Урок с использованием ЭОР. Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксические связи слов в словосочетаниях" с использованием ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_eor._sachkova_i.v.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».
1.ФИО (полностью): Сачкова Ирина Викторовна
2.Место работы: МОУ СОШ № 4 г. Щёкино Тульской области
3.Должность: учитель русского языка и литературы
4.Предмет: русский язык
5.Класс: 8
6.Тема и номер урока в теме: Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
7.Базовый учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2011.
8.Цель урока: познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов.
9.Задачи:
- обучающие: научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи; закрепить понятия словосочетание, виды словосочетаний по главному слову.
- развивающие: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.
- воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
10.Тип урока: изучение нового материала.
11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
12.Необходимое техническое оборудование: традиционные: учебники, тетради, ручки; инновационные: магнитно-маркерная доска, компьютер, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.
13.Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. | Приветствует класс, проверяет готовность учеников к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | 0,5 | |
2 | Сообщение темы урока, постановка целей. | Сообщает тему урока, цели и задачи. - Сегодня на уроке русского языка мы будем изучать интересную и важную тему, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой. | Слушают учителя. Записывают число, тему урока в тетради. | 1,5 | |
3 | Проверка домашнего задания. | Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности. | Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах. 1 ученик читает описание вечерней зари (упр.57, р.р.), делает вывод о роли разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла. 2 ученик выбирает сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты (упр.63). | 4 | |
4 | Повторение ранее изученного. Актуализация знаний. | ФЦИОР модуль (5) Электронное задание «Основные виды словосочетаний». Вариант 2. (1) | 1.Повторение понятия «словосочетание» Даёт задание: прочитать запись. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… - Определите вид синтаксической единицы. - Выпишите из данного предложения словосочетания. - Какие теоретические знания надо применить, для выполнения задания? - Что не является словосочетанием? - Чтобы выделить словосочетание в предложении, что нужно сделать? Как в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»? Организует работу с ЭОР. Задание: «Какие из приведенных примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения?» Контролирует выполнение данного задания. 2.Виды словосочетаний. Задаёт вопрос: -По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют 3 вида словосочетаний. Назовите их. Задание на доске: распределите словосочетания по главному слову: золотая осень, очень неожиданно, кленовый лист, идти лесом, слабо трепетали, невероятно долго. | Коллективная работа. Читают запись, определяют, что это предложение. Отвечают на вопрос: для выполнения задания надо знать определение словосочетания. Дают определение понятия. Не являются словосочетанием: сочетания сказуемого с подлежащим, однородные члены предложения, сочетания слов значимых и служебных частей речи. Найти грамматическую основу, она не является словосочетанием; при помощи логических вопросов выделить все словосочетания. Выписанные словосочетания: кроет небо, кроет мглою, кроет крутя, крутя вихри, вихри снежные. Индивидуальный доклад ученика по ссылке на сайте ФЦОР Выполняют индивидуальное задание в режиме реального времени. Самопроверка по образцу на экране. Отвечают на вопрос, выполняют задания: -Именное, глагольное, наречное. Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах. Ведутся записи в тетрадях. | 9 |
5 | Изучение нового материала. | Интерактивная таблица «Способы подчинительной связи». (2) | Даёт задание: записать словосочетания интересная книга, читать книгу, читать громко. Задаёт вопросы: - Чем похожи? Чем отличаются данные словосочетания? Делает вывод, объясняет. - Действительно, слова соединяются друг с другом на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня. В словосочетании всегда одно слово главное, будто хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово-хозяин по-разному относится к своим подчинённым. 1) При согласовании главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчинённым. «Я делаю, и ты делай так же», - как будто говорит оно. 2) При управлении хозяин требовательный, жёсткий. Сам ничего не делает, но подчинённому приказывает: «Делай, как я прикажу!» 3) При примыкании хозяин ничего не требует от подчинённого, только просит: «Встань со мной рядом». Предлагает рассмотреть таблицу, сделать выводы. | Выполняют запись. Отвечают на вопросы: похожи: одно слово главное, другое зависимое; отличаются вопросами от главного к зависимому и частями речи. Слушают, запоминают. Рассматривают и анализируют таблицу, сопоставляют типы связи слов в словосочетании, делают выводы. | 8 |
6 | Закрепление знаний. | Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 2. (4) | Организует работу. Выполнить задание: восстановите правило Организует работу. Даёт задание: заполнить таблицу своими примерами. Организует работу. Даёт задание по учебнику (упр.64 стр.34) распределить словосочетания по колонкам в зависимости от вида подчинительной связи. Контролирует работу учащихся. | Выполняют задание, устно проговаривают восстановленное правило. Заполняют таблицу в тетрадях, состоящую из 4-х колонок: 1) тип связи; 2) главное слово (чем выражено?); 3) зависимое слово (чем выражено?); 4) примеры Групповая работа: 1 ряд – согласование, 2 ряд – управление, 3 ряд – примыкание. Проверяют с комментарием. | 12 |
7 | Диагностическая самостоятельная работа. | Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 1. (3) | Организует работу. Выполнить следующее задание самостоятельно: распределите словосочетания по таблице. Контролирует. | Индивидуальная работа с ЭОР. Выполняют задание. Проверяют в режиме реального времени. | 5 |
8 | Итог. | Задает вопросы на проверку усвоения материала. - С какими ключевыми понятиями мы познакомились сегодня на уроке? - Расскажите о синтаксических связях слов в словосочетании. Выставляет и комментирует отметки. | Отвечают на вопросы. Рассказывают о типах связи слов в словосочетаниях. | 3 | |
9 | Домашнее задание дифференцированного характера. | Поясняет разноуровневое задание: 1) ответить устно на контрольные вопросы с.38 (для всех); 2) упр. 68 или 70; 3) подготовить сообщение на тему «Что я узнал (а) о словах: стратегия, гарантия, кандидат»? | Задают вопросы по домашнему заданию, если они есть, и записывают его в дневник | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Электронное задание «Основные виды словосочетаний». Вариант 2. | Практический, множественный выбор | текст | |
2 | Интерактивная таблица «Способы подчинительной связи». | Информационный, обобщающий материал | таблица | |
3 | Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 1. | Практический, тренировочно-контролирующий материал. | упражнение | |
4 | Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 2. | Практический | текст | |
5 | «Словосочетание». | Информационный | Модуль упражнение | http://fcior.edu.ru/card/11785/urok-3-slovosochetanie-vidy-podchinitelnoy-svyazi.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний
урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...
Конспект урока по русскому языку в 8 кл на тему "Синтаксические связи слов в словосочетании".
Урок комбинированный.Закрепляем знания о словосочетании, тренируемся делать схемы, строить словосочетания заданого вида связи, совершенствуем речевые умения....
Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)
Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о с...
Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1. Технология здоровьесбережения.2. Технология коллективного обучения.3....
презентация к уроку 8 класс . " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний
Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»....
" Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".
Конспект урока с презентацией....