Урок № 50 Абзац. Урок № 51 Аннотация. План. Тезисы (А.И. Власенков, 10 класс)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

На уроке абзац рассматривается как структурный компонент текста. На уроке говорится о важности  работы с книгой, с учебной и иной литературой. Знакомство с технологиями сжатия текста: аннотация, план, тезисы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no_50-51_abzac.annotaciya._plan._tezisy-10_kl.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 50

Тема: АБЗАЦ

Цель: рассмотреть абзац как структурный компонент текста; сформировать у учащихся умение делить текст на абзацы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

ХОД

I. Проверка дом. задания.

1) Упр.29. Чтение первых двух предложений с называнием и обоснованием знаков препинания. Взаимная проверка учащимися орфографической части этого упр.

2) Упр.28.

3) Упр.53. Сдать тетради с выполненным упражнением для проверки учителем и последующим оцениванием.

II.Вызов.

 Кластер для стимулирования мыслительной деятельности по теме « Основные признаки текста». (Последующее обсуждение, доработка. Слабым уч-ся возможно обращение к теоретическому материалу).

 III. Реализация смысла.

Вопросы учащимся по теме урока.

1) Что такое абзац? Найдите в словаре данное слово и зачитайте, какое ещё имеет значение это слово? (Работа с «Толковым словарём», «Словарём иностранных слов»).

2) Каково назначение абзаца? Как он обозначается?

3) Самостоятельное чтение учащимися текста учебника (стр. 96-97)

- Что вы узнали нового об абзаце?

 Ответ:

- содержание абзаца характеризуется единством и относительной законченностью;

- абзац имеет своё определённое строение (абзацный зачин, или абзацное предложение, далее - комментирующая часть, в которой следует развитие действия, мысли, описываемой картины);

- в тексте связаны по смыслу и языковыми средствами не только предложения, Нои абзацы; абзацные предложения в логическом отношении однородны, сопоставимы, в совокупности своей отражают развитие действия, общую картину, ход мысли; переставить тот или иной абзац, не нарушая смысла высказывания, нельзя.

4) Интересная информация:

В текстах Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева преобладают крупные, объёмные абзацы, в текстах М. Горького - мелкие.

5) Работа с учебником по литературе. Задание.

 - Выберите параграф с чётким абзацным делением текста, найдите в нём и выпишите абзацные предложения в сокращённом виде (зачины), хотя ключевое слово, словосочетание, являющееся логическим ядром абзаца, может быть и не в первом предложении.

- На основе абзацных предложений воспроизведите содержание прочитанного текста.

6) Работа с другим учебником: истории, биологии. Задание.

-  Находите и выписывайте абзацные предложения, тем самым воспринимая общую структуру изучаемого текста.

7) Работа с упр. 130, 131.

IV. Рефлексия. - Что даёт такая работа с абзацными предложениями?

Вывод: усвоив технологию работы с абзацными предложениями, можно сократить время на подготовку к урокам и повысить качество работы с учебной литературой.

V. Дом. работа. Завершить выполнение упр. 131.

Урок № 51

Тема: Аннотация. План. Тезисы.
Цель:
  совершенствовать умении и навыки преобразовывать содержание текста в простой и сложный план, в тезисы, составлять аннотацию, планировать содержание собственного текста, составлять тезисы фрагмента литературно-критической статьи.

ХОД

I.  Вызов.

1) Краткое сообщение учителя о результатах выполненной ранее домашней работы по составлению словарных статей (толкование слов в упр. 53).

2) Предложить из  разрозненных фрагментов составить текс и прочитать его. (Деформированный текст)

3) Помогли ли вам абзацные предложения составить текст? (Мнения уч-ся)

II. Реализация смысла.

 1) Сообщение учителя о важности работы с книгой, с учебной и иной литературой.

Чтение - ворота к знаниям. Но просто чтение не даёт возможности плодотворно и длительно пользоваться информацией, почерпнутой из книг. Нужна технология, нужен инструмент, которые позволили бы пользоваться знаниями, полученными из книг, длительное время, в разных ситуациях.

Таким средством является сжатие, преобразование и запись информации в читаемом тексте. Самое краткое, предельно сжатое представление содержащейся в тексте информации - АННОТАЦИЯ. (Чтение определения по словарю).

Дальше идёт ПЛАН, но он слишком схематичен, неконкретен. (Чтение определения по словарю).

ТЕЗИСЫ, ВЫПИСКИ отражают содержание произведения или его отрывка более полно и с некоторой конкретизацией. (Чтение определений по словарю).

 Ещё  более полно - КОНСПЕКТ, РЕФЕРАТ. (Чтение определений по словарю).

Преобразовывая текст, читающий, впитывая новую для него информацию, объединяет её с уже имеющимися у него знаниями, жизненным и познавательным опытом. Не случаен бытующий по этому поводу афоризм (особенно при конспектировании и реферировании): делающий записи при чтении читает дважды.

2)Важны все виды чтения.

- Перечислите их.

(1. Чтение-просмотр: он важен при выборе литературы по теме, при сборе, например, материалов для реферата. 2. Выборочное чтение: при подготовке для написания реферата, доклада, статьи, при подготовке к дискуссии текст изучается основательно, но не весь, а только нужное в данный момент. 3. Чтение с проработкой текста: углубление в текст, записи - выводы из прочитанного, выяснение непонятных слов).

4)  Чтение материалов учебника по теме (стр. 98-99, 109). Составление сложного плана их содержания.

5) Выполнение упр. 132  (составление плана и тезисов данного в упражнении текста, сравнение составленных плана и тезисов с  планом и тезисами, представленными в учебнике).

6) Свободный пересказ отрывка из воспоминаний А. Кони с использованием составленных тезисов.

III.  Рефлексия.

ВЫВОД: Удобными и широко апробированными видами записей читаемого являются план, тезисы, выписки, конспект.

IV. Дом. работа.

1) упр. 133, 134.

2) Упр. 142-144 (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7  Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...

Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)

Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....

Презентация по русскому языку на тему: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия.

Презентация по русскому языку на тему: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия....