рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 класс». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Москва «Просвещение» 2012 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_rus_5.docx | 48.33 КБ |
5_rus.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
фМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Утверждена
Директор школы
__________________ Т.В. Толмачева
Приказ
от «30» августа 2012 года
№ 179
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 класс
(коррекционно-развивающий)
Срок реализации 2012-2013 учебный год
Составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 класс». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Москва «Просвещение» 2012 год.
Рабочую программу составила
Сыч Н.И.
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №3
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года, № 919, от 01 февраля 2005 года, № 49, от 30 декабря 2005 года, № 854, от 20 июля 2007 года № 459, от 18 августа 2008 года, № 617, от 10 марта 2009 года, № 216);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39; от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);
- Приказ министерства образования Ставропольского края от 07 июня 2012 г. № 537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)(для 1-2 классов);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса регламентируется следующими документами:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277
«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября
2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».
За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2012 год
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой
Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
- развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).
Назначение программы:
- улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
- реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.
- Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.
Структура школьного курса русского языка в 5 классе:
Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.
Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.
Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 20ч+4 Р/Р. Это позволит правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.
В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.
Принцип построения – концентрический
Содержание тем учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения (4ч +1 ч Р/р)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+4 ч Р/р +3ч К/р)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27 ч +7ч Р/р +4ч К/р)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (9 ч + 3 ч Р/р +2ч К/р)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (10 ч + 5 ч Р/р +1ч К/р)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч + 7 ч Р/р +3ч К/р)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (57 ч+17 ч Р/р)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (20 ч + 7 ч Р/р +2ч К/р)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (9 ч + 5 ч Р/р +2ч К/р)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (21ч +5 ч Р/р +2ч К/р)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6ч)
Тестовый контроль (2ч)
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи |
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 4 | 1 |
Повторение изученного в начальных классах | 20 | 4 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 31 | 7 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 11 | 3 |
Лексика. Культура речи. | 11 | 5 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 24 | 7 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 57 | 17 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 8 | - |
ИТОГО | 166 | 44 |
Выполнение программного материала
Время проведения | Теорети- ческая часть | Практическая часть | |||||
Диктанты | Сочинения | Изложения | Тесты | ||||
Обучающие (кол-во работ/кол-во часов) | Контрольные (кол-во работ/кол-во часов) | Обучающие (кол-во работ/кол-во часов) | Контрольные (кол-во работ/кол-во часов) | ||||
1 четверть | 39 | 3/5ч | 4/4ч | - | 1/1ч | 1/1ч | - |
2 четверть | 33 | 2/4ч | - | 2/5ч | 1/2ч | 1/2ч | 1/1ч |
3 четверть | 44 | 2/4ч | 2/2ч | 2/4ч | - | 3/6ч | - |
4 четверть | 43 | 2/4ч | 1/1ч | 1/2ч | - | 1/2ч | 1/1ч |
Всего | 159ч | 9/17ч | 7/7ч | 5/11ч | 2/3ч | 6/11ч | 2/2ч |
Итого | 210 часов |
Специфика предмета:
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
- проектно-исследовательская технология.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование
В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2012 год) на изучение русского языка в 5 классе отведено 205 часов, а в рабочей программе – 210 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 5 классе отводится 6 часов в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.
В связи с адаптацией пятиклассников при переходе из начальной школы в основную увеличено количество часов на повторение пройденного в 1-4 классах. Также было сокращено количество часов на изучение темы «Глагол», которые добавлены к теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Это связано с тем, что в ЕГЭ и ГИА словосочетанию, простому и сложному предложению отведено большое количество заданий. Поэтому уже с 5 класса необходимо нацеливать детей на сдачу выпускных экзаменов.
Формы организации учебного процесса:
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
- участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
- создание портфолио для подготовки к ГИА.
Формы текущего контроля знаний в 5 классе:
- тест;
- диктант / диктант с грамматическим заданием;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- подробное, сжатое изложение;
- сочинение повествовательного характера на заданную тему;
- письменный ответ на вопрос проблемного характера;
- сочинение по картине;
- рассказ о случаях из жизни,
- описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине
- устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.
Формы промежуточной аттестации в 5 классе:
- тест;
- диктант с грамматическим заданием.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса. Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).
Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться различными словарями.
Использование приобретённых знаний
- при написании сочинений;
- при выстраивании диалога и монолога;
- при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.
Учащиеся должны знать/уметь:
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём.
ГРАФИКА:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
МОРФЕМИКА:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
ОРФОГРАФИЯ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:
Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2011
Методическое пособие для учителя:
1. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009
2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2011г.
Пособия для учащихся:
1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2012
2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2012
3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2012
4. Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс»/ А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2012
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 5 классе.
№ | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Знания, умения и навыки | Форма урока | Домашнее задание |
1 четверть | |||||||
Язык - важнейшее средство общения (4ч+1 ч Р/р) | |||||||
1 | 1 | Язык и человек. | 1 | Знакомство с учебником, Вступительной статьёй и ролью родного языка. | Вступление. | Упр.3 | |
2 | 2 | Общение устное и письменное. | 1 | Письменный ответ на вопрос | Комбинированный | Упр.7, 8 (устно) | |
3 | 3 | Читаем учебник. | 1 | Пересказ текста | Комбинированный | Упр.10 | |
4 | 4 | Слушаем на уроке. | 1 | Выразительное чтение текста | Комбинированный | Упр.12 | |
5 | 5 | Стили речи. | 1 | Обучение определению стилей речи | Развитие речи | Упр.15 | |
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+4 ч Р/р+3ч К/д) | |||||||
6 | 6 | Повторение. Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | Отработка практических навыков | Урок – практикум | Упр.22 | |
7 | 7 | Орфограмма | 1 | Проверяемые гласные в корне. Способы проверки написания безударной гласной в корне слова. Умение пользоваться способами проверки. | Повторение | Упр.26 | |
8 | 8 | Состав слова | 1 | Отработка навыков разбора слова по составу. | Урок – практикум | Упр.27 | |
9 | 9 | Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. | 1 | Орфограмма. Проверяемые гласные в корне. Способы проверки написания безударной гласной в корне слова. Умение пользоваться способами проверки. | Комбинированный | Упр.30 | |
10 | 10 | Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. | 1 | Орфограмма. Проверяемые гласные в корне. Способы проверки написания безударной гласной в корне слова. Умение пользоваться способами проверки. | Комбинированный | Упр.31 | |
11 | 11 | Проверяемые согласные в корне слова. | 1 | Умение пользоваться способом проверки проверяемой согласной в корне. | Комбинированный | Упр.34 | |
12 | 12 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Умение пользоваться способом проверки. Умение пользоваться орфографическим словарём. | Урок – практикум | Упр.37 | |
13 | 13 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Умение пользоваться способом проверки. Умение пользоваться орфографическим словарём. | Урок – практикум | Упр.38 | |
14 | 14 | Правописание непроизносимых согласных | 1 | Умение пользоваться способом проверки. Умение пользоваться орфографическим словарём. | Урок-практикум | Упр.48 | |
15 | 15 | Вводная контрольная работа. | 1 | Проверка знаний, умений, навыков. | Контрольный | ||
16 | 16 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | Умение писать слова – исключения. | Урок – практикум. | Упр.53 | |
17 | 17 | Разделительные ъ и ь. | 1 | Умение распознавать в словах ъ и ь. Состав слова. Приставки на согласную. Гласные е, ё, ю, я. | Урок – соревнование. | Упр.57 | |
18 | 18 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Предлог – часть речи. Орфограмма – пробел. Умение писать предлоги с другими словами раздельно. | Урок – эстафета. | Упр.61 | |
19 | 19 | Текст. | 1 | Признаки текста. Связь предложений в тексте. Однородные члены предложения. Сложное предложение. | Развитие речи | Упр.65, 66 | |
20 | 20 | Обучающее изложение «Случай на охоте» (упр.66)
| 1 | Обучающее изложение. План. Умение рассказывать по плану. | Развитие речи | ||
21 | 21 | Части речи | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. Умение находить в тексте части речи. | Беседа. | Упр.71 | |
22 | 22 | Глагол как часть речи | 1 | Признаки глагола. Умение определять глаголы. Умение разбирать глаголы по образцу. | Комбинированный | Упр.78 | |
23 | 23 | Правописание –тся, -ться | 1 | Навык употреблять Ь на конце глагола. Умение различать написание глаголов неопределённой формы (на –ТЬСЯ) и глаголов 3 лица (на –ТСЯ). | Обобщение | Упр.87 | |
24 | 24 | Имя существительное. | 1 | Повторение правописания И или Е в окончаниях существительных. | Повторение изученного | Упр.94,96 | |
25 | 25 | Сочинение – миниатюра на основе упр. 81 | 1 | Обучение написанию сочинения – миниатюры | Развитие речи | Дописать сочинение | |
26 | 26 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Навык написания безударных окончаний прилагательных. Умение изменять прилагательные по родам, числам и падежам, согласовывать их с существительными. | Урок – путешествие. | Упр.105 | |
27 | 27 | Местоимение как часть речи. Сочинение «Летние радости». | 1 | Личные местоимения. Навык раздельного написания личных местоимений с предлогами. Навык нахождения личных местоимений в тексте и употребление их в речи. | Комбинированный Развитие речи | Упр.110 | |
28 | 28 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Проверка знаний, умений, навыков. | Контрольный | ||
29 | 29 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Анализ допущенных ошибок | Практикум | Упр.113,114 | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27 ч +7ч Р/р+4ч К/д) | |||||||
30 | 30 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Роль знаков препинания в понимании смысла предложения. Навык определения структуры словосочетаний. | Комбинированный | Упр.120 | |
31 | 31 | Словосочетание. Строение и значение. | 1 | Умение устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании. Навык синтаксического разбора словосочетаний. | Закрепление | Упр.121 | |
32 | 32 | Способы связи в словосочетании. | 1 | Установление смысловых и грамматических связей в словосочетании | Комбинированный | Упр.126 | |
33 | 33 | Разбор словосочетаний. Предупреждение речевых и грамматических ошибок диалектного характера. | 1 | Навык синтаксического разбора словосочетаний. | Комбинированный | Упр.128 | |
34 | 34 | Предложение. Строение предложений. | 1 | Основные признаки предложения. Умение по интонации конца определять границы предложения. | Урок-практикум. | Упр.134 | |
35 | 35 | Изложение «Хвастливый пень» | 1 | Составление плана (по упр. 137) | Развитие речи | ||
36 | 36-37 | Виды предложений по цели высказывания. | 2 | Умение распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно оформлять пунктуацию в них. Навык правильного использования предложений различных видов с учётом речевой ситуации. | Комбинированный | Упр.141 | |
37 | 38 | Вопросительные предложения | 1 | Работа с текстом | Комбинированный | Упр.151 | |
38 | 39 | Сочинение на тему «Памятный день в школе» (по упр.153) | 1 | Обучение написанию сочинения на заданную тему. | Развитие речи | Дописать сочинение | |
39 | 40 | Предложение. Главные члены предложения. Подлежащее. Выражение подлежащего. | 1 | Умение находить грамматическую основу предложения. Знать способы выражения подлежащего. Навык нахождения подлежащего в предложении. | Комбинированный | ||
40 | 41 | Сказуемое. | 1 | Знать способы выражения сказуемого. Умение находить сказуемое в грамматической основе, выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации. | Урок - практикум | Упр.163 | |
41 | 42 | Тире между подлежащим и сказуемым. Повторение и обобщение. | 1 | Умение находить предложения, в которых ставиться тире и в которых тире не ставится. Навык правильно ставить знак препинания (-). | Урок – практикум | Упр.169 | |
42 | 43 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | Навык составления предложений с включением в них всех второстепенных членов. | Комбинированный | Упр.171 | |
43 | 44 | Дополнение. | 1 | Умение находить и обозначать дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение. | Урок-практикум. | Упр.179 | |
44 | 45 | Определение. | 1 | Умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их. Навык использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания. | Повторение изученного | Упр.182 | |
45 | 46 | Контрольный диктант. | 1 | Проверка ЗУН | Контрольный | ||
46 | 47 | Работа над ошибками | 1 | Отработка орфографических, пунктуационных навыков. | |||
47 | 48 | Обстоятельство. | 1 | Умение находить и обозначать обстоятельства. Навык составления предложений с включение в них всех второстепенных членов. | Повторение изученного | Упр.187 | |
48 | 49 | Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» | 1 | Составление описания по опорным словам | Развитие речи | Сочинение | |
49 | 50 | Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | Умение находить однородные члены и верно графически обозначать их. Навык составления предложений с однородными членами. | Комбинированный | Упр.195 | |
50 ч | К/Сочинения -0 К/Изложения -0 К/Диктанты - 2 | ||||||
2 четверть | |||||||
1 | 1 | Обобщающее слово при однородных членах предложения | 1 | Умение обосновывать двоеточие после обобщающего слова. | Урок -исследование. | Упр.201 | |
2 | 2 | Предложения с обращением. | 1 | Умение отличать обращения от подлежащего. Умение выделять запятыми обращение. | Урок- практикум. | Упр.212 | |
3 | 3 | Предложения с обращением. | 1 | Формировать умение определять, к какому стилю относится текст, и умение использовать обращение в письме. | Развитие речи | Упр.215 | |
4 | 4 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | Умение производить синтаксический разбор простого предложения. | Урок- практикум. | Упр.217, 220 | |
5 | 5 | Простое и сложное предложение. | 1 | Умение определять количество основ в предложениях. Навык отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами. | Комбинированный | Упр.223 | |
6 | 6 | Простое и сложное предложение. | 1 | Умение определять количество основ в предложениях. Навык отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами. | Комбинированный | Упр.226 | |
7 | 7-8 | Простые и сложные предложения. Пунктуация. | 2 | Умение определять количество основ в предложениях. Навык отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами. | Урок-практикум | Упр.228 | |
8 | 9 | Простое и сложное предложение. | 1 | Умение определять количество основ в предложениях. Навык отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами. | Комбинированный | упр.233,234 | |
9 | 10 | Прямая речь. | 1 | Умение находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно, разграничивать прямую речь и слова автора. | Урок -исследование. | Упр.238 | |
10 | 11 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | Умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Урок- практикум. | Упр.241 | |
11 | 12 | Диалог. Пунктуация при диалоге. | 1 | Навык отличать диалог от прямой речи. Умение постановки знаков препинания при диалоге. | Комбинированный | Упр.248 | |
12 | 13 | Диалоги вежливости и культуры. | 1 | Навык отличать диалог от прямой речи. Умение постановки знаков препинания при диалоге. | Развитие речи | Стр.105-106 Контр. вопросы | |
13 | 14 | Контрольный диктант. | 1 | Проверка ЗУН | Контрольный | ||
14 | 15 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Отработка знаний, умений, навыков. | Практикум | Упр.254 | |
15 | 16-17 | Выборочное изложение (по упр.254) | 2 | Отработка навыка излагать текст письменно, составлять план, выделять микротемы. | Развитие речи | Повторить п.48-49 | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (9 ч + 3 ч Р/р+2ч К/д) | |||||||
16 | 18 | Фонетика. Гласные и согласные звуки. | 1 | Навык различать гласные и согласные звуки по способу образования. | Комбинированный | Упр.263 | |
17 | 19 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | Умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне слова. | Комбинированный | Упр.270 | |
18 | 20 | Согласные твёрдые и мягкие. Р/К Диалектное произношение окончаний глаголов 3-го лица. | 1 | Умение различать в словах твёрдые и мягкие согласные. | Урок- игра. | Упр.273,274 | |
19 | 21 | Согласные глухие и звонкие. | 1 | Умение различать в словах звонкие и глухие согласные. Навыки определения оглушения и озвончения. | Урок- соревнование. | Упр.281,282 | |
20 | 22 | Графика. Алфавит. | 1 | Умение составлять алфавитный перечень слов. | Урок- игра. | Упр.293 | |
21 | 23 | Описание предмета. | 1 | Умение различать описание в научном, разговорном и художественном стилях. Навык редактирования текста. | Развитие речи | Упр.295 | |
22 | 24 | Обозначение мягкости согласных на письме. | 1 | Умение находить Ь в словах и умение употреблять Ь. Навык графического обозначения условий выбора написаний. | Урок- практикум. | Упр.298 | |
23 | 25 | Двойная роль е, ё, ю, я. | 1 | Навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях. | Урок изучения. | Упр.306 | |
24 | 26 | Орфоэпия. | 1 | Навык правильного произношения звуков и ударения в словах. | Урок- исследование. | Упр.311 | |
25 | 27 | Фонетический разбор. | 1 | Навык устного и письменного фонетического разбора. | Практикум | Упр.313 | |
26 | 28-29 | Сочинение по картине по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 2 | Навык использования лексических значений слов при описании картины. | Развитие речи | Подгот.к диктанту Упр.318 | |
27 | 30 | Контрольный диктант. | 1 | Проверка ЗУН. | Контрольный | ||
28 | 31 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Отработка знаний, умений, навыков. | Практикум | ||
Лексика. Культура речи (10 ч + 5 ч Р/р+1ч К/т) | |||||||
29 | 32 | Лексика. Слово и его лексическое значение. | 1 | Навык толкования лексического значения слова. | Урок изучения. | Упр.324 | |
30 | 33 | Лексическое и грамматическое значение слов | 1 | Навык толкования лексического значения слова, определение грамматических категорий слова. | Комбинированный | Упр.327 | |
31 | 34-35 | Однозначные и многозначные слова. | 2 | Навык опознания однозначных и многозначных слов. | Комбинированный | ||
32 | 36 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Навык анализа художественного текста, нахождения в нём метафор, эпитетов, олицетворений. | Комбинированный | ||
33 | 37-38 39 | Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская глазурь». Анализ сочинения. | 2 1 | Навык использования лексических значений слов при описании картины. | Развитие речи | ||
34 | 40-41 | Омонимы. | 2 | Навык опознания омонимов и умение употреблять омонимы в речи. | Урок -исследование. | ||
35 | 42-43 | Синонимы. Местные диалекты. | 2 | Навык определять общее лексическое значение синонимов. Умение употреблять синонимы в речи. | Урок изучения. | ||
36 | 44 | Антонимы. | 1 | Умение находить антонимы в предложениях, подбирать антонимы к словам, использовать их в речи. | Урок изучения. | ||
37 | 45-46 | Изложение текста «Первый снег» (подробное). | 2 | Умение определять ведущий тип речи, составлять подробный план текста. | Развитие речи | ||
38 | 47 | Тестовый контроль | 1 | Проверка ЗУН | Контрольный | ||
47 ч | К/Д - К/СОЧ – К/ИЗЛ - Тестовый контроль - | 2 1 1 1 | |||||
3 четверть | |||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 7 ч Р/Р+2ч К/д) | |||||||
1 | 1 | Изменение и образование слов. | 1 | Отличать однокоренные слова и формы слова; подбирать однокоренные слова с учётом значения слова. | Комбинированный | Упр.370 | |
2 | 2 | Окончание – значимая часть слова. | 1 | Навык определения морфем слова. | Комбинированный | Упр.371 | |
3 | 3 | Основа слова. | 1 | Навык определения морфем слова. | Комбинированный | Упр.377 | |
4 | 4 | Сочинение «Вечер в нашей семье». | 1 | Навык использования лексических значений слов. | Развитие речи | ||
5 | 5 | Корень слова. | 1 | Навык определения морфем слова. | Комбинированный | Упр.383 | |
6 | 6 | Рассуждение как тип текста. | 1 | Чтение лингвистического текста | Развитие речи | Упр.389 | |
7 | 7-8-9 | Суффикс как значимая часть слова. | 3 | Навык определения морфем слова. | Комбинированный | Упр.397 Упр.399 Упр.396 | |
8 | 10-11 | Приставка как значимая часть слова. | 2 | Навык определения морфем слова. | Комбинированный | Упр.404,405 | |
9 | 12 | Закрепление материала по теме «Морфемика» | 1 | Проверка знаний, умений, навыков. | Контрольный | Упр.406, 407 | |
10 | 13-14 | Изложение текста «Последний лист орешника». | 2 | Умение определять ведущий тип речи, составлять план текста. | Развитие речи | ||
11 | 15 | Чередование звуков. | 1 | Навык работы с таблицей. | Урок - исследование | Упр.409 | |
12 | 16 | Беглые гласные. | 1 | Навык выделения частей слов с беглыми гласными. | Комбинированный | Упр.413 | |
13 | 17 | Морфемный разбор слова. | 1 | Навык выполнения морфемного разбора слова | Практикум | Упр.417 | |
14 | 18 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Навык определения значения приставок | Комбинированный | Упр.422 | |
15 | 19-20 | Правописание приставок на З и С. | 2 | Устное рассуждение при выборе согласной З или С | Комбинированный | Упр.424, Упр.429 | |
16 | 21-22 | Правописание корней –лаг-, -лож-. | 2 | Умение пользоваться способами проверки | Практикум | упр.438 | |
17 | 23 | Предупреждение речевых ошибок и орфоэпия. | 1 | Предупреждение речевых ошибок | Развитие речи | Составить 5 загадок «Составь слово» | |
18 | 24 | Правописание корней –раст-, -рос-, -ращ-. | 1 | Умение пользоваться способами проверки | Практикум | Упр.441 | |
19 | 25 | Буквы О, Ё после шипящих. | 1 | Способы проверки написания слов | Комбинированный | Упр.444 | |
20 | 26 | Буквы Ы, И после Ц. | 1 | Способы проверки написания слов | Комбинированный | Упр.447 | |
21 | 27 | Обобщающий урок по словообразованию. | 1 | Отработка полученных навыков | Обобщение | Упр.457 | |
22 | 28-29 | Сочинение – описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень». | 2 | Навык использования лексических значений слов при описании картины, обучение последовательности в описании | Развитие речи | ||
23 | 30 | Контрольный диктант. | 1 | Проверка ЗУН | Диктант | ||
24 | 31 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Анализ допущенных ошибок | Упр.455 | ||
Морфология. Орфография. Культура речи (57 ч+17 ч Р/р) | |||||||
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч) | |||||||
25 | 32 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Различие роли самостоятельных и служебных частей речи | Комбинированный | Упр.462 | |
Имя существительное (21 ч + 6 ч Р/р +2ч К/д) | |||||||
26 | 33-34 | Имя существительное как часть речи. | 2 | Род, число, падеж. Типы склонения. Умение определять склонение существительных. | Комбинированный | Упр.470,471 Упр.473 | |
27 | 35 | Устное описание картины Г.Г.Нисского «Февраль». | 1 | Подбор прилагательных, глаголов | Развитие речи | Упр.476 | |
28 | 36 | Существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Изучение морфологических признаков имени существительного | Практикум | Упр.478 | |
29 | 37 | Сочинение-рассуждение «Кем я хотел бы стать?» | 1 | Тип текста –рассуждение, строение. | Развитие речи | ||
30 | 38 | Существительные собственные и нарицательные. | 1 | Изучение морфологических признаков имени существительного | Практикум | Упр.491,493 | |
31 | 39 | Морфологический разбор существительного. | 1 | Отработка навыка морфологического разбора | Практикум | Упр.494 | |
32 | 40 | Род имен существительных. Р/Р Способы сжатия текста. | 1 | Изучение морфологических признаков имени существительного | Комбинированный | Упр.505 | |
33 | 41-42 | Сжатое изложение текста «Перо и чернильница». | 2 | Умение определять ведущий тип речи, составлять краткий план текста, выделять основное. | Развитие речи | ||
34 | 43 | Имена существительные, имеющие только форму множественного числа. | 1 | Изучение морфологических признаков имени существительного | Урок – исследование | Упр.511 | |
35 | 44 | Имена существительные, имеющие только форму единственного числа. | 1 | Изучение морфологических признаков имени существительного | Урок – исследование | Упр.516 | |
36 | 45 | Склонение существительных. Падежи. | 1 | Отработка навыка изменения существительных по падежам | Практикум | Упр.521 | |
37 | 46-47-48 | Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений; на –ия, -ие, -ий. | 3 | Отработка навыка изменения существительных по падежам | Комбинированные | Упр.530 Упр.536 Упр.539 | |
38 | 49 | Урок-практикум по теме «Имя существительное». | 1 | Отработка полученных наыков | Практикум | Упр.540 | |
39 | 50-51 | Изложение текста «Березки» (на основе упр.546). | 2 | Умение определять ведущий тип речи, составлять подробный план текста. | Развитие речи | ||
40 | 52-53 | Множественное число имен существительных. | 2 | Изучение морфологических признаков имени существительного | Урок - исследование | Упр.550 Упр.553,554 | |
41 | 54-55 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 2 | Способ действия при выборе написания о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц. | Комбинированные | Упр.557 Упр.562 | |
42 | 56-57 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 2 | Контроль ЗУН | Обобщающий | Упр.563 | |
43 | 58 | Контрольный диктант. | 1 | Проверка ЗУН | Диктант | ||
44 | 59 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Анализ допущенных ошибок | Практикум | Упр. 564 | |
45 | 60 | Повторение по теме «Правописание О, Е после шипящих». | 1 | Умение пользоваться способами проверки | Повторение | ||
60 ч | К/Д- К/СОЧ – К/ИЗЛ - | 2 1 1 | |||||
4 четверть | |||||||
1 | 1 | Повторение. Имя существительное. | 1 | Род, число, падеж. Типы склонения. Умение определять склонение существительных. | Повторение | Упр.563 | |
Имя прилагательное (9 ч + 5 ч Р/р +2ч К/д) | |||||||
2 | 2 | Имя прилагательное. | 1 | Признаки прилагательного. Умение определять прилагательное. | Комбинированный | Упр.566 | |
3 | 3-4 | Синтаксическая роль прилагательного. | 2 | Навык выполнения синтаксического разбора. Определение. | Практикум | Упр.571 Упр.575 | |
4 | 5-6 | Правописание падежных окончаний прилагательных. | 2 | Отработка навыка изменения прилагательных по падежам | Урок - изучение | Упр.579 Упр.580 | |
5 | 7 | Правописание О и Е после шипящих и Ц. | 1 | Орфограмма. Способы проверки. | Практикум | Упр.585 | |
6 | 8 | Правописание прилагательных. Описание животного. | 1 | Составление словосочетаний и предложений | Практикум Развитие речи | Упр.587 | |
7 | 9-10 | Изложение текста «Ю –ю». | 2 | Умение определять ведущий тип речи, составлять план текста. | Развитие речи | Повт. п.102-103 | |
8 | 11-12 | Краткая форма имен прилагательных. | 2 | Изучение морфологических признаков прилагательного | Комбинированный | Упр.590 Упр.596 | |
9 | 13-14 | Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Наводнение». | 2 | Обучение составлению последовательного описания по опорным словам | Развитие речи | Упр.599 | |
10 | 15 | Морфологический разбор прилагательного. | 1 | Навык выполнения морфологического разбора прилагательного | Практикум | Упр.601 | |
11 | 16 | Контрольный диктант. | 1 | Проверка ЗУН | Диктант | ||
12 | 17 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Анализ допущенных ошибок | Упр.602 | ||
Глагол (21ч +5 ч Р/р +2ч К/д) | |||||||
13 | 18 Р/К | Глагол как часть речи. Южнорусские диалектные произношения окончаний глаголов неопределенной формы. | 1 | Признаки глагола. Умение определять глагол. | Комбинированный | Упр.610 | |
14 | 19-20-21 | Правописание НЕ с глаголами. | 3 | Правописание НЕ с глаголами | Практикум | Упр.614 Упр.616 Упр.605 | |
15 | 22 | Описание животного. Устное сочинение по личным наблюдениям (на основе упр.605). | 1 | Составление словосочетаний и предложений | Развитие речи | ||
16 | 23-24 | Неопределенная форма глагола | 2 | Написание глаголов неопределенной формы | Комбинированный | Упр.630 Упр.627 | |
17 | 25-26 | Правописание –тся, -ться. | 2 | Навык употреблять Ь на конце глагола. Умение различать написание глаголов неопределённой формы (на –ТЬСЯ) и глаголов 3 лица (на –ТСЯ). | Практикум | Упр.637 Упр.640 | |
18 | 27-28 | Виды глагола. | 2 | Навык определения грамматических категорий глагола | Комбинированный | Упр.647 Упр.622,623 | |
19 | 29 | Устное сочинение по рисункам. | 1 | Составление связного текста по рисункам | Развитие речи | Упр.646 | |
20 | 30-31 | Буквы Е, И в корнях с чередованием | 2 | Умение пользоваться орфографическим словарем и способом проверки | Практикум | Упр.653 Упр.656 | |
21 | 32 | Невыдуманный рассказ | 1 | Составление рассказа по личным впечатлениям | Развитие речи | Упр.657,658,659 | |
22 | 33-34-35 | Глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. | 3 | Употребление в речи правильной формы глагола, навык работы с таблицей. | Комбинированные | Упр.661 Упр.665 Упр.667 | |
23 | 36 | Устный рассказ о себе. | 1 | Составление рассказа | Развитие речи | Упр.675 | |
24 | 37-38 | Спряжение глаголов | 2 | Умение определять спряжение глаголов | Комбинированный | Упр.679 Упр.683,686 | |
25 | 39 | Правописание окончаний 1, 2 спряжений. | 1 | Глаголы – исключения. Устное рассуждение при ответе. | Практикум | Упр.692 | |
26 | 40 Р/Р | Сочинение – миниатюра | 1 | Употребление глаголов в речи | Развитие речи | Упр.693 | |
27 | 41-42 | Морфологический разбор глагола | 2 | Навык выполнения морфологического разбора глагола | Практикум | Упр.697 Упр.698 | |
28 | 43 | Мягкий знак после шипящих во 2 лице единственного числа. | 1 | Навык правописания Ь после шипящих во 2 лице единственного числа глагола. | Комбинированный | Упр.704 | |
29 | 44 | Итоговый контрольный диктант | 1 | Проверка ЗУН | Диктант | ||
30 | 45 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Употребление времен глагола. | 1 | Анализ допущенных ошибок | Практикум | Упр.упр.707 | |
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6ч +2 к/т) | |||||||
31 | 46-47-48 | Повторение. Систематизация изученного. | 3 | Отработка полученных навыков | Повторение | Упр.713 устно Упр.71 Упр.713 пис | |
32 | 49-50 | Тестовый контроль | 2 | Проверка ЗУН | Контрольный | ||
33 | 51-52-53 | Повторение. Систематизация изученного. | 3 | Отработка полученных навыков | Повторение. | ||
53 ч | К/Д- К/СОЧ- К/ИЗЛ - Тестовый контроль - | 2 1 1 1 | |||||
Итого за год | 210 ч |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР Педагогическим советом
методического объединения _____________ Остапенко С.А. Протокол
учителей русского языка и литературы
от 27.08.2012 г. № 1 «28» августа 2012 г. от «30» августа 2012 г.№1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....