в том, что последний пример должны записать на доске оба ученика, т.к. одна придаточная часть присоединена здесь союзом, а вторая – союзным словом, которое выступает в роли прямого дополнения (привез – что? – что).

II. Далее для закрепления изученного материала можно вызвать трех человек к доске для работы по индивидуальным заданиям, а с классом можно либо устно выборочно проверить домашнее задание, либо разобрать предложение:

Я не забыл з_метить где п_ставили наших л_ш_дей. (Лермонтов)

Вставить пропущенные буквы, найти главную часть и придаточную, определить вид придаточной части, найти средство связи частей и определить его вид. Расставить знаки препинания.

Таежными тропами где много лет уже не ступала нога человеческая вел Левинсон своих партизан. (Фадеев)

Найти главную часть и придаточную, определить вид придаточной части, найти средство связи частей и определить его вид. Расставить знаки препинания.

Я очень рано понял что человека создает его с_пр_тивление окружающей среде. (Горький)

Вставить пропущенные буквы, найти главную часть и придаточную, определить вид придаточной части, найти средство связи частей и определить его вид. Расставить знаки препинания.

С классом можно разобрать следующий пример:

Анна приняла это известие очень спокойно и спросила только, когда он вернется. (Толстой)

После проверки ученики переписывают все примеры в тетради.

III. Изучение нового материала. Материал для наблюдения:

1) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным. (Пушкин)

2) Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (Крылов)

3) Дверь захлопнулась за нею так громко, что не под силу было отпереть. (Гоголь)

4) Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин)

5) Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. (Горький)

Вопросы и задания:

1) Найдите главную и придаточную части и укажите направление зависимости.
2) Задайте вопрос от главной части к придаточной.
3) Определите, что обозначает придаточная часть.
4) Определите, к чему относится придаточная часть: ко всей главной части или к слову или словосочетанию в ней.
5) Найдите средства связи и определите их тип: союз или союзное слово?

На основе анализа примеров по предложенной схеме ученикам опять предлагается самостоятельно сформулировать определение придаточных – степени и образа действия. Здесь внимание должно быть сосредоточено на значении придаточных частей. Обычно обозначают степень проявления признака, как в примере 1, или интенсивность действия, как в примере 2, или степень качества 3. В этом случае придаточные части отвечают на вопрос как, в какой степени? и т.п. Но придаточные могут обозначать и характер протекания или способ совершения действия, и тогда они отвечают на вопрос как, каким образом?, как в примере 5. Важно приучить детей ставить вопросы именно в такой форме, что поможет им определять значение придаточных частей. В результате можно остановиться на таком определении:

Сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия и степени называются такие предложения, в которых придаточная часть относится к одному слову в главной части (как правило, сказуемому) или словосочетанию, обязательно с указательным словом, отвечает на вопросы как, каким образом? или как, в какой степени?, обозначает способ совершения действия или его интенсивность, а также степень проявления признака.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или найти 14 примеров сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени (7 – образа действия, 7 – степени).

Урок 5

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА И ВРЕМЕНИ

I. Начать урок можно со словарно-грамматической работы. Один ученик на доске записывает примеры с одной н в суффиксе, другой – с двумя н в суффиксе:

уверенный, беспардонный, берестяной, беспошлинный, глиняный, овсяный, форменный, утиный, восторженный, торжественный, кожаный, шерстяной, соловьиный, вещественный, ветреный, безветренный, клюквенный.

II. В качестве закрепления изученного на предыдущем уроке материала можно провести грамматическую работу со сложноподчиненным предложением. Один ученик записывает примеры с придаточной степени, другой – с придаточной образа действия:

1) Было светло так, что всякий камушек, соломинка были видны на дороге. (Л.Толстой)
2) Как аукнется, так и откликнется.
3) В этот миг я разумом слабею / И в сердце чувствую такой прилив любви, / Что не могу молчать, не стану, не умею.
(Фет)
4) Его шипучая волна / Так тяжела и так плотна, / Как будто в берег бьет чугун.
(Фет)

III. Изучение нового материала. Материал для наблюдения:

1) Когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной, / Слагаю я веселые стихи / О жизни тленной, тленной и прекрасной. (Ахматова)
2) Едва редела ночи мгла, / Людмила к водопаду шла / Умыться хладною струею.
(Пушкин)
3) Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон, / В заботы суетного света / Он малодушно погружен.
(Пушкин)
4) Ведет дорога длинная / Туда, где быть должна / Муравия, старинная муравская страна.
(Твардовский)
5) Где гнутся над омутом лозы, / Где летнее солнце печет, / Летают и пляшут стрекозы, / Веселый ведут хоровод.
(А.К. Толстой)

Анализируем примеры по уже знакомой схеме: определяем главную часть и придаточную, ставим вопрос к придаточной части, определяем, к чему она относится и чем присоединяется, после чего делаем выводы и даем определения сложноподчиненным предложениям с придаточными места и времени. Здесь, анализируя примеры, обращаем внимание учеников на свободное положение придаточной части по отношению к главной. Это один из основных критериев различения расчлененных и нерасчлененных конструкций, то есть таких предложений, в которых придаточная часть относится либо к одному слову в главной части, либо ко всей главной части.

В результате анализа получаем примерно такие определения двух типов сложноподчиненных предложений:

Сложноподчиненными предложениями с придаточными времени называются такие сложные предложения, в которых придаточная часть относится ко всей главной части, отвечает на вопросы когда?, с какого времени?, до какого времени?, как долго? и т.п., обозначает время совершения действия в главной части или его продолжительность и присоединяется при помощи союзов когда, пока, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как и т.п.

Важно обратить внимание детей, что в придаточных времени слово когда является союзом, в отличие от придаточных изъяснительных, где оно является союзным словом, местоименным наречием.

Сложноподчиненными предложениями с придаточными места называются такие сложные предложения, в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает место действия в главной части или его направление, отвечает на вопросы где?, куда?, откуда? и т.п. и присоединяется союзными словами где, куда, откуда.

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам самостоятельно придумать или найти в художественной литературе некоторое количество сложноподчиненных предложений с придаточными места и времени. Объем этого задания учитель определит сам. Можно воспользоваться и соответствующими разделами любого учебника для 9-го класса.

Урок 6

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВИЯ

I. Закрепление изученного на предыдущем уроке материала.

Можно вызвать для индивидуальной работы по карточкам двух человек. Примерные образцы заданий:

Там где горы уб_гая / В светлой тяну(т,ть)ся дали / Пр_сл_вутого Дуная / Л_ю(т,ть)ся вечные струи. (Тютчев)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи, начертить схему.

Когда Чичиков взглянул искос_ на Собакевича он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. (Гоголь) 

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи, начертить схему.

С классом в это время можно выборочно проверить домашнее задание или разобрать следующие примеры:

1) Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (Фет)

2) Пока Ермолай зажарил в золе картофель, я успел задремать. (Тургенев)

После проверки примеры переписываются в тетради.

II. Для лучшего закрепления материала можно вызвать к доске еще двух человек и предложить им следующие задания на карточках:

К вечеру мы с_б_рались вокруг большого стола.

Переделать простое предложение в сложноподчиненное с придаточной времени.

Мы двигались по направлению стрелки компаса.

Переделать простое предложение в сложноподчиненное с придаточной места.

С классом можно разобрать следующие примеры для отработки навыков нахождения придаточных частей внутри главных (приведенные примеры расширят также сведения учащихся о средствах связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными времени):

1) По синим волнам океана, / Лишь звезды блеснут в небесах, / Корабль одинокий несется, / Несется на всех парусах. (Лермонтов )

2) И только небо засветилось, / Все шумно вдруг зашевелилось, / Сверкнул за строем строй. (Лермонтов)

В данных примерах «секрет» заключается в том, что в роли средств связи здесь выступают частицы лишь и только, берущие на себя функции союзов.

Изучение нового материала начинаем с материала для наблюдения.

III. Материал для наблюдения (находим в разбираемых предложениях главные части и придаточные, задаем вопросы от главной части к придаточным частям, находим средства связи и определяем их типы):

1) Если невпопад залаю, то и побои принимаю. (Крылов)

2) Коли ты Швабрина хочешь повесить, уже на той же виселице повесь и этого молодца. (Пушкин)

3) Может быть, у Штольца Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева. (Гончаров)

4) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (Крылов)

В результате анализа примеров формулируется определение данной синтаксической конструкции:

Сложноподчиненными предложениями с придаточными условия называются такие сложноподчиненные предложения, в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает условие, при котором становится возможным или совершается действие в главной части, отвечает на вопросы при каком условии?, в каком случае? и присоединяется к главной части при помощи союзов если, коли, коль и т.п.

В качестве домашнего задания снова можно предложить учащимся придумать или найти в литературе несколько примеров, в которых придаточные условия присоединялись бы к главной части при помощи разных союзов.

Урок 7

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ

I. Закрепление изученного материала. У доски два ученика работают по карточкам.

Только (что) смеркл_сь я велел казаку нагреть чайник (по)п_ходному. (Лермонтов)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи. Начертить схему.

Молчалин вам наскучил(бы) едва(ли) когда(б) с_шлись короче с ним. (Грибоедов) 

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи, начертить схему.

С классом в это время можно разобрать следующие предложения:

1) Коль любить, так без рассудку. (А.К. Толстой)

2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (Крылов)

Во втором примере ученики должны понять, что союз когда может иметь не только временное, но и условное значение, так как здесь он без ущерба для смысла может быть заменен союзом если. На этом примере можно дать понять детям, что придаточные могут совмещать в себе несколько значений и это является источником смыслового богатства нашего языка.

После проверки примеры переписываются в тетради.

II. Для дальнейшего закрепления изученного на предыдущих уроках можно предложить следующую работу: два человека под диктовку учителя записывают на доске: первый – примеры с придаточными времени, второй – примеры с придаточными условия.

Класс записывает все примеры в два столбика.

1) Когда Борис хитрить не перестанет, давай народ искусно волновать. (Пушкин)

2) Когда хозяин вышел и унес с собой свет, опять наступили потемки. (Чехов)

3) В долгие зимние вечера, когда хозяин строгал или читал газету, Федюшка обыкновенно играл с нею (Каштанкой). (Чехов)

4) Какая же польза от ученья, когда в человеке нет страху, никакого трепета перед начальством. (А.Н. Островский)

5) Когда б я был безумец, я б хотел в живых остаться. (Пушкин)

Сложность задания в том, что союз когда здесь выступает в роли временного и в роли условного союзов. Это упражнение помогает развитию логического мышления и освоению анализа нетривиальных случаев синтаксического разбора.

III. Изучение нового материала, как обычно, начинается с анализа материала для наблюдения:

1) Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. (Короленко)

2) Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (Г.Успенский)

3) Так как Каштанка взвизгнула и попала незнакомому под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания. (Чехов)

4) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было. (Пушкин)

Разбор предложенного материала происходит по уже знакомой и привычной схеме: определить главную и придаточную части, поставить вопрос к придаточной, определить ее значение и средства связи. После этого ученики должны попытаться дать определение сложноподчиненного предложения с придаточной причины. В результате формулируется следующее определение:

Сложноподчиненным предложением с придаточной причины называется такое предложение, в котором придаточная часть относится ко всей главной, отвечает на вопросы почему?, из-за чего?, по какой причине?, обозначает причину, по которой совершается действие в главной части, и присоединяется при помощи союзов потому что, оттого что, так как, вследствие того что и т.п.

Союз оттого что представляет для детей определенную орфографическую сложность, так как его легко спутать с местоимением тот с предлогом от. Различению этих слов как раз и поможет различение их синтаксических функций. Для этого можно найти или составить задания, в которых бы следовало различать эти случаи.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или подобрать из литературы примеры сложноподчиненных предложений с придаточными причины с различными союзами.

Урок 8

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ЦЕЛИ

I. Для закрепления изученного материала проводится индивидуальная работа по карточкам.

Вероятно (от)того что я выб_гал на улицу без шапки и калош у меня поднялся сильный жар.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи, начертить схему.

Теперь (по)видимому (н_)кого нет дома так (как) (н_)кто (н_)выход_т на лай собак.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи, начертить схему.

Пример для фронтальной работы:

Когда б не смутное влеченье чего-то жаждущей души, я здесь остался б наслажденье вкушать в неведомой глуши. (Пушкин)

Пример составляет трудность в том отношении, что союз когда выступает здесь не в качестве временного, а в качестве условного.

После проверки ученики переписывают написанное на доске в тетради.

Продолжение закрепления:

Едва только взойдешь на Невский проспект как уже пахнет одним гуляньем. (Гоголь)

Расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи.

Иногда со(н,нн)ый ч_новник проплете(т,ть)ся с портфелем (под)мышкою если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. (Гоголь)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи, начертить схему.

Классу можно дать для разбора следующее предложение:

Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. (Чехов)

После проверки ученики переписывают написанное на доске в тетради.

II. Изучение новой темы начинается с анализа материала для наблюдения (как обычно, в предлагаемых примерах надо найти главные части и придаточные, поставить вопрос к придаточной части, определить ее значение и средства связи):

1) В каком-то стаде у овец, чтоб волки не могли их более тревожить, положено число собак умножить. (Крылов)

2) Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.

3) Полку было приказано выйти к самой реке, с тем чтобы ночью форсировать ее.

4) Один среди своих владений, / Чтоб только время проводить, / Сперва задумал наш Евгений / Порядок новый учредить. (Пушкин)

После поочередного разбора всех примеров можно предложить ученикам самостоятельно дать определение сложноподчиненного предложения с придаточной цели. Предыдущие уроки уже сформировали у них этот навык. В результате должно получиться такое определение:

Сложноподчиненным предложением с придаточной цели называется такое предложение, в котором придаточная часть относится ко всей главной, обозначает цель, ради которой совершается действие в главной части, отвечает на вопросы зачем?, для чего?, ради чего?, с какой целью? и присоединяется при помощи союзов чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т.п.

В качестве домашнего задания вновь можно предложить детям придумать или найти в литературе примеры таких конструкций с разными союзами.

Урок 9

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ УСТУПИТЕЛЬНЫМИ

I. Для закрепления материала предыдущих уроков можно вызвать к доске двух человек для работы по индивидуальным карточкам, примерные образцы которых приводятся ниже:

... утешить бедного Савельича я дал ему слово впредь без его согласия (н_)распол_гать н_ одной копейкой. (Пушкин)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, вместо многоточия подобрать подходящий по смыслу союз, найти в получившемся сложноподчиненном предложении придаточную часть, определить ее вид.

Я н_как н_ мог скопить денег ... иметь возможность пр_обрести ему какую(нибудь) часть к_стюма. (Горький)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, вместо многоточия подобрать подходящий по смыслу союз, найти в получившемся сложноподчиненном предложении придаточную часть, определить ее вид.

С классом в это время можно разобрать следующий пример:

Чтоб чем-нибудь играть от скуки, / Копье стальное взял он в руки, / Кольчугу он надел на грудь / И далее пустился в путь. (Пушкин) 

После проверки ученики переписывают написанное на доске в тетради.

Продолжаем работу по закреплению изученного материала. Два ученика на доске выполняют следующую работу: первый записывает примеры с придаточной цели, второй – с другими придаточными.

1) Чтоб эту истину понять еще ясней, / Послушай басенки моей. (Крылов)

2) Не будем же вперед такие дуры, / Чтоб почитать орлов знатнее нас. (Крылов)

3) К Зевесу весь Олимп с мольбою приходил, / Чтобы беду он отвратил. (Крылов)

4) Чтоб горю пособить, / То стали у богов царя они просить. (Крылов)

5) Василиса Егоровна никак не могла догадаться, что бы такое было в голове ее мужа. (Пушкин)

II. Изучение новой темы. Материал для наблюдения:

1) Хоть ты, змея, и в новой коже, / Но сердце у тебя все то же. (Крылов)

2) А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. (Крылов)

3) Как волка ни корми, он все в лес смотрит.

4) Хотя услуга нам при нужде дорога, / Но за нее не всяк умеет взяться. (Крылов)

5) Несмотря на то что весь день шел дождь, клев был исключительно хорош.

6) Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.

Примеры анализируются по уже известному алгоритму, в результате чего должно появиться самостоятельно выведенное учениками определение сложноподчиненного предложения с придаточной уступительной частью.

Сложноподчиненным предложением с придаточной уступительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится ко всей главной, обозначает условие, вопреки которому совершается действие в главной части, отвечает на вопросы вопреки чему?, несмотря на что? и присоединяется при помощи союзов хотя, хоть, несмотря на то что, сколько ни, как ни и т.п.

В качестве домашнего задания, как обычно, можно попросить детей придумать или найти определенное количество предложений с придаточными уступительными.

Урок 10

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ СЛЕДСТВИЯ

I. Закрепление ранее изученного материала. Два человека работают у доски по индивидуальным заданиям, примеры которых приводятся ниже:

Как(бы) н_ был мал дождь в лесу он всегда вым_чит до последней нитки.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи, начертить схему.

Как н_ быстро шла выс_дка десанта но начавшись в половине второго она закончилась только часам к пяти.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи, начертить схему.

С классом разбираем отдельный пример:

И никогда на шепот искушенья
Не преклонился я, хоть я не трус,
Хотя обиду чувствую глубоко,
Хоть мало жизнь люблю.

(Пушкин)

После проверки ученики переписывают написанное на доске в тетради.

Продолжаем закреплять изученный материал. Два человека работают у доски: первый выписывает предложения с придаточной уступки, второй – с другими придаточными:

1) Кто б ни был ты, печальный мой сосед, / люблю тебя... (Пушкин)

2) Не мог он ямба от хорея, / Как мы ни бились, отличить... (Пушкин)

3) От того, кто не мил, и подарок постыл.

4) Хоть, кажется, слонов и умная порода, / Однако же в семье не без урода... (Крылов)

II. Изучение новой темы. Материал для наблюдения (анализ пушкинских предложений ведется по уже знакомой и привычной схеме):

1) Он сейчас же уснул, так что в ответ на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

2) Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.

3) Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

4) Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя.

В результате анализа материала для наблюдения должно появиться определение сложноподчиненного предложения с придаточной следствия:

Сложноподчиненным предложением с придаточной частью следствия называется такое предложение, в котором придаточная часть относится ко всей главной, обозначает следствие того, о чем сообщается в главной, и присоединяется союзом так что.

Урок 11

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ СРАВНИТЕЛЬНЫМИ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫМИ

I. Работа у доски (два человека работают по карточкам).

1. Вешние воды прошли буйно.

2. В начале апреля уже шумели скворцы.

Из двух простых предложений составить сложноподчиненное с придаточной следствия.

1. Вешние воды прошли буйно.

2. В начале апреля уже шумели скворцы.

Из двух простых предложений составить сложноподчиненное с придаточной степени.

Класс разбирает следующее предложение:

Сему примеру последовали и прочие, так что Ибрагим получил приглашений по крайней мере на целый месяц. (Пушкин)

После проверки ученики переписывают написанное на доске в тетради.

II. Изучение новой темы. Материал для наблюдения:

1) Впереди виднелась белая пелена, будто бы река вышла из берегов. (Короленко)

2) Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду, / Словно бабочек легкая стая / С замираньем летит на звезду. (Есенин)

3) Засмеялся он, точно сталь зазвенела. (Горький)

Разбор предложенного материала должен завершиться выведением определения сложноподчиненного предложения с придаточной сравнительной:

Сложноподчиненным предложением с придаточной сравнительной частью называется такое предложение, в котором то, что сообщается в главной части, сравнивается с тем, что сообщается в придаточной части. К главной части придаточная присоединяется союзами: как, как будто, будто, словно, точно и др.

Ученикам надо объяснить, что сущность смысловых отношений между частями сложного предложения этого вида заключается в том, что сравнение является выражением сходства двух событий или ситуаций.

III. Материал для наблюдения (изучение сравнительно-сопоставительных конструкций может носить факультативный характер):

1) Чем ночь темней, тем ярче звезды. (Надсон)

2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу. (Горький)

3) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.

Можно не давать отдельное определение сравнительно-сопоставительных придаточных, но следует обратить внимание учеников на то, что структурной особенностью предложений с двойным союзом чем ... тем является наличие форм сравнительной степени прилагательного или наречия в обеих частях. В сущности, можно считать их разновидностью или особой формой сравнительных конструкций.

Урок 12

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНОЙ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОЙ

I. Закрепление материала предыдущих уроков. Два человека работают у доски по карточкам, примеры которых даются ниже:

Т_р_нтас вдруг п_ск_чил точно его передернули судор_ги. (Соллогуб)

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи, начертить схему.

Да можно(ль) и за(то) руча(т,ть)ся (на)перед кто _десь из нас кого переживет. (Крылов)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти главную часть и придаточную, определить вид придаточной части, начертить схему предложения.

С классом можно разобрать следующее предложение:

Заказчики жили ужасно далеко, так что столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. (Чехов)

Продолжение закрепления. Один из учеников записывает на доске примеры с придаточными сравнительными, другой – примеры без придаточных сравнительных:

1) Только две звездочки, как два спасительных маяка, сверкали на темно-синем своде. (Тургенев)

2) Первый звук его голоса, казалось, принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. (Тургенев)

3) Мягкий полумрак наполнял комнату, словно долгий майский день внезапно склонился в сумерки.

4) Снег блестел, как будто ртутью сыпанули с крыши. (Чехов)

5) По его лицу скользнуло что-то неуловимое, как будто оно стало еще мягче, светлее. (Чехов)

II. Изучение новой темы. Материал для наблюдения:

1) Нос судьи невольно понюхал верхнюю губу, что обыкновенно он делал прежде только от большого удовольствия. (Гоголь)

2) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма. (Тургенев)

3) Его не было в доме, почему я и оставил записку.

4) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.

Анализ предложенных примеров производится по уже известной схеме. После этого можно попросить учеников дать определение конструкций с придаточной присоединительной частью. При этом надо обратить внимание детей на то, что синтаксическая связь главной и придаточной частей в таких конструкциях ослаблена, зависимость придаточной части от главной не такая жесткая, скорее придаточная часть носит характер добавочной информации. Придаточная часть может быть связана с главной при помощи союзного слова – местоимения что в различных падежных формах, а также местоименных наречий отчего, почему, иногда зачем и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков внеклассного чтения в 6-7 классах.

Статья имеет практическую направленность, содержит разработку урока и творческие работы учащихся....

Система уроков по комедии "Недоросль" в 7 классе

В презентации представлена система уроков по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" в 7 классе по программе Г.Меркина...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...