Урок с использованием ЭОР. Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Сачкова Ирина Викторовна

План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксические связи слов в словосочетаниях" с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_eor._sachkova_i.v.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                   Тема урока: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».

1.ФИО (полностью): Сачкова Ирина Викторовна        

2.Место работы: МОУ СОШ № 4 г. Щёкино Тульской области        

3.Должность: учитель русского языка и литературы        

4.Предмет: русский язык        

5.Класс: 8        

6.Тема и номер урока в теме: Синтаксические связи слов в словосочетаниях.         

7.Базовый учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2011.        

8.Цель  урока: познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов.

9.Задачи:

- обучающие: научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи; закрепить понятия словосочетание, виды словосочетаний по главному слову.

- развивающие: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

- воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

10.Тип урока: изучение нового материала.

11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

12.Необходимое техническое оборудование: традиционные: учебники, тетради, ручки; инновационные: магнитно-маркерная доска, компьютер, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.

13.Структура и ход  урока

                                                               Таблица 1.

                                              СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.

Приветствует класс, проверяет готовность учеников к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

0,5

2

Сообщение темы урока, постановка целей.

Сообщает тему урока, цели и задачи.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем изучать интересную и важную тему, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Слушают учителя. Записывают число, тему урока в тетради.

1,5

3

Проверка домашнего задания.

Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности.

Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах.

1 ученик читает описание вечерней зари (упр.57, р.р.), делает вывод о роли разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла.

2 ученик выбирает сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты (упр.63).

4

4

Повторение ранее изученного. Актуализация знаний.

ФЦИОР модуль (5)

Электронное задание «Основные виды словосочетаний». Вариант 2. (1)

1.Повторение понятия «словосочетание»

Даёт задание:  прочитать запись.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

- Определите вид синтаксической единицы.

- Выпишите из данного предложения словосочетания.

- Какие теоретические знания надо применить, для выполнения задания?

- Что не является словосочетанием?

- Чтобы выделить словосочетание в предложении, что нужно сделать?

Как в  «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»?

Организует работу с ЭОР. Задание: «Какие из приведенных примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения?» Контролирует  выполнение данного задания.

2.Виды словосочетаний.

Задаёт вопрос:

-По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют 3 вида словосочетаний. Назовите их.

Задание на доске: распределите словосочетания по главному слову: золотая осень, очень неожиданно, кленовый лист, идти лесом, слабо трепетали, невероятно долго.

Коллективная работа.

Читают запись, определяют, что это предложение.

Отвечают на вопрос: для выполнения задания надо знать определение словосочетания. Дают определение понятия.

Не являются словосочетанием: сочетания сказуемого с подлежащим, однородные члены предложения, сочетания слов значимых и служебных частей речи.

Найти грамматическую основу, она не является словосочетанием; при помощи логических вопросов выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания: кроет небо, кроет мглою, кроет крутя, крутя вихри, вихри снежные.

Индивидуальный доклад ученика по ссылке на сайте ФЦОР

Выполняют индивидуальное задание в режиме реального времени. Самопроверка по образцу на экране.

Отвечают на вопрос, выполняют задания:

-Именное, глагольное, наречное.

Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах. Ведутся записи в тетрадях.

9

5

Изучение нового материала.

Интерактивная таблица «Способы подчинительной связи». (2)

Даёт задание: записать словосочетания интересная книга, читать книгу, читать громко.

Задаёт вопросы: - Чем похожи? Чем отличаются данные словосочетания?

Делает вывод, объясняет.

- Действительно, слова соединяются друг с другом на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня. В словосочетании всегда одно слово главное, будто хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово-хозяин по-разному относится к своим подчинённым. 1) При согласовании главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчинённым. «Я делаю, и ты делай так же», - как будто говорит оно. 2) При управлении хозяин требовательный, жёсткий. Сам ничего не делает, но подчинённому приказывает: «Делай, как я прикажу!» 3) При примыкании хозяин ничего не требует от подчинённого, только просит: «Встань со мной рядом».

Предлагает рассмотреть таблицу, сделать выводы.

Выполняют запись.

Отвечают на вопросы: похожи: одно слово главное, другое зависимое; отличаются вопросами от главного к зависимому и частями речи.

Слушают, запоминают.

Рассматривают и анализируют таблицу, сопоставляют типы связи слов в словосочетании, делают выводы.

8

6

Закрепление знаний.

Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 2. (4)

Организует работу. Выполнить задание: восстановите правило

Организует работу. Даёт задание: заполнить таблицу своими примерами.

Организует работу. Даёт задание по учебнику (упр.64 стр.34) распределить словосочетания по колонкам в зависимости от вида подчинительной связи. Контролирует работу учащихся.

Выполняют задание, устно проговаривают восстановленное правило.

Заполняют таблицу в тетрадях, состоящую из 4-х колонок: 1) тип связи; 2) главное слово (чем выражено?); 3) зависимое слово (чем выражено?); 4) примеры

Групповая работа: 1 ряд – согласование, 2 ряд – управление, 3 ряд – примыкание.  Проверяют с комментарием.

12

7

Диагностическая самостоятельная работа.

Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 1. (3)

Организует работу. Выполнить следующее задание самостоятельно: распределите словосочетания по таблице. Контролирует.

Индивидуальная работа с ЭОР. Выполняют задание. Проверяют в режиме реального времени.

5

8

Итог.

Задает вопросы на проверку усвоения материала.

- С какими ключевыми понятиями мы познакомились сегодня на уроке?

- Расскажите о синтаксических связях слов в словосочетании.

Выставляет и комментирует отметки.

Отвечают на вопросы. Рассказывают о типах связи слов в словосочетаниях.

3

9

Домашнее задание дифференцированного характера.

Поясняет разноуровневое задание: 1) ответить устно на контрольные вопросы с.38 (для всех); 2) упр. 68 или 70; 3)  подготовить сообщение на тему «Что я узнал (а) о словах: стратегия, гарантия, кандидат»?

Задают вопросы по домашнему заданию, если они есть, и записывают его в дневник

2

                                       Приложение к плану-конспекту урока

                                                             Таблица 2.

                ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Электронное задание «Основные виды словосочетаний». Вариант 2.

Практический, множественный выбор

текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html

2

Интерактивная таблица «Способы подчинительной связи».

Информационный, обобщающий материал

таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf

3

Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 1.

Практический,  тренировочно-контролирующий материал.

упражнение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48bf58d5-bd61-4755-83d8-9e5e165b5808/index_listing.html

4

Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 2.

Практический

текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html

5

«Словосочетание».

Информационный

Модуль упражнение

http://fcior.edu.ru/card/11785/urok-3-slovosochetanie-vidy-podchinitelnoy-svyazi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

Конспект урока по русскому языку в 8 кл на тему "Синтаксические связи слов в словосочетании".

Урок комбинированный.Закрепляем знания о словосочетании, тренируемся делать схемы, строить словосочетания заданого вида связи, совершенствуем речевые умения....

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о с...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1.     Технология здоровьесбережения.2.     Технология коллективного обучения.3....

презентация к уроку 8 класс . " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»....