Организация и результат учебного процесса при интерактивном обучении
статья по русскому языку по теме

Сапрыкина Татьяна Васильевна

Статья о возможности использования интерактивного обучения на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_t.v._saprykinoy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и результат учебного процесса при интерактивном обучении

Т.В.САПРЫКИНА

Обращение к технологическим аспектам организации учебного процесса обусловлено совершенствованием содержания, форм и методов школьного обучения. В связи с этим в теории и практике педагогического процесса потребовались коренные изменения. Поэтому после осмысления методических основ интерактивного обучения я обратилась к различным технологиям. Интерактивное обучение вполне соотносимо с коллективным подходом в

обучении. Широкие возможности интерактивного обучения помогают реализовать все   возможности учеников, с учетом их психологических особенностей.

Интерактивность обучения определенным образом изменяет требования к работе педагога. Если приоритетом становится процесс освоения изучаемого материала, то информативность как критерий занятия сдвигается с авангардных позиций анализа деятельности учителя. При таком обучении педагог, с учетом индивидуальных запросов, развития системы, должен обладать следующими умениями:

       - организовать такое исследование задачи, которое воспринимается обучаемым как      собственная инициатива;

      - целенаправленно организовывать учебные ситуации, побуждающие учащихся к интеграции усилий;

       - создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся.

В теории и практике педагогического процесса возникла негласная установка: предлагая ту или иную образовательную концепцию, покажи ее технологию, то есть систему осуществления, реализации. Широкие возможности интерактивного обучения могут быть реализованы в форме обучения, получившего название погружение. Идея обучения методом погружения была выдвинута М.П.Щетининым. Ученик во время погружения вынужден быть сосредоточенным, внимательным, активным каждую минуту урока. Причем должен думать не только о себе, но и о товарищах, каждому из

которых, возможно, потребуется помощь, так как учебно-познавательная деятельность организуется как коллективный труд. Привычный порядок расположения учебных столов изменен. Ребята объединены в группы. Как правило, почти каждый выступает в роли учителя и ученика, ведущего и ведомого, организатора коллективной работы и ее рядового участника, но заинтересованного в успехе общего дела — выполнении задания учителя. (Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. - М., 1986. С. 147).

Организация учебного процесса при интерактивном обучении можно представить в различных микрогруппах по 2, 4, 5 человек. Например, работа в четверках.

Тема: Деепричастие (первое понятие).

Тип урока: урок-поиск.

 Цели урока: обучающая — знакомство с деепричастием, его грамматическими особенностями;

 развивающая — предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи; развитие творческих способностей учащихся;

 воспитательная — связь с классической литературой.

Оборудование: карточка, памятка, компьютер, проектор, экран.

.I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и целей урока.

III.Работа с текстом (текст воспроизведен через проэктор на экран).

      А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на казацкие таборы, грозя,

нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух. Задания классу:

—        Прочитайте   выразительно текст.

—        Из какого произведения этот отрывок?

—        Определите тему текста (овыступлении      неприятельского войска).

Определите основную мысль(автор хочет показать, что войско было большое и хорошо вооружено).

Определите стиль текста (художественный).

—        Какие действия совершает неприятельское войско? Найдите, выпишите (у доски работает ученик): выступало, выезжали, стали выступать, палили.

Почему выписали эти слова?(Они обозначают действие).

На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делали?)

В тексте есть еще слова, которые обозначают действия? {Гремя, подбоченясь,   грозя,   нацеливаясь, блеща). Но эти слова не являются глаголами, они составляют особую группу, которая называется деепричастием.

IV.Совместное определение цели урока.

—        Ребята, попытайтесь определить цель изучения данной темы в ряду других самостоятельных частей речи... Значит, перед нами цель— познакомиться с грамматическими особенностями деепричастий.

V.Работа в парах, а затем — в группах.

Ребята получают карточки (два варианта).

Карточка  1.

Прочитайте теорию (§ 141).Дайте определение деепричастию.

Прочитайте теорию (§ 142).Запишите признаки глагола и признаки наречия.

Дайте характеристику деепричастию гремя.

Выполните упражнение 741(1-е предложение).

Карточка 2.

Прочитайте теорию (§ 141).Дайте определение деепричастию.

Прочитайте теорию (§ 142).Запишите признаки глагола и признаки наречия.

Дайте характеристику деепричастию подбоченясь.

Выполните упражнение 74!(2-е предложение).

На доске оформляют запись тс ребята, которые справились первыми с заданием.

VI.Работа над предложением из текста: Синтаксический разбор .Какое действие главное? Какое — добавочное? Разбор деепричастия.

При употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них  один.

VII. Закрепление. Выполнение упражнения по учебнику (по вариантам).

VIII.  Творческая работа.

Учитель    зачитывает    начало предложения, ребята заканчивают его и записывают.

Под голубыми небесами, великолепными коврами, ... (блестя на солнце, снег лежит).

Раз царевна молодая, милых братьев ... (поджидая, пряла, сидя у окна).

 Волк ночью, ... (думая залезть в овчарню, попал на псарню).

IX Подведение итогов, выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Применение технологии групповой работы в четверках дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учащихся, ведь половина из них (в разных группах) может говорить, отвечать одновременно.

 Ребята учатся оценивать свою работу, работу своего товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Труд на уроке носит общественно полезный характер, ведь ближайшая цель каждого ученика — учиться не только самому, но и учить других, помогать другим.

Считаю, что данная технология позволила решить не только комплекс психолого-педагогических задач, но и повысить качество обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении

О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...

«ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ».

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ....

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.

Использования интерактивных технологий в учебном процессе.Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся. В современном мире для любой организации, в том числе и школы у...

Организация учебного пространства при интерактивном обучении как эффективный способ повышения мотивации на уроках английского языка

Существуют определенные положения, обуславливающие эффективность интерактивного обучения.  Важнейшее - организация учебного пространства....

Современные технологии в образовании: интерактивные формы организации учебного процесса

Метод, где педагог не имеет центральной роли и становится организатором образовательного процесса, называется интерактивным методом обучения или «диалоговым обучением». Такой метод сч...