Русский язык, развитие речи
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Презентации к урокам развития речи5-8классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку развития речи, русский язык | 1.04 МБ |
имя существительное | 314.13 КБ |
izlozhenie6kl._prilag.pptx | 145.25 КБ |
izlozhenie7klass.pptx | 67.54 КБ |
izlozhenie_8_klass.pptx | 148.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Михайлович Пришвин М.М.Пришвин прожил большую и интересную жизнь: он умер в 1954 году в возрасте 81 года. Пришвин умел одинаково хорошо писать и для взрослых, и для детей. Он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и о цветах. Пришвин писал о природе, и фотографировал ее, находя милые, трогательные сюжеты.
ЧТО ВЫ ЧИТАЛИ? В начальных классах вы читали рассказы Пришвина: «Ребята и утята» «Золотой луг» «Птицы под снегом» Рассказы о синичках, о лесной полянке.
Вопросы для беседы : Понравился ли рассказ? Кто видел журавля? Расскажите о нем.
Журка- это журавль. Журавль очень прожорлив и за недостатком корма… глотает все, что не попало: семена разных трав, ягоды всякого рода, мелких насекомых и земляных червей, наконец, ящериц, лягушек, мышей…и всяких змей… Журавль – птица болотная, т.е. они не могут плавать по воде, как утки, гуси, лебеди (водоплавающие птицы).
План изложения: 1.Поймали молодого журавля. 2.Сколько он может съесть? 3.Журавль стал ручным. 4.Нельзя не летать. 5. Вот это аппетит!
Имя прилагательное 6класс Из Изложение К. Паустовский «Желтый цвет»
К.Паустовский Уже румянит осень клёны.. (А.Майков) В лесу горит костер Рябины красной… (С.Есенин) Роняет лес багряный свой убор… (А.Пушкин) Все деревья блистают В разноцветном уборе (К.Бальмонт)
Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968) Русский писатель. Родился в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. В 1911, в последнем классе гимназии, Костя Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в армии во время Первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом. В гражданскую войну Паустовский воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», — говорил Паустовский. Он изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, Прионежье , на Балтике . Но особенно горячо полюбил он Мещеру — сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, — куда приехал впервые в 1930. Там было всё, что привлекало писателя с самого детства, — «глухие леса, озёра, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы». Паустовский писал, что Мещере он «обязан многими своими рассказами, «Летними днями» и маленькой повестью «Мещерская сторона». Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни.
Языковой разбор текста Прочитайте синонимы: Шорох, шуршание, шелест; Безветрие, тишь, затишье, штиль; Мгновенье, миг, момент, минутка (разг.) Объясните орфограммы: шорох, шепот Запомните: никогда, нигде Вставьте буквы, проверь по словарю: К.. росиновый , ф.. нарь , к.. рманы , растрепаный .
Типы речи Повествование Описание Рассуждение рассказ
В основе рассказа лежит событие ( случай, эпизод, происшествие) ЧАСТИ завязка кульминация развязка
И.Тургенев «ВОРОБЕЙ» Укажи вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение .
Полевой воробей , или красноголовый , или деревенский воробей (устар.) Местообитания. Предпочитает открытый ландщафт : опушки леса, сады и огороды. Живет по окраинам городов, в деревнях и поселках, на юге — в лесах и кустарниках. Питание. Питается различными семенами, птенцов выкармливает насекомыми. Места гнездования. Гнездится в деревнях, селах, городах около жилищ человека — в отдельно стоящих домах, сараях и прочих постройках. Нередко поселяется в рощах, парках и садах. В отличие от полевого воробья без темных пятен на щеках. Местообитания. Обычен в городах и поселках. Питание. Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми. Места гнездования. Гнездится у жилищ человека — в городах, деревнях, селах. Месторасположение гнезда. Гнездится в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехами, иногда в дуплах деревьев. Домовый воробей , или городской воробей , или горобец (устар.)
Языковой разбор Вставь буквы: Ш..л, с..бака, пр.. ближался , уд..лился, г.. роически Объясни правописание окончаний существительных: Шел по аллее; вдоль аллеи; усидеть на ветке; сильнее его воли; Запомните: как бы зачуяв, желтизна, отчаянный, смущенный, благоговея. Отметь слова и выражения, которые помогают нам ярко представить страх и отчаяние старого воробья. 2. Покажите, как самоотверженно бросился воробей спасать своё детище. 3. Отметьте слова, которые особенно ярко выражают восхищение автора силою любви.
Композиция рассказа Вступление завязка развязка Заключение Кульминация
Изложение по рассказу Н.Носова «Снегири», 6 класс.
Птица чуть крупнее воробья , очень плотного сложения, голубовато-серая сверху с черными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без черной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щеки и грудь у самцов красные (на Кавказе и большей части лесной зоны) или красно-розовые (у птиц из Магаданской области, с Камчатки и Северных Курил); у самок и молодых птиц — буровато-серые. Голос — мягкое протяжное “дню” или “ фью-фью ”; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками.
Языковой анализ текста Объясните правописание орфограмм: росла, облако, величина, горошина, потому что, наслаждаться, обладатель, преподаваться мечтой. Запомни выделенные орфограммы: Ни кто ни когда не дарил мне ни снегиря, ни какой- нибудь другой птички в клетке.
Найдите сложноподчиненное предложение, расставьте в нем знаки препинания. Найдите в тексте восклицательные предложения, постарайтесь использовать их в изложении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аркадий Петрович Гайдар
Аркадий Петрович Гайдар Гайдар- это не настоящее имя писателя, это его псевдоним, придуманное и мя ( псевдо – ложный, онима -имя). Настоящая его фамилия - Голиков, Аркадий Петрович Голиков Гайдар ещё подростком, немногим старше вас, стал участником гражданской войны, был рядовым бойцом, потом адъютантом командира, а в 17 лет уже командовал полком. В мирное время писал книги. В 1941 ушел на фронт и вскоре погиб, находясь в партизанском отряде. Гайдар писал о сильных, мужественных людях, о тех, кому дорога Родина, ее мирная жизнь. «Чук и Гек» « Школа » Военная тайна» «Р В С « «Тимур и его команда»
Вопросы для беседы: 1.Что привлекает вас в отношении отца к Альке ? 2.Правильно ли поступила мать, разрешив Альке «идти в поход»? Что, по-вашему, было бы, если бы мать сделала иначе? 3. Нравиться ли вам Алька ? Почему?
Словарная работа мотив – мелодия, напев; амуниция (устар.) – снаряжение воина.
План изложения : 1. По примеру отца. а) Отец уходит в поход. б) Алькины сборы . 2. Победа. а)Сборы продолжаются. б) Наступила зима. в) Отец вернулся! г) Будь готов к защите отечества.
Языковой разбор текста П о примеру отца. - рядовой воин Красной Армии извещение. Однокоренные слова: весть (новость), вестник (тот, кто приносит весть). - уменьшительно-ласкательное от Олег - дает нам понять, что речь идет о мальчике. Красноармеец Повестка Алька
Победа День за днем готовили Альку в далекий путь. Шили штаны, рубахи, знамена, флаги, вязали теплые чулки, варежки. Одних деревянных сабель висело на стене уже семь штук. А этот запас не беда, ибо в горячем бою у звонкой сабли жизнь ещё короче, чем у всадника. Предметы-существительные: Р.п. мн.ч.: Рубахи рубах Знамена знамен Флаги флагов Чулки чулок Варежки варежек Сабли сабель
А при таком морозе, конечно, недолго схватить и насморк или простуду, и Алька терпеливо ждал теплого солнца. Загремел звонок А не зазвонил… Звонок звонит. Встреча отца с семьёй радостна и торжественна. Не с прогулки пришел отец. Поняв игру, затеянную матерью и Алькой , по-взрослому ее продолжает: он не советует, а приказывает сыну держать приготовленное в порядке и не скупиться на «военные» слова: оружие, амуниция.
Подробное изложение «Отважный пингвинёнок » 5 класс.
Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
Озаглавьте текст «Как купался пингвинёнок » «Отважный пингвинёнок » «Маленький пингвинёнок »
Анализ текста О чем говориться в тексте (тема)? Назовите факты и слова, которые помогают нарисовать увиденную картину. Какой заголовок выражает основную мысль текста? Докажите. Найдите описание внешнего вида пингвиненка . Как вы понимаете выражение голый пингвинёнок ?
Языковой анализ текста Какие слова автор использует для описания состояния и последовательности действий пингвинёнка ? Подберите синонимы к слову пингвинёнок . ( пингвинёнок-птенец-малыш ) Как оценивает автор поступок маленького пингвинёнка ?
План изложения: 1.Маленький пингвинёнок . 2.Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины. 3.Наконец малыш решился и бросился в море. 4.«Это был самый отважный пингвинёнок » .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Евгений Иванович Носов Биография его проста. Он родился в рабочей семье. Не окончив школы, ушел на фронт, был ранен. После войны работал в газете художником, потом стал писать очерки и рассказы. Жил в Курске. Е.Носов писал о природе, о животных и, конечно, о людях. Известны его сборники: «Тридцать зерен» («Таинственный музыкант) «За долами, за лесами» «Берега» Моя Джомолунгма»
Словарная работа Мелодия – мотив , напев . Дирижер – лицо, управляющее оркестром. Спираль – линия, идущая витками. Прудовик - от слова пруд, живущий в пруду. Роковой – непоправимый, рок-судьба. Перламутр – вещество, которым покрыта внутренняя сторона раковины . Шарики этого вещества называют жемчугом. Жемчуг – по старому перл. («Повисли перлы дождевые» Ф. Тютчев «Весенняя гроза»)
Вопросы для беседы: 1. Понравился ли вам рассказ ? 2. Какие чувства он пробудил в вас? 3.Чему учит рассказ?
План изложения: 1. Удивительный концерт. а)На песчаной отмели. б) Непривычные звуки. в) Дирижер-ветер. 2.Музыкальная раковина. а) Поиски волшебного музыканта. б) Обыкновенная раковина. в) Скрипач замолчал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительная работа Объяснить: Ч.. рствый - черстветь ш .. лковый – шелка ш ..в - прожж .. ный - жечь иску.. ный - искусен Приглушенный, поношенный, разорванный; Неизбывная, небрежно, не пришита Составить словосочетание: Одет (как?) – Одеть (кого?) – Надеть (что?)-
Схемы постановки знаков препинания при однородных членах , , и ,и , и , и , и , , и и , и ,
Это рассказ в рассказе. 1.Вступление. Встреча автора с отцом и мальчиком. 2.Рассказ Андрея Соколова. 3.Заключение. Авторские размышления о судьбе Вани.
Анализ текста Какова тема текста? Объясните значение слов: БРАТОК,ПАПАНЬКА, ЛАТКА, НАЖИВЛЕНА, ТЕПЛЫНЬ, - С какой целью автор используют просторечия? Определите тип речи.
Сбор и систематизация материала ОТЕЦ 1. Общее впечатление Высокий, сутоловатый 2.Речь, поведение Приглушенный басок, устало сел, устало присаживаясь, положил руки на колени, сгорбился. 3.Руки Большие, темные, черствые. 4. Глаза, взгляд. 5.Одежда СЫН Общее впечатление Маленький, лет пяти-шести. 2.Речь, поведение. Чуть-чуть улыбаясь, смело протянул ручонку, с трогательной детской доверчивостью прижался… 3.Руки Холодные розовые ручонки. 4.Глаза, волосы. 5.Одежда
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Григорьевич Паустовский Книги Паустовского посвящены природе родных русских мест. Он великолепный мастер языка. Его проза поэтична и музыкальна. «Могила Пушкина»- это отрывок из очерка «Пушкинская роща».
Вопросы для беседы: Почему перед описанием могилы дана картина поселка и трактира? Почему текст завершается видом на полевые и лесные дали? Случайно ли это?
План изложения: 1. Где похоронен А.С.Пушкин? 2.Поселок Пушкинские горы: торговля трактир, старики. 3.Путь к могиле. 4.У могилы. 5.Первый народный поэт. 6.Вид с могильного холма.
Языковой разбор текста Лексическая работа : лабаз( устар.)- лавка, в которой торговали мукой, зерном, рыбой; Пергамент - выделанная кожа для письма, позже -бумага, не пропускающая влагу и масло; Юродивый - убогий, в старые времена признавался прорицателем. Однородные члены: Пахнет бурьяном, корой, устоявшемся летом. Он похоронен в грубой песчаной земле, где растут лен и крапива, в глухой народной стороне. С его могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы, что ходят хороводом над светлой Соротью , над Савкиным, над Тригорским , над скромными и необъятными полями, несущими его обновленной милой земле покой и богатство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку(развитие речи)
Сочинение-описание картины П.П. Кончаловского "Сирень"...
Урок русского языка. Развитие речи.
Познакомить учащихся с описанием внешности человека,литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре....
Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"
Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....
"Как я провёл лето". Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. (Русский язык. Развитие речи. 6 класс)
Урок - подготовка к сочинению-воспоминанию "Как я провел лето". Предложенный материал возможно использовать дифференцированно для учеников 5-7 классов....
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...
План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.
В период обучения русскому языку в ООШ следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...