Один, два, три, четыре, пять! Будешь, друг, числительное знать!
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цели урока:
· образовательные – обобщить сведения об имени числительном как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением числительного, привести знания в систему.
· развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умение аргументировать, доказывать; развивать умение задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса.
· воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.
Методы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений.
Оборудование:
1. Зачетный лист
2. Перфокарта
3. Карточки для рефлексии
Методическое обоснование: методы слово учителя, беседа, выполнение упражнений выбраны с учетом возраста учащихся, целей и типов урока, а также в целях наиболее эффективного использования времени. Урок сопровождается презентацией в формате prezi, который позволяет представить материал в 3D. Данный вид презентации активизирует внимание детей, мотивирует к выполнению заданий на повторение и обобщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ermoshenkodp-chislitelnoe.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
6 класс
Тема
«Один, два, три, четыре, пять!
Будешь, друг, числительное знать!»
повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное»
Разработала Ермошенко Дина Павловна,
учитель русского языка МОУ лицея №6
г. Волгограда
Волгоград
2013
Тема урока: «Один, два, три, четыре, пять! Будешь, друг, числительное знать!» (повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное»)
Цели урока:
- образовательные – обобщить сведения об имени числительном как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением числительного, привести знания в систему.
- развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умение аргументировать, доказывать; развивать умение задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса.
- воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.
Методы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений.
Оборудование:
- Зачетный лист
- Перфокарта
- Карточки для рефлексии
Методическое обоснование: методы слово учителя, беседа, выполнение упражнений выбраны с учетом возраста учащихся, целей и типов урока, а также в целях наиболее эффективного использования времени. Урок сопровождается презентацией в формате prezi, который позволяет представить материал в 3D. Данный вид презентации активизирует внимание детей, мотивирует к выполнению заданий на повторение и обобщение.
Ход урока
Организационный момент – 2 мин
Слайд
- Здравствуйте! Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по разделу «Имя числительное». Прочитайте тему нашего урока. На что она похожа?
- на считалки.
- Верно! Считалки – это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены, прежде всего, для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего, считалкой выбирается ведущий в игре. Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву. У вас на столах лежат зачетные листы, где ВНИМАНИЕ! 1, 2, 3, 4, 5 разделов, повторив которые, вы будете отлично знать тему «Имя числительное»!
1.Теоретические знания (самооценка) | 2. Ь в середине и на конце числительных (взаимопроверка) | 3. Склонение числительных (самооценка) | 4.Собирательные числительные (самооценка) | 5.Порядковые числительные (самооценка) | Итоговая оценка |
Повторение – 35 мин
- ПОНЯТИЕ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ – 3 мин
Слайд
- На слайде начало предложений, продолжите их, пожалуйста.
Имя числительное – это…
Имена числительные делятся…
Имена числительные по составу бывают …
Порядковые числительные изменяются…
Количественные числительные изменяются…
(Оценить свои знания по 1 разделу в зачётной карточке.)
- МЯГКИЙ ЗНАК В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ – 5 мин
- Проверим умение правильно писать числительные с Ь и без Ь (поставить крестик напротив порядкового номера).
Работа на перфокартах: (на столах)
№ | Ь в середине | Ь в конце | Нет Ь |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | × × × | × × × × | × × × |
Задание №
Диктуются слова: 1. семьсот; 2. восемьдесят; 3. сорок; 4. двести; 5. одиннадцать; 6. шестнадцать; 7. девятьсот; 8. девятнадцать; 9. девяносто; 10. семнадцать.
Перфокарты – взаимопроверка
Слайд
На слайде правильные ответы.
(Оценить знания одноклассника по 2 разделу в зачётной карточке.)
- СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ – 12 мин
Слайд
- Какие особенности числительного ОДИН вы знаете?
- ответы
Ученик читает стихотворение
Считалочка
Б. Заходер
Жили-были два соседа,
Два соседа-людоеда.
Людоеда
Людоед
Приглашает
На обед.
Людоед ответил: - Нет,
Не пойду к тебе, сосед!
На обед попасть не худо,
Но отнюдь
Не в виде
Блюда!
Какое числительное вы здесь услышали? (два)
Какими особенностями оно обладает? (род)
Слайд
- Поиграем теперь в урок математики, на котором от вас требуется не умение решать, а правильно употреблять падежные окончания и записывать их – одним словом, склонять числительные.
Задание №: записать примеры словами, затем правильно прочитать, используя вспомогательные слова:
К …(Д. п.) прибавить …(В. п.) равно …(Д. п.)
От …(Р. п.) отнять …(В. п.) равно…(Д. п.)
к 687 + 13 = 700
от 911 – 21 = 890
к 345 + 228 = 573
от 958 – 458 = 502
к 834 + 16 = 850
от 315 - 153 = 162
к 184 + 211 = 395
от 150 - 52 = 98
Устная проверка.
- В чём же особенность склонения числительных простых (5 – 30)? составных?
сложных (50 – 80, 200 – 900)?
Слайд
- Что вам известно о склонении числительных 40, 90, 100?
- 40, 90, 100 – только 2 формы. И. и В. – сорок, девяносто, сто.
остальные – сорока, девяноста, ста.
- Сейчас Дима прочитает нам стихотворение Д. Хармса, а вы внимательно послушайте, о каком числительном идет речь.
Миллион
Д. Хармс
Шел по yлице отpяд -
соpок мальчиков подpяд:
pаз,
два,
тpи,
четыpе,
и четыpе
на четыpе,
и четыpежды
четыpе,
и еще потом четыpе.
В пеpеyлке шел отpяд -
соpок девочек подpяд:
pаз, два, тpи, четыpе,
и четыpе на четыpе,
и четыpежды четыpе,
и еще потом четыpе.
Да как встpетилися вдpyг,
стало восемьдесят вдpyг!
Раз,
два,
тpи,
четыpе,
и четыpе
на четыpе,
на четыpнадцать
четыpе,
и еще потом четыpе.
А на площадь
повеpнyли,
а на площади стоит
не компания,
не pота,
не толпа,
не батальон,
и не соpок,
и не сотня,
а почти что
МИЛЛИОH!
Раз, два, три, четыpе,
и четыpе
на четыpе,
сто четыpе,
на четыpе,
полтоpаста
на четыpе,
двести тысяч
на четыpе,
и еще потом четыpе!
ВСЕ!
- Миллион
А какие еще вы знаете числительные, которые пишутся с удвоенной согласной?
- Миллиард, одиннадцать.
(Оценить свои знания по 3 разделу в зачётной карточке.)
4. Собирательные числительные – 5 мин
Слайд
- Повторим собирательные числительные.
Задание №: Прочитай, запиши, определи падеж!
5 мальчиков, нет 3 ножниц, сказать 4 ученикам, вижу 2 девочек (двух, обеих), играю с 7 медвежатами, говорю о 6 друзьях
- Назовите числительное, которое отличается от остальных в этом ряду? Почему?
Слайд
(Устная работа обучающихся)
Задание №: вставьте подходящие по смыслы оба, обе.
- На … стенах висели стенды.
- Хорошие отношения установились между … государствами (странами).
- … детей, брата и сестру, приняли в секцию.
- Держись крепче малыш, … руками – сказала мама.
- С … сторон нависали густые кроны деревьев.
- У… ребят отличные оценки.
(Оценить свои знания по 4 разделу в зачётной карточке.)
5. Употребление и склонение порядковых числительных – 5 мин
Слайд
- Каждая группа получает по предложению (записать словами).
Задание №: вставить дату вместо точек, записать цифры словами:
1. 1 сентября … года я пошел в школу.
2. 25 мая 2013 года будет последний звонок.
3.Сталинградская битва закончилась 2 февраля 1943 года.
4.День лицеиста будет отмечаться 19 октября 2013 года
Задание №:
Слайд
- Образуйте от слов 1-2 группы сложные существительные, а от 3-4 группы – сложные прилагательные. Используя получившиеся слова, составьте текст.
- 6, класс; 3, угол; 100, лето; 4, угол; 2, класс
- 5, класс; 6, угол; 50, лето; 7, угол; 3, класс
- 7, струна; 5, день; 9, этаж; 2, килограмм
- 6, струна; 3, день; 4, этаж; 3, килограмм
(Оценить свои знания по 5 разделу в зачётной карточке.)
Слайд
Задание (5 мин): Сочините свою считалочку (Лаврушина, Шмыглевский, Киценко, Орешкин)
Остальные - отгадывание ребусов (на доске):
- Какие слова здесь зашифрованы?
а) 100 л
100 лб
100 ляр
б) 3 о
3 умф
3 буна
Ребусы:
- 3тон
- по2л
- 7я
- 40а
- Госп1
- 7’ена
- 6’
- гар’1а
Итог урока – 1 мин
Слайд
Оцените свои знания одной из карточек
Я – мозг! Все понял и запомнил!
Почти герой! Надо повторить!
Пойду-ка еще поучу!..
Выставление оценок – 1 мин
Домашнее задание – 1 мин
Слайд
На 5: Напишите мини-сочинение «Числительные вокруг меня»
На 4: упр. 534
На 3: упр. 533
Список литературы и Интернет-ресурсов
- Сайт по изготовлению презентаций: Prezi.com
- Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений / Г.К. линдман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 318, [2] с.
- Солодовникова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010. – 157, [3] с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по презентации "Раз,два,три,четыре,пять в школу будем мы играть"
Данный проект указывает на требованиянеобходимые для развития дошкольников. К числу этих требований относятся:- развитиеэстетического вкуса, который развивается в процессе привлечения вним...
проект по презентации "Раз,два,три,четыре,пять в школу будем мы играть"
Данный проект указывает на требованиянеобходимые для развития дошкольников. К числу этих требований относятся:- развитиеэстетического вкуса, который развивается в процессе привлечения вним...
Разработка открытого урока "Раз, два, три, четыре, пять - начинаем вышивать"
Создание эскиза вышивки для ночной рубашки...
Проект "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"
Вашему вниманию представлен педагогический проект, направленный на организацию сотрудничества с родителями по созданию предметно-развивающей среды , способствующей комплексной коррек...
Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"
Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"...
Классный час « Если будешь ты читать, будешь много- много знать!»
Сегодня тема нашего классного часа посвящена Году литературы. Послушайте, как сказал о книге известный педагог Сухомлинский: «С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жиз...
Один, два, три, четыре, пять - вышли пальцы погулять. Пальчиковая гимнастика.
У детей с НОДА, как правило, тяжело развивается мелкая моторика рук и пространственная ориентировка. А развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления у ребёнка. Поэтому с такими дет...