ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
повторительно-обобщающий урок в 5 классе с использованием ИКТ, работа в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_v_5_klasse_chto_my_znaem_o_glagole.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ
Цели урока:
Образовательные: Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Глагол»
Развивающие:
1 Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
2. формировать навык самостоятельной работы в группе.
3. Формировать умение анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность группы.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к родному языку, воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Методы: Наглядно-поисковый, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: проектор, раздаточный материал, карточки с заданиями, презентация
Ход урока.
- Слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята.
Вторую неделю говорим о глаголе. Немного оглянемся назад и вспомним, что мы узнали об этой удивительной части речи.
Определите задачи, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.
- ЧТО ТАКОЕ ГЛАГОЛ. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
- Глаголу нравиться читать, шуметь,
бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать, шить, жить,
свистеть и петь. СЛАЙД
- В какой форме употреблены глаголы в стихотворении?
(Инфинитив, неопределённая форма глагола)
- Что можно узнать о глаголе по неопред. форме. Представьте ответ в виде схемы (30 скунд)
- Поменяйтесь с соседней группой и оцените работу.
Покажите схемы.
Найдите ошибку (для всех): СЛАЙД
ИСПЕЧЬ, НАЙТИ, ПРИЛЕЧЬ,
СТРИЧЬ, ВЫЙТИ, СДЕЛАТЬ.
- Какие глаголы называем возвратными/невозвратными? СЛАЙД
Задание:
Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними словосочетания. ЗАПИШИТЕ!
1 группе: надуть губы – обидеться на друга
2 группе: повесить голову – огорчиться
3 группе: сложить оружие – сдаться
4 группе: бежать со всех ног – мчаться на урок
Рассказать как на духу – сознаться в содеянном
Признать вину – извиниться перед учителем
Не забудьте оценить свою работу и работу одноклассника.
Задание: (карточки №1)
Подберите видовую пару к глаголу: (читаем по очереди по 2 видовых пары)
Расти – вырасти
Касаться – коснуться
Брать – взять
Насыпать – насыпать
Класть – положить
Опоздать – опаздывать
Беречь – сберечь
Бедствовать – нельзя подобрать видовую пару
Оцените себя.
Задание:(карточка №2)
Учащимся 5 класса дано творческое задание: придумать царство Глагола. Проверяя задания учитель увидел следующую работу. (показ слайда) Как бы вы её оценили? Исправим, дополним примерами из ваших карточек.(№2)
Проверка. Оценка.
(Падать, дышать, строить, гнать, улыбаться, стелить, увидеть, хотеть, бежать, мелькать)
Задание
Время: 1и 2 группам.
Среди текстов найдите то, в котором употреблены глаголы во всех трёх временах и выписать. Вот как русский поэт И.Никитин описал утро. Найдите в нем глаголы, определите время ( текст стихотворения на парте, писать сверху карандашом ).
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по утрам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися
Проверка. Настоящее время: меркнут, гаснут, расстилается, разливается, дремлет, морщит, рябит.
Прошедшее время: потянул, пронеслись, скрылися.
Будущее время: брызнет, заденешь.
Наклонения: 3 и 4 группе. (2 чел из команды) Определите наклонение глаголов.
- Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»
- Если хочешь быть счастливым – будь им!
- Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
- Меньше бы говорил, да больше бы делал.
- Доброе дело само себя хвалит.
Ответ: крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..
Распределить карточки с грамматическими признаками наклонений.
№1 Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Изъяв. №1 | Условн. №2 №5 | Повелит. № 3 №4 №6 №7 №8 |
№2 -л+ б(ы)
№3 Суффикс -И-
№4 Окончание -ТЕ
№5 Прошедшее время
№6 Пусть, пускай
№7 Давай, давайте, да
№8 Частица -КА
Физминутка.
Учитель называет глаголы, а дети выполняют действия, которые они обозначают:
шагаем – стоим;
руки поднимаем – опускаем;
приседаем – тянемся вверх;
смеёмся – плачем;
кричим – молчим;
стоим – садимся.
- Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?
(Слова обозначают противоположные действия)
Задание классу. Знаете ли вы, что есть удивительные слова: не то глаголы, не то существительные. На доске написаны пословицы. Найдите в них такие слова.
На то и печь, чтобы пироги в ней печь.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Слово учителя. Такие слова, которые совпадают в произношении и написании, называют омофонами.
На доске написаны слова «рой», «три», «пила», «течь».
Задание классу. Придумайте предложения с данными словами так, чтобы была понятна их роль в предложении. ( рой пчел – рой яму; три девицы – три щеткой; пила лекарство – острая пила; течь в крыше – долго течь).
Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ветер стих. Я прочитал стих.
Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.
Прочитайте стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Определите преобладающую часть речи в стихотворении.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Вопрос: Чувствуется ли движение в стихотворении? Чем насыщено стихотворение? ( Да. В стихотворении преобладают глаголы Из 44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов).
Задание классу. В стихотворении Ф.И. Тютчева найти группы глаголов,
которые в нем встречаются.
1 гр: Глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится.
2 гр.: Глаголы звучания: шумят, гласят.
3 гр.: Глаголы цвета: блещут, белеет.
4 гр.: Подберите из высказываний о глаголе то, которое на ваш взгляд
больше всего соответствует энергии стихотворения.
«Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая,
самая свежая, артериальная кровь языка, И назначение глагола – выражать
само действие».
Вопрос классу. Какие глаголы здесь преобладают? ( глаголы движения).
Слово учителя. Наш сегодняшний урок – это путешествие в страну по имени Глагол - знакомый и незнакомый. Он занимает
второе место после имени Существительное. Жители ее очень не
просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют, переходят из одного состояния в другое.
Подведём итоги нашей работы.
- Все ли задачи решили на уроке?
- Как вы оцениваете работу своей группы?
- Что вам больше всего понравилось, на каком этапе, на ваш взгляд,
работа в группе шла наиболее организованно?
- Были ли затруднения?
- Изменилось ли что-то в вашей работе в равнении с предыдущими работами?
ЧЬ
ТИ
ЧЬ
И
ТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»
Цели: Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...
Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.
Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...
Конспект урока по марийскому языку в 7 классе "Ах, глагол,глагол, кумылым тарватышыч тый чот!" по теме "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме "Глагол" в 7 классе...
Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")
Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...
Познавательно-игровое занятие "Знаем, знаем, мы животных"
Данное занятие предназначено для детей в возрасте от 3 до 7 лет....
Презентация "Что я знаю о глаголе"
Презентацию "Что язнаю о глаголе" выполнил ученик 7 класса Мухин Даниил после повторения о глаголе. Необычная, увлекательная форма для повторения о глаголе....