Организация учебного пространства при интерактивном обучении как эффективный способ повышения мотивации на уроках английского языка
статья по английскому языку (6 класс)

Ершова Евгения Алексеевна

Существуют определенные положения, обуславливающие эффективность интерактивного обучения.  Важнейшее - организация учебного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnoe_obuchenie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Широкие возможности интерактивного обучения могут быть реализованы и в форме обучения, получившего название "погружение". Идея обучения методом погружения была выдвинута М. П. Щетининым.
Ученик во время погружения вынужден быть сосредоточенным, внимательным, активным в каждую минуту урока. Причем он должен думать не только о себе, но и о одноклассниках, каждому из которых, возможно, потребуется помощь, так как учебно-познавательная организуется как коллективный труд. Привычный порядок расположения учебных столов изменен. Ребята объединены в группы по два, четыре - пять человек... Как правило, почти каждый выступает в
роли учителя и ученика, ведущего и ведомого, организатора коллективной работы и ее рядового участника, но заинтересованного в успехе общего дела - выполнении задания учителя.

Существуют определенные положения, обусловливающие эффективность интерактивного обучения. Важнейшее - организация учебного пространства. Диалогические формы взаимодействий предполагают, что собеседники обращены лицом к лицу. Поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки впередисидящих и только одно лицо - лицо учителя, здесь неуместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от групп, числа учащихся в каждой группе.

Организация учебного пространства при интерактивном обучении

Изменение привычной организации учебного пространства, возможность решать поставленные вопросы сообща подготавливают учащихся к нетрадиционным формам обучения. Перейду к конкретным примерам организации учебных взаимодействий в микрогруппах по два человека и в малых группах от четырех до восьми человек.

Организация групповой работы в парах.

Учебную пару (диаду) чаще всего использую как тренинг для закрепления усваиваемого материала. "В самом деле, - отмечает Ю. З. Гильбух, - ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку". Поэтому чаще всего парная работа строится на базе:

  • последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала;
  • взаимопроверки проделанной работы;
  • работа в режиме интервью.  

По какому принципу можно объединять учащихся в пары? Некоторые педагоги считают необходимым включать в учебную диаду сильного и слабого учащихся. Я полагаю, что слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Самых развитых детей не стоит прикреплять к "слабеньким" им нужен партнер равной силы.

Использую и такую форму работы в динамических парах, как "хоровод". Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, поскольку участникам диалога нужно каждый раз понимать и принимать взгляд на проблему, и это стимулирует общения между учащимися. Учащиеся делятся на две равные группы, которые образуют два круга - внутренний и внешний. Ученики из внутреннего (+) круга в течение всей работы остаются на месте. Школьники, которые находятся во внешнем круге (0), после каждого мини-диалога делают шаг влево и оказываются перед новым собеседником. Учебный диалог повторяется вновь и вновь. На первый взгляд работа носит репродуктивный характер. Однако каждый новый диалог чем-нибудь отличается от предыдущего (интонацией, паузами, вопросами). Даже если в хороводе прокручивается один и тот же текст, степень его усвоения заметно возрастает вследствие многократного проговаривания и прослушивания. Тематика мини-диалогов может быть самой разнообразной: понятия - их определения; изучаемое правило - подтверждающий пример и т. п. Для того чтобы диалог "не зависал", нужно настроить учащихся: те, кто спрашивает, должны иметь в запасе два-три готовых задания; тем же, кто вступает в диалог, необходимы мобилизация знаний и желание ответить.

Организация групповой работы в четверках.

Работа в парах (горизонтальные связи)

Каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего режима между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения -10 минут.

Работа в парах (вертикальные связи).

Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения-10 минут. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение Принятие группового решения.

Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде конспекта, алгоритма, схемы и т.д.). Время -10 минут. (см. Приложение№2)

Применение технологии групповой работы в четверках дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учащихся, ведь половина из них (в разных группах) может говорить, отвечать одновременно. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Труд на уроке носит общественно-полезный характер, ведь ближайшая цель каждого ученика - не только учиться самому, но и учить других, помогать другим.

Организация групповой работы в пятерках

Работая в режиме интерактивного обучения, отдаю предпочтение группам учащихся по пять человек. Класс достаточно легко разбивается на пять или шесть "звездочек". Работу небольшого числа групп контролировать проще, чем деятельность семи-восьми групп из четырех человек.
Для организации деятельности учебных пятерок можно использовать технологию "мозаики".

Сначала "звездочки" получают задание (карточки А Б В Г Д), аттестационный лист, в котором каждому члену "звездочки" соответствует определенный литер. Затем идет обсуждение работы и выполнение индивидуального задания, на это уходит 10-15 минут.

На следующем этапе первоначальные группы временно распадаются; организуются новые, сформированные по принципу "буквенного единства" А -А-А-А-А и т. д. Каждый из участников новой группы предлагает свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается лучшее или вырабатывается общее решение для озвучивания (время 10-13 минут).

На заключительном этапе восстанавливаются первоначальные группы. Участники возвращаются с обогащенным видением (*) проблемы и пониманием многозначности ее решений. При совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы. По одному от каждой "звездочки" озвучивают отработанный материал.

Далее идет работа учителя со всеми "звездочками": предлагается этап самооценки и выставление балла в аттестационный лист. В конце урока учащиеся сдают рабочий материал и аттестационный лист.

Одной из форм контроля за усвоением учебного материала в условиях интерактивного обучения являются тематические зачеты. Содержания зачета должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определенной темы и обеспечивать полный контроль проверки этого материала. Такого рода зачеты, как правило, провожу на сдвоенных уроках. Наиболее понравившейся ребятами формой является зачет-"вертушка".

Предлагаю методику проведения зачета - "вертушка" по теме "Предложения с однородными членами". Этот урок интересен по форме, насыщен, не вызывает чувства страха у детей. Ребята психологически готовятся к игре, а не просто к проверке их знаний.
Для проведения зачета-"вертушки" надо переставить столы в кабинете так, чтобы получилось пять секций. Предлагаемая методика разработана для класса, в котором 25 человек в каждой секции одновременно работает 5 учеников.

Для удобства на столах стоят указатели секций : "А"., "Б", "В", "Г", "Д".
Работая в каждой секции ученик выполняет определенный вид заданий. Так например: в секции "А" предлагается ответить на вопросы по теории данной темы. В секции "Б" - работа со словарными словами. В секции "В" работа над предложением. В секции "Г" работа по тексту. В секции "Д" задание творческого характера.

Выполнив задания в одной секции, ребята переходят в другую секцию. Все переходы из секции в секцию происходят только по указанию учителя, т. е. время на выполнение каждого задания регламентировано. (10-13 минут).
Как видите, зачет достаточно многофункционален. Учитель может варьировать задания в зависимости от уровня класса и вопросов, которые необходимо проверить. Итак,
критериями педагогического сотрудничества можно считать:

Активность ученика в индивидуальной и коллективной мыследеятельности в сочетании с инициативой и самостоятельностью.

Интеллектуальный фон класса, созданный за счет активности мышления каждого школьника.

Сознательность в обучении: принятие целей совместной деятельности как своих целей обучения.

Умения использовать коллективный интеллектуальный потенциал группы (класса) для приобретения индивидуальных знаний.

Высокое качество знаний школьников на основе таких параметров, как прочность, полнота, глубина, оперативность знаний, гибкость, конкретность, обобщенность, систематичность.

Выход на креативный уровень в учебном познании.

Коллективные умения: коллективно планировать, организовывать, осуществлять, контролировать учебную деятельность, видеть конечные результаты, прогнозировать перспективы коллективной деятельности.

Психологическая защищенность каждого школьника (психологический комфорт во взаимоотношениях).

Удовлетворенность собственной деятельностью.

Межличностное сплочение и умение налаживать межличностные коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации на уроках английского языка

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает...

Геймификация – эффективный способ повышения мотивации к изучению иностранного языка

Что такое геймификация, в чем она проявляется и как это работает? Как использовать принцип геймификации на уроке английского языка....

Методическая разработка «Создание учебного видеоролика как способ повышения мотивации к изучению английского языка»

В предлагаемом материале рассматриваются особенности учебной и внеучебной медиаобразовательной деятельности, вопросы представления информации в виде видеоролика, обозначаются основы подготовки материа...

Инновационный образовательный проект "Интерактивные тетради как эффективный метод повышения мотивации к изучению английского языка"

Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно моти...

Интерактивные тетради как эффективное средство повышения мотивации к изучению английского языка

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений в современном профессиональном образовании. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специаль...

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Применение технологии организации учебной деятельности с ЭФУ и системы тестирования и опросов VOTUM на уроках английского языка как способа повышения качества знаний»

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Применение технологии организации учебной деятельности с ЭФУ и системы тестирования и опросов VOTUM на уроках английского языка к...