Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения
статья по алгебре на тему

Осипова Людмила Васильевна

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных затратах, показателем оптимизации будет наличие одновременно двух аспектов: результативности управленческой деятельности и ее рациональной организации.  Перед учителем стоит серьезная проблема - как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке.   Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. В данной статье раскрываются некоторые приемы применения форм и методов электронных средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optimitizatsiya_form_i_mtodov.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           Осипова

                                                                                                             Людмила Васильевна

             Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом                                          

                  познавательных возможностей, эффективность использования

                     в образовательном процессе электронных средств обучения  

                                                                                                      

    На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных затратах, показателем оптимизации будет наличие одновременно двух аспектов: результативности управленческой деятельности и ее рациональной организации.

      Перед учителем стоит серьезная проблема - как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке.   Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика  школы освоить образовательный стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.

        Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:

       фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала (в конспекте - Ф);

       работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе (Г1);

       работа в парах(группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме (Г2);

      индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока (И).

     Что же представляет собой каждая из перечисленных форм организации учебной работы учащихся на уроке? Каковы достоинства и недостатки каждой из них? Как сочетать между собой эти формы работы учащихся в конкретной педагогической деятельности учителя?

          Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, активизировать их деятельность. От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. Фронтальная форма учебной работы, как отмечают ученые-педагоги — Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу.

             Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке, Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками; решение задач, примеров, рефератов, докладов. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении. Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала. Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.

                Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, т. к. только при совместном обсуждении можно найти решение проблемы. Групповая работа требует от учащегося учитывать большее количество факторов. Он должен приспособиться к темпу работы других членов группы, должен правильно понимать их, ясно формулировать свои мысли и желания, соотносить их с задачами, выбранными группой. Все это способствует процессу саморегулирования. При подведении итогов каждый может сравнить свою работу с работой товарищей по группе, видеть тетради своих товарищей, слушать обоснования решения и анализ ошибок. Таким образом, расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них.

             Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга. Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация учителя- всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно.

           И так, есть три основные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная и групповая. Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому, планируя урок, учитель должен подбирать сочетание форм так, чтобы усилить сильные и нейтрализовать слабые стороны каждой формы. Сейчас в дополнение к традиционным методам  внедряются в учебный процесс современные педагогические технологии. Их преимущество состоит в повышении познавательной активности обучаемых, выработке интереса к знаниям, развитии творческой инициативы.   

           Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.

ЭСО могут быть следующих основных типов:

  • тестирующие системы,
  • электронные тренажеры,
  • виртуальные учебные лаборатории,
  • информационно-справочные системы (учебные базы данных, электронные энциклопедии, справочники),
  • дидактические компьютерные игры,
  • инструментальные среды разработки,
  • наборы мультимедийных ресурсов,
  • автоматизированные обучающие системы,
  • экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы.

            Использование электронных средств обучения (ЭСО) позволяет сформировать у обучающихся навыки навигации в информационном пространстве, помогает находить, анализировать необходимую информацию с целью формирования высоких знаний и проведения исследовательской работы. Внедрение электронных средств обучения в учебно- воспитательный процесс позволяет рассчитывать не только на обновление форм и методов работы с учащимися, повышение их мотивационной сферы в обучении, но и на углубление и повышение качества знаний школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация форм и методов организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учителя и ученика.

В данной статье я рассказала о формах работы с обучающимися для успешного результата в практической деятельности....

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности для раскрытия субъективного опыта учащихся.

В докладе раскрывается понятие  субъективного опыта учащихся, предлагаются  разнообразные  формы и методы  организации учебной деятельности для  его формирования....

Формы и методы организации учебного процесса при использовании технологии разноуровневой дифференциации на уроках географи

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИНА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»В условиях традиционной системы обучения выявляется противоречие между требованиями программы обеспечить обязательную подготовку к...

Формирование лексико-грамматических навыков с использованием интерактивных и электронных средств обучения по теме "Пассивный залог"

Формирование лексико-грамматических навыков невозможно без многократного повторения действий в рамках тренировочных заданий. Использование интерактивных и электронных средств обучения позволяет сделат...