«Изучение зависимости работоспособности человека от изменения газового состава воздуха в помещении», победитель муниципальной НПК
материал
Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концентрация углекислоты в помещении и как ЭТО влияет на самочувствие и работоспособность учащихся. Эти работы были представлены на XV и XVI Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где были удостоены дипломов 1 и 2 степени.
Работая над этими исследованиями, мы задумались: какие растения активнее влияют на газообмен, чтобы повысить работоспособность учащихся. Этот вопрос заинтересовал нас и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 246.72 КБ |
![]() | 386.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕЗИСЫ
ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ГАЗОВОГО СОСТАВА ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ
Актуальность работы: Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концентрация углекислоты в помещении и как ЭТО влияет на самочувствие и работоспособность учащихся. Эти работы были представлены на XV и XVI Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где были удостоены дипломов 1 и 2 степени.
Работая над этими исследованиями, мы задумались: какие растения активнее влияют на газообмен, чтобы повысить работоспособность учащихся. Этот вопрос заинтересовал нас и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.
Цель исследования – повысить работоспособность учащихся при помощи изменения соотношения концентрации кислорода и углекислого газа в помещениях.
Гипотезы исследования: 1. Повышенная концентрация углекислого газа и низкий уровень кислорода в помещениях снижают работоспособность учащихся.
2. Чем выше содержание хлорофилла в комнатных растениях, тем эффективнее они снижают концентрацию углекислого газа.
Практическая значимость: полученный опыт можно использовать для оптимизации концентрации углекислого газа и кислорода в помещениях, чтобы повысить работоспособность учащихся и педагогов.
В своей работе я использовала следующие методы исследования: изучение имеющихся сведений; эксперимент и наблюдение; анализ и систематизация; математический.
Список литературы:
- Корректурная проба
u4isna5.ru›pedagogika…2011-02-02…korekturnayaproba
- Всплывание на свету инфильтрированных высечек листьев растений. СФУ. Третьяков,Н.Н. Практикум по физиологии растений /Н.Н. Третьяков, Т.В.Карнаухов, Л.А.Паничкин и др.; под общей ред. Н.Н.Третьякова. – М.: Агропромиздат. 1990. 271с.
- Электронный учебно-методический комплекс. Методическое пособие для студентов. Экспериментальная часть «Влияние внешних условий на фотосинтез» Лабораторные работы. СФУ
files.lib.sfu-kras.ru›Index of /ebibl›Ebibl/umkd›165/u_lab.pdf
- Физиология растений
bio.bsu.by›fbr/files/plant-phys_metod_2011.pdf
http:www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14706/index.htm
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концентрация углекислоты в помещении и как ее концентрация влияет на самочувствие и работоспособность учащихся. Эти работы были представлены на XV и XVI Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где были удостоены дипломов 1 и 2 степени.
Работая над этими исследованиями, мы задумались: какие растения активнее влияют на газообмен, чтобы повысить работоспособность учащихся. Этот вопрос заинтересовал нас и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.
Цель исследования – повысить работоспособность учащихся при помощи изменения соотношения концентрации кислорода и углекислого газа в помещениях.
Задачи:
- изучить литературные источники по теме исследования;
- подобрать методики проведения экспериментов и подготовить необходимые материалы и оборудование;
- провести корректурные пробы на внимание в разных условиях газового состава воздуха;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
- провести эксперименты по изучению интенсивности и условий протекания фотосинтеза у разных видов комнатных растений;
- составить рекомендации по подбору видового состава комнатных растений и уходу за ними с учетом полученных результатов;
- продолжить распространение комнатных растений.
Объект исследования – работоспособность человека.
Предмет исследования – зависимость работоспособности от соотношения СО2 и О2.
Гипотезы исследования: 1. Повышенная концентрация углекислого газа и низкий уровень кислорода в помещениях снижают работоспособность учащихся.
2. Чем выше содержание хлорофилла в комнатных растениях, тем эффективнее они снижают концентрацию углекислого газа.
Практическая значимость: полученный опыт можно использовать для оптимизации концентрации углекислого газа и кислорода в помещениях, чтобы повысить работоспособность учащихся и педагогов.
В своей работе я использовала следующие методы исследования:
|
|
|
|
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приступая к работе, я планирую выяснить:
- как разное соотношение О2 и СО2 в помещении влияет на работоспособность человека;
- как можно изменить соотношение этих газов;
- какие условия могут повысить интенсивность выделения О2 и снизить концентрацию СО2;
- какие комнатные растения лучше для этого использовать.
1.2 ЭТАПЫ РАБОТЫ
Вся работа была распланирована на 4 месяца, и разбита на 3 этапа:
I этап – подготовительный (июнь-август 2017 г);
ΙI этап – практический (сентябрь-октябрь 2017 г);
III этап – заключительный (ноябрь-декабрь 2017-2018 г).
Был составлен Календарный план, в котором были обозначены эти этапы, задачи, сроки, планируемые результаты. См. Приложение 1
1.3 ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОЗДУХА
Воздух представляет собой смесь различных газообразных веществ: азота, кислорода, аргона, углекислого газа, водяных паров и других газов.
Состав атмосферного воздуха претерпевает различные изменения. В настоящее время в атмосфере содержится около 0,03% углекислого газа и примерно 21% кислорода.
Кислород
Физические свойства О2: Бесцветный газ, не имеет запаха, m=32
Источники: Растения (фотосинтез)
Норма для человека: 17% - 21%
Отклонения от нормы: Физиологические сдвиги в организме человека наступают, если содержание кислорода падает до 16-17%. При 11-13% наблюдается выраженная кислородная недостаточность, а при 7-8% может наступить смерть. Гипоксия - патологическое состояние, которое развивается вследствие недостаточного поступления к нервным тканям кислорода.
Значение для организма: Участвует в реакциях окисления в митохондриях клеток.
Газообмен: Через кожу, через легкие.
Потребности: Кол-во кислорода, необходимое человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности, в основном зависит от интенсивности выполняемой им работы и определяется степенью нервного и мускульного напряжения (клеточное дыхание). [1]
Углекислый газ
Физические свойства СО2: Бесцветный газ, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха (m=44) [1]
Источники: Люди, животные, растения (выделяют при дыхании); сгорание топлива, гниение органики, брожение.
Норма для человека: Концентрация углекислого газа в чистом воздухе вне города составляет 400 ppm и является нормой для хорошего самочувствия.
Согласно ГОСТ -30494-2011 допустимый уровень углекислого газа для жилых и общественных мест составляет 1000-1400 ppm.
Для нормальной жизнедеятельности в крови должно быть 7-7,5% углекислого газа, а в альвеолярном воздухе - 6,5%.
Отклонения от нормы: При повышенной концентрации углекислого газа (более 1%) внимание рассеивается, способность к осознанному восприятию информации снижается.
Асцидоз – увеличение парциального давления CO2 в наших альвеолах, его растворимость в крови повышается, и образуется слабая угольная кислота (CO2 + Н2O = Н2СО3), распадающаяся, в свою очередь, на Н+ и НСО3-. Кислотность крови повышается.[2]
Значение для организма: Является необходимым для возбуждения дыхательного центра.
Газообмен: Через кожу, через легкие.
Потребности: Стимулирует дыхательный центр, контролирующий работу дыхательных мышц – межреберных и диафрагмы.
1.4 ГАЗООБМЕН: ДЫХАНИЕ И ФОТОСИНТЕЗ
Воздух представляет собой смесь различных газообразных веществ: азота, кислорода, аргона, углекислого газа, водяных паров и др. газов. Наибольшие изменения претерпевают концентрации О2 и СО2, т.к. они включены в газообмен с участием живых объектов.
Растения – единственные организмы на Земле, которые активно влияют на соотношение углекислого газа и кислорода в атмосфере. Они в процессе фотосинтеза не только выделяют кислород, но и поглощают углекислый газ. Суть фотосинтеза состоит в образовании в клетках зеленых растений и водорослей углеводов из углекислоты и воды под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород. [3]
6CO2+12H2O h C6H12O6 + 6H2O + 6O2
Исходя из уравнения, можно увидеть прямую зависимость увеличения концентрации кислорода от уменьшения концентрации углекислого газа. На каждые 6 моль (134,4 л) поглощенного углекислого газа выделяется 6 моль (134,4 л) кислорода.
В 2015 г. мы проводили эксперимент, измеряя концентрацию углекислого газа в кабинетах вторых классов экспресс-методом. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что: Наибольшая концентрация углекислого газа наблюдалась в том кабинете, где количество комнатных растений было меньше. См. Приложение 2
Поэтому в 2016 г. мы проверяли, как высокое содержание СО2 в воздухе влияет на работоспособность учащихся. В результате мы выявили ухудшение работоспособности и самочувствия учащихся из-за повышенной концентрации СО2. См. Приложение 3
На Крайнем Севере ситуация усугубляется. Во-первых, в высоких широтах плотность воздуха меньше. Во-вторых, зимой наступает полярная ночь, поэтому процесс фотосинтеза у растений замедляется. Это приводит к тому, что концентрация углекислого газа возрастает, а кислорода снижается.
- ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ИЗУЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Корректурная проба
Данная методика предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, выявления признаков утомления. [4] См. Приложение 4
2.2 ПОДГОТОВКА НЕОБХОДИМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Для выполнения работы требуется:
- ручки; | - бланк инструктажа; |
- бланки корректурных проб (100 шт.); | - сводная таблица; |
- перфокарта для проверки результатов |
Во время исследований для работы «Влияние комнатных растений на изменение концентрации углекислого газа в помещениях» мы наблюдали снижение работоспособности и внимания учащихся при увеличении концентрации СО2. Дети в исследуемых классах разного уровня обученности, поэтому результаты показались, возможно, некорректными. Мы решили повторить эксперимент на одном классе, но в разных условиях.
Раздали бланки корректурных проб учащимся 9-х классов. Провели инструктаж и исследование. Мы проводили эксперимент в одном классном помещении, объемом 120 м3, убрали из кабинета все комнатные растения. Полученные результаты занесли в таблицу. См. Приложение 5
2.3 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Эксперимент проводился в кабинете с определенным объемом воздуха, фиксированным количеством учащихся, при одинаковом количестве уроков (одинаковой учебной нагрузке), в одно и то же время. Отсутствовали только комнатные растения, которые поглощают на свету углекислый газ. Это дает нам возможность сделать вывод о том, что:
В отсутствии растений - при увеличении концентрации углекислоты, процент выполнения работы в среднем составляет 48% в группе №1 и 58,8% в группе №2.
Это достаточно низкий уровень качества выполнения работы. Возникает проблема, требующая решения.
- ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА ПОМЕЩЕНИЙ УГЛЕКИСЛЫМ ГАЗОМ
Состояние воздуха в жилом и рабочем помещении оказывает значительное влияние на наше самочувствие. Доказано, что по сравнению с уличным воздухом, концентрация вредных веществ в воздухе внутри помещений выше в 1,5 — 4 раза. Изменить ситуацию к лучшему можно, правильно подобрав для этого определённые виды растений. Ведь растения в помещении способны уменьшить концентрацию многих загрязняющих воздух веществ, в том числе, и углекислого газа.
Выделяя кислород, они ионизируют воздух, а также повышают концентрацию лёгких ионов, снижая концентрацию тяжёлых ионов. Лёгкие отрицательные ионы, которых так мало загрязнённом воздухе, необходимы для нашей жизни: они улучшают активность дыхательных ферментов и обмен веществ, кислотно-щелочной баланс крови, укрепляют иммунную систему, повышают мышечный тонус, препятствуют повышению артериального давления. [5]
На основании исследований ученых НАСА составлены Рекомендации по подбору наиболее подходящих комнатных растений для очистки воздуха помещений от углекислого газа. [6] .
Следовательно, чтобы повысить работоспособность, нам необходимо, используя процесс фотосинтеза, увеличить концентрацию кислорода, тем самым, снизив концентрацию углекислоты. При этом нужно учитывать факторы, влияющие на фотосинтез.
- ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ ФОТОСИНТЕЗА
|
|
|
|
На протяжении учебного дня в школьных кабинетах концентрация углекислого газа растет, поэтому нам необходимы растения, поглощающие его наиболее эффективно.
Так как в помещении растения находятся в искусственных условиях – одинаковая температура и освещение, на интенсивность фотосинтеза будут больше влиять концентрация углекислого газа и количество хлорофилла в листьях.
- КАК МОЖНО ПОВЛИЯТЬ НА СОСТАВ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ
У наземных растений выделяющийся при фотосинтезе кислород накапливается в межклетниках листа. Если межклетники листа заполнены газом, то плотность тканей листа мала и лист плавает на поверхности воды. Если межклетники заполнены водой, то лист оседает на дно. Кислород, выделяющийся при фотосинтезе, вытесняет из межклетников воду, лист становится легче и всплывает на поверхность. На этом свойстве основана методика Всплывание на свету инфильтрированных дисков из листьев. Ее мы использовали для сравнения интенсивности фотосинтеза трех видов наиболее распространенных в нашей школе комнатных растений.[7] Мы также воспользовались Методикой инфильтрации листьев, описанной в методическом пособии для студентов.[8] (Инфильтрация - это заполнение межклетников жидкостью с помощью медицинского шприца)
Цель работы: определить интенсивность фотосинтеза по выделению О2.
Оборудование: ножницы, шаблон, листья комнатных растений 3-х разных видов, чайник, трубочка пластиковая, стаканчики 10 шт., шприцы 20мл., часы.
Ход работы:
Что делаю | ||
| 2. Инфильтрую высечки. | |
3.Нагнетаю в емкости с кипяченой водой углекислый газ. | 4.Помещаю высечки в воду, обогащенную углекислым газом. | |
5.Образцы 1, 2, 3 помещаю в темное место. | 6.Образцы 1А, 2А, 3А оставляю на свету. |
Результаты:
Образец №1 бегония | Образец №2 спатифиллум | Образец №3 хлорофитум | |
Высечки контрольных образцов 1, 2, 3, которые стояли в шкафу, не сплыли. | |||
Время всплытия образцов, выставленных на свет | |||
Опыт №1 | 57 минут | 40 минут | 45 минут |
Опыт №2 | 65 минут | 43 минуты | 50 минут |
Вывод: В клетках спатифиллума фотосинтез протекает наиболее интенсивно.
Данные результаты противоречат исследователям НАСА, которые рекомендуют использовать хлорофитум, как один из наиболее эффективных вариантов очищения воздуха помещений от углекислоты.[6] Мы решили, что возможно, темная окраска листьев спатифиллума, свидетельствует о большом количестве хлорофилла. Это в свою очередь могло повлиять на результаты опыта с высечками листьев. Поэтому мы подобрали методику определения количества хлорофилла в листьях, чтобы сравнить исследуемые комнатные растения методом хроматографии на бумаге. Этот метод был разработан русским ученым М.С. Цветом.
Разделение смеси пигментов на отдельные компоненты проводится с помощью хроматографии на различных носителях-адсорбентах (бумага, сахароза, др.) Чтобы пигменты разделились на сорбентах, используют систему неполярных растворителей с примесью определенного количества полярного растворителя. Пигменты, обладая одинаковой растворимостью в данном растворителе с разной способностью к адсорбции, передвигаются по мере движения растворителя с различной скоростью и располагаются на адсорбенте различными зонами. Чем больше растворимость пигмента в растворителе и чем хуже он адсорбируется данным адсорбентом, тем быстрее этот пигмент будет передвигаться, и тем дальше от старта будет располагаться зона этого пигмента.
Сначала мы воспользовались Методикой получения спиртового раствора (вытяжки) пигментов зеленого листа. С полученной вытяжкой производили исследование и определяли количество хлорофилла в ней.[9] Далее, использовали Методику разделения пигментов методом бумажной хроматографии.[10]
Ход работы:
1.Делаю высечки листьев отобранных комнатных растений. Делаю навеску 1г.
| |
2.Растираю в ступке с небольшим количеством песка, СаСО3 и С2Н5ОН | 3.Добавляю спирт, отфильтровываю смесь. Повторяю до полного растворения хлорофилла в спирте. |
4.Наношу пипеткой полученную спиртовую вытяжку пигментов на фильтровальную бумагу несколько раз до получения яркого пятна. | |
5.Отгибаю полоску бумаги, погружаю ее в бензин, плотно закрываю чашку Петри крышкой. | 6.Измеряю линейкой ширину полученных слоев пигментов, полученных в ходе хроматографии. |
Результат:
Ширина полос хлорофилла (мм) на хроматограммах:
Вывод: В клетках спатифиллума ширина полосы хлорофилла наибольшая. У бегонии практически отсутствует хлорофилл.
Наше предположение о высоком содержании хлорофилла в листьях спатифиллума подтвердилось. Мы убедились, что на интенсивность фотосинтеза, следовательно, и увеличение поглощенного углекислого газа, оказывает влияние высокое содержание хлорофилла. Однако, когда мы стали сверяться с источниками научных исследований по этому вопросу, то выяснили, что ученые такой зависимости не обнаружили.
Они обнаружили, что интенсивность фотосинтеза возрастает с увеличением содержания хлорофилла. Однако прямой пропорциональности между этими двумя показателями не выявили. Так, при увеличении содержания хлорофилла в 20 раз интенсивность фотосинтеза увеличивается всего в 2 раза. Результаты этих исследований говорят, что содержание хлорофилла и интенсивность света можно рассматривать как единый фактор, определяющий поглощение света. [11] Значит, наши выводы не совсем корректны и требуют доработки.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Результаты исследования интенсивности фотосинтеза дают нам основание для создания некоторых Рекомендаций по подбору комнатных растений и уходу за ними.
- Лучше размещать в помещениях спатифиллум и хлорофитум.
- Располагать растения лучше на полу или на уровне парт. Этот пункт рекомендаций основан на разнице молекулярных масс кислорода (М(О2)= 2*16=32) и углекислого газа (М(СО2)= 1*12+2*16=44). Углекислота скапливается ближе к полу, поэтому напольные растения наибоее эффективно будут очищать воздух и насыщать его кислородом.
- Для лучшего результата необходимо создать для комнатных растений оптимальные условия, описанные в интернет-ресурсах (forchel.ru/5514-uxod-za-komnatnymi-Уход за комнатными растениями.) или специальной литературе, например, «Практическая энциклопедия. Комнатные растения».
- С этой целью удобнее пользоваться табличками-памятками по уходу за комнатными растениями. [12] См. Приложение 6
- Кроме того, соблюдать режим проветривания учебных кабинетов.
Приступая к экспериментам, мы хотели достичь цели, поставленной в начале работы: повысить работоспособность учащихся при помощи изменения соотношения концентрации кислорода и углекислого газа в помещениях.
Эксперимент по изучению работоспособности и внимания повторили в том же кабинете с теми же классами при той же учебной нагрузке. Для этого внесли в кабинет 20 крупных и средних по размерам комнатных растений. Обеспечили необходимый уровень освещенности и соблюдали температурный режим. Время проведения – около 12.00, когда интенсивность фотосинтеза наивысшая. Полученные результаты занесли в таблицу. См. Приложение 4
3.1 Анализ полученных результатов
Вывод: В присутствии растений - при высокой концентрации кислорода и низкой концентрации углекислого газа качество выполнения работы выросло в группе №1 на 18,7%; в группе №2 на 7,9%.
Мы добились поставленной цели – повысили работоспособность учащихся при помощи растений.
Данная исследовательская работа является продолжением проекта «Цветочный остров» и «Влияние комнатных растений на изменение концентрации углекислого газа в помещениях».
Когда мы приступали к работе, то предполагали, что:
- Повышенная концентрация углекислого газа в помещении ухудшает внимание и снижает работоспособность учащихся.
На основании результатов экспериментов мы смогли сделать Выводы:
Высокая концентрация углекислого газа действительно приводит к снижению внимания и работоспособности учащихся.
Следовательно: наша первая гипотеза подтвердилась.
2. Чем выше содержание хлорофилла в комнатных растениях, тем эффективнее они снижают концентрацию углекислого газа.
Результаты нашего исследования подтвердили данную гипотезу. В клетках спатифиллума фотосинтез протекает наиболее активно и концентрация хлорофилла на единицу массы в его листьях больше. Однако она не подтверждается выводами ученых. Поэтому выявившееся противоречие необходимо проверять новыми исследованиями.
В ходе нашей работы перед нами вставали новые вопросы, на которые интересно было бы найти ответы, появлялись новые гипотезы, требующие проверки. Например:
- проверить на содержание хлорофилла другие комнатные растения;
- попробовать найти методики, которые помогут сравнить количество кислорода, выделившегося во время фотосинтеза;
- выяснить, как другие факторы влияют на интенсивность и скорость фотосинтеза и т.д.
Возможно, какой-либо из этих вопросов станет темой дальнейшего исследования. Так что процесс познания бесконечен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Добавьте чуть-чуть кислорода. Наука и жизнь
https://www.nkj.ru/archive/articles/4847/
- Здоровье человека и углекислый газ (СО2) Диоксид углерода
- Углекислый газ в атмосфере Земли
https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Корректурная проба
u4isna5.ru›pedagogika…2011-02-02…korekturnayaproba
- Комнатные растения полезны
polza-sovet.ru›blog/43692203561
- ТОП-15 растений для очистки воздуха по мнению NASA
https://www.adme.ru/zhizn-semya/top-15-rastenij-dlya-ochistki-vozduha-po-mneniyu-nasa-1260815/
- Всплывание на свету инфильтрированных высечек листьев растений. СФУ. Третьяков,Н.Н. Практикум по физиологии растений /Н.Н. Третьяков, Т.В.Карнаухов, Л.А.Паничкин и др.; под общей ред. Н.Н.Третьякова. – М.: Агропромиздат. 1990. 271с.
- Электронный учебно-методический комплекс. Методическое пособие для студентов. Экспериментальная часть «Влияние внешних условий на фотосинтез» Лабораторные работы. СФУ
files.lib.sfu-kras.ru›Index of /ebibl›Ebibl/umkd›165/u_lab.pdf
- Физиология растений
bio.bsu.by›fbr/files/plant-phys_metod_2011.pdf
http:www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14706/index.htm
- Влияние содержания хлорофилла на интенсивность фотосинтеза
fizrast.ru›fotosintez/intensivnost/hlorofill.html
- А.Степура, М.Степура. Практическая энциклопедия. Комнатные растения, М.2004
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Календарный план
I этап Подготовительный | Действия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответст венный |
Обосновать актуальность темы | Июнь-август 2017 г. | План работы, актуальность, объект и предмет исследования, цель задачи гипотезы Ссылки и цитаты, изученных источников информации | Смирнова Дарья, руководитель Кульбака Г.В. | |
Поставить цели и задачи | ||||
Сформулировать гипотезы | ||||
Определить объект и предмет исследования | ||||
Выбрать методы исследования | ||||
Составить календарный план организации работы | ||||
Поработать с источниками информации: литературой в библиотеке, и интернет-ресурсами | ||||
IΙ этап Практический | Подготовить необходимые материалы и оборудование | Сентябрь-октябрь 2017 г | Наличие необходимых материалов и оборудования. Проведение эксперимента. Наличие данных результатов эксперимента их анализ и систематизация полученных результатов | Смирнова Дарья, руководитель |
Подготовить и провести эксперименты | ||||
Проанализировать полученные результаты | ||||
IΙI этап Заключительный | Систематизировать и проанализировать собранный материал | Ноябрь-декабрь 2017 г. | Анализ и систематизация собранного материала Оформленная исследовательская работа, готовая презентация
Наличие рекомендаций | Смирнова Дарья, руководитель |
Составить рекомендации по подбору комнатных растений для оптимизации соотношения углекислого газа и кислорода в помещениях. | ||||
Оформить исследовательскую работу, составить презентацию | ||||
Подвести итоги |
Приложение 2
СРАВНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В ПОМЕЩЕНИЯХ КАБИНЕТОВ 2-Х КЛАССОВ
В каб. 2А незначительное обесцвечивание раствора карбоната натрия, подкрашенного фенол-фталеином; в каб. 2Б наблюдается сильное обесцвечивание раствора.
Вывод: Концентрация углекислого газа в помещениях с большим количеством комнатных растений ниже, чем в помещениях с небольшим количеством растений.
Приложение 3
СРАВНЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ 3-Х КЛАССОВ
Вывод: Высокая концентрация углекислого газа приводит к снижению внимания и работоспособности учащихся
Приложение 4
КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
С У А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А В Х В К И Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С Н Е И Н А И Е Н К Х К И К Х Е К В К И С В Х И Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х Н С И А Х К С К В Х К В Н А В С И С Н А И К А Е К К И С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е А К Е И В А К С В Е И К С Н А В А К Е С В Н Е К С Н К С В Х И Е С В Х К Н К В С К В Е В К Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И К С Н А В А К Е С В Н Е Х В Е Х С Н И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е Н К С У А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А В Х В К И Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С Н Е И Н А И Е Н К Х К И К Х Е К В К И С В Х И Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х Н С И А Х К С К В Х К В Н А В С И С Н А И К А Е К К И С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е А К Е И В А К С В Е И К С Н А В А К Е С В Н Е К С Н К С В Х И Е С В Х К Н К В С К В Е В К Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И К С Н А В А К Е С В Н Е Х В Е Х С Н И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е Н К Х К Е
Приложение 5
СРАВНЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Максимум | Без растений | С растениями | Без растений | С растениями | ||||
Группа 1 | % | Группа 1 | % | Группа 2 | % | Группа 2 | % | |
36 | 8 | 22.2 % | 28 | 77.8% | 20 | 55.5% | 21 | 58.3% |
36 | 8 | 22.2% | 25 | 69.4% | 22 | 61.1% | 26 | 72.2% |
36 | 20 | 55.5 % | 23 | 63.9 % | 16 | 44.4% | 27 | 75% |
36 | 0 | 0 % | 0 | 0 % | 20 | 55.5% | 23 | 63.9 % |
36 | 0 | 0 % | 0 | 0 % | 28 | 77.8% | 21 | 58.3% |
36 | 20 | 55.5 % | 23 | 63.9 % | 17 | 47.2% | 19 | 52.8% |
36 | 15 | 41.7 % | 23 | 63.9 % | 18 | 50% | 17 | 47.2% |
36 | 18 | 50 % | 27 | 75% | 16 | 44.4% | 32 | 88.9% |
36 | 24 | 66.7 % | 26 | 72.2% | 20 | 55.5% | 21 | 58.3% |
36 | 21 | 58.3 % | 28 | 77.8% | 23 | 63.9% | 18 | 50% |
36 | 16 | 44.4 % | 30 | 83.3% | 22 | 61.1% | 21 | 58.3% |
36 | 23 | 63.9 % | 28 | 77.8% | 18 | 50% | 29 | 80.6% |
36 | 23 | 63.9 % | 27 | 75% | 24 | 66.7% | 34 | 94.4% |
36 | 24 | 66.7 % | 30 | 83.3% | 18 | 50% | 19 | 52.8% |
36 | 19 | 52.8% | 30 | 83.3% | 21 | 58.3% | 26 | 72.2% |
36 | 0 | 0 % | 15 | 41.7% | 25 | 69.4% | 25 | 69.4% |
36 | 31 | 86.1% | 30 | 83.3% | 23 | 63.9% | 23 | 63.9 % |
36 | 21 | 58.3% | 29 | 80.6 % | 20 | 55.5% | 27 | 75% |
36 | 19 | 52.8% | 26 | 72.2% | 26 | 72.2% | 22 | 61.1% |
36 | 24 | 66.7 % | 25 | 69.4% | 21 | 58.3% | 20 | 55.5% |
36 | 29 | 80.6 % | 31 | 86.1% | 27 | 75% | 33 | 91.7% |
Среднее | 17.3 | 48 % | 24 | 66.7% | 21.2 | 58.8% | 24 | 66.7% |
Разница | 6.7 | 18.7% | 2.8 | 7,9% |
Приложение 6
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ВИДОВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ И УХОДУ ЗА НИМИ
Значение символов
Символы | значение | Символы | значение | Символы | Значение | ||
Свет | Полив | Опрыскивание | |||||
Яркий прямой | Обильный | Часто | |||||
Рассеянный свет | Средний | Изредка | |||||
Полутень | Поливать редко | Опрыскивать запрещается |
ХЛОРОФИТУМ | ||
СПАТИФИЛЛУМ | ||
ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА
Спатифиллум – одна из причин, почему цветоводы так его любят – способность этого комнатного растения очищать воздух. Этот комнатный цветок отлично справляется с нейтрализацией вредных веществ, присутствующих в воздухе, к примеру, ацетона, угарного газа, формальдегида, ксилола, бензола и т.д. Достаточно лишь оставить горшок с «белым парусом» на несколько часов в комнате, воздух в которой загрязнен вредными веществами, и об этой проблеме можно забыть. | |
Настоящий чемпион среди комнатных растений по своей пользе – хлорофитум. Он может ослаблять действие кислот азота даже в тех помещениях, где в течение нескольких часов работал газосварочный аппарат, а также поглощает выделяемый синтетическими теплоизоляционными материалами формальдегид и очищает воздух от вредных патогенных частиц. Причем такие способности хлорофитума оказываются сильнее, если в цветочный горшок добавлен активированный уголь. К тому же целебные свойства хлорофитума связаны и с бактерицидным эффектом. Ученые установили, что в течение 24 часов это растение способно практически полностью очистить воздух от вредных микроорганизмов в комнате средних размеров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье и работоспособность человека» реферат
Глава 1. Понятие и определение здоровья.1.1. Определение здоровья ВОЗ.1.2. Понятие здоровья в естествознании.Глава 2. Работоспособность человека. Валеология....

Биоритмы.Работоспособность человека.
Биоритмы – повторяющиеся изменения биологических процессов Изменения артериального давления, опадание листьев на деревьях, распускание цветов, зимняя спячка животных и миграция птиц – всё это проис...

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Биологические ритмы и их влияниена работоспособность человека»: На вопрос «Чего я хочу добиться на уроке?» можно ответить, если четко определить цель: «Учащиеся должн...

влияние ьиоритмов на работоспособность человека
Рассмотреть понятие режима труда и отдыха, формирование индивидуального режима, меры и способы профилактики утомления....

«Влияние повышенной концентрации углекислого газа в помещении на здоровье и работоспособность учащихся» победитель муниципальной НПК, призер Всероссийского конкурса исследовательских работ "Первые шаги в науке"
После реализации проекта «Цветочный остров» в 2013-2014 учебном году, в котором я принимала участие, в школьных кабинетах появилось больше комнатных растений. Мы решили выяснить, принесло ...

Мастер-класс "Оценка состояния работоспособности человека: исследовательская работа на уроке".
Данный мастер-класс был представлен на конкурсе профессионального мастерства "Учитель года-2021"....