Разработка урока для учащихся 8 класса: "Синтаксические нормы русского языка".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма - это образец, это то, как принято говорить и писать в данную эпоху. Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетании, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.sintaksicheskie_normy.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Синтаксические нормы русского языка»
Цели:
- образовательные:
- Повторение и углубление знаний об основных синтаксических нормах;
- формирование навыков культуры речи;
- умение использовать теоретические знания для грамотного письма;
- развивающие:
- развитие умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;
- развитие умения переносить знания в новую ситуацию;
- воспитательные:
- воспитание культуры речи;
- формирование умений осуществлять сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, теоретический материал, электронная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно, а что – нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Нормы могут изменяться с течением времени. Соблюдение их облегчает использование литературного языка. Нормы характерны для всех разделов языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические, пунктуационные. Чтобы овладеть ими, нужно их знать и научиться замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей, уметь работать с разными словарями.
А сегодня мы остановимся на синтаксических нормах. Они регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетаниях, определения с определяемым словом, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
III. Работа в группах с карточками (4 варианта карточек). Один из учеников каждой группы читает предложения. Задание: найти предложения с синтаксическими ошибками, выписать в тетрадь и подчеркнуть ошибки. Учащиеся коллективно выполняют задание.
Цель задания: выяснить, умеют ли учащиеся видеть и слышать грамматические ошибки.
- Самопроверка после выполнения заданий (на доске написаны правильные ответы).
- Сделать вывод о том, какие синтаксические ошибки можно отметить в выписанных предложениях (на данном этапе работы учащиеся называют только те, которые могут объяснить).
IV. Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием теоретического материала.
Ученики знакомятся с теорией (материал у каждого на парте), обсуждают её, затем по одному человеку из группы поясняют каждый из пунктов материала.
Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, когда нарушаются синтаксические нормы.
Вывод. С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:
- в предложениях с однородными членами;
- при употреблении имён собственных в предложении;
- в предложениях с причастным оборотом;
- в словосочетаниях при согласовании и управлении;
- при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;
- при других формах согласования главных членов предложения;
- при употреблении деепричастного оборота;
- при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.
V. Закрепление изученного.
Тренировочные упражнения.
- Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.
- Выписать номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Vl.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой:
указать номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом. Объяснить задания, вызвавшие наибольшее количество ошибок.
Vll. Итоговый тест.
Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
После выполнения ученики сверяют свои варианты с правильными ответами, записанными на доске. Работа оценивается.
Vlll. Итоги урока.
lX. Домашнее задание:
Подобрать примеры с синтаксическими ошибками и объяснить их.
Теоретический материал.
Синтаксические нормы.
- Предложения с однородными членами.
Ошибки:
- Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: В парке росли деревья и сосны.
- Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий: Яблоки, груши, сливы, фрукты лежали в вазе.
- Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Иван Петрович пришёл с женой и плохим настроением.
- Нарушение однородности понятий: Многие дети не любят книги и читать.
- Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов: Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.
- Смешение компонентов двойных союзов: На каникулах ученики побывали не только в Москве, а также в Петербурге.
- Пропуск предлога: На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены.
- Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах: Во время войны народ надеялся и верил в победу.
- Предложения с причастным оборотом.
Ошибки:
- Разрыв причастного оборота определяемым словом: Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
- Нарушение согласования причастия с определяемым словом: Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
- Замена страдательных причастий действительными: Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
- Нарушение однородности синтаксических элементов предложения: В магазине она выбрала себе нарядное платье, идеальное для выпускного бала, и которое прекрасно подошло по размеру.
- Употребление деепричастного оборота.
Ошибки:
Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Переходя улицу, часто нарушаются правила.
- Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении: Гуляя вечером, мне нездоровилось.
- Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием: Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками.
- Употребление имён собственных:
- Названия книг, газет, журналов, картин, музыкальных произведений и так далее не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».
- Если нарицательного существительного нет, то имя собственное может изменяться:
В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.
- Форма сказуемого при подлежащем – местоимении:
- Местоимения кто, никто требуют после себя глаголов в единственном числе в прошедшем времени в форме мужского рода; среднего рода для местоимений что или ничто: Кто из сестёр вам об этом сказал?
- В придаточной части конструкций типа те, кто и все, кто также следует употреблять глагол в единственном числе: Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны.
- Замена придаточной определительной части
сложноподчиненного предложения
причастным оборотом невозможна, если:
- Сказуемое выражено формой будущего времени: Мы хотим поехать на Олимпийские игры, которые состоятся в Сочи.
- В главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово тот, того: Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.
- Если союзное слово КОТОРЫЙ стоит в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Лётчик, о котором писала газета, стал гостем киностудии. Ковры, которыми были покрыты полы, вынесли из комнаты.
Сказуемое выражено формой сослагательного наклонения: Нашему российскому футболу нужны опытные тренеры, которые научили бы спортсменов играть интересно.
Vl.Самостоятельная работа.
Указать номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
- Событие, о котором пойдёт речь, стало уже легендой.
- Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
- Огромный дом, в котором родился Грей, был мрачен внутри и величественен снаружи.
- В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет.
- Карета свернула к большому пруду, который показался из-за леса.
- Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.
- Мечты о полётах в космос, которыми жили многие учёные прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.
- Олимпиада, которая начнётся в Сочи в 2014 году, будет праздником силы, красоты, мужества.
- Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таёжными и речными богатствами.
- Есть на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы.
- Стёпка очень хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в беде.
- Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
Правильные ответы: 1,3,6,7,8,10,11.
2). Выписать номера предложений с грамматической ошибкой.
- Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.
- Кижи прекрасны не только летом, но и зимой.
- Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка.
- Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются панты.
- Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян в своих лесах, кравших дрова.
- Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.
- Прошли сто лет.
- Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто.
- Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
- Просвещение и культура всегда будут синонимами: как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию.
- Образ Кутузова появляется в романе Л.Н.Толстого, который восхищается и обдумывает его.
- Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.
- На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.
- Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.
- Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто – то есть.
Правильные ответы: 3,4,5,7,8,9,11,12,13,14,15.
1). Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях).
Записать предложения под диктовку, найти и объяснить синтаксические ошибки, записать предложения в исправленном виде.
- Подруга интересуется о моём здоровье. (Нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово». Правильно: Подруга интересуется моим здоровьем.)
- Те, кто писали сочинение, очень волновались.( Нарушение согласования в сложноподчинённом предложении с сочетаниями ТЕ, КТО; ТОТ,КТО. Правильно: Те, кто писал сочинение, очень волновались.)
- Мы подошли к дереву, склонившееся к земле.( Нарушение согласования в падеже. Правильно: Мы подошли к дереву, склонившемуся к земле.)
- Давыдов давно хотел вникнуть и познать тайны Гремячего Лога.( Нарушены нормы управления: вникнуть куда? Познать что? Правильно: Давыдов давно хотел вникнуть в тайны Гремячего Лога и познать их.)
- Будучи в сильном волнении, у него потерялся портфель. (Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом. Правильно: Когда он был в сильном волнении, у него потерялся портфель.)
- Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (Нарушение употребления производного предлога. Правильно: Благодаря искусству Микеланджело…)
Итоговый тест.
Вариант 1.
1).Указать предложение с грамматической ошибкой:
- Глядя на это, у меня текут слёзы.
- Им руководила жажда деятельности.
- Обдумывая новую книгу, он не забывал о предыдущих.
- Все взоры были обращены к птице, сидящей на дереве.
2). Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Покупая подарок маме,
- Мой кошелёк быстро опустел.
- Меня охватила нежная любовь к ней.
- Постарайтесь устроить ей настоящий праздник.
- Изменились наши планы.
3). Укажите предложение без грамматической ошибки:
- Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями.
- Согласно милицейского протокола водитель был оштрафован.
- О поэме А.А.Блока «Двенадцать» споры не утихают до сих пор.
- Эти экскурсии вызывают интерес о прошлом города.
4). В каком предложении придаточную часть можно заменить причастным оборотом:
- На всю жизнь я запомнил левую плоскость самолёта «У-1», на котором мы учились летать.
- Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.
- Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.
- Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
Правильные ответы: 1 – 1; 2 – 3; 3 – 3; 4 – 4.
Итоговый тест.
Вариант 2.
1).Укажите предложение, в котором не нарушены синтаксические нормы:
- Мне подарили много цветов на моё день рождения.
- По прибытию в столицу состоялось несколько важных встреч.
- Хочу заверить вас о моём согласии прочитать курс лекций.
- Вспоминая происшедшее, я до сих пор краснею.
2). Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Приступая к написанию сочинения – рассуждения на ЕГЭ,
- Учитывается авторская позиция.
- Внимательно прочитайте исходный текст.
- Часто проблема формулируется неправильно, неточно.
- Комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.
3). Укажите предложение без грамматической ошибки.
- Согласно распоряжению ректора студент был отчислен.
- Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
- Мы оплатили за туристическую путёвку.
- Тысяча бойцов отправилось на фронт.
4). В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом:
- В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.
- Последние волны нагретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли.
- Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.
- Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлёк всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.
Правильные ответы: 1 – 4; 2 – 2; 3 – 1; 4 – 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.
Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...
Открытый урок для учащихся 11 класса и их родителей. Нормы русского языка.
Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические) Цели урока:углубить знания о понятии «нормы речи»;выявить нарушения норм и отработать навыки правильного обр...
Конспект к уроку русского языка в 10 классе. Орфоэпические нормы русского языка.
Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ....
Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"
Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотр...
Маршрутный лист к уроку русского языка в 10 классе "Синтаксические нормы русского языка. Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ (задание 8). (ПРОДОЛЖЕНИЕ)"
Теоретическая и практическая часть (Задание 8 )....
Методика разработки уроков по изучению трудных тем по русскому языку, в том числе «Лексические и грамматические средства связи предложений в тексте»
Представлены материалы круглого стола по трудным темам русского языка...
Методическая разработка «Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку»
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффектив...