Программа по русскому языку для 10-11 классов
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._russkiy_yazyk_10-11_klassy_bazovyy_uroven.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено»
директор МОУ «Иштанская СОШ»
________________Соболева Г.Г.
«_______»__________2011г.
Рабочая программа
«Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень»
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Лаздан Нины Анатольевны
2011
Рабочая программа
«Русский язык. 10-11 классы. базовый уровень»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для 10–11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и модифицированной «Программы для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы: к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.» /Н.А. Николина. –М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием распределения учебных часов по основным разделам курса и тематическим планированием; результаты изучения предмета и требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
Ц е л и обучения русскому языку на базовом уровне.
Курс русского языка в 10–11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения основных разделов лингвистики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка;
овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);
овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.).
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в 10 классе – 35 часов, 11 классе – 35 часов. «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы: к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.» Н.А. Николиной рассчитана на 122 часа (55 часов в 10 классе, 67 часов в 11 классе). Так как в учебном плане школы для обязательного изучения русского языка в 10-11 классах отведено 70 часов, указанная программа претерпела ряд изменений: исключены следующие тематические блоки: «Стили и типы речи», «Лексика и фразеология», «Орфоэпия», «Морфемика. Словообразование» (данные темы включены в программу элективного курса для 10-11 классов «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи»).
Основное содержание программы
Русский язык в современном мире. Нормы литературного языка. Необходимость соблюдения норм в речевой практике. Словари русского языка и лингвистические справочники. (6 часов)
Орфография. Основные принципы русской орфографии (33 часа).
Орфограммы в корнях слов (правописание безударных гласных и сомнительных согласных). Орфограммы в приставках: правописание приставок, не изменяющихся на письме; приставки на –З (-С), правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-; правописание на стыке приставки и корня; буквы Ы, И после приставок.
Орфограммы в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий; правописание Н и НН в словах разных частей речи.
Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных и причастий, глаголов.
Звуко-буквенные написания: гласные после шипящих и Ц; Ь после шипящих на конце слов для обозначения грамматической формы; разделительные Ъ и Ь.
Слитно-раздельно-дефисные написания: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; различение частиц НЕ и НИ, повторяющегося союза НИ-НИ; правописание служебных слов; употребление дефиса; прописные и строчные названия.
Морфология и орфография (9 часов)
Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, служебные части речи.
Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации (22 часа)
словосочетание (виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание),
простое предложение, простое осложнённое предложение, виды сложных предложений; пунктуация простых и сложных предложений; способы передачи чужой речи на письме; синонимия синтаксических конструкций; трудные случаи пунктуации простых и сложных предложений.
Тематическое планирование
Изучаемые темы | № п/п урока | Кол-во часов |
10 класс 1. Основные принципы русской орфографии. | 1 | 1 |
2. Орфография: Орфограммы в корнях слов. -правописание гласных в корне (проверяемых, непроверяемых, чередующихся), -правописание согласных в корне (парных звонких - глухих, непроизносимых, непроверяемых, двойных). Орфограммы в приставках. -правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на –З (-С). - правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. -правописание на стыке приставки и корня. Буквы Ы, И после приставок. Орфограммы в суффиксах. - Правописание суффиксов существительных, - правописание суффиксов прилагательных, - правописание суффиксов глаголов, - правописание суффиксов причастий, - правописание суффиксов наречий. - правописание Н и НН в словах разных частей речи. Орфограммы в окончаниях. - правописание Е и И в окончаниях существительных - правописание окончаний прилагательных, причастий - правописание окончаний глаголов. Звуко-буквенные написания. - гласные после шипящих и Ц. - Ь после шипящих на конце слов для обозначения грамматической формы, - разделительные Ъ и Ь. Слитно-раздельно-дефисные написания. - Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи, - различение частиц НЕ и НИ, повторяющегося союза НИ-НИ, - правописание служебных слов, - употребление дефиса, - прописные и строчные названия. Итоговая контрольная работа. Словари русского языка и лингвистические справочники. Р/Р Выступление на лингвистическую тему (защита реферата) Резервный урок (работа над ошибками) | 2-4 5-6 (7*) 8 9 10 (11*) 12 13 14 15 16 17 (18*) 19 20 21 (22*) 23 24 25 26-27 28 29 30 31 32* 33 34 35 | 34 (5*) |
11 класс 1. Морфология и орфография: -имя существительное, - имя прилагательное, -имя числительное, - местоимение, - глагол, причастие, деепричастие - наречие, - категория состояния, - служебные части речи. 2. Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации: - словосочетание (виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание), -простое предложение: - предикативная основа предложения, -тире между подлежащим и сказуемым - второстепенные члены предложения, - виды односоставных предложений, - неполные предложения, -осложнённые простые предложения: - предложения с обращениями и междометиями, - предложения, осложнённые однородными членами, - предложения с вводными словами и вставными конструкциями,
-сложные предложения: - сложносочинённые предложения; - сложноподчинённые предложения; -бессоюзные сложные предложения; - сложные предложения с разными видами связи - способы передачи чужой речи на письме: - прямая речь; -диалог; - цитата, способы цитирования; Итоговая контрольная работа. Нормы литературного языка. Р/Р Выступление в дискуссии о необходимости соблюдения норм литературного языка в современном обществе. Р/Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Русский язык в современном мире» Резервный урок (работа над ошибками, допущенными в итоговой контрольной работе). | № п/п урока | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 (9*) 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19-21 (22*) 23 24 25 26 27 28 29 30* 31 32 33-34 35 | 9 (1*) 26 (2*) |
Примечание: знаком * обозначены уроки контроля (контрольные, проверочные работы, зачёты, тестирование)
Результаты изучения предмета
«Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень»
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;
- осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
- расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
- способность к продуцированию текстов разных жанров;
- стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
- способность адекватно воспринимать и преобразовывать полученную информацию;
говорение и письмо:
- умение создавать тексты (устные и письменные) разных стилей и типов речи;
- умение свёртывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, конспект и.т.д.);
- владение нормами правильной устной и письменной речи;
- умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;
- использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе и др.), а также в повседневном общении.
Предметными результатами являются:
- расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
- углубление знаний о языке как системе;
- закрепление базовых речеведческих понятий (текст и его признаки, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
- овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике, систематизация орфографических и пунктуационных правил;
- умение проводить различные виды языкового анализа;
- осознание эстетической функции языка; понимание роли изобразительно-выразительных средств в создании образной системы художественного текста.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать / понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-методическое сопровождение программы:
- Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. –М.: Просвещение, 2010.
- Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»/Н.В. Сиденко. – Волгоград: издательство «Учитель –АСТ», 2002.
- Русский язык. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»/Н.В. Сиденко. – Волгоград: издательство «Учитель –АСТ», 2003.
- УМК. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 10 класс: К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко/Т.В. Раман.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- УМК. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 11 класс: К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко/Т.В. Раман.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по русскому языку для учащихся 9 классов "Русская словесность".
Курс рассчитан на более углублённое изучение уже знакомых учащимся тем, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме.Цельданного курса заключается в том, чтобы повыси...
Программа по русскому языку для учащихся 11 классов "Русская словесность".
Программа курса рассчитана на учащихся одиннадцатых классов.Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого...
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...