Конспект урока по теме "Обобщение по теме "Лексика" в 6 классе"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Материал представляет собой урок-путешествие по стране Лексикология. Название урока звучит так "Как Рыжиков и 6 класс оказались в стране выученных уроков". Две команды "Лексис" и "Логос" побывают на Острове фрезеологизмов, в Городе однозначных и многозначных слов и т.д., выполняя занимательные задания по лексике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika.doc | 66 КБ |
leksika.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Лексика» в 6 классе:
«Как Рыжиков и 6 класс оказались в Стране выученных уроков»
Тип урока: обобщающий урок - путешествие
Форма: нетрадиционная
Класс: 6
Цель урока:
- Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение применять полученные знания на практике, умение пользоваться словарём.
Развивающие:
- развивать творческое мышление, активность учащихся
· совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
- Воспитательные:
· привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку
· воспитывать бережное отношение к родному языку
- Оборудование:
· выставка «В мире словарей»
· проектор, компьютер, экран
· компьютерная презентация
Ход урока:
Вступление
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Слайд №2. Зачитать эпиграф к уроку – слова К. Г. Паустовского.
« Для всего, что существует в природе,- воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов».
К.Г. Паустовский
Слайд №3. Цели урока:
-Повторить основные понятия темы «Лексика»;
-обобщить знания учащихся по теме;
-показать богатство и разнообразие русского языка;
-развивать речь, память, мышление;
-воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его.
Слайд №4.
А вот и Рыжиков. Посмотрим, чем он занят.
Сценка.
Сидит Рыжиков за книгами, что-то пишет, учит:
- Лексика, фразеология, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.Ух, устал я от этих измов. Надоело. Не хочу учиться, хочу…
Появляется Двойка:
-Знаю, знаю, куда ты хочешь. Попасть в Страну невыученных уроков.
Рыжиков (испуганно):
-Нет, нет, что ты! Знаю, что там приключилось. Согласен. Хочу учиться, хочу попасть в Страну выученных уроков!
Двойка исчезает:
-Ах!
Появляется Пятёрка.
- Я готова тебя отправить в эту замечательную страну. Ты готов?
Рыжиков:
- Стоп, стоп, не готов. Одно условие. Туда я отправлюсь только вместе со своим классом.
Слайд №5. На фото 6 класс
Пятёрка:
- Будь по-твоему. Крибле- крабле бумс.
Слайд №6. Страна Выученных уроков.
Часть Первая.
Слайд №7. Появляется учитель в мантии (учитель накидывает мантию):
- Здравствуйте, ребята. Я Магистр Лексикологии. Давно вас жду. Я готов проверить ваши знания по теме, которую вы недавно изучили. Тема «Лексика». Для начала разобьёмся на две команды:
Слайд №8.
1 команда «Лексис» 2 команда «Логос»
Стоят две парты. Класс поделён на две команды. От каждой команды будут выходить учащиеся и давать ответы на вопросы или выполнять задания.
За правильные ответы команды получают жетоны.
Начнём с разминки.
Слайд №9.
- Повторим, что такое:
- Лексика
- Лексикология
- Лексическое значение слова
- Лексикон
Слайд №10. Проверка.
- Лексика - это словарный состав языка.
- Лексикология - это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.
- Лексическое значение слова - это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово.
- Лексикон - это словарный запас человека.
Учитель:
- Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.
Сценка. 2 ученика читают стихотворение по ролям.
Девочка:
-Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
Мальчик:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Девочка:
- Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!
- Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.
У нас же богатый словарный запас. Он-то и поможет справиться с трудными заданиями! А за верный ответ команда будет получать золотой жетон. У кого больше окажется жетонов, тот и победил.
Часть Вторая
Слайд№11.
- Мы оказались в Городе Однозначных и Многозначных слов
- Расскажите о жителях этого острова!
-Какие слова мы называем однозначными? Многозначными? Как найти в словаре такое слово?
- Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари.
Слайд №12. Итак, мы прибываем в бухту Словарей.
Каждый словарь – почетный житель острова.
- Посмотрите внимательно, какие из энциклопедических словарей вам уже знакомы? Библиотекарь демонстрирует выставку словарей.
- С какими из лингвистических словарей вы знакомы? Какие сведения мы можем узнать из этимологического словаря? В нашей библиотеке много различных словарей – пусть они станут вашими верными помощниками!
Как сказал А.Франс, «словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».
Слайд №13.Задание.
1.Узнайте по словарю (какому? Вы должны сказать), какое это слово ЗЕМЛЯ, однозначное или многозначное.
2. Подберите к этому слову синонимы!
Слайд №14.Задание.
Подберите синонимы и антонимы к словам:
- Друг
- Отважный
- Добрый
Слайд №15.Остров омонимов.
-Что такое омонимы?
Слайд №16. Проверка.
Слайд №17.
- Прослушайте диалог Сашки и Матвея
- Какие омонимы вы услышали?
- Как вы записали ответ?
Сценка.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Сашка
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Проверим, какие омонимы вы услышали в сценке.
Овсянка1.
Овсянка2.
Слайд №18. А теперь мы попали в город устаревших слов
. Как вы думаете, кто жители этого острова? (устаревшие слова).
- Что такое устаревшие слова?
- На какие 2 группы они делятся?
Слайд №19.
- Что такое архаизмы? Историзмы?
Слайд №20. Задание.
- Прочитайте текст. Что перед нами: историзмы или архаизмы?
- Выпишите выделенные слова, подберите к ним синонимы
…и зной
Дышал от уст её и щёк.
И мрак очей был так глубок…
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси , полные томленьем…
Слайд №21. Последняя остановка. Город фразеологизмов.
На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.
- Что такое фразеологизмы?
Слайд №22,23, 24. Рисунки. Угадай фразеологизм.
Слайд №25. Задание. Прочти текст и выпиши все фразеологические обороты.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
Часть Третья
Слайд №26. Исполняем « Песенку про лексику» на мотив песни «Вместе весело шагать» (Слова: Е. М. Вихлянцева)
Припев:
На уроке изучать
Будем слово, будем слово, будем слово.
Эту песню напевать будем снова, будем снова, будем снова.
1 куплет.
В словаре найти словечко нам захочется.
Раз - синоним, два – антоним, Песня сложится,
Лексикон пополним свой словом лексика.
Раз словечко, два словечко – будет песенка.
2 куплет.
Диалектные слова
Узнать нам надобно.
Кочет, вёдро и бурак –
Слова нас радуют.
Заграничные слова нам знакомы,
Даже новые слова нам не новы.
3 куплет.
Знаем много разных слов и разных терминов.
Словари теперь для нас друзья верные.
Разбираемся в словах мы толково,
Имя Даля нам теперь всем знакомо!
Подведение итогов.
- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по Стране Выученных уроков. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
Подсчитайте жетоны. Кто же оказался победителем?
ИТОГ.
- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)
Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!
Перед открытым уроком мы посетили школьную библиотеку, поработали со словарями!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...