КВН "Знаешь ли ты родной свой язык?"
методическая разработка по русскому языку по теме
Организация деятельности обучающихся по повторению сведений о русском языке, полученных на уроках и во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_-_kvn_po_russkomu_yazyku.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН
"Знаешь ли ты родной свой язык?"
Нужно любить и непрерывно
изучать русский язык. Человек,
равнодушный к своему языку,-
дикарь
К.Паустовский
Цель: организовать деятельность обучающихся по повторению сведений о русском языке, полученных на уроках и во внеурочной деятельности; способствовать развитию устной речи, а также познавательного интереса обучающихся к родному языку.
Ведущий. В школе продолжается Неделя русского языка
Чтец 1. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русской язык!
Чтец 2. Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Чтец 3.Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт)
Ведущий. Сегодня в нашем зале встречаются самые любознательные, самые веселые и находчивые знатоки русского языка.
(Приветствие команд)
Ведущий: Наш 1-й конкурс - орфографическая эстафета
Каждый член команды должен правильно объяснить орфограмму в слове (слова спроецированы на экран)
Орфографическая эстафета
1 команда 2 команда
Исти(н,нн)ый Кури(н,нн)ый
Пр..пятсвие при..ключение
(с,з)дра..ствуй и(з,с)в..ните
ш..к..лад б..т..рея
и(с,сс)ку(с,сс)тво и(с,сс)ку(с,сс)..нный
еж..вый ореш..к
пол(часа) (пол)Москвы
(не)правда (не)настье
расч..ска крыж..вник
Ведущий. А теперь команды получают одинаковое задание: определить род имен существительных, составить с ними словосочетания по схемам
Прилагательное +сущ. или местоимение +существительное.
Знаешь ли ты род этих существительных?
Тюль, шампунь, мозоль, фланель, шинель, фамилия, день рождения, такси, кофе, какао, кашне, депо, шоссе, иваси, маэстро, какаду, шимпанзе, Сочи, туфель или туфля (?),клавиш или клавиша (?),плацкарт или плацкарта(?)
Ведущий. Пока команды работают, набирая очки, болельщики могут им помочь. В качестве домашней подготовки к конкурсу болельщикам было предложено выучить высказывания писателей-классиков о русском языке. Итак, дерзайте, болельщики!
Ведущий. Слово командам. "Знаешь ли ты род этих существительных?"
Ведущий. Переходим к следующему конкурсу.
Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа. Выделите окончания.
1 команда. Вызов, шелк, месяц, госпиталь, циркуль, маляр, шофер, офицер, тренер, диктор, кондуктор, учитель, конструктор.
2 команда.
Мастер, доктор, директор, герб, профессор торт, автор,
адрес, инженер, договор, выбор, тенор, приз.
Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа. Выделите окончания.
1 команда.
Сани, килограмм, циркуль, серьга, теленок, блюдце,
трактор, место, дело, валенок, мандарин.
2 команда.
Апельсин, помидор, яблоко, солдат, носки, чулки, курица, свеча, дупло, полотенце, простыня, армянин, туфли, погон, татарин, челюсти, сапог.
Ведущий. Итак, команды работают, а болельщики помогают им набирать баллы. Предлагаем болельщикам фонетическую разминку. Кто быстрее прочитает звуки наоборот, чтобы получилось новое слово?
(Слова спроецированы на экран).
Фонетическая разминка
Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:
из слова лен - цифру
лей - дерево
лай - лодку
люк - большой мешок
ток - домашнее животное
шел - неправду
шей - просьбу есть что-нибудь
лед - материал для крыши
тол- прибор для измерения моря
парк - морского жителя
лог - забитый мяч.
Ведущий. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Конкурс скороговорок. Представители команд по очереди произносят по одной скороговорке
Скороговорки
1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
2.Сшит колпак не по - колпаковски, надо его переколпаковать, да не перевыколпаковать.
3.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
4.Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.
5.Расскажите про покупку, про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку мою.
Ведущий. Лексика - один из самых интересных разделов языкознания. Вспомним библейскую фразу: "В начале было слово..." И, пока команды будут искать потерявшиеся синонимы, мы проведем конкурс болельщиков. Предлагаем разгадать вам шарады и анаграммы.
Лексика
1.Найдите потерявшийся синоним.
Автомост полагать
адвокат промежуток
анализ стремление
блеск машина
верный период
влечение разбор
время ландшафт
глушь дебри
дефис защитник
думать интеллект
ива сияние
лексика флора
пейзаж словарь
принуждение насилие
интервал ракита
растительность чёрточка
ум неизменный
2.Найдите потерявшийся антоним.
Беда нет
бездарный мир
будущее соглашаться
вверх мудрец
внешний удача
война вниз
вражда урод
встреча дорого
глупец талантливый
нежность дружба
грязь прошлое
да оправдывать
дешево ложь
истина чистота
красавец внутренний
обвинять грубость
отвергать разлука
3.Разгадай шараду
Нота - мой первый слог,
Поставь рядом с ней предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (Мина)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (Пирог)
4. Разгадай анаграмму
Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы - вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник. ( Карп - парк)
По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки. (Вена - Нева)
5.Разгадай анаграмму
Воздух в шины я вдуваю,
жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (Насос - сосна)
В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот -
Будет дергаться щека. (Кит - тик)
Ведущий. Слушаем отчет команд о поиске потерявшихся синонимов и антонимов.
Чтец 1.
Новое имя
Если только ты умен,
ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья звала её
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Ведущий. Это юмористическое стихотворение С.Я.Маршака подсказало очередной конкурс.
Придумайте 2 имени и «защитите» их. А мы снова начинаем конкурс болельщиков. Н.В. Гоголь утверждал: « В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно».
1. Объясните значение фразеологизмов: филькина грамота, очная ставка.
2. Посчитайте, сколько крылатых выражений и фразеологизмов в тексте.
Помня, что один в поле не воин, что ум хорошо, а два лучше, что сила солому ломит, решили отвечать вам коллективно. А вопросы трудные, даже голова кругом пошла. Но, засучив рукава, принялись за дело. Ищем, ищем - конца не видно. Десятки книг перечитали от корки до корки, с головой зарывались в журналы. Постарались не ударить в грязь лицом. В конце концов ответили. Гора с плеч свалилась. Сидим теперь, ждем передачи, как красна солнышка. Что день грядущий нам готовит? (13)
Ведущий. Как называются жители городов:
Пскова, Минска, Тулы, Курска, Ярославля, Харькова, Одессы, Томска?
(пскович, минчанин, туляк, курянин, ярославец, харьковчанин, одессит, томич).
Ведущий. И наш последний конкурс. Не приходится сомневаться в том, что знаки препинания играют очень важную роль в письменном общении. Изменив знаки препинания, найдите в бессмыслице смысл.
1.Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
2.Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
3.Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
1.Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2.В нашем хозяйстве много рогатого скота: лошадей, свиней.
3. -Все ли здесь?
-Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя еще не пришли.
Чтец.
Совершенство человечьей речи-
Вещий знак большой людской судьбы.
Умирают города и вещи-
Слово остается для борьбы.
Потому что человеку надо
Одолеть однажды немоту.
Потому что слово как награда
За любовь, работу, красоту.
Да оно ведь и само - работа,
И мечта, и молодость, и страсть.
Слово - наша вечная забота,
Без него - и всей Земле пропасть.
Подведение итогов. Награждение команд.
Дмитриева Л. И. ,Зенина Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Люби и знай родной свой край
Игра-путешествие по родному краю. Материал по патриотическому воспитанию для следопытов...
Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"
Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора; любовь к родной стороне и бережное отношение...
Проект "Люби и знай родной свой край"
Проект- знакомство с культурой родного края - Республики Марий Эл...
Проект «Родной свой край люби и знай»
Родина. Отечество...В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители......
Проект "Люби и знай родной свой край"
Проект по нравственно-патриотическому воспитнанию...
Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»
Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....
Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия...