Знаки препинания в БСП
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Шевченко Ольга Леонидовна

Конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двоеточие в БСП

Цель: формирование умений правильно устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять смысловые особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение знаков препинания в простом предложении; подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: таблицы, мультимедийная система, карточки с индивидуальными заданиями, справочники.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Подготовка к  малому ЕГЭ

Работа по карточкам с последующей коллективной проверкой

Вставьте пропущенные буквы

             I вариант

  1. смотришь, лечишь, вертим, играешь,
  2. (они) клеят, борются, будят, платят
  3. (они) окончат, морщат, отыщут, тащат
  4. обидит, хочешь, бреешь, стелем
  5. (они) гонят, сеет, ропщут, мучат
  6. (они) ищут, мочат, кличут, колышут
  7. зыблется, колышем, наполните, накроешься,

Вставьте пропущенные буквы

                            II вариант

  1. увяжем, перемелется, пожинаешь, терпит,
  2. ропщешь, мокнешь, вышлешь, вытрешь,
  3. ноешь, узнаешь, тронешь, светишь
  4. обуваешь, дышишь, готовишься, носишь,
  5. наточим, отмеришь, ненавидишь, отмеряем,
  6. выручаешь, выхватишь, встретишь, перестелет
  7. подставишь, держим, (если) назначите, упомнишь

III. Проверка домашнего задания

Упр.

IV. Повторение

Запись с объяснением постановки знаков препинания

Петр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина  - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром»

Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетнёву.

V. Новый материал

1. Чтение теоретического материала на стр. , анализ примеров параграфа

VI. Работа по опорным таблицам

Спишите предложения, объясните постановку двоеточия. Устно произведите синонимическую замену СПП.

  1. Весна  затягивалась: то теплело, то ударял мороз. А именно. (раскрывает содержание первой части.)
  2. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Потому что , так как, ибо (причина)
  3. Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ. И увидел, и услышал, и почувствовал и др. (добавочное сообщение)

VII. Закрепление

1. Объяснительный диктант.

После обеда подали чай с каким-то оригинальным запахом; гляжу: на дне гвоздичная головка.(И. Гончаров) Я смотрел на лодки, на японские батареи: нигде никакого движения.(И. Гончаров) Я говорил себе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду…(М. Лермонтов) Очень требовательный к себе, Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. Он поднял глаза: маленькое облачко неприметно неслось по небу. Должен признаться: самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам. (И. Репин)

2. Упр.

VIII. Итоги урока.

- С чем работали на уроке?

- Какие смысловые отношения возможны между частями БСП при постановке двоеточия?

IX. Домашнее задание:

П.

1 группа – мини – сочинение «Для чего в предложении ставится двоеточие?»

2 группа - упр.

Вставьте пропущенные буквы

             I вариант

  1. смотр…шь, леч…шь, верт…м, игра…шь,
  2. (они) клее…т, бор…тся, буд…т, плат…т
  3. (они) оконч…т, морщ…т, отыщ…т, тащ…т
  4. обид…т, хоч…шь, бре…шь, стел…м
  5. (они) гон…т, се…т, ропщ…т, муч…т
  6. (они) ищ…т, моч…т, клич…т, колыш…т
  7. зыбл…тся, колыш…м, наполн…те, накро…шься,

Вставьте пропущенные буквы

                            II вариант

  1. увяж…м, перемел…тся, пожина…шь, терп…т,
  2. ропщ…шь, мокн…шь, вышл…шь, вытр…шь,
  3. но…шь, узна…шь, трон…шь, свет…шь
  4. обува…шь, дыш…шь, готов…шься, нос…шь,
  5. наточ…м, отмер…шь, ненавид…шь, отмеряя…м,
  6. выруча…шь, выхват…шь, встрет…шь, перестел…т
  7. подстав…шь, держ…м, (если) назнач…те, упомн…шь

Вставьте пропущенные буквы

             I вариант

  1. смотр…шь, леч…шь, верт…м, игра…шь,
  2. (они) клее…т, бор…тся, буд…т, плат…т
  3. (они) оконч…т, морщ…т, отыщ…т, тащ…т
  4. обид…т, хоч…шь, бре…шь, стел…м
  5. (они) гон…т, се…т, ропщ…т, муч…т
  6. (они) ищ…т, моч…т, клич…т, колыш…т
  7. зыбл…тся, колыш…м, наполн…те, накро…шься,

Вставьте пропущенные буквы

                            II вариант

  1. увяж…м, перемел…тся, пожина…шь, терп…т,
  2. ропщ…шь, мокн…шь, вышл…шь, вытр…шь,
  3. но…шь, узна…шь, трон…шь, свет…шь
  4. обува…шь, дыш…шь, готов…шься, нос…шь,
  5. наточ…м, отмер…шь, ненавид…шь, отмеряя…м,
  6. выруча…шь, выхват…шь, встрет…шь, перестел…т
  7. подстав…шь, держ…м, (если) назнач…те, упомн…шь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема : Запятая и точка с запятой в БСП.

Цель: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторить правописание пре- и при-; подготовка к малому ЕГЭ.

Оборудование: мультимедийная система, таблицы, карточки для индивидуальных заданий, справочный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение

  1. По таблице вспомните правописание безударных личных окончаний глагола.
  2. Выполнение элемента тестового задания.
  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е ?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю ?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я ?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.

  1. Проверка по слайдам.

III. Проверка домашнего задания.

  1. Опрос:

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Какие знаки препинания могут стоять в БСП?

2. Упр.      ( «по цепочке» с обоснованием постановки знаков препинания.)

IV. Орфографическая работа

Приоритетные направления в исследованиях, беспристрастный взгляд на юного аккомпаниатора, беспрецедентный случай, преходящее явление, непререкаемый авторитет, непримиримый борец за идеи гуманизма.

 

V. Знакомство с новым материалом

1. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, провести наблюдения над интонационными особенностями предложения.

В дали голубой столбом уж кружился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки.

Обратить внимание уч-ся на то, что части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё невысокие , тоже распаханные холмы.

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

Точка с запятой требует значительной паузы и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются медленнее, спокойным и несколько пониженным голосом.

- Определите тип речи в этих предложениях.

- Что позволило вам определить их как описание?

VI. Анализ текста. ( Элемент подготовки к малому ЕГЭ)

1. Слово учителя.

БСП часто используются художниками слова в описаниях природы.

2. Запись текста с объяснением выбора знаков препинания и отработкой интонации.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляют вас за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

                                                                                        (И. Тургенев)

- Определите тип и стиль текста.

- Одинаково ли настроение во всём тексте?

- Как разделяются его части что помогает нам почувствовать настроение каждой части ?

- Какие ещё средства выразительности (тропы ) использовал Тургенев?

VII. Закрепление.

  1. Чтение материала п.
  2. Упр.      (устно, выборочно)

VIII. Итог урока.

  1. С чем познакомились на уроке?
  2. От чего зависит выбор знака препинания в БСП?
  3. Когда БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

IX. Домашнее задание

  1. п.
  2. 1 группа – сочинение-миниатюра «Для чего в предложениях ставятся запятые и точки с запятой»;

2 группа – упр.

  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е ?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю ?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я ?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.

  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е ?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю ?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я ?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.

  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е ?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю ?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я ?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                   Тема: Тире в БСП.

 

Цель: формирование умений правильно устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять смысловые особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение знаков препинания в простом предложении; подготовка к ГИА.

Оборудование: ср-ва ИКТ, таблицы, раздаточный материал, справочная литература.

                           Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение.// Работа по карточкам для слабоуспевающих.

  1. Орфографическая работа. ( слайд № 2 ) (В3 ГИА)

Присутствовать на премьере спектакля, примитивный подход к решению проблемы, преломлять в сознании большинства людей, пренебрегать опасностью, беспрестанно пререкаться.

- На какую орфограмму повторили слова?

- От чего ещё может зависеть правописание приставок?

2. Проверка работы по карточкам.

III. Повторение.

Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

«Сказка – воплощённая в жизни мечта человека о прекрасном», - утверждал К. Паустовский. Всё, к чему приходилось прикасаться: топор, котелок, ветки – было ледяным и обжигало пальцы. Дереву цена по плодам, а человеку – по делам.

IV. Новый материал.

  1. Упр. 229 на стр. 101 (устно)
  2. Чтение п. 17 на стр. 102
  3. Составление схемы-таблицы.

 

Настанет вечер – загорятся на небе звёзды.

Когда (время)

Май холодный – год хлебородный.

Если (условие)

Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко рассмеялось.

Быстрая смена событий или неожиданный результат.

V.  Закрепление.

1. Предупредительный диктант.

Он засмеётся – все хохочут, нахмурит брови – все молчат. Я стал ждать хозяина – молчат; стучу – молчат. Ввысь взлетает сокол – жмётся уж к земле. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, затрещал, застонал. Стало светать – можно было рассмотреть отдельные предметы. Костров нельзя было разводить – легли спать, не раздеваясь. Спать долго – жить с долгом. У зайцев шерсть побелела – зима близко.

2.Упражнения 230, 231 (устно). Синонимическая замена предложений.

VI. Итог урока.

- С чем познакомились на уроке?

- Какие смысловые отношения предполагаются на месте тире в БСП?

- Что повторили на уроке?

VII. Домашнее задание.

П. 17

Упражнение 232


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)

З.С.РубановаТемаРазвитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)...

Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения

В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...