ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

повторительно-обобщающий урок в 5 классе с использованием ИКТ, работа в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ

Цели урока:

Образовательные: Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Глагол»

Развивающие:

1 Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

2. формировать навык самостоятельной работы в группе.

3. Формировать умение анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность группы.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к родному языку, воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Методы: Наглядно-поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: проектор, раздаточный материал, карточки с заданиями, презентация                                     

Ход урока.

  1. Слово учителя:

                  Добрый день, дорогие ребята.

 Вторую неделю говорим о глаголе. Немного оглянемся назад и вспомним, что  мы узнали об этой удивительной части речи.

  Определите задачи, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

- ЧТО ТАКОЕ ГЛАГОЛ. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

- Глаголу нравиться читать, шуметь,

бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать, шить, жить,

свистеть и петь.                                                                                     СЛАЙД

-      В какой форме употреблены глаголы в стихотворении?                

(Инфинитив, неопределённая форма глагола)

- Что можно узнать о глаголе по неопред. форме. Представьте ответ в виде схемы   (30 скунд)

- Поменяйтесь с соседней группой и оцените работу.

Покажите схемы.

Найдите ошибку (для всех):                                                                    СЛАЙД

ИСПЕЧЬ,           НАЙТИ,        ПРИЛЕЧЬ,

СТРИЧЬ,           ВЫЙТИ,         СДЕЛАТЬ.

- Какие глаголы называем возвратными/невозвратными?                  СЛАЙД

Задание:

Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними словосочетания. ЗАПИШИТЕ!

1 группе: надуть губы – обидеться на друга

2 группе: повесить голову – огорчиться

3 группе: сложить оружие – сдаться

4 группе: бежать со всех ног – мчаться на урок

                 Рассказать как на духу – сознаться в содеянном

                 Признать вину – извиниться перед учителем

Не забудьте оценить свою работу и работу одноклассника.

Задание: (карточки №1)

Подберите видовую пару к глаголу: (читаем по очереди по 2 видовых пары)

Расти – вырасти

Касаться – коснуться

Брать – взять

Насыпать – насыпать

Класть – положить

Опоздать – опаздывать

Беречь – сберечь

Бедствовать – нельзя подобрать видовую пару

Оцените себя.

Задание:(карточка №2)

Учащимся 5 класса дано творческое задание: придумать царство Глагола. Проверяя задания учитель увидел следующую работу. (показ слайда) Как бы вы её оценили? Исправим, дополним примерами из ваших карточек.(№2)

  Проверка. Оценка.

(Падать, дышать, строить, гнать, улыбаться, стелить, увидеть, хотеть, бежать, мелькать)

Задание

Время: 1и 2 группам.

Среди текстов найдите то, в котором употреблены глаголы во всех трёх временах и выписать.  Вот как русский поэт И.Никитин описал утро. Найдите в нем глаголы, определите время ( текст стихотворения на парте, писать сверху карандашом ).

              Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

              Белый пар по утрам расстилается.

              По зеркальной воде, по кудрям лозняка

              От зари алый свет разливается.

              Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье  вокруг.

              Чуть приметна тропинка росистая.

               Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

             С листьев брызнет роса серебристая.

              Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

              Пронеслись утки с шумом и скрылися

Проверка. Настоящее время: меркнут, гаснут, расстилается, разливается,          дремлет, морщит, рябит.

                    Прошедшее время: потянул, пронеслись, скрылися.

                    Будущее время: брызнет, заденешь.

Наклонения: 3 и 4 группе. (2 чел из команды) Определите наклонение глаголов.

  1. Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»
  2. Если хочешь быть счастливым – будь им!
  3. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
  4. Меньше бы говорил, да больше бы делал.
  5. Доброе дело само себя хвалит.

Ответ: крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..

Распределить карточки с грамматическими признаками наклонений.

 №1 Настоящее время Прошедшее время Будущее время

Изъяв.

№1

Условн.

№2

№5

Повелит.

№ 3

№4

№6

№7

№8

№2 -л+ б(ы)

№3 Суффикс -И-

№4 Окончание -ТЕ

№5 Прошедшее время

№6 Пусть, пускай

№7 Давай, давайте, да

№8 Частица -КА

Физминутка.

Учитель называет глаголы,  а дети выполняют действия, которые они обозначают:

 шагаем – стоим;

 руки поднимаем – опускаем;

 приседаем – тянемся вверх;

 смеёмся – плачем;

 кричим – молчим;

 стоим – садимся.

 - Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?

 (Слова обозначают противоположные действия)

Задание классу. Знаете ли вы, что есть удивительные слова: не то глаголы, не то существительные. На доске написаны пословицы. Найдите в них такие слова.

                   На то и печь, чтобы пироги в ней печь.

                    Стою на нашем берегу, покой границы  берегу.

                     Снежное покрывало все поле покрывало.

Слово учителя. Такие слова, которые совпадают  в произношении и написании, называют омофонами.

На доске написаны слова «рой», «три», «пила», «течь».

Задание классу. Придумайте предложения с данными словами так, чтобы была понятна их роль в предложении. ( рой пчел – рой яму; три девицы – три щеткой; пила лекарство – острая пила; течь в крыше – долго течь).

Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

Снежное покрывало покрывало все поле.

Ветер стих. Я прочитал стих.

Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.

     Прочитайте  стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние  воды». Определите преобладающую часть речи в стихотворении.

           

                           Еще в полях белеет снег,

                                 А воды уж весной шумят-

                                 Бегут и будят сонный брег,

                                 Бегут и блещут, и гласят… 

                                 Они гласят во все концы:

                                  «Весна идет, весна идет!

                                 Мы молодой весны гонцы,

                                  Она нас выслала вперед!».

                                  Весна идет, весна идет!

                                  И тихих, теплых майских дней

                                  Румяный, светлый хоровод

                                  Толпится весело за ней.              

Вопрос: Чувствуется ли движение в стихотворении? Чем насыщено стихотворение?  ( Да. В стихотворении преобладают глаголы Из 44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов).

Задание классу. В стихотворении Ф.И. Тютчева найти   группы глаголов,

которые в нем встречаются.

1 гр:  Глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится.

2 гр.: Глаголы звучания:  шумят, гласят.

3 гр.: Глаголы цвета: блещут, белеет.

4 гр.: Подберите из высказываний о глаголе то, которое на ваш взгляд

больше всего соответствует энергии стихотворения.

«Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая,

 самая свежая, артериальная кровь языка, И назначение глагола – выражать

само действие».

Вопрос классу. Какие глаголы здесь преобладают?  ( глаголы движения).

           

Слово учителя. Наш сегодняшний урок – это путешествие в страну по имени Глагол -  знакомый и незнакомый. Он занимает

 второе место после имени Существительное. Жители ее очень не

 просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют, переходят из одного состояния в другое.

Подведём итоги нашей работы.

- Все ли задачи решили на уроке?

- Как вы оцениваете работу своей группы?

- Что вам больше всего понравилось, на каком этапе, на ваш взгляд,

работа в группе шла наиболее организованно?

- Были ли затруднения?

- Изменилось ли что-то в вашей работе в равнении с предыдущими работами?

ЧЬ

ТИ

ЧЬ

И

ТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.

Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...

Познавательно-игровое занятие "Знаем, знаем, мы животных"

Данное занятие предназначено для детей в возрасте  от 3 до  7 лет....

Презентация "Что я знаю о глаголе"

Презентацию "Что язнаю о глаголе" выполнил ученик 7 класса Мухин Даниил после повторения о глаголе. Необычная, увлекательная форма для повторения о глаголе....