Урок № 50 Абзац. Урок № 51 Аннотация. План. Тезисы (А.И. Власенков, 10 класс)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
На уроке абзац рассматривается как структурный компонент текста. На уроке говорится о важности работы с книгой, с учебной и иной литературой. Знакомство с технологиями сжатия текста: аннотация, план, тезисы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no_50-51_abzac.annotaciya._plan._tezisy-10_kl.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 50
Тема: АБЗАЦ
Цель: рассмотреть абзац как структурный компонент текста; сформировать у учащихся умение делить текст на абзацы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
ХОД
I. Проверка дом. задания.
1) Упр.29. Чтение первых двух предложений с называнием и обоснованием знаков препинания. Взаимная проверка учащимися орфографической части этого упр.
2) Упр.28.
3) Упр.53. Сдать тетради с выполненным упражнением для проверки учителем и последующим оцениванием.
II.Вызов.
Кластер для стимулирования мыслительной деятельности по теме « Основные признаки текста». (Последующее обсуждение, доработка. Слабым уч-ся возможно обращение к теоретическому материалу).
III. Реализация смысла.
Вопросы учащимся по теме урока.
1) Что такое абзац? Найдите в словаре данное слово и зачитайте, какое ещё имеет значение это слово? (Работа с «Толковым словарём», «Словарём иностранных слов»).
2) Каково назначение абзаца? Как он обозначается?
3) Самостоятельное чтение учащимися текста учебника (стр. 96-97)
- Что вы узнали нового об абзаце?
Ответ:
- содержание абзаца характеризуется единством и относительной законченностью;
- абзац имеет своё определённое строение (абзацный зачин, или абзацное предложение, далее - комментирующая часть, в которой следует развитие действия, мысли, описываемой картины);
- в тексте связаны по смыслу и языковыми средствами не только предложения, Нои абзацы; абзацные предложения в логическом отношении однородны, сопоставимы, в совокупности своей отражают развитие действия, общую картину, ход мысли; переставить тот или иной абзац, не нарушая смысла высказывания, нельзя.
4) Интересная информация:
В текстах Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева преобладают крупные, объёмные абзацы, в текстах М. Горького - мелкие.
5) Работа с учебником по литературе. Задание.
- Выберите параграф с чётким абзацным делением текста, найдите в нём и выпишите абзацные предложения в сокращённом виде (зачины), хотя ключевое слово, словосочетание, являющееся логическим ядром абзаца, может быть и не в первом предложении.
- На основе абзацных предложений воспроизведите содержание прочитанного текста.
6) Работа с другим учебником: истории, биологии. Задание.
- Находите и выписывайте абзацные предложения, тем самым воспринимая общую структуру изучаемого текста.
7) Работа с упр. 130, 131.
IV. Рефлексия. - Что даёт такая работа с абзацными предложениями?
Вывод: усвоив технологию работы с абзацными предложениями, можно сократить время на подготовку к урокам и повысить качество работы с учебной литературой.
V. Дом. работа. Завершить выполнение упр. 131.
Урок № 51
Тема: Аннотация. План. Тезисы.
Цель: совершенствовать умении и навыки преобразовывать содержание текста в простой и сложный план, в тезисы, составлять аннотацию, планировать содержание собственного текста, составлять тезисы фрагмента литературно-критической статьи.
ХОД
I. Вызов.
1) Краткое сообщение учителя о результатах выполненной ранее домашней работы по составлению словарных статей (толкование слов в упр. 53).
2) Предложить из разрозненных фрагментов составить текс и прочитать его. (Деформированный текст)
3) Помогли ли вам абзацные предложения составить текст? (Мнения уч-ся)
II. Реализация смысла.
1) Сообщение учителя о важности работы с книгой, с учебной и иной литературой.
Чтение - ворота к знаниям. Но просто чтение не даёт возможности плодотворно и длительно пользоваться информацией, почерпнутой из книг. Нужна технология, нужен инструмент, которые позволили бы пользоваться знаниями, полученными из книг, длительное время, в разных ситуациях.
Таким средством является сжатие, преобразование и запись информации в читаемом тексте. Самое краткое, предельно сжатое представление содержащейся в тексте информации - АННОТАЦИЯ. (Чтение определения по словарю).
Дальше идёт ПЛАН, но он слишком схематичен, неконкретен. (Чтение определения по словарю).
ТЕЗИСЫ, ВЫПИСКИ отражают содержание произведения или его отрывка более полно и с некоторой конкретизацией. (Чтение определений по словарю).
Ещё более полно - КОНСПЕКТ, РЕФЕРАТ. (Чтение определений по словарю).
Преобразовывая текст, читающий, впитывая новую для него информацию, объединяет её с уже имеющимися у него знаниями, жизненным и познавательным опытом. Не случаен бытующий по этому поводу афоризм (особенно при конспектировании и реферировании): делающий записи при чтении читает дважды.
2)Важны все виды чтения.
- Перечислите их.
(1. Чтение-просмотр: он важен при выборе литературы по теме, при сборе, например, материалов для реферата. 2. Выборочное чтение: при подготовке для написания реферата, доклада, статьи, при подготовке к дискуссии текст изучается основательно, но не весь, а только нужное в данный момент. 3. Чтение с проработкой текста: углубление в текст, записи - выводы из прочитанного, выяснение непонятных слов).
4) Чтение материалов учебника по теме (стр. 98-99, 109). Составление сложного плана их содержания.
5) Выполнение упр. 132 (составление плана и тезисов данного в упражнении текста, сравнение составленных плана и тезисов с планом и тезисами, представленными в учебнике).
6) Свободный пересказ отрывка из воспоминаний А. Кони с использованием составленных тезисов.
III. Рефлексия.
ВЫВОД: Удобными и широко апробированными видами записей читаемого являются план, тезисы, выписки, конспект.
IV. Дом. работа.
1) упр. 133, 134.
2) Упр. 142-144 (на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.
В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок первый. Образование» для учащихся 7-х классов
«Корни образования горьки, но плоды сладки»....
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7 Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...
Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)
Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...
Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....
Презентация по русскому языку на тему: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия.
Презентация по русскому языку на тему: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия....