Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова "Однокоренные слова"
план-конспект по русскому языку по теме

Представлен конспект урока по теме "Однокоренные слова" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._odnokorennye_slova._3_klass.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         МОУ Балтасинская гимназия

                      Юнусова Раушания Илдусовна  

Урок русского языка в 3 классе. Система Л.В. Занкова

   Тема. Однокоренные слова.

Цель:  

  1. Учебно – познавательные: формировать представление  об однокоренных словах;  учить распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня; различать и подбирать однокоренные слова, совершенствовать умение находить корень в словах.

     2.  Интеллектуально – развивающие: работать над развитием речи, логического мышления, мыслительных операций; развивать наблюдательность, воображение, творческие                     способности, умение работать в группе.

     3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,      бережное отношение к своему здоровью и  друг к другу, уважительное отношение к своему языку и культуру общения.

Ход урока.

1.    Орг. Момент.

- какое у вас настроение? Давайте улыбнемся, передадим свое хорошее настроение друг другу.

2.   АОЗ

 - Чтобы наша голова хорошо работала, давайте проведем небольшую разминочку. Возьмите грецкие орехи, которые лежат у вас на партах и покатайте их между ладонями так, чтобы ладошкам стало горячо.

   Теперь найдем точку ума и помассажируем.

 

Сейчас разомнем наши мозги. Найдите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.

солнце

Казань

заяц

лыжи

плывет

художник

3. Работа по новой теме.

– Вот теперь с зайчиком отправимся в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)

-  Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово «КОРЕНЬ».)

- Что вы можете сказать об этом слове?

 ( ответы детей.)

  - А сейчас давайте встанем отдохнем, соберем предложение.

(Лента Базарного)

 Чтение стихотворения “Как растут слова”

Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был
САД фруктовым –
Был он только словом.

Это слово – слово “корень”,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам
РАССАДА
Вот еще ПОСАДКА рядом
А вот
САДОВОД

С ним САДОВНИК идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

(Е.Измайлов)

- Что интересного вы заметили во всех этих словах?  (Есть общая часть –сад-)

Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.

Как вы думаете, какое определение можно дать этим словам?  (однокоренные, т.к. у них одинаковый корень)

Как нужно относиться к деревьям, растениям? Вот и к словам нужно относиться  бережно, не ломать их, не коверкать. У деревьев есть вредители и в мире слов есть тоже вредители. Знакомы вам такие слова? Не подпускайте их к себе.

Найдите упражнение 359. Прочитайте задание. Запишите в тетрадях в два столбика.   ( 2 ученика у доски)

А попробуйте сами придумать однокоренные слова с корнем –сок-.

Сравните свои слова с моими и назовите только те, которые я не записала.  (на слайде:  сок, высокий, сокол, високосный (год)).

-Значит, ищем не только общую часть, а вдумываемся и в смысл слова, в значение.

- Тогда получается, вот эти пары слов тоже однокоренные?

Шофер – водитель

Бабочка – мотылек

Блестеть – сверкать

(нет)

- Но ведь у них же одинаковые значения.

Сделайте вывод: значит…  ( однокоренными называются слова, у которых есть общая часть и сходны по значению).

Динамическая пауза.

Бабушка, детский сад.

4. Первичное закрепление.

- Ой, а что это у вас под партами валяется?

Прочитайте свое слово, найдите корень и заселяйтесь в свои домики.

в)  под партами листочки. Найти свой дом.

-лет-                                                -ход-                                     -боль-

летчик, полет, плеть,               ходить, выход, уход,            больница, болезнь,

                                                   шел                                    болото, болеет, больно

вылет, летать, улетел,              приход, заходить,           заболел      

                                                                                                   

-лес-

лесной, лесник, лесть, лесок, лесистый, лесничий

(ход, корм, лет, лед)

- Как вы думаете, для чего я дала вам это задание? Правильно, чтобы разделить вас на группы.

5. Работа в группах.

 Внимательно прочитайте текст «Чужак».  По ходу чтения подчеркивайте однокоренные слова карандашом. Найдите чужака и нарисуйте его.

   Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху      воду ждут.

    Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?

_Почему гости сразу не приметили чужака?

 Д/З   - Какое еще задание можно придумать к этому тексту? (ответы детей)

Это будет вашим домашним заданием. Выполните задания, которые придумали.  

нарисовать рисунки к корню  -гриб-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...