РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 9 КЛАСС. ( УМК под ред. М.М. Разумовской)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._russkiy_yazyk_._9klass.docx | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово
Рассмотрено
Руководитель ШМО
________/ Рябинина Н.В./
Протокол № ___________
от «____»_________2012 г.
Согласовано
Заместитель директора по
УВР МБОУСОШ№9
«____»____________2012 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ№ 9
____________/Терентьева Н.Ю./
Приказ № _____
от «____»______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
9 класс
Программу составила
учитель русского языка и литературы
Щенкина О.В.
2012 / 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г.; примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263); программы по русскому языку . 5 — 9 классы. Авторы программы М .М . Разумовская , В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. – М.: Дрофа, 2010г.
Цели и задачи обучения в области формирования системы знаний, умений:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Учебно-методический комплекс:
- Программа по русскому языку . 5 — 9 классы. Авторы программы М.М. Разумовская,
В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. – М.: Дрофа, 2010 г.
- Учебник: Русский язык. 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений /
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской,
П.А. Леканта. – М.:Дрофа,2007г.
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 9 класс». М.Разумовская, С.И.Львова,
В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2009 г.
Количество часов в году – 68ч.
Количество плановых контрольных работ – 11.
Формы и средства контроля представлены в сборнике «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 9 класс». М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2009 г.
ДИКТАНТ с грамматическими, пунктуационными, орфографическими заданиями по теме
« Повторение изученного в 5-8 классах».
ДИКТАНТ по теме « Сложноподчиненное предложение».
ДИКТАНТ по теме « Сложносочиненное предложение».
ДИКТАНТ по теме « Бессоюзное предложение».
ИЗЛОЖЕНИЕ «Мой друг».
ИЗЛОЖЕНИЕ « Чистые пруды» по тексту Ю. Нагибина.
СОЧИНЕНИЕ типа рассуждения ( эссе) « Кем быть? Каким быть?» Или « О времени и о себе».
СОЧИНЕНИЕ типа рецензии на понравившуюся книгу, рассказ.
ТВОРЧЕСКАЯ работа по картине А.А. Пластова « Первый снег».
ТВОРЧЕСКАЯ работа по картине В.В.Верещагина «Смертельно раненный».
ТВОРЧЕСКАЯ работа по картине Ю.М. Непринцева « Отдых после боя».
Уроков по развитию речи – 17 ч.
Формы текущего контроля:
- диктанты (объяснительный, графический, выборочный, распределительный, с грамматическим
заданием);
- изложение (подробное, выборочное, сжатое);
- списывание (осложненное, неосложненное);
- комплексный анализ текста;
- сочинение- рассуждение на основе исходного текста
- устные рассказы не лингвистическую тему;
- орфографический анализ слов;
- моделирование текста;
- редактирование текста;
- тесты
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результаты обучения
Результаты обучения содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
-изученные разделы науки о языке;
-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, -
- орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- уметьобъяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы | Плановые сроки прохожде- ния |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14-15 16 17 18 19-20 21 22 23 24 -25 26 27 28 29-30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47-48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59-62 63 64-65 65-68 | О ЯЗЫКЕ Русский язык среди языков мира Русский язык-национальный язык русского народа Русский язык как развивающееся явление Русский ученые-лингвисты. Их вклад в изучение русского языка Словари русского языка и их роль в речевом развитии человека. Повторение изученного в 5 – 9 классах Фонетика. Орфоэпия. Графика. Р\Р. Типы и стили речи. Лексика. Морфемика. Словообразование. Морфология и синтаксис. Р\Р.Обучениеизложению: сжатый пересказ. Орфография и пунктуация. Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическими, пунктуационными, орфографическими заданиями по теме « Повторение изученного в 5-8 классах». Р\Р. Способы и средства связи Синтаксис сложного предложения Понятие сложного предложения. Типы сложного предложения и средства связи между его частями. Сложносочиненное предложение Понятие сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненного предложения. Контрольная работа № 2. Творческая работа по картине А.А.Пластова «Первый снег» Контрольная работа № 3. Диктант по теме «Сложносочиненное предложение». Р\Р. Жанры публицистики. Портретный очерк. Контрольная работа № 4. Р\Р. Изложение « Мой друг» Сложноподчиненное предложение Понятие сложноподчиненного предложения Виды сложноподчиненного предложения. Р\Р.Художественный стиль речи и язык художественной литературы СПП с придаточным определительным. Р\Р. ЭССЕ. Понятие о жанре. Контрольная работа № 5. Р\Р. Сочинение в жанре эссе « Кем быть? Каким быть?» Или « О времени и о себе» СПП с придаточным изъяснительным Контрольная работа № 6. Р/Р. Творческая работа по картине Ю.М. Непринцева « Отдых после боя». СПП с придаточным обстоятельственными. СПП с придаточным места. СПП с придаточным времени. СПП с придаточным сравнения. СПП с придаточным образа действия и степени. Р\Р. Путевые заметки: понятие о жанре. СПП с придаточным цели. СПП с придаточным условия. Контрольная работа № 7. Р\Р. Изложение « Чистые пруды» СПП с придаточным причины и следствия. СПП с придаточным уступительным. Р\Р.Рецензия: понятие о жанре. СПП с несколькими придаточными. Контрольная работа № 8. Диктант. Контрольная работа № 9.Р\Р. Рецензия на понравившийся рассказ или книгу. Бессоюзное сложное предложение Понятие бессоюзного предложения БСП со значением перечисления БСП со значением причины, пояснения, дополнения. БСП со значением противопоставления,времени или условия и следствия Контрольная работа № 10. Творческая работа по картине В.В.Верещагина «Смертельно раненный» Обобщение и повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение» Контрольная работа № 11. Диктант по теме « Бессоюзное предложение» Р\Р. Деловая речь. Сложное предложение с различными видами связи Сложное предложение с различными видами связи Период. Развитие речи. Повторение Повторение изученного в 9 классе. | 5 6 2 5 15 5 5 | Диктант. Творческая работа по картине. Диктант. Изложение. Сочинение Творческая работа. Изложение. Диктант.«После выздоровления». Рецензия на понравившийся рассказ или книгу. Творческая работа по картине В.В.Верещагина «Смертельно раненный» Диктант. | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30-31 недели 32 неделя 33 неделя 33-34 недели |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
О языке (5 ч.)
Речь (17ч.)
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-объяснением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?);
высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книгу в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?).
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).
Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
На повторение в конце учебного года отводится 2 часа.
Обобщение изученного в 5-8 классах (6 ч.)
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения.
Сложное предложение (2 ч.)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение (5 ч.)
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчиненное предложение (15 ч.)
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Бессоюзное сложное предложение (7 ч.)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без сою
Сложное предложение с различными видами связи (5ч.)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
УЧЕБНО-МЕТОДЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002
- Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006
- ДейкинаА.Д., ПахноваТ.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000
- Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006
- Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006
- Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл.- М.: ТЦ Сфера, 2008
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.»* М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2001
Словари и справочники:
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
- Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
- Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...