«Изучение зависимости работоспособности человека от изменения газового состава воздуха в помещении», победитель муниципальной НПК
материал

Кульбака Галина Владимировна

Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концентрация углекислоты в помещении и как ЭТО влияет на самочувствие и работоспособность учащихся. Эти работы были представлены на XV и XVI Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где были удостоены дипломов 1 и 2 степени.

Работая над этими исследованиями, мы задумались: какие растения активнее влияют на газообмен, чтобы повысить работоспособность учащихся. Этот вопрос заинтересовал нас и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_npk_2018.docx246.72 КБ
Файл prilozheniya.docx386.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ

ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ГАЗОВОГО СОСТАВА  ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ

Актуальность работы: Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концентрация углекислоты в помещении и как ЭТО влияет на самочувствие и работоспособность учащихся. Эти работы были представлены на XV и XVI Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где были удостоены дипломов 1 и 2 степени.

Работая над этими исследованиями, мы задумались: какие растения активнее влияют на газообмен, чтобы повысить работоспособность учащихся. Этот вопрос заинтересовал нас и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.

Цель исследования – повысить работоспособность учащихся при помощи изменения соотношения концентрации кислорода и углекислого газа в помещениях.

Гипотезы исследования: 1.  Повышенная концентрация углекислого газа и низкий уровень кислорода в помещениях  снижают работоспособность учащихся.

2. Чем выше  содержание  хлорофилла в комнатных растениях, тем   эффективнее они снижают концентрацию углекислого газа.  

 Практическая значимость: полученный опыт можно использовать для оптимизации концентрации углекислого газа и кислорода в помещениях, чтобы повысить работоспособность учащихся и педагогов.

В своей работе я использовала следующие методы исследования: изучение имеющихся сведений; эксперимент и наблюдение; анализ и систематизация; математический.

Список литературы:

  1. Корректурная проба 

u4isna5.rupedagogika…2011-02-02…korekturnayaproba

  1. Всплывание на свету инфильтрированных высечек листьев растений. СФУ. Третьяков,Н.Н. Практикум по физиологии растений /Н.Н. Третьяков, Т.В.Карнаухов, Л.А.Паничкин и др.; под общей ред. Н.Н.Третьякова. – М.: Агропромиздат. 1990. 271с.
  2. Электронный учебно-методический комплекс. Методическое пособие для студентов. Экспериментальная часть «Влияние внешних условий на фотосинтез» Лабораторные работы. СФУ

files.lib.sfu-kras.ru›Index of /ebibl›Ebibl/umkd›165/u_lab.pdf

  1. Физиология растений

bio.bsu.by›fbr/files/plant-phys_metod_2011.pdf

  1. Разделение пигментов листьев комнатных растений

        http:www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14706/index.htm

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы: Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концентрация углекислоты в помещении и как ее концентрация влияет на самочувствие и работоспособность учащихся. Эти работы были представлены на XV и XVI Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где были удостоены дипломов 1 и 2 степени.

Работая над этими исследованиями, мы задумались: какие растения активнее влияют на газообмен, чтобы повысить работоспособность учащихся. Этот вопрос заинтересовал нас и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.

Цель исследования – повысить работоспособность учащихся при помощи изменения соотношения концентрации кислорода и углекислого газа в помещениях.

Задачи:

  • изучить литературные источники по теме исследования;
  • подобрать методики проведения экспериментов и подготовить необходимые материалы и оборудование;
  • провести корректурные пробы на внимание  в разных условиях газового состава воздуха;
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
  • провести эксперименты по изучению интенсивности и условий протекания фотосинтеза у разных видов комнатных растений;
  • составить рекомендации по подбору видового состава комнатных растений и уходу за ними с учетом   полученных результатов;
  • продолжить распространение комнатных растений.

Объект исследования – работоспособность   человека.

Предмет исследования –  зависимость работоспособности   от соотношения СО2 и О2.

Гипотезы исследования: 1.  Повышенная концентрация углекислого газа и низкий уровень кислорода в помещениях  снижают работоспособность учащихся.

2. Чем выше  содержание  хлорофилла в комнатных растениях, тем   эффективнее они снижают концентрацию углекислого газа.  

 Практическая значимость: полученный опыт можно использовать для оптимизации концентрации углекислого газа и кислорода в помещениях, чтобы повысить работоспособность учащихся и педагогов.

В своей работе я использовала следующие методы исследования:

  • изучение имеющихся сведений;
  • эксперимент и наблюдение;
  • анализ и систематизация;
  • математический.

I.  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Приступая к работе, я планирую   выяснить:

- как разное соотношение О2 и СО2 в помещении влияет на работоспособность человека;

- как можно изменить   соотношение этих газов;

- какие условия могут повысить интенсивность выделения О2 и снизить концентрацию СО2;

- какие комнатные растения лучше для этого использовать.

1.2 ЭТАПЫ РАБОТЫ

Вся работа была распланирована на 4 месяца, и разбита на 3 этапа:

I этап – подготовительный (июнь-август 2017 г);

ΙI этап – практический (сентябрь-октябрь 2017 г);

III этап – заключительный (ноябрь-декабрь 2017-2018 г).

          Был составлен Календарный план, в котором были обозначены эти этапы, задачи, сроки, планируемые результаты.  См. Приложение  1

1.3 ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОЗДУХА

Воздух представляет собой смесь различных газообразных веществ: азота, кислорода, аргона, углекислого газа, водяных паров и других газов.

Состав атмосферного воздуха претерпевает различные изменения.   В настоящее время в атмосфере содержится около 0,03% углекислого газа и примерно 21% кислорода.  

Кислород

Физические свойства О2:  Бесцветный газ, не имеет запаха, m=32

Источники:  Растения (фотосинтез)

Норма для человека: 17% - 21%

Отклонения от нормы: Физиологические сдвиги в организме человека наступают, если содержание кислорода падает до 16-17%. При 11-13% наблюдается выраженная кислородная недостаточность, а при 7-8% может наступить смерть. Гипоксия - патологическое состояние, которое развивается вследствие недостаточного поступления к нервным тканям кислорода.

Значение для организма:  Участвует в реакциях окисления в митохондриях клеток.

Газообмен:        Через кожу, через легкие.

Потребности:        Кол-во кислорода, необходимое человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности, в основном зависит от интенсивности выполняемой им работы и определяется степенью нервного и мускульного напряжения (клеточное дыхание). [1]

Углекислый газ

Физические свойства СО2: Бесцветный газ, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха (m=44) [1]

Источники:  Люди, животные, растения (выделяют при  дыхании); сгорание топлива, гниение органики, брожение.

Норма для человека: Концентрация углекислого газа в чистом воздухе вне города составляет 400 ppm и является нормой для хорошего самочувствия.

Согласно ГОСТ -30494-2011 допустимый уровень углекислого газа для жилых и общественных мест составляет 1000-1400 ppm.

Для нормальной жизнедеятельности в крови должно быть 7-7,5% углекислого газа, а в альвеолярном воздухе - 6,5%. 

Отклонения от нормы: При повышенной концентрации углекислого газа (более 1%) внимание рассеивается, способность к осознанному восприятию информации снижается.

Асцидоз – увеличение парциального давления CO2 в наших альвеолах, его растворимость в крови повышается, и образуется слабая угольная кислота (CO2 + Н2O = Н2СО3), распадающаяся, в свою очередь, на Н+ и НСО3-. Кислотность крови повышается.[2]

Значение для организма:  Является необходимым для возбуждения дыхательного центра.

Газообмен:        Через кожу, через легкие.

Потребности:  Стимулирует дыхательный центр, контролирующий работу дыхательных мышц – межреберных и диафрагмы.

1.4 ГАЗООБМЕН: ДЫХАНИЕ И ФОТОСИНТЕЗ

Воздух представляет собой смесь различных газообразных веществ: азота, кислорода, аргона, углекислого газа, водяных паров и др. газов. Наибольшие изменения претерпевают концентрации О2 и СО2, т.к. они включены в газообмен с участием живых объектов.

  Растения – единственные организмы на Земле, которые активно влияют на соотношение углекислого газа и кислорода в атмосфере. Они в процессе фотосинтеза не только выделяют кислород, но и поглощают углекислый газ.   Суть фотосинтеза состоит в образовании в клетках зеленых растений и водорослей углеводов из углекислоты и воды под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород. [3]

6CO2+12H2O      h            C6H12O6 + 6H2O + 6O2   

Исходя из уравнения, можно увидеть прямую зависимость увеличения концентрации кислорода от уменьшения концентрации углекислого газа. На каждые 6 моль (134,4 л) поглощенного углекислого газа выделяется 6 моль (134,4 л) кислорода.

В 2015 г. мы проводили эксперимент, измеряя концентрацию углекислого газа в кабинетах вторых классов экспресс-методом. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что: Наибольшая концентрация углекислого газа наблюдалась в том кабинете, где количество комнатных растений было меньше.     См. Приложение 2

Поэтому в 2016 г. мы проверяли, как высокое содержание СО2 в воздухе влияет на работоспособность учащихся. В результате мы выявили ухудшение работоспособности и самочувствия учащихся из-за повышенной концентрации СО2.   См. Приложение 3

На Крайнем Севере ситуация усугубляется. Во-первых, в высоких широтах плотность воздуха меньше. Во-вторых, зимой наступает полярная ночь, поэтому процесс фотосинтеза у растений замедляется. Это приводит к тому, что концентрация углекислого газа возрастает, а кислорода снижается.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1  ИЗУЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ

                                     Корректурная проба

         Данная методика  предназначена  для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, выявления признаков утомления. [4] См. Приложение 4        

2.2  ПОДГОТОВКА НЕОБХОДИМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

Для выполнения работы требуется:

- ручки;

- бланк инструктажа;

- бланки корректурных проб (100 шт.);

- сводная таблица;

- перфокарта для проверки результатов

Во время исследований для работы «Влияние комнатных растений на изменение концентрации углекислого газа в помещениях» мы   наблюдали снижение работоспособности и внимания учащихся при увеличении   концентрации СО2.  Дети в исследуемых классах разного уровня обученности, поэтому результаты показались, возможно, некорректными. Мы решили повторить эксперимент на одном классе, но в разных условиях.

Раздали бланки корректурных проб учащимся 9-х классов. Провели инструктаж и исследование. Мы проводили эксперимент в одном классном помещении, объемом 120 м3,    убрали из кабинета все комнатные растения. Полученные результаты занесли в таблицу. См.  Приложение 5

2.3  АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

              Эксперимент проводился в кабинете   с  определенным объемом воздуха, фиксированным количеством учащихся, при одинаковом количестве уроков (одинаковой учебной нагрузке), в одно и то же время. Отсутствовали  только комнатные растения, которые поглощают на свету углекислый газ. Это дает нам возможность сделать вывод о том, что:

              В отсутствии растений - при увеличении концентрации углекислоты, процент выполнения работы в среднем составляет 48%   в группе №1 и 58,8% в группе №2.

        Это достаточно низкий уровень качества выполнения работы. Возникает проблема, требующая решения.

  1. ПУТИ  РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ  ЗАГРЯЗНЕННОСТИ  ВОЗДУХА ПОМЕЩЕНИЙ  УГЛЕКИСЛЫМ  ГАЗОМ

         Состояние воздуха в жилом и рабочем помещении оказывает значительное влияние на наше самочувствие. Доказано, что по сравнению с уличным воздухом, концентрация вредных веществ в воздухе внутри помещений выше в 1,5 — 4 раза.   Изменить ситуацию к лучшему можно, правильно подобрав для этого определённые виды растений. Ведь растения в помещении способны уменьшить концентрацию многих загрязняющих воздух веществ, в том числе, и углекислого газа.

        Выделяя кислород, они ионизируют воздух, а также повышают концентрацию лёгких ионов, снижая концентрацию тяжёлых ионов. Лёгкие отрицательные ионы, которых так мало загрязнённом воздухе, необходимы для нашей жизни: они улучшают активность дыхательных ферментов и обмен веществ, кислотно-щелочной баланс крови, укрепляют иммунную систему, повышают мышечный тонус, препятствуют повышению артериального давления. [5]

На основании исследований ученых НАСА составлены Рекомендации по подбору наиболее подходящих комнатных растений для очистки воздуха помещений от углекислого газа. [6]  .

Следовательно, чтобы повысить работоспособность, нам необходимо, используя процесс фотосинтеза, увеличить концентрацию кислорода, тем самым, снизив концентрацию углекислоты. При этом нужно учитывать факторы, влияющие на фотосинтез.

  1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ ФОТОСИНТЕЗА
  • свет (степень освещенности)
  • концентрация углекислого газа
  • температурный оптимум
  • количество хлорофилла в листьях

На протяжении  учебного дня в школьных кабинетах концентрация углекислого газа растет, поэтому нам необходимы растения, поглощающие его наиболее эффективно.

Так как в помещении растения находятся в искусственных условиях – одинаковая температура и освещение, на интенсивность фотосинтеза будут больше влиять концентрация углекислого газа и количество хлорофилла в листьях.

  1. КАК МОЖНО ПОВЛИЯТЬ НА СОСТАВ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ

У наземных растений выделяющийся при фотосинтезе кислород накапливается в межклетниках листа. Если межклетники листа заполнены газом, то плотность тканей листа мала и лист плавает на поверхности воды. Если межклетники заполнены водой, то лист оседает на дно. Кислород, выделяющийся при фотосинтезе, вытесняет из межклетников воду, лист становится легче и всплывает на поверхность. На этом свойстве основана методика Всплывание на свету инфильтрированных дисков из листьев.  Ее мы использовали для сравнения интенсивности фотосинтеза трех видов наиболее распространенных в нашей школе комнатных растений.[7] Мы также воспользовались Методикой инфильтрации листьев, описанной в методическом пособии для студентов.[8] (Инфильтрация - это заполнение межклетников жидкостью с помощью медицинского шприца)

Цель работы: определить интенсивность фотосинтеза по выделению О2.

Оборудование:  ножницы, шаблон, листья комнатных растений 3-х разных видов, чайник, трубочка пластиковая, стаканчики 10 шт., шприцы 20мл., часы.

Ход работы:

Что делаю

  1. Делаю высечки одинакового размера из листьев хлорофитума, бегонии и спатифиллума.IMG_20171103_130740_1

2. Инфильтрую высечки.

IMG_20171103_133457_1

3.Нагнетаю в емкости с кипяченой водой углекислый газ.

IMG_20171103_130803_1

4.Помещаю высечки в воду, обогащенную углекислым газом.

IMG_20171103_133739

5.Образцы 1, 2, 3 помещаю в темное место.

IMG_20171103_140926

6.Образцы 1А, 2А, 3А оставляю на свету.IMG_20171103_140916_1

Результаты:

Образец №1

бегония

Образец №2

спатифиллум

Образец №3 хлорофитум

Высечки  контрольных образцов 1, 2, 3, которые стояли в шкафу, не сплыли.

20171103_155426

IMG_20171103_182541

IMG_20171103_182541_1

Время всплытия образцов, выставленных на свет

Опыт №1

57 минут

40 минут

45 минут

Опыт №2

65 минут

43 минуты

 50 минут

Вывод: В клетках спатифиллума фотосинтез протекает наиболее интенсивно.

Данные результаты противоречат исследователям НАСА, которые рекомендуют использовать  хлорофитум,  как  один из наиболее эффективных вариантов  очищения воздуха помещений от углекислоты.[6]  Мы решили, что возможно, темная окраска листьев спатифиллума, свидетельствует о большом количестве хлорофилла. Это в свою очередь могло повлиять на результаты опыта с высечками листьев. Поэтому мы подобрали методику определения количества хлорофилла в листьях, чтобы сравнить исследуемые комнатные растения методом хроматографии на бумаге. Этот метод был разработан русским ученым М.С. Цветом.

        Разделение смеси пигментов на отдельные компоненты проводится с помощью хроматографии на различных носителях-адсорбентах (бумага, сахароза, др.) Чтобы пигменты разделились на сорбентах, используют систему неполярных растворителей с примесью определенного количества полярного растворителя. Пигменты, обладая одинаковой растворимостью в данном растворителе с разной способностью к адсорбции, передвигаются по мере движения растворителя с различной скоростью и располагаются на адсорбенте различными зонами. Чем больше растворимость пигмента в растворителе и чем хуже он адсорбируется данным адсорбентом, тем быстрее этот пигмент будет передвигаться, и тем дальше от старта будет располагаться зона этого пигмента.

        Сначала мы воспользовались Методикой получения спиртового раствора (вытяжки) пигментов зеленого листа. С полученной вытяжкой производили   исследование и определяли количество хлорофилла в ней.[9] Далее, использовали Методику разделения пигментов методом бумажной хроматографии.[10]

Ход работы:

 1.Делаю высечки листьев отобранных  комнатных растений. Делаю навеску 1г. 

 20180109_16442720180109_163211

2.Растираю в ступке с небольшим количеством песка, СаСО3  и С2Н5ОН

20180109_164645

3.Добавляю спирт, отфильтровываю смесь. Повторяю до полного растворения хлорофилла в спирте. 20180109_171539_LLS

4.Наношу пипеткой полученную спиртовую вытяжку пигментов на фильтровальную бумагу несколько раз до получения яркого пятна.IMG_20180112_174857IMG_20180112_174908IMG_20180112_174842IMG_20180112_174735

5.Отгибаю полоску бумаги, погружаю ее в бензин, плотно закрываю чашку Петри крышкой.IMG_20180112_181905

6.Измеряю линейкой ширину полученных слоев пигментов, полученных в ходе хроматографии.

Результат:

Ширина полос хлорофилла (мм) на хроматограммах:

Вывод: В клетках спатифиллума ширина полосы хлорофилла наибольшая. У бегонии практически  отсутствует хлорофилл.

Наше предположение о высоком содержании хлорофилла в листьях спатифиллума подтвердилось. Мы убедились, что на интенсивность фотосинтеза,  следовательно, и  увеличение поглощенного углекислого газа, оказывает влияние высокое содержание хлорофилла. Однако,  когда мы стали сверяться с источниками научных исследований по этому вопросу, то выяснили, что ученые такой зависимости не обнаружили. 

Они обнаружили, что интенсивность фотосинтеза возрастает с увеличением содержания хлорофилла. Однако прямой пропорциональности между этими двумя показателями не выявили.   Так, при увеличении содержания хлорофилла в 20 раз интенсивность фотосинтеза увеличивается всего в 2 раза.    Результаты этих исследований говорят, что содержание хлорофилла и интенсивность света можно рассматривать как единый фактор, определяющий поглощение света. [11] Значит, наши выводы не совсем корректны и требуют доработки.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Результаты исследования интенсивности фотосинтеза дают нам основание для создания    некоторых Рекомендаций по подбору комнатных растений и уходу за ними.

  1. Лучше размещать в помещениях спатифиллум и хлорофитум.
  2. Располагать растения лучше на полу или на уровне парт. Этот пункт рекомендаций основан на разнице молекулярных масс кислорода (М(О2)= 2*16=32) и углекислого газа (М(СО2)= 1*12+2*16=44). Углекислота скапливается ближе к полу, поэтому напольные растения наибоее эффективно будут очищать воздух и насыщать его кислородом.
  3. Для лучшего результата необходимо создать для комнатных растений оптимальные условия, описанные в интернет-ресурсах (forchel.ru/5514-uxod-za-komnatnymi-Уход за комнатными растениями.) или специальной литературе, например, «Практическая энциклопедия. Комнатные растения».
  4. С этой целью удобнее пользоваться табличками-памятками по уходу за комнатными растениями. [12] См. Приложение 6 
  5. Кроме того, соблюдать режим проветривания учебных кабинетов.

Приступая к экспериментам, мы хотели достичь цели, поставленной в начале работы: повысить работоспособность учащихся при помощи изменения соотношения концентрации кислорода и углекислого газа в помещениях.

Эксперимент по изучению работоспособности и внимания повторили   в том же кабинете с теми же классами при той же учебной нагрузке. Для этого внесли в кабинет 20  крупных и средних по размерам комнатных растений. Обеспечили необходимый уровень освещенности и соблюдали температурный режим. Время проведения – около 12.00, когда интенсивность  фотосинтеза наивысшая. Полученные результаты занесли в таблицу. См. Приложение 4

3.1 Анализ полученных результатов

Вывод: В присутствии растений - при высокой концентрации кислорода и низкой концентрации углекислого газа качество выполнения работы выросло в группе №1 на 18,7%; в группе №2 на 7,9%. 

        Мы добились поставленной цели – повысили работоспособность учащихся при помощи растений.

        Данная исследовательская работа является продолжением    проекта «Цветочный остров» и «Влияние комнатных растений на изменение концентрации углекислого  газа в помещениях».

 Когда мы приступали к работе, то предполагали, что:  

  1. Повышенная концентрация углекислого газа в помещении ухудшает внимание и снижает работоспособность учащихся.

На основании результатов экспериментов мы смогли сделать Выводы:

Высокая концентрация углекислого газа действительно приводит к снижению внимания и работоспособности учащихся.

Следовательно: наша первая гипотеза подтвердилась.

2. Чем выше  содержание  хлорофилла в комнатных растениях, тем   эффективнее они снижают концентрацию углекислого газа.

        Результаты нашего исследования  подтвердили данную гипотезу. В клетках спатифиллума фотосинтез протекает наиболее активно и концентрация хлорофилла на единицу массы в его листьях больше. Однако она не подтверждается выводами ученых.  Поэтому  выявившееся противоречие необходимо проверять новыми исследованиями.

        В ходе нашей работы перед нами вставали новые вопросы, на которые интересно было бы найти ответы, появлялись новые гипотезы, требующие проверки. Например:

  • проверить на содержание хлорофилла другие комнатные растения;
  • попробовать найти методики, которые помогут сравнить количество кислорода, выделившегося во время фотосинтеза;
  • выяснить, как другие факторы влияют на интенсивность и скорость фотосинтеза и т.д.

Возможно, какой-либо из этих вопросов станет темой дальнейшего исследования. Так что процесс познания бесконечен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Добавьте чуть-чуть кислорода. Наука и жизнь

https://www.nkj.ru/archive/articles/4847/ 

  1. Здоровье человека и углекислый газ (СО2) Диоксид углерода

ru.wikipedia.org

  1. Углекислый газ в атмосфере Земли

https://ru.wikipedia.org/wiki/

  1. Корректурная проба 

u4isna5.rupedagogika…2011-02-02…korekturnayaproba

  1. Комнатные растения полезны

polza-sovet.ru›blog/43692203561

  1. ТОП-15 растений для очистки воздуха по мнению NASA 

https://www.adme.ru/zhizn-semya/top-15-rastenij-dlya-ochistki-vozduha-po-mneniyu-nasa-1260815/

  1. Всплывание на свету инфильтрированных высечек листьев растений. СФУ. Третьяков,Н.Н. Практикум по физиологии растений /Н.Н. Третьяков, Т.В.Карнаухов, Л.А.Паничкин и др.; под общей ред. Н.Н.Третьякова. – М.: Агропромиздат. 1990. 271с.
  2. Электронный учебно-методический комплекс. Методическое пособие для студентов. Экспериментальная часть «Влияние внешних условий на фотосинтез» Лабораторные работы. СФУ

files.lib.sfu-kras.ru›Index of /ebibl›Ebibl/umkd›165/u_lab.pdf

  1. Физиология растений

bio.bsu.by›fbr/files/plant-phys_metod_2011.pdf

  1. Разделение пигментов листьев комнатных растений

        http:www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14706/index.htm

  1. Влияние содержания хлорофилла на интенсивность фотосинтеза

fizrast.ru›fotosintez/intensivnost/hlorofill.html

  1. А.Степура, М.Степура. Практическая энциклопедия. Комнатные растения, М.2004



Предварительный просмотр:

Приложение  1

Календарный план

I этап  

Подготовительный

Действия

Сроки

Ожидаемый

результат

Ответст

     венный    

Обосновать  актуальность темы

Июнь-август 2017 г.

План работы, актуальность, объект и предмет исследования, цель задачи гипотезы

Ссылки и цитаты, изученных источников информации

Смирнова Дарья, руководитель Кульбака Г.В.

Поставить цели и задачи

Сформулировать гипотезы

Определить объект и предмет исследования

Выбрать методы  исследования

Составить календарный план организации работы

Поработать с  источниками информации: литературой  в библиотеке, и интернет-ресурсами

IΙ этап

Практический

 Подготовить необходимые материалы и оборудование

Сентябрь-октябрь 2017 г

Наличие необходимых материалов и оборудования. Проведение эксперимента.

Наличие данных результатов эксперимента их анализ и систематизация полученных результатов

Смирнова Дарья, руководитель

Подготовить и провести эксперименты

Проанализировать полученные результаты

IΙI этап

 Заключительный

Систематизировать и проанализировать собранный материал

Ноябрь-декабрь 2017 г.

Анализ и систематизация собранного материала

Оформленная исследовательская работа, готовая презентация

 

Наличие рекомендаций

Смирнова Дарья, руководитель

Составить рекомендации по подбору комнатных растений для оптимизации соотношения углекислого газа и кислорода в помещениях.

 Оформить исследовательскую работу, составить презентацию

Подвести итоги

Приложение  2

СРАВНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В ПОМЕЩЕНИЯХ КАБИНЕТОВ 2-Х КЛАССОВ

В каб. 2А незначительное обесцвечивание раствора карбоната натрия, подкрашенного фенол-фталеином; в каб. 2Б  наблюдается сильное обесцвечивание раствора.Описание: C:\Users\304\Desktop\НПК Даша в печать\DSC03026.JPG

Вывод: Концентрация углекислого газа в помещениях с большим  количеством комнатных растений ниже, чем в помещениях с небольшим количеством растений.

Приложение  3

СРАВНЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ 3-Х КЛАССОВ

Описание: 2

           

 Вывод: Высокая концентрация углекислого газа приводит к снижению внимания и работоспособности учащихся

Приложение  4

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

С У А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А В Х В К И Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С Н Е И Н А И Е Н К Х К И К Х Е К В К И С В Х И Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х Н С И А Х К С К В Х К В Н А В С И С Н А И К А Е К К И С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е А К Е И В А К С В Е И К С Н А В А К Е С В Н Е К С Н К С В Х И Е С В Х К Н К В С К В Е В К Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И К С Н А В А К Е С В Н Е Х В Е Х С Н И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е Н К С У А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А В Х В К И Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С Н Е И Н А И Е Н К Х К И К Х Е К В К И С В Х И Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х Н С И А Х К С К В Х К В Н А В С И С Н А И К А Е К К И С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е А К Е И В А К С В Е И К С Н А В А К Е С В Н Е К С Н К С В Х И Е С В Х К Н К В С К В Е В К Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И К С Н А В А К Е С В Н Е Х В Е Х С Н И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е Н К Х К Е

Приложение  5

СРАВНЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

Максимум

Без растений

С растениями

Без растений

С растениями

Группа 1

%

 Группа 1

%

Группа 2

%

Группа 2

%

36

8

22.2 %

28

77.8%

20

55.5%

21

58.3%

36

8

 22.2%

25

69.4%

22

61.1%

26

72.2%

36

20

55.5 %

23

63.9 %

16

44.4%

27

75%

36

0

0 %

0

0 %

20

55.5%

23

63.9 %

36

0

0 %

0

0 %

28

77.8%

21

58.3%

36

20

55.5 %

23

63.9 %

17

47.2%

19

52.8%

36

15

41.7 %

23

63.9 %

18

50%

17

47.2%

36

18

50 %

27

75%

16

44.4%

32

88.9%

36

24

66.7 %

26

72.2%

20

55.5%

21

58.3%

36

21

58.3 %

28

77.8%

23

63.9%

18

50%

36

16

44.4 %

30

83.3%

22

61.1%

21

58.3%

36

23

63.9 %

28

77.8%

18

50%

29

80.6%

36

23

63.9 %

27

75%

24

66.7%

34

94.4%

36

24

66.7 %

30

83.3%

18

50%

19

52.8%

36

19

 52.8%

30

83.3%

21

58.3%

26

72.2%

36

0

0 %

15

41.7%

25

69.4%

25

69.4%

36

31

86.1%

30

83.3%

23

63.9%

23

63.9 %

36

21

 58.3%

29

80.6 %

20

55.5%

27

75%

36

19

 52.8%

26

72.2%

26

72.2%

22

61.1%

36

24

66.7 %

25

69.4%

21

58.3%

20

55.5%

36

29

80.6 %

31

86.1%

27

75%

33

91.7%

Среднее

17.3

48 %

24

66.7%

21.2

58.8%

24

66.7%

Разница

6.7

18.7%

2.8

7,9%

 Приложение  6

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ВИДОВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ  И   УХОДУ ЗА НИМИ

Значение символов

Символы

значение

Символы

значение

Символы

Значение

Свет

Полив

Опрыскивание

Описание: 10

Яркий прямой

Обильный

Часто

Описание: 11

Рассеянный свет

Средний

Изредка

Полутень

Поливать редко

Опрыскивать запрещается

ХЛОРОФИТУМ

Описание: 11

Описание: 12

СПАТИФИЛЛУМ  

Описание: 11

Описание: 16

ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА

Описание: Описание: https://sadovod.guru/wp-content/uploads/2017/10/3048_41.jpg

Спатифиллум – одна из причин, почему цветоводы так его любят – способность этого комнатного растения очищать воздух. Этот комнатный цветок отлично справляется с нейтрализацией вредных веществ, присутствующих в воздухе, к примеру, ацетона, угарного газа, формальдегида, ксилола, бензола и т.д. Достаточно лишь оставить горшок с «белым парусом» на несколько часов в комнате, воздух в которой загрязнен вредными веществами, и об этой проблеме можно забыть.

Описание: Описание: Описание: http://klumba-plus.ru/uploads/posts/2012-11/1353398883_hlorofitum-pestryy.jpgОписание: Описание: http://3kl15d1zgue51p5cbf1mtkdj.wpengine.netdna-cdn.com/wp-content/uploads/2015/08/pot-plant-420x300.jpg

Настоящий чемпион среди комнатных растений по своей пользе – хлорофитум. Он может ослаблять действие кислот азота даже в тех помещениях, где в течение нескольких часов работал газосварочный аппарат, а также поглощает выделяемый синтетическими теплоизоляционными материалами формальдегид и очищает воздух от вредных патогенных частиц. Причем такие способности хлорофитума оказываются сильнее, если в цветочный горшок добавлен активированный уголь. К тому же целебные свойства хлорофитума связаны и с бактерицидным эффектом. Ученые установили, что в течение 24 часов это растение способно практически полностью очистить воздух от вредных микроорганизмов в комнате средних размеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье и работоспособность человека» реферат

Глава 1. Понятие и определение здоровья.1.1.    Определение здоровья ВОЗ.1.2.    Понятие здоровья в естествознании.Глава 2. Работоспособность человека. Валеология....

Биоритмы.Работоспособность человека.

Биоритмы – повторяющиеся изменения биологических процессов Изменения артериального давления, опадание листьев на деревьях, распускание цветов, зимняя спячка животных и миграция птиц – всё это проис...

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Биологические ритмы и их влияниена работоспособность человека»: На вопрос «Чего я хочу добиться на уроке?» можно ответить, если четко определить цель: «Учащиеся должн...

влияние ьиоритмов на работоспособность человека

Рассмотреть понятие режима труда и отдыха, формиро­вание индивидуального режима, меры и способы профилактики утомления....

«Влияние повышенной концентрации углекислого газа в помещении на здоровье и работоспособность учащихся» победитель муниципальной НПК, призер Всероссийского конкурса исследовательских работ "Первые шаги в науке"

После реализации проекта «Цветочный остров» в 2013-2014 учебном году, в котором я принимала участие, в школьных кабинетах появилось больше комнатных растений. Мы решили выяснить, принесло ...

Мастер-класс "Оценка состояния работоспособности человека: исследовательская работа на уроке".

Данный мастер-класс был представлен на конкурсе профессионального мастерства "Учитель года-2021"....