Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова "Однокоренные слова"
план-конспект по русскому языку по теме
Представлен конспект урока по теме "Однокоренные слова" в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._odnokorennye_slova._3_klass.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Балтасинская гимназия
Юнусова Раушания Илдусовна
Урок русского языка в 3 классе. Система Л.В. Занкова
Тема. Однокоренные слова.
Цель:
- Учебно – познавательные: формировать представление об однокоренных словах; учить распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня; различать и подбирать однокоренные слова, совершенствовать умение находить корень в словах.
2. Интеллектуально – развивающие: работать над развитием речи, логического мышления, мыслительных операций; развивать наблюдательность, воображение, творческие способности, умение работать в группе.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к своему здоровью и друг к другу, уважительное отношение к своему языку и культуру общения.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
- какое у вас настроение? Давайте улыбнемся, передадим свое хорошее настроение друг другу.
2. АОЗ
- Чтобы наша голова хорошо работала, давайте проведем небольшую разминочку. Возьмите грецкие орехи, которые лежат у вас на партах и покатайте их между ладонями так, чтобы ладошкам стало горячо.
Теперь найдем точку ума и помассажируем.
Сейчас разомнем наши мозги. Найдите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.
солнце
Казань
заяц
лыжи
плывет
художник
3. Работа по новой теме.
– Вот теперь с зайчиком отправимся в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)
- Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово «КОРЕНЬ».)
- Что вы можете сказать об этом слове?
( ответы детей.)
- А сейчас давайте встанем отдохнем, соберем предложение.
(Лента Базарного)
Чтение стихотворения “Как растут слова”
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был САД фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово “корень”,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам РАССАДА
Вот еще ПОСАДКА рядом
А вот САДОВОД
С ним САДОВНИК идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(Е.Измайлов)
- Что интересного вы заметили во всех этих словах? (Есть общая часть –сад-)
Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.
Как вы думаете, какое определение можно дать этим словам? (однокоренные, т.к. у них одинаковый корень)
Как нужно относиться к деревьям, растениям? Вот и к словам нужно относиться бережно, не ломать их, не коверкать. У деревьев есть вредители и в мире слов есть тоже вредители. Знакомы вам такие слова? Не подпускайте их к себе.
Найдите упражнение 359. Прочитайте задание. Запишите в тетрадях в два столбика. ( 2 ученика у доски)
А попробуйте сами придумать однокоренные слова с корнем –сок-.
Сравните свои слова с моими и назовите только те, которые я не записала. (на слайде: сок, высокий, сокол, високосный (год)).
-Значит, ищем не только общую часть, а вдумываемся и в смысл слова, в значение.
- Тогда получается, вот эти пары слов тоже однокоренные?
Шофер – водитель
Бабочка – мотылек
Блестеть – сверкать
(нет)
- Но ведь у них же одинаковые значения.
Сделайте вывод: значит… ( однокоренными называются слова, у которых есть общая часть и сходны по значению).
Динамическая пауза.
Бабушка, детский сад.
4. Первичное закрепление.
- Ой, а что это у вас под партами валяется?
Прочитайте свое слово, найдите корень и заселяйтесь в свои домики.
в) под партами листочки. Найти свой дом.
-лет- -ход- -боль-
летчик, полет, плеть, ходить, выход, уход, больница, болезнь,
шел болото, болеет, больно
вылет, летать, улетел, приход, заходить, заболел
-лес-
лесной, лесник, лесть, лесок, лесистый, лесничий
(ход, корм, лет, лед)
- Как вы думаете, для чего я дала вам это задание? Правильно, чтобы разделить вас на группы.
5. Работа в группах.
Внимательно прочитайте текст «Чужак». По ходу чтения подчеркивайте однокоренные слова карандашом. Найдите чужака и нарисуйте его.
Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?
_Почему гости сразу не приметили чужака?
Д/З - Какое еще задание можно придумать к этому тексту? (ответы детей)
Это будет вашим домашним заданием. Выполните задания, которые придумали.
нарисовать рисунки к корню -гриб-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...