рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Сыч Наталья Ивановна

Составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 класс». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

 Москва «Просвещение» 2012 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_rus_5.docx48.33 КБ
Microsoft Office document icon 5_rus.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

фМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                         Утверждена

                                                 Директор школы

                                                                                    __________________ Т.В. Толмачева

                                  Приказ

                                                                 от «30» августа 2012 года

        № 179

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

5 класс

(коррекционно-развивающий)

Срок реализации 2012-2013 учебный год

Составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 класс». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

 Москва «Просвещение» 2012 год.

Рабочую программу составила

Сыч Н.И.

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №3

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года, № 919, от 01 февраля 2005 года, № 49, от 30 декабря 2005 года, № 854, от 20 июля 2007 года № 459, от 18 августа 2008 года, № 617, от 10 марта 2009 года, № 216);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции  приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39; от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);

- Приказ министерства образования Ставропольского края от 07 июня 2012  г. № 537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009  г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)(для 1-2 классов);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса регламентируется следующими документами:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277

«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября

2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».

За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,  2012 год

Цели и задачи, реализуемые рабочей программой

 Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

     Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и   лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования  родного языка в устной и письменной формах) реализуется  в процессе решения следующих практических задач:

  1. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
  2. овладение нормами русского литературного языка;
  3. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  4. обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется  в процессе решения следующих познавательных задач:

  1. формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
  2. развитие языкового и эстетического  представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  1. воспитание учащихся средствами данного предмета;
  2. развитие их логического мышления;
  3. обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  4. формирование  общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).

Назначение программы:

  1. улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
  2. реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  1. отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
  2. сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.
  3. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.

Структура школьного курса русского языка  в 5 классе:

Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

Материал курса русского языка в  5 классе располагается  следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим  изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.

Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе  «Повторение пройденного в 1-4 классах»  для этой цели отведено 20ч+4 Р/Р. Это позволит  правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.

Принцип построения – концентрический

Содержание тем учебного курса.

Язык - важнейшее средство общения (4ч +1 ч Р/р)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+4 ч Р/р +3ч К/р)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27 ч +7ч Р/р +4ч К/р)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (9 ч + 3 ч Р/р +2ч К/р)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (10 ч + 5 ч Р/р +1ч К/р)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч + 7 ч Р/р +3ч К/р)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (57 ч+17 ч Р/р)

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (20 ч + 7 ч Р/р +2ч К/р)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (9 ч + 5 ч Р/р +2ч К/р)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (21ч +5 ч Р/р +2ч К/р)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6ч)

Тестовый контроль (2ч)

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

4

1

Повторение изученного в начальных классах

20

4

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

31

7

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

11

3

Лексика. Культура речи.

11

5

Морфемика. Орфография. Культура речи.

24

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

57

17

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

8

-

ИТОГО

166

44

Выполнение программного материала

Время проведения

Теорети-

ческая

часть

Практическая часть

Диктанты

Сочинения

Изложения

Тесты

Обучающие

(кол-во работ/кол-во часов)

Контрольные

(кол-во работ/кол-во часов)

Обучающие

(кол-во работ/кол-во часов)

Контрольные

(кол-во работ/кол-во часов)

1 четверть

39

3/5ч

4/4ч

-

1/1ч

1/1ч

-

2 четверть

33

2/4ч

-

2/5ч

1/2ч

1/2ч

1/1ч

3 четверть

44

2/4ч

2/2ч

2/4ч

-

3/6ч

-

4 четверть

43

2/4ч

1/1ч

1/2ч

-

1/2ч

1/1ч

Всего

159ч

9/17ч

7/7ч

5/11ч

2/3ч

6/11ч

2/2ч

Итого

210 часов

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. здоровьесберегающие технологии;
  5. система инновационной оценки «портфолио»;
  6. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
  7. проектно-исследовательская технология.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

    В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение»,  2012 год) на изучение русского языка в 5 классе отведено 205 часов, а в рабочей программе – 210 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 5 классе отводится 6 часов в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.

    В связи с адаптацией пятиклассников при переходе из начальной школы в основную  увеличено количество часов на повторение пройденного в 1-4 классах. Также было сокращено количество часов на изучение темы «Глагол», которые добавлены к теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Это связано с тем, что в ЕГЭ и ГИА словосочетанию, простому и сложному предложению отведено большое количество заданий. Поэтому уже с 5 класса необходимо нацеливать детей на сдачу выпускных экзаменов.

Формы организации учебного процесса:

    Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;  

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

 - взаимопроверка;

 - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

 - написание сочинений;  

- письмо под диктовку;

 - комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

- создание портфолио для подготовки к ГИА.

Формы текущего контроля знаний в 5 классе:

  1. тест;
  1. диктант / диктант с грамматическим заданием;
  2. проверочная работа с выборочным ответом;
  3. комплексный анализ текста;
  4. подробное, сжатое изложение;
  5. сочинение повествовательного характера на заданную тему;
  6. письменный ответ на вопрос проблемного характера;
  7.  сочинение по картине;
  8. рассказ о случаях из жизни,
  9. описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по   картине
  10. устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.

Формы промежуточной аттестации в 5 классе:

  1. тест;
  1. диктант с грамматическим заданием.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.   Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  1. определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  2. разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
  3. соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы,  находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.

ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.

ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).

Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться различными словарями.

Использование приобретённых знаний

- при написании сочинений;

- при выстраивании диалога и монолога;

- при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.

Учащиеся должны знать/уметь:

Учащиеся должны знать определение основных изученных  в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его  строение, тип речи

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых   средств и  интонации.

Письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать своё отношение к предмету речи;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую  характеристику;

- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарём.

ГРАФИКА:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

МОРФЕМИКА:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

МОРФОЛОГИЯ:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

ОРФОГРАФИЯ:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:

Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2011

Методическое пособие для учителя:

1. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009

2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2011г.

Пособия для учащихся:

1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2012

2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2012

3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2012

4. Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс»/ А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2012



Предварительный просмотр:

           Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 5 классе.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Знания, умения и навыки

Форма урока

Домашнее задание

1 четверть

Язык - важнейшее средство общения (4ч+1 ч Р/р)

1

1


Язык и человек.

1

Знакомство с учебником, Вступительной статьёй и ролью родного языка.

Вступление.

Упр.3

2

2

Общение устное и письменное.

1

Письменный ответ на вопрос

Комбинированный

Упр.7,

8 (устно)

3

3

Читаем учебник.

1

Пересказ текста

Комбинированный

Упр.10

4

4

Слушаем на уроке.

1

Выразительное чтение текста

Комбинированный

Упр.12

5

5  

Стили речи.

1

Обучение определению стилей речи

Развитие речи

Упр.15

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+4 ч Р/р+3ч К/д)

6

6

 Повторение. Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

Отработка практических навыков

Урок – практикум

Упр.22

7

7

Орфограмма

1

Проверяемые гласные в корне. Способы проверки написания безударной гласной в корне слова. Умение пользоваться способами проверки.

Повторение

Упр.26

8

8

Состав слова

1

Отработка навыков разбора слова по составу.

Урок – практикум

Упр.27

9

9

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.



1

Орфограмма. Проверяемые гласные в корне. Способы проверки написания безударной гласной в корне слова. Умение пользоваться способами проверки.

Комбинированный

Упр.30

10

10

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.



1

Орфограмма. Проверяемые гласные в корне. Способы проверки написания безударной гласной в корне слова. Умение пользоваться способами проверки.

Комбинированный

Упр.31

11

11

Проверяемые согласные в корне слова.

1

Умение пользоваться способом проверки проверяемой согласной в корне.

Комбинированный

Упр.34

12

12

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Умение пользоваться способом проверки. Умение пользоваться орфографическим словарём.

Урок – практикум

Упр.37

13

13

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Умение пользоваться способом проверки. Умение пользоваться орфографическим словарём.

Урок – практикум

Упр.38

14

14

Правописание непроизносимых согласных

1

Умение пользоваться способом проверки. Умение пользоваться орфографическим словарём.

Урок-практикум

Упр.48

15

15

Вводная контрольная работа.

1

Проверка знаний, умений, навыков.

Контрольный

16

16

Буквы и, у, а после шипящих.

1

Умение писать слова – исключения.

Урок – практикум.

Упр.53

17

17

Разделительные ъ и ь.

1

Умение распознавать в словах ъ и ь. Состав слова. Приставки на согласную. Гласные е, ё, ю, я.

Урок – соревнование.

Упр.57

18

18

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Предлог – часть речи. Орфограмма – пробел. Умение писать предлоги с другими словами раздельно.

Урок – эстафета.

Упр.61

19

19

Текст.

1

Признаки текста. Связь предложений в тексте. Однородные члены предложения. Сложное предложение.

Развитие речи

Упр.65, 66

20

20

Обучающее изложение «Случай на охоте» (упр.66)      

               

1

Обучающее изложение. План. Умение рассказывать по плану.

Развитие речи

21

21

Части речи


1

Самостоятельные и служебные части речи. Умение находить в тексте части речи.

Беседа.

Упр.71

22

22

Глагол как часть речи



1

Признаки глагола. Умение определять глаголы. Умение разбирать глаголы по образцу.

Комбинированный

Упр.78

23

23

Правописание –тся, -ться




1

Навык употреблять Ь на конце глагола. Умение различать написание глаголов неопределённой формы (на –ТЬСЯ) и глаголов 3 лица (на –ТСЯ).

Обобщение

Упр.87

24

24

Имя существительное.

1

Повторение правописания И или Е в окончаниях существительных.

Повторение изученного

Упр.94,96

25

25

Сочинение – миниатюра на основе упр. 81

1

Обучение написанию сочинения – миниатюры

Развитие речи

Дописать сочинение

26

26

Имя прилагательное как часть речи.



1

Навык написания безударных окончаний прилагательных. Умение изменять прилагательные по родам, числам и падежам, согласовывать их с существительными.

Урок – путешествие.

Упр.105

27

27

Местоимение как часть речи. Сочинение «Летние радости».

1

Личные местоимения. Навык раздельного написания личных местоимений с предлогами. Навык нахождения личных местоимений в тексте и употребление их в речи.

Комбинированный

Развитие речи

Упр.110

28

28

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Проверка знаний, умений, навыков.

Контрольный

29

29

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Анализ допущенных ошибок

Практикум

Упр.113,114

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27 ч +7ч Р/р+4ч К/д)

30

30

Синтаксис и пунктуация.

1

Роль знаков препинания в понимании смысла предложения. Навык определения структуры словосочетаний.

Комбинированный

Упр.120

31

31

Словосочетание. Строение и значение.




1

Умение устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании. Навык синтаксического разбора словосочетаний.

Закрепление

Упр.121

32

32

Способы связи в словосочетании.

1

Установление смысловых и грамматических связей в словосочетании

Комбинированный

Упр.126

33

33

Разбор словосочетаний. Предупреждение речевых и грамматических ошибок диалектного характера.

1

Навык синтаксического разбора словосочетаний.

Комбинированный

Упр.128

34

34

Предложение. Строение предложений.

1

Основные признаки предложения. Умение по интонации конца определять границы предложения.

Урок-практикум.

Упр.134

35

35

Изложение «Хвастливый пень»

1

Составление плана (по упр. 137)

Развитие речи

36

36-37

Виды предложений по цели высказывания.





2

Умение распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно оформлять пунктуацию в них. Навык правильного использования предложений различных видов с учётом речевой ситуации.

Комбинированный

Упр.141

37

38

Вопросительные предложения


1

Работа с текстом


Комбинированный

Упр.151

38

39

Сочинение на тему «Памятный день в школе» (по упр.153)

1

Обучение написанию сочинения на заданную тему.

Развитие речи

Дописать сочинение

39

40

Предложение. Главные члены предложения. Подлежащее. Выражение подлежащего.

1

Умение находить грамматическую основу предложения. Знать способы выражения подлежащего. Навык нахождения подлежащего в предложении.

Комбинированный

40

41

Сказуемое.

1

Знать способы выражения сказуемого. Умение находить сказуемое в грамматической основе, выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.

Урок - практикум

Упр.163

41

42

Тире между подлежащим и сказуемым.

Повторение и обобщение.

1

Умение находить предложения, в которых ставиться тире и в которых тире не ставится. Навык правильно ставить знак препинания (-).

Урок – практикум

Упр.169

42

43

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения.

1

Навык составления предложений с включением в них всех второстепенных членов.

Комбинированный

Упр.171

43

44

Дополнение.

1

Умение находить и обозначать дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение.

Урок-практикум.

Упр.179

44

45

Определение.

1

Умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.  Навык использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания.

Повторение изученного

Упр.182

45

46

Контрольный диктант.

1

Проверка ЗУН

Контрольный

46

47

Работа над ошибками

1

Отработка орфографических, пунктуационных навыков.

47

48

Обстоятельство.



1

Умение находить и обозначать обстоятельства. Навык составления предложений с включение в них всех второстепенных членов.

Повторение изученного

Упр.187

48

49

Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова  «Опять двойка!»

1

Составление описания по опорным словам

Развитие речи

Сочинение

49

50

Простое предложение с однородными членами.

Знаки препинания при однородных членах.


1

Умение находить однородные члены и верно графически обозначать их. Навык составления предложений с однородными членами.

Комбинированный

Упр.195

50 ч




К/Сочинения -0

К/Изложения -0

К/Диктанты - 2


2 четверть

1

1

Обобщающее слово при однородных членах предложения

1

Умение обосновывать двоеточие после обобщающего слова.

Урок -исследование.

Упр.201

2

2

Предложения с обращением.


1

Умение отличать обращения от подлежащего. Умение выделять запятыми обращение.

Урок- практикум.

Упр.212

3

3

Предложения с обращением.


1

Формировать умение определять, к какому стилю относится текст, и умение использовать обращение в письме.

Развитие речи

Упр.215

4

4

Синтаксический разбор простого предложения.

1

Умение производить синтаксический разбор простого предложения.

Урок- практикум.

Упр.217, 220

5

5

Простое и сложное предложение.

1

Умение определять количество основ в предложениях. Навык отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами.

Комбинированный

Упр.223

6

6

Простое и сложное предложение.

1

Умение определять количество основ в предложениях. Навык отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами.

Комбинированный

Упр.226

7

7-8

Простые и сложные предложения. Пунктуация.

2

Умение определять количество основ в предложениях. Навык отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами.

Урок-практикум

Упр.228

8

9

Простое и сложное предложение.

1

Умение определять количество основ в предложениях. Навык отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами.

Комбинированный

упр.233,234

9

10

Прямая речь.

1

Умение находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно, разграничивать прямую речь и слова автора.

Урок -исследование.

Упр.238

10

11

Знаки препинания при прямой речи.

1

Умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Урок- практикум.

Упр.241

11

12

Диалог. Пунктуация при диалоге.

1

Навык отличать диалог от прямой речи. Умение постановки знаков препинания при диалоге.

Комбинированный

Упр.248

12

13

Диалоги вежливости и культуры.

1

Навык отличать диалог от прямой речи. Умение постановки знаков препинания при диалоге.

Развитие речи

Стр.105-106

Контр. вопросы

13

14

Контрольный диктант.

1

Проверка ЗУН

Контрольный

14

15

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Отработка знаний, умений, навыков.

Практикум

Упр.254

15

16-17

Выборочное изложение (по упр.254)

2

Отработка навыка излагать текст письменно, составлять план, выделять микротемы.

Развитие речи

Повторить п.48-49

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (9 ч + 3 ч Р/р+2ч К/д)

16

18

Фонетика. Гласные и согласные звуки.

1

Навык различать гласные и согласные звуки по способу образования.

Комбинированный

Упр.263

17

19

Изменение звуков в потоке речи.

1

Умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне слова.

Комбинированный

Упр.270

18

20

Согласные твёрдые и мягкие. Р/К  Диалектное произношение окончаний глаголов 3-го лица.

1

Умение различать в словах твёрдые и мягкие согласные.

Урок- игра.

Упр.273,274

19

21

Согласные глухие и звонкие.

1

Умение различать в словах звонкие и глухие согласные. Навыки определения оглушения и озвончения.

Урок- соревнование.

Упр.281,282

20

22

Графика. Алфавит.

1

Умение составлять алфавитный перечень слов.

Урок- игра.

Упр.293

21

23

Описание предмета.

1

Умение различать описание в научном, разговорном и художественном стилях. Навык редактирования текста.

Развитие речи

Упр.295

22

24

Обозначение мягкости согласных  на письме.

1

Умение находить Ь в словах и умение употреблять Ь. Навык графического обозначения условий выбора написаний.

Урок- практикум.

Упр.298

23

25

Двойная роль е, ё, ю, я.

1

Навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях.

Урок изучения.

Упр.306

24

26

Орфоэпия.

1

Навык правильного произношения звуков и ударения в словах.

Урок- исследование.

Упр.311

25

27

Фонетический разбор.

1

Навык устного и письменного фонетического разбора.

Практикум

Упр.313

26

28-29

Сочинение по картине по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

2

Навык использования лексических значений слов при описании картины.

Развитие речи

Подгот.к диктанту

Упр.318

27

30

Контрольный диктант.

1

Проверка ЗУН.

Контрольный

28

31

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Отработка знаний, умений, навыков.

Практикум

Лексика. Культура речи (10 ч + 5 ч Р/р+1ч К/т)

29

32

Лексика. Слово и его лексическое значение.

1

Навык толкования лексического значения слова.

Урок изучения.

Упр.324

30

33

Лексическое и грамматическое значение слов

1

Навык толкования лексического значения слова, определение грамматических категорий слова.

Комбинированный

Упр.327

31

34-35

Однозначные и многозначные слова.

2

Навык опознания однозначных и многозначных слов.

Комбинированный

32

36

Прямое и переносное значение слова.

1

Навык анализа художественного текста, нахождения в нём метафор, эпитетов, олицетворений.

Комбинированный

33

37-38



39

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская глазурь».

Анализ сочинения.

2



1

Навык использования лексических значений слов при описании картины.

Развитие речи

34

40-41

Омонимы.

 2

Навык опознания омонимов и умение употреблять омонимы в речи.

Урок -исследование.

35

42-43

Синонимы. Местные диалекты.

2

Навык определять общее лексическое значение синонимов. Умение употреблять синонимы в речи.

Урок изучения.

36

44

Антонимы.

1

Умение находить антонимы в предложениях, подбирать антонимы к словам, использовать их в речи.

Урок изучения.

37

45-46

Изложение текста «Первый снег» (подробное).

2

Умение определять ведущий тип речи, составлять подробный  план текста.

Развитие речи

38

47

Тестовый контроль

1

Проверка ЗУН

Контрольный









47 ч

К/Д -

К/СОЧ –

К/ИЗЛ -

Тестовый контроль -



2

1

1

1

3 четверть

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 7 ч Р/Р+2ч К/д)

1

1

Изменение и образование слов.

1

Отличать однокоренные слова и формы слова; подбирать однокоренные слова с учётом значения слова.

Комбинированный

Упр.370

2

2

Окончание – значимая часть слова.

1

Навык определения морфем слова.

Комбинированный

Упр.371

3

3

Основа слова.

1

Навык определения морфем слова.

Комбинированный

Упр.377

4

4

Сочинение «Вечер в нашей семье».

1

Навык использования лексических значений слов.

Развитие речи

5

5

Корень слова.

1

Навык определения морфем слова.

Комбинированный

Упр.383

6

6

Рассуждение как тип текста.

1

Чтение лингвистического текста

Развитие речи

Упр.389

7

7-8-9

Суффикс как значимая часть слова.

3

Навык определения морфем слова.

Комбинированный

Упр.397

Упр.399

Упр.396

8

10-11

Приставка как значимая часть слова.

2

Навык определения морфем слова.

Комбинированный

Упр.404,405

9

12

Закрепление материала по теме «Морфемика»

1

Проверка знаний, умений, навыков.

Контрольный

Упр.406, 407

10

13-14

Изложение текста «Последний лист орешника».

2

Умение определять ведущий тип речи, составлять  план текста.

Развитие речи

11

15

Чередование звуков.

1

Навык работы с таблицей.

Урок - исследование

Упр.409

12

16

Беглые гласные.

1

Навык выделения частей слов с беглыми гласными.

Комбинированный

Упр.413

13

17

Морфемный разбор слова.

1

Навык выполнения морфемного разбора слова

Практикум

Упр.417

14

18

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Навык определения значения приставок

Комбинированный

Упр.422

15

19-20

Правописание приставок на  З и С.

2

Устное рассуждение при выборе согласной З или С

Комбинированный

Упр.424,

Упр.429

16

21-22

Правописание корней –лаг-,

-лож-.

2

Умение пользоваться способами проверки

Практикум

упр.438

17

23

Предупреждение речевых ошибок и орфоэпия.

1

Предупреждение речевых ошибок

Развитие речи

Составить 5 загадок «Составь слово»

18

24

Правописание корней –раст-,

 -рос-, -ращ-.

1

Умение пользоваться способами проверки

Практикум

Упр.441

19

25

Буквы О, Ё после шипящих.

1

Способы проверки написания слов

Комбинированный

Упр.444

20

26

Буквы Ы, И после Ц.

1

Способы проверки написания слов

Комбинированный

Упр.447

21

27

Обобщающий урок по словообразованию.

1

Отработка полученных навыков

Обобщение

Упр.457

22

28-29

Сочинение – описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень».

2

Навык использования лексических значений слов при описании картины, обучение последовательности в описании

Развитие речи

23

30

Контрольный диктант.

1

Проверка ЗУН

Диктант

24

31

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Анализ допущенных ошибок

Упр.455

Морфология. Орфография. Культура речи (57 ч+17 ч Р/р)

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

25

32

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Различие роли самостоятельных и служебных частей речи

Комбинированный

Упр.462

Имя существительное (21 ч + 6 ч Р/р +2ч К/д)

26

33-34

Имя существительное как часть речи.

2

Род, число, падеж. Типы склонения. Умение определять склонение существительных.

Комбинированный

Упр.470,471

Упр.473

27

35

Устное описание картины Г.Г.Нисского «Февраль».

1

Подбор прилагательных, глаголов

Развитие речи

Упр.476

28

36

Существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Изучение морфологических признаков имени существительного

Практикум

Упр.478

29

37

Сочинение-рассуждение «Кем я хотел бы стать?»

1

Тип текста –рассуждение, строение.

Развитие речи

30

38

Существительные собственные и нарицательные.

1

Изучение морфологических признаков имени существительного

Практикум

Упр.491,493

31

39

Морфологический разбор существительного.

1

Отработка навыка морфологического разбора

Практикум

Упр.494

32

40

Род имен существительных.

Р/Р Способы сжатия текста.

1

Изучение морфологических признаков имени существительного

Комбинированный

Упр.505

33

41-42

 Сжатое изложение текста «Перо и чернильница».

2

Умение определять ведущий тип речи, составлять краткий  план текста, выделять основное.

Развитие речи

34

43

Имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

1

Изучение морфологических признаков имени существительного

Урок – исследование

Упр.511

35

44

Имена существительные, имеющие только форму единственного числа.

1

Изучение морфологических признаков имени существительного

Урок – исследование

Упр.516

36

45

Склонение существительных. Падежи.

1

Отработка навыка изменения существительных по падежам

Практикум

Упр.521

37

46-47-48

Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений; на –ия, -ие, -ий.

3

Отработка навыка изменения существительных по падежам

Комбинированные

Упр.530

Упр.536

Упр.539

38

49

Урок-практикум по теме «Имя существительное».

1

Отработка полученных наыков

Практикум

Упр.540

39

50-51

Изложение текста «Березки» (на основе упр.546).

2

Умение определять ведущий тип речи, составлять подробный  план текста.

Развитие речи

40

52-53

Множественное число имен существительных.

2

Изучение морфологических признаков имени существительного

Урок - исследование

Упр.550

Упр.553,554

41

54-55

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

2

Способ действия при выборе написания о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц.

Комбинированные

Упр.557

Упр.562

42

56-57

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

2

Контроль ЗУН

Обобщающий

Упр.563

43

58

Контрольный диктант.

1

Проверка ЗУН

Диктант

44

59

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Анализ допущенных ошибок

Практикум

Упр. 564

45

60

Повторение по теме «Правописание О, Е после шипящих».

1

Умение пользоваться способами проверки

Повторение

60 ч

К/Д-

К/СОЧ –

К/ИЗЛ -

2

1

1




4 четверть

1

1

Повторение. Имя существительное.

1

Род, число, падеж. Типы склонения. Умение определять склонение существительных.

Повторение

Упр.563

Имя прилагательное (9 ч + 5 ч Р/р +2ч К/д)

2

2

Имя прилагательное.


1

Признаки прилагательного. Умение определять прилагательное.

Комбинированный

Упр.566

3

3-4

Синтаксическая роль прилагательного.

2

Навык выполнения синтаксического разбора. Определение.

Практикум

Упр.571

Упр.575

4

5-6

Правописание падежных окончаний прилагательных.

2

Отработка навыка изменения прилагательных по падежам

Урок - изучение

Упр.579

Упр.580

5

7

Правописание О и Е после шипящих и Ц.

1

Орфограмма. Способы проверки.

Практикум

Упр.585

6

8  

Правописание прилагательных. Описание животного.

1

Составление словосочетаний и предложений

Практикум

Развитие речи

Упр.587

7

9-10  

 Изложение текста

«Ю –ю».

2

Умение определять ведущий тип речи, составлять  план текста.

Развитие речи

Повт.

 п.102-103

8

11-12

Краткая форма имен прилагательных.

2

Изучение морфологических признаков прилагательного

Комбинированный

Упр.590

Упр.596

9

13-14

Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Наводнение».

2

Обучение составлению последовательного описания по опорным словам

Развитие речи

Упр.599

10

15

Морфологический разбор прилагательного.

1

Навык выполнения морфологического разбора прилагательного

Практикум

Упр.601

11

16

Контрольный диктант.

1

Проверка ЗУН

Диктант

12

17

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Анализ допущенных ошибок

Упр.602

Глагол (21ч +5 ч Р/р +2ч К/д)

13

18  Р/К

Глагол как часть речи.

Южнорусские диалектные произношения окончаний глаголов неопределенной формы.

1

Признаки глагола. Умение определять глагол.

Комбинированный

Упр.610

14

19-20-21

Правописание НЕ с глаголами.

3

Правописание НЕ с глаголами

Практикум

Упр.614

Упр.616

Упр.605

15

22  

Описание животного. Устное сочинение по личным наблюдениям (на основе упр.605).

1

Составление словосочетаний и предложений

Развитие речи

16

23-24

Неопределенная форма глагола

2

Написание глаголов неопределенной формы

Комбинированный

Упр.630

Упр.627

17

25-26

Правописание –тся, -ться.




2

Навык употреблять Ь на конце глагола. Умение различать написание глаголов неопределённой формы (на –ТЬСЯ) и глаголов 3 лица (на –ТСЯ).

Практикум

Упр.637

Упр.640

18

27-28

Виды глагола.

2

Навык определения грамматических категорий глагола

Комбинированный

Упр.647

Упр.622,623

19

29  

Устное сочинение по рисункам.

1

Составление связного текста по рисункам

Развитие речи

Упр.646

20

30-31

Буквы Е, И в корнях с чередованием

2

Умение пользоваться орфографическим словарем и способом проверки

Практикум

Упр.653

Упр.656

21

32  

Невыдуманный рассказ

1

Составление рассказа по личным впечатлениям

Развитие речи

Упр.657,658,659

22

33-34-35

Глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

3

Употребление в речи правильной формы глагола, навык работы с таблицей.

Комбинированные

Упр.661

Упр.665

Упр.667

23

36  

Устный рассказ о себе.

1

Составление рассказа

Развитие речи

Упр.675

24

37-38

Спряжение глаголов

2

Умение определять спряжение глаголов

Комбинированный

Упр.679

Упр.683,686

25

39

Правописание окончаний 1, 2 спряжений.

1

Глаголы – исключения.

Устное рассуждение при ответе.

Практикум

Упр.692

26

40  Р/Р

Сочинение – миниатюра

1

Употребление глаголов в речи

Развитие речи

Упр.693

27

41-42

Морфологический разбор глагола

2

Навык выполнения морфологического разбора глагола

Практикум

Упр.697

Упр.698

28

43

Мягкий знак после шипящих во 2 лице единственного числа.

1

Навык правописания Ь после шипящих во 2 лице единственного числа глагола.

Комбинированный

Упр.704

29

44

Итоговый контрольный диктант

1

Проверка ЗУН

Диктант

30

45

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Употребление времен глагола.

1

Анализ допущенных ошибок

Практикум

Упр.упр.707

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6ч +2 к/т)

31

46-47-48

Повторение. Систематизация изученного.

3

Отработка полученных навыков

Повторение

Упр.713 устно

Упр.71

Упр.713 пис

32

49-50

Тестовый контроль

2

Проверка ЗУН

Контрольный

33

51-52-53

Повторение. Систематизация изученного.

3

Отработка полученных навыков

Повторение.

53 ч

К/Д-

К/СОЧ-

К/ИЗЛ -

Тестовый контроль -  



2

1

1

1

Итого  за год

210 ч

СОГЛАСОВАНО                                                                                СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДЕНО         

Протокол заседания                                                             Заместитель директора по УВР                                                 Педагогическим советом

методического объединения                                               _____________  Остапенко С.А.                                                                         Протокол

учителей русского языка и литературы

от  27.08.2012 г.  № 1                                                                    «28» августа 2012 г.                                                          от  «30» августа 2012 г.№1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....