Технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Шишкина Валентина Александровна
МОУ «СОШ п. Возрождение» Хвалынского района Саратовской области
Русский язык
Класс 5
Урок открытия нового знания
Тема урока: "Буквы з и с на конце приставок"
Цели урока:
обучающая: выработать умение правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на з или с
отрабатывать навык определения согласных по звонкости - глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на- з и- с от слов с приставками единообразного написания и слов, где з является частью корня;
развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
содержательная : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: уметь выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на- з или с, научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
| ||||||
1. Мотивация. Сегодня мы будем проблему решать, Знания новые открывать. Научимся смело их применять, Задания сможем легко выполнять. -Желаю успехов в открытии новых знаний. 1.2. Знакомство с темой урока, вовлечение учащихся в постановку цели на уроке . 1.3.Составление плана работы на уроке.
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; составление предложений: Мы сегодня повторим… На уроке мы узнаем… Мы поймем, почему… Для того чтобы понять, нам нужно вспомнить.. | Постановка цели | Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других | Целеполагание на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно | Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке |
2 этап урока - актуализация знаний и пробное учебное действие | ||||||
2.1.. Словарно-орфографическая работа. Грамота (сущ.), грамотный (прил.), грамотность (сущ.), грамотно (наречие), безграмотный (прил.). (Слайд 1) - Сопоставим написание слов: грамматика, грамота. - Объясним лексическое значение слов . Сравним свое объяснение с словарными статьями "Толкового словаря" С.И.Ожегова). 2.2.Индивидуальная работа по карточкам 2.3. Проверка домашнего задания. Кроссворд Термины по теме «Морфемика». (Слайды 2) 2.4.Самопроверка по ключу (Слайд 3) 2.5. Словарный диктант: Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить. -Выделим в данных словах приставки. -Какие фонетические процессы мы можем наблюдать в данных словах? -Какое правило мы должны знать, чтобы не допустить ошибок при написании приставок в данных словах? 2.6. Игра "Четвёртый - лишний". Буквы з, с предлагают нам игру. (Слайд 4)Работа в парах 1:.бросить, :бежать:дравствуй,:го-вориться. 2) :доровье, :десь, :дать, :дание. -Какие цели мы с вами реализовали? 2.7.Осложненное списывание -Существует группа приставок: Раз-рас- Из-ис- Без-бес- Воз-вос- Низ-нис- Через-черес-(Слайд 5) Эти приставки пишутся то с буквой З на конце, то с буквой С в зависимости от одного обстоятельства. Попробуем догадаться! Какие буквы нужно вставить в эти слова? Бе…цветный, бе…водный, ра…бежаться, ра…щедриться | Учащиеся записывают слова выбирают основания и критерии для сравнения, извлекают необходимую информацию из словаря Три ученика выполняют самостоятельную работу по карточкам. Три ученика- «ассистента» проверяют выполнение заданий, совместно с учителем оценивают работу Учащиеся записывают слова в тетрадях, выделяют приставки, отвечают на вопросы. Учащиеся наблюдают, делают выводы Учащиеся пытаются самостоятельно выполнить | Умение анализировать и сравнивать Умение осуществлять поиск информации Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения. Построение логической цепи рассуждения Построение логической цепи рассуждения. Умение отличать новое от уже известного. | Монологические ответы учащихся Работа в парах Монологические ответы учащихся Инициативное сотрудничество учащихся. Монологические ответы учащихся | Оформление своих мыслей в устной и письменной речи Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера. Умение строить монологичес- кое высказывание. Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Умение сотрудничать в совместном решении задачи. Оформление своих мыслей в устной речи | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Выделение и осознание обучающимся того, что уже повторили | Умение давать самооценку. Умение оценивать по критериям Умение контролировать промежуточныецели |
3 этап урока - этап выявления места и причины затруднения | ||||||
3.1.-Почему это задание вызвало затруднение? -Я прошу вас разделиться на команды и найти решение сообща. 3.2.Для того, чтобы понять, какие буквы необходимо писать в приставках, я предлагаю вам послушать сказку:(Текст сказки имеется в каждой группе) - В одном сказочном королевстве жили-были Лексика, Фонетика, Морфемика: Все они учились в школе. Однажды учительница Орфография задала Морфемике задачу, да такую трудную, что бедная Морфемика долго думала, но так и не могла решить, как помирить Приставки и Корни. Пришла к Морфемике в гости Фонетика: - Здравствуй! Пойдём гулять! - Некогда. Мне задачу надо решить. - Расскажи! Может быть, я помогу. - Вот, слушай: Приставка ВОС- воскликнула: - Я не дружу с корнями -дел-, -горд-, они очень шумные и голосистые. Беспокоилась приставка БЕС-: - Неужели я буду стоять рядом с -жал-, -рад- или -вод-? Испугалась её подружка ИС-, рассердилась РАС- А РАЗ- развеселилась, БЕЗ- беззаботно смеялась, ИЗ- измерила у неё пульс. - Я помогу тебе, Морфемика, решить задачу! - воскликнула Фонетика.- Дорогие Приставки, вот вам подарок - новое правило. Приставкам понравилось правило Фонетики, и они помирились: РАС- расстелила скатерть, РАЗ- раздала всем конфеты, ИЗ- извинилась за опоздание, ИС- испекла пирог. Все были счастливы. - А вы, ребята, догадались, какое правило подсказала Фонетика? 3.3.-Выпишем из текста слова с приставками, оканчивающими на з- и с- -Распределим их в 2 столбика. -Выделим в данных словах приставки и корни. | Учащиеся делают выводы Учащиеся внимательно слушают сказку Учащиеся выписывают слова в два столбика 1.воскликнула, беспокоилась, испугалась, рассердилась, расстелила, испекла. 2.развеселилась, беззаботно, измерила, раздала, извинилась. | Построение логической цепи рассуждения Умение проводить исследование Формирование основ исследователь- ской деятельности | Работа в группах | Умение эффективно сотрудничать Владение диалогической речью | Выявление места и причины затруднения | Фиксирование, какого знания недостает |
4 этап урока - построение проекта выхода из затруднения | ||||||
4.1. Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок! -Какой урок извлекли из сказки? 4.2-.Сформулируем правило, когда на конце приставки пишется з-, когда с-? - Вспомним звонкие и глухие согласные. 4.3.Сравним наше открытие с правилом в учебнике. 4.4. Вернемся к нашим словам. Теперь вы знаете: какую букву писать в этих приставках?» 4.5. Динамическая пауза | Лидеры от каждой группы высказывают свои гипотезы , формулируют правило). Учащиеся сравнивают правила | Аргументирование гипотез Умение сравнивать. | Владение монологической речью | Оформление своих мыслей в устной речи | ||
5 этап урока- реализация построенного проекта | ||||||
5.1. Составим алгоритм действия 5.2.Обратимся к схеме 5.3.Какие цели мы с вами реализовали? | Строят логическое рассуждение | Умение логически рассуждать Умение создавать схему для решения задач | Работа в группах | Умение сотрудничать в совместном решении задачи. | Выделение и осознание обучающимся того, что узнали | Умение контролировать промежуточные цели |
6 этап урока- первичное закрепление | ||||||
6.1 .Комментируемое письмо. Выполнение упражнения № 422 -Обозначим орфограммы графически | Слова проговариваются вслух, объясняются по алгоритму | Усвоение учащимися нового способа действия | Монологические ответы учащихся | Умение слушать и понимать речь других | ||
7 этап урока - самостоятельная работа с | ||||||
7.1. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения №423 7.2.Самороверка (слайд 6) | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Внесение необходимых корректив в способ действия | Умение давать самооценку. Осознания качества и уровня усвоения | ||||
8 этап урока- включение в систему знаний | ||||||
8.1.Объяснительный диктант.. Бесснежная зима в этом году. Расщедрилась она на мороз. Голодно птицам зимой. Мороз к ним беспощаден. Дети смастерили кормушки для птиц. Слетаются к ним синицы, воробьи. Ребята, помогайте птицам зимой! Работа с текстом - Как можно озаглавить текст? ("Трудное время", "Помогайте птицам"). - Определим тип речи -Найдем в тексте слова с орфограммой «Буквы з-, с- на конце приставок». Выделим в них приставки. | Включение нового способа действий в | Умение находить в тексте изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память | Монологические ответы учащихся | Умение слушать и понимать речь других | ||
9 этап урока - рефлексия | ||||||
9.1. Какие цели мы ставили с вами в начале урока? Достигли мы их? 9.2.- Оцените свои успехи на этом уроке. На ваших столах лежат карточки: Знайка (знаю и могу помочь товарищу), Чебурашка (знаю, но не готов помочь товарищу), Незнайка –(плохо усвоил материал) 9.3.- Ребята, как вы думаете нужно после этого урока задавать домашнее задание? -Для чего нужно выполнять домашнее задание? 9.3.Домашнее задание с элементами творческой деятельности. | Составление предложений Я сегодня повторил… На уроке я узнал… Я понял, почему… Я научился… . | Умение логически рассуждать, делать выводы | Монологические ответы учащихся | Умение слушать и понимать речь других | Учащиеся сравнивают цель и результаты своей учебной деятельности Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке Анализируются задания для самоподготовки | Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия Умение давать самооценку. Умение намечать цели дальнейшей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...