Знаки препинания в БСП
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoetochie_v_bsp.doc | 44.5 КБ |
dvoetochie_v_bsp.ppt | 70.5 КБ |
zapyataya_v_bsp.doc | 45 КБ |
zapyataya_i_tochka_s_zapyatoy_v_bsp.ppt | 69.5 КБ |
bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya.ppt | 60.5 КБ |
tire_v_bsp._9_kl.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Двоеточие в БСП
Цель: формирование умений правильно устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять смысловые особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение знаков препинания в простом предложении; подготовка к ЕГЭ.
Оборудование: таблицы, мультимедийная система, карточки с индивидуальными заданиями, справочники.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Подготовка к малому ЕГЭ
Работа по карточкам с последующей коллективной проверкой
Вставьте пропущенные буквы
I вариант
- смотришь, лечишь, вертим, играешь,
- (они) клеят, борются, будят, платят
- (они) окончат, морщат, отыщут, тащат
- обидит, хочешь, бреешь, стелем
- (они) гонят, сеет, ропщут, мучат
- (они) ищут, мочат, кличут, колышут
- зыблется, колышем, наполните, накроешься,
Вставьте пропущенные буквы
II вариант
- увяжем, перемелется, пожинаешь, терпит,
- ропщешь, мокнешь, вышлешь, вытрешь,
- ноешь, узнаешь, тронешь, светишь
- обуваешь, дышишь, готовишься, носишь,
- наточим, отмеришь, ненавидишь, отмеряем,
- выручаешь, выхватишь, встретишь, перестелет
- подставишь, держим, (если) назначите, упомнишь
III. Проверка домашнего задания
Упр.
IV. Повторение
Запись с объяснением постановки знаков препинания
Петр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром»
Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетнёву.
V. Новый материал
1. Чтение теоретического материала на стр. , анализ примеров параграфа
VI. Работа по опорным таблицам
Спишите предложения, объясните постановку двоеточия. Устно произведите синонимическую замену СПП.
- Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз. А именно. (раскрывает содержание первой части.)
- Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Потому что , так как, ибо (причина)
- Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ. И увидел, и услышал, и почувствовал и др. (добавочное сообщение)
VII. Закрепление
1. Объяснительный диктант.
После обеда подали чай с каким-то оригинальным запахом; гляжу: на дне гвоздичная головка.(И. Гончаров) Я смотрел на лодки, на японские батареи: нигде никакого движения.(И. Гончаров) Я говорил себе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду…(М. Лермонтов) Очень требовательный к себе, Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. Он поднял глаза: маленькое облачко неприметно неслось по небу. Должен признаться: самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам. (И. Репин)
2. Упр.
VIII. Итоги урока.
- С чем работали на уроке?
- Какие смысловые отношения возможны между частями БСП при постановке двоеточия?
IX. Домашнее задание:
П.
1 группа – мини – сочинение «Для чего в предложении ставится двоеточие?»
2 группа - упр.
Вставьте пропущенные буквы
I вариант
- смотр…шь, леч…шь, верт…м, игра…шь,
- (они) клее…т, бор…тся, буд…т, плат…т
- (они) оконч…т, морщ…т, отыщ…т, тащ…т
- обид…т, хоч…шь, бре…шь, стел…м
- (они) гон…т, се…т, ропщ…т, муч…т
- (они) ищ…т, моч…т, клич…т, колыш…т
- зыбл…тся, колыш…м, наполн…те, накро…шься,
Вставьте пропущенные буквы
II вариант
- увяж…м, перемел…тся, пожина…шь, терп…т,
- ропщ…шь, мокн…шь, вышл…шь, вытр…шь,
- но…шь, узна…шь, трон…шь, свет…шь
- обува…шь, дыш…шь, готов…шься, нос…шь,
- наточ…м, отмер…шь, ненавид…шь, отмеряя…м,
- выруча…шь, выхват…шь, встрет…шь, перестел…т
- подстав…шь, держ…м, (если) назнач…те, упомн…шь
Вставьте пропущенные буквы
I вариант
- смотр…шь, леч…шь, верт…м, игра…шь,
- (они) клее…т, бор…тся, буд…т, плат…т
- (они) оконч…т, морщ…т, отыщ…т, тащ…т
- обид…т, хоч…шь, бре…шь, стел…м
- (они) гон…т, се…т, ропщ…т, муч…т
- (они) ищ…т, моч…т, клич…т, колыш…т
- зыбл…тся, колыш…м, наполн…те, накро…шься,
Вставьте пропущенные буквы
II вариант
- увяж…м, перемел…тся, пожина…шь, терп…т,
- ропщ…шь, мокн…шь, вышл…шь, вытр…шь,
- но…шь, узна…шь, трон…шь, свет…шь
- обува…шь, дыш…шь, готов…шься, нос…шь,
- наточ…м, отмер…шь, ненавид…шь, отмеряя…м,
- выруча…шь, выхват…шь, встрет…шь, перестел…т
- подстав…шь, держ…м, (если) назнач…те, упомн…шь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема : Запятая и точка с запятой в БСП.
Цель: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторить правописание пре- и при-; подготовка к малому ЕГЭ.
Оборудование: мультимедийная система, таблицы, карточки для индивидуальных заданий, справочный материал.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Повторение
- По таблице вспомните правописание безударных личных окончаний глагола.
- Выполнение элемента тестового задания.
- В какой строке во всех словах пропущена буква Е ?
А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т
Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т
В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т
Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т
2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю ?
А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т
Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т
В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.
Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т
3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я ?
А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в
Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий
В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся
Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.
- Проверка по слайдам.
III. Проверка домашнего задания.
- Опрос:
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какие знаки препинания могут стоять в БСП?
2. Упр. ( «по цепочке» с обоснованием постановки знаков препинания.)
IV. Орфографическая работа
Приоритетные направления в исследованиях, беспристрастный взгляд на юного аккомпаниатора, беспрецедентный случай, преходящее явление, непререкаемый авторитет, непримиримый борец за идеи гуманизма.
V. Знакомство с новым материалом
1. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, провести наблюдения над интонационными особенностями предложения.
В дали голубой столбом уж кружился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки.
Обратить внимание уч-ся на то, что части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.
Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё невысокие , тоже распаханные холмы.
Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
Точка с запятой требует значительной паузы и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются медленнее, спокойным и несколько пониженным голосом.
- Определите тип речи в этих предложениях.
- Что позволило вам определить их как описание?
VI. Анализ текста. ( Элемент подготовки к малому ЕГЭ)
1. Слово учителя.
БСП часто используются художниками слова в описаниях природы.
2. Запись текста с объяснением выбора знаков препинания и отработкой интонации.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляют вас за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
(И. Тургенев)
- Определите тип и стиль текста.
- Одинаково ли настроение во всём тексте?
- Как разделяются его части что помогает нам почувствовать настроение каждой части ?
- Какие ещё средства выразительности (тропы ) использовал Тургенев?
VII. Закрепление.
- Чтение материала п.
- Упр. (устно, выборочно)
VIII. Итог урока.
- С чем познакомились на уроке?
- От чего зависит выбор знака препинания в БСП?
- Когда БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
IX. Домашнее задание
- п.
- 1 группа – сочинение-миниатюра «Для чего в предложениях ставятся запятые и точки с запятой»;
2 группа – упр.
- В какой строке во всех словах пропущена буква Е ?
А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т
Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т
В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т
Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т
2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю ?
А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т
Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т
В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.
Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т
3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я ?
А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в
Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий
В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся
Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.
- В какой строке во всех словах пропущена буква Е ?
А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т
Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т
В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т
Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т
2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю ?
А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т
Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т
В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.
Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т
3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я ?
А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в
Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий
В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся
Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.
- В какой строке во всех словах пропущена буква Е ?
А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т
Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т
В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т
Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т
2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю ?
А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т
Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т
В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.
Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т
3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я ?
А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в
Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий
В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся
Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: Тире в БСП.
Цель: формирование умений правильно устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять смысловые особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение знаков препинания в простом предложении; подготовка к ГИА.
Оборудование: ср-ва ИКТ, таблицы, раздаточный материал, справочная литература.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Повторение.// Работа по карточкам для слабоуспевающих.
- Орфографическая работа. ( слайд № 2 ) (В3 ГИА)
Присутствовать на премьере спектакля, примитивный подход к решению проблемы, преломлять в сознании большинства людей, пренебрегать опасностью, беспрестанно пререкаться.
- На какую орфограмму повторили слова?
- От чего ещё может зависеть правописание приставок?
2. Проверка работы по карточкам.
III. Повторение.
Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.
«Сказка – воплощённая в жизни мечта человека о прекрасном», - утверждал К. Паустовский. Всё, к чему приходилось прикасаться: топор, котелок, ветки – было ледяным и обжигало пальцы. Дереву цена по плодам, а человеку – по делам.
IV. Новый материал.
- Упр. 229 на стр. 101 (устно)
- Чтение п. 17 на стр. 102
- Составление схемы-таблицы.
Настанет вечер – загорятся на небе звёзды. | Когда (время) |
Май холодный – год хлебородный. | Если (условие) |
Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко рассмеялось. | Быстрая смена событий или неожиданный результат. |
V. Закрепление.
1. Предупредительный диктант.
Он засмеётся – все хохочут, нахмурит брови – все молчат. Я стал ждать хозяина – молчат; стучу – молчат. Ввысь взлетает сокол – жмётся уж к земле. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, затрещал, застонал. Стало светать – можно было рассмотреть отдельные предметы. Костров нельзя было разводить – легли спать, не раздеваясь. Спать долго – жить с долгом. У зайцев шерсть побелела – зима близко.
2.Упражнения 230, 231 (устно). Синонимическая замена предложений.
VI. Итог урока.
- С чем познакомились на уроке?
- Какие смысловые отношения предполагаются на месте тире в БСП?
- Что повторили на уроке?
VII. Домашнее задание.
П. 17
Упражнение 232
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.
При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)
З.С.РубановаТемаРазвитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения
В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка
Маршрутный лист дистанционного урока...
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.
Маршрутный лист. Презентации к уроку....