Разработка урока для учащихся 8 класса: "Синтаксические нормы русского языка".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма - это образец, это то, как принято говорить и писать в данную эпоху. Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетании, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.sintaksicheskie_normy.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Синтаксические нормы русского языка»

Цели:

 - образовательные:

  1. Повторение и углубление знаний об основных синтаксических нормах;
  2. формирование навыков культуры речи;
  3. умение использовать теоретические знания для грамотного письма;

 -  развивающие:

  1. развитие умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;
  2. развитие умения переносить знания в новую ситуацию;

 - воспитательные:

  1. воспитание культуры речи;
  2. формирование умений осуществлять сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, теоретический материал, электронная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно, а что – нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Нормы могут изменяться с течением времени. Соблюдение их облегчает использование литературного языка. Нормы характерны для всех разделов языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические, пунктуационные. Чтобы  овладеть ими, нужно их знать и  научиться замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей, уметь работать с разными словарями.

 А  сегодня мы остановимся на синтаксических нормах. Они регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетаниях, определения с определяемым словом, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.

III. Работа в группах с карточками (4 варианта карточек). Один из учеников каждой группы читает предложения. Задание: найти предложения с синтаксическими ошибками, выписать в тетрадь и подчеркнуть ошибки. Учащиеся коллективно выполняют задание.

Цель задания: выяснить, умеют ли  учащиеся видеть и слышать грамматические ошибки.

  1. Самопроверка после выполнения заданий (на доске написаны правильные ответы).
  2.  Сделать вывод о том, какие синтаксические ошибки можно отметить в выписанных предложениях (на данном этапе работы учащиеся называют только те, которые могут объяснить).

IV. Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием теоретического материала.

  Ученики знакомятся с теорией (материал у каждого на парте), обсуждают её, затем по одному человеку из группы поясняют каждый из  пунктов материала.

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, когда нарушаются синтаксические нормы.

Вывод. С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:

  1. в предложениях с однородными членами;
  2. при употреблении имён собственных в предложении;
  3. в предложениях с причастным оборотом;
  4. в словосочетаниях при согласовании и управлении;
  5. при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;
  6. при других формах согласования главных членов предложения;
  7. при употреблении деепричастного оборота;
  8. при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

V. Закрепление изученного.

Тренировочные упражнения.

  1. Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.

  1. Выписать номера предложений с грамматической ошибкой  нарушением синтаксической нормы).

Vl.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой:

 указать номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом. Объяснить задания, вызвавшие наибольшее количество ошибок.

Vll. Итоговый тест.   

Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

После выполнения ученики сверяют свои варианты  с правильными ответами,  записанными на доске. Работа оценивается.

Vlll. Итоги урока.

lX. Домашнее задание:

Подобрать примеры с синтаксическими ошибками и объяснить их.

Теоретический материал.

Синтаксические нормы.

  1. Предложения с однородными членами.

Ошибки:

  1. Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: В парке росли деревья и сосны.
  2. Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий: Яблоки, груши, сливы, фрукты лежали в вазе.
  3. Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Иван Петрович пришёл с женой и плохим настроением.
  4. Нарушение однородности понятий: Многие дети не любят книги и читать.
  5. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов: Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.
  6. Смешение компонентов двойных союзов: На каникулах ученики побывали не только в Москве, а также в Петербурге.
  7. Пропуск предлога: На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены.
  8. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах: Во время войны народ надеялся и верил в победу.

  1. Предложения с причастным оборотом.

Ошибки:

  1. Разрыв причастного оборота определяемым словом: Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
  2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом: Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
  3. Замена страдательных причастий действительными: Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
  4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения: В магазине она выбрала себе нарядное платье, идеальное для выпускного бала, и которое прекрасно подошло по размеру.

  1. Употребление деепричастного оборота.

Ошибки:

  1. Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Переходя улицу, часто нарушаются правила.

  1. Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении: Гуляя вечером, мне нездоровилось.
  2. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием: Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками.

  1.  Употребление имён собственных:

  1. Названия книг, газет, журналов, картин, музыкальных произведений и так далее не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».
  2. Если нарицательного существительного нет, то имя собственное может изменяться: 

В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

  1. Форма сказуемого при подлежащем – местоимении:

  1. Местоимения  кто, никто требуют после себя глаголов в единственном числе в прошедшем времени в форме мужского рода;  среднего рода для местоимений что или  ничто: Кто из сестёр вам об этом сказал?
  2. В придаточной части конструкций типа те, кто и все, кто также следует употреблять глагол в единственном числе: Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны.

  1. Замена придаточной определительной части

сложноподчиненного предложения

причастным оборотом невозможна, если:

  1. Сказуемое выражено формой будущего времени: Мы хотим поехать на Олимпийские игры, которые состоятся в Сочи.
  2. В главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово тот, того: Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.
  3. Если союзное слово КОТОРЫЙ стоит в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Лётчик, о котором писала газета, стал гостем киностудии. Ковры, которыми были покрыты полы, вынесли из комнаты.

Сказуемое выражено формой сослагательного наклонения: Нашему российскому футболу нужны опытные тренеры,  которые научили бы спортсменов играть интересно.

Vl.Самостоятельная работа.

Указать номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  1. Событие, о котором пойдёт речь, стало уже легендой.
  2. Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
  3. Огромный дом, в котором родился Грей, был мрачен внутри и величественен снаружи.
  4. В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет.
  5. Карета свернула к большому пруду, который показался из-за леса.
  6. Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.
  7. Мечты о полётах в космос, которыми жили многие учёные прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.
  8. Олимпиада, которая начнётся в Сочи в 2014 году, будет праздником силы, красоты, мужества.
  9. Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таёжными и речными богатствами.
  10. Есть на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы.
  11. Стёпка очень хотел  найти настоящего друга, который не бросил бы его в беде.
  12. Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

Правильные ответы:  1,3,6,7,8,10,11.

2). Выписать номера предложений с грамматической ошибкой.

  1. Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.
  2. Кижи прекрасны не только летом, но и зимой.
  3. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка.
  4. Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются панты.
  5. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян в своих лесах, кравших дрова.
  6. Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.
  7. Прошли сто лет.
  8. Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто.
  9. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
  10. Просвещение и культура всегда будут синонимами: как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию.
  11. Образ Кутузова появляется в романе Л.Н.Толстого, который восхищается и обдумывает его.
  12. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.
  13. На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.
  14. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.
  15. Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто – то есть.

      Правильные ответы: 3,4,5,7,8,9,11,12,13,14,15.

1). Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях).

Записать предложения под диктовку, найти и объяснить синтаксические ошибки, записать предложения в исправленном виде.

  1. Подруга интересуется о моём здоровье. (Нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово». Правильно: Подруга интересуется моим здоровьем.)

  1. Те, кто писали сочинение, очень волновались.( Нарушение согласования в сложноподчинённом предложении с  сочетаниями ТЕ, КТО; ТОТ,КТО. Правильно: Те, кто писал сочинение, очень волновались.)

  1. Мы подошли к дереву, склонившееся к земле.( Нарушение согласования в падеже. Правильно: Мы подошли к дереву, склонившемуся к земле.)

  1. Давыдов давно хотел вникнуть и познать тайны Гремячего Лога.( Нарушены нормы управления: вникнуть  куда? Познать что? Правильно: Давыдов давно хотел вникнуть в тайны Гремячего Лога и познать их.)

  1. Будучи в сильном волнении, у него потерялся портфель. (Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом. Правильно: Когда он был в сильном волнении, у него потерялся портфель.)

  1. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (Нарушение употребления производного предлога. Правильно: Благодаря искусству Микеланджело…)

Итоговый тест.

Вариант 1.

1).Указать предложение с грамматической ошибкой:

  1. Глядя на это, у меня текут слёзы.
  2. Им руководила жажда деятельности.
  3. Обдумывая новую книгу, он не забывал о предыдущих.
  4. Все взоры были обращены к птице, сидящей на дереве.

2). Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Покупая подарок маме,

  1. Мой кошелёк быстро опустел.
  2. Меня охватила нежная любовь к ней.
  3. Постарайтесь устроить ей настоящий праздник.
  4. Изменились наши планы.

      3). Укажите предложение без грамматической ошибки:

  1. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями.
  2. Согласно милицейского протокола водитель был оштрафован.
  3. О поэме А.А.Блока «Двенадцать» споры не утихают до сих пор.
  4. Эти экскурсии вызывают интерес  о прошлом города.

      4). В каком предложении придаточную часть можно заменить причастным оборотом:

  1. На всю жизнь я запомнил левую плоскость самолёта «У-1», на котором мы учились летать.
  2. Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.
  3. Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.
  4. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

Правильные ответы:  1 – 1;  2 – 3;  3 – 3;  4 – 4.      

Итоговый тест.

Вариант 2.

1).Укажите предложение, в котором не нарушены синтаксические нормы:

  1. Мне подарили много цветов на моё день рождения.
  2. По прибытию в столицу состоялось несколько важных встреч.
  3. Хочу заверить вас о моём согласии прочитать курс лекций.
  4. Вспоминая происшедшее, я до сих пор краснею.

2). Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

     Приступая к написанию сочинения – рассуждения на ЕГЭ,

  1. Учитывается авторская позиция.
  2. Внимательно прочитайте исходный текст.
  3. Часто проблема формулируется неправильно, неточно.
  4. Комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.

3). Укажите предложение без грамматической ошибки.

  1. Согласно распоряжению ректора студент был отчислен.
  2. Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
  3. Мы оплатили за туристическую путёвку.
  4. Тысяча бойцов отправилось на фронт.

4). В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом:

  1. В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.
  2. Последние волны нагретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли.
  3. Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.
  4. Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлёк всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.

Правильные ответы:  1 – 4;  2 – 2;  3 – 1;  4 – 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.

Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...

Открытый урок для учащихся 11 класса и их родителей. Нормы русского языка.

Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические) Цели урока:углубить знания о понятии   «нормы речи»;выявить нарушения   норм и отработать навыки  правильного обр...

Конспект к уроку русского языка в 10 классе. Орфоэпические нормы русского языка.

Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ....

Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"

Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотр...

Методическая разработка «Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку»

 Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.    Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффектив...