«Изучение зависимости работоспособности человека от изменения газового состава воздуха в помещении», победитель муниципальной НПК
материал
Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концентрация углекислоты в помещении и как ЭТО влияет на самочувствие и работоспособность учащихся. Эти работы были представлены на XV и XVI Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где были удостоены дипломов 1 и 2 степени.
Работая над этими исследованиями, мы задумались: какие растения активнее влияют на газообмен, чтобы повысить работоспособность учащихся. Этот вопрос заинтересовал нас и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_npk_2018.docx | 246.72 КБ |
prilozheniya.docx | 386.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕЗИСЫ
ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ГАЗОВОГО СОСТАВА ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ
Актуальность работы: Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концентрация углекислоты в помещении и как ЭТО влияет на самочувствие и работоспособность учащихся. Эти работы были представлены на XV и XVI Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где были удостоены дипломов 1 и 2 степени.
Работая над этими исследованиями, мы задумались: какие растения активнее влияют на газообмен, чтобы повысить работоспособность учащихся. Этот вопрос заинтересовал нас и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.
Цель исследования – повысить работоспособность учащихся при помощи изменения соотношения концентрации кислорода и углекислого газа в помещениях.
Гипотезы исследования: 1. Повышенная концентрация углекислого газа и низкий уровень кислорода в помещениях снижают работоспособность учащихся.
2. Чем выше содержание хлорофилла в комнатных растениях, тем эффективнее они снижают концентрацию углекислого газа.
Практическая значимость: полученный опыт можно использовать для оптимизации концентрации углекислого газа и кислорода в помещениях, чтобы повысить работоспособность учащихся и педагогов.
В своей работе я использовала следующие методы исследования: изучение имеющихся сведений; эксперимент и наблюдение; анализ и систематизация; математический.
Список литературы:
- Корректурная проба
u4isna5.ru›pedagogika…2011-02-02…korekturnayaproba
- Всплывание на свету инфильтрированных высечек листьев растений. СФУ. Третьяков,Н.Н. Практикум по физиологии растений /Н.Н. Третьяков, Т.В.Карнаухов, Л.А.Паничкин и др.; под общей ред. Н.Н.Третьякова. – М.: Агропромиздат. 1990. 271с.
- Электронный учебно-методический комплекс. Методическое пособие для студентов. Экспериментальная часть «Влияние внешних условий на фотосинтез» Лабораторные работы. СФУ
files.lib.sfu-kras.ru›Index of /ebibl›Ebibl/umkd›165/u_lab.pdf
- Физиология растений
bio.bsu.by›fbr/files/plant-phys_metod_2011.pdf
http:www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14706/index.htm
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концентрация углекислоты в помещении и как ее концентрация влияет на самочувствие и работоспособность учащихся. Эти работы были представлены на XV и XVI Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где были удостоены дипломов 1 и 2 степени.
Работая над этими исследованиями, мы задумались: какие растения активнее влияют на газообмен, чтобы повысить работоспособность учащихся. Этот вопрос заинтересовал нас и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.
Цель исследования – повысить работоспособность учащихся при помощи изменения соотношения концентрации кислорода и углекислого газа в помещениях.
Задачи:
- изучить литературные источники по теме исследования;
- подобрать методики проведения экспериментов и подготовить необходимые материалы и оборудование;
- провести корректурные пробы на внимание в разных условиях газового состава воздуха;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
- провести эксперименты по изучению интенсивности и условий протекания фотосинтеза у разных видов комнатных растений;
- составить рекомендации по подбору видового состава комнатных растений и уходу за ними с учетом полученных результатов;
- продолжить распространение комнатных растений.
Объект исследования – работоспособность человека.
Предмет исследования – зависимость работоспособности от соотношения СО2 и О2.
Гипотезы исследования: 1. Повышенная концентрация углекислого газа и низкий уровень кислорода в помещениях снижают работоспособность учащихся.
2. Чем выше содержание хлорофилла в комнатных растениях, тем эффективнее они снижают концентрацию углекислого газа.
Практическая значимость: полученный опыт можно использовать для оптимизации концентрации углекислого газа и кислорода в помещениях, чтобы повысить работоспособность учащихся и педагогов.
В своей работе я использовала следующие методы исследования:
|
|
|
|
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приступая к работе, я планирую выяснить:
- как разное соотношение О2 и СО2 в помещении влияет на работоспособность человека;
- как можно изменить соотношение этих газов;
- какие условия могут повысить интенсивность выделения О2 и снизить концентрацию СО2;
- какие комнатные растения лучше для этого использовать.
1.2 ЭТАПЫ РАБОТЫ
Вся работа была распланирована на 4 месяца, и разбита на 3 этапа:
I этап – подготовительный (июнь-август 2017 г);
ΙI этап – практический (сентябрь-октябрь 2017 г);
III этап – заключительный (ноябрь-декабрь 2017-2018 г).
Был составлен Календарный план, в котором были обозначены эти этапы, задачи, сроки, планируемые результаты. См. Приложение 1
1.3 ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОЗДУХА
Воздух представляет собой смесь различных газообразных веществ: азота, кислорода, аргона, углекислого газа, водяных паров и других газов.
Состав атмосферного воздуха претерпевает различные изменения. В настоящее время в атмосфере содержится около 0,03% углекислого газа и примерно 21% кислорода.
Кислород
Физические свойства О2: Бесцветный газ, не имеет запаха, m=32
Источники: Растения (фотосинтез)
Норма для человека: 17% - 21%
Отклонения от нормы: Физиологические сдвиги в организме человека наступают, если содержание кислорода падает до 16-17%. При 11-13% наблюдается выраженная кислородная недостаточность, а при 7-8% может наступить смерть. Гипоксия - патологическое состояние, которое развивается вследствие недостаточного поступления к нервным тканям кислорода.
Значение для организма: Участвует в реакциях окисления в митохондриях клеток.
Газообмен: Через кожу, через легкие.
Потребности: Кол-во кислорода, необходимое человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности, в основном зависит от интенсивности выполняемой им работы и определяется степенью нервного и мускульного напряжения (клеточное дыхание). [1]
Углекислый газ
Физические свойства СО2: Бесцветный газ, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха (m=44) [1]
Источники: Люди, животные, растения (выделяют при дыхании); сгорание топлива, гниение органики, брожение.
Норма для человека: Концентрация углекислого газа в чистом воздухе вне города составляет 400 ppm и является нормой для хорошего самочувствия.
Согласно ГОСТ -30494-2011 допустимый уровень углекислого газа для жилых и общественных мест составляет 1000-1400 ppm.
Для нормальной жизнедеятельности в крови должно быть 7-7,5% углекислого газа, а в альвеолярном воздухе - 6,5%.
Отклонения от нормы: При повышенной концентрации углекислого газа (более 1%) внимание рассеивается, способность к осознанному восприятию информации снижается.
Асцидоз – увеличение парциального давления CO2 в наших альвеолах, его растворимость в крови повышается, и образуется слабая угольная кислота (CO2 + Н2O = Н2СО3), распадающаяся, в свою очередь, на Н+ и НСО3-. Кислотность крови повышается.[2]
Значение для организма: Является необходимым для возбуждения дыхательного центра.
Газообмен: Через кожу, через легкие.
Потребности: Стимулирует дыхательный центр, контролирующий работу дыхательных мышц – межреберных и диафрагмы.
1.4 ГАЗООБМЕН: ДЫХАНИЕ И ФОТОСИНТЕЗ
Воздух представляет собой смесь различных газообразных веществ: азота, кислорода, аргона, углекислого газа, водяных паров и др. газов. Наибольшие изменения претерпевают концентрации О2 и СО2, т.к. они включены в газообмен с участием живых объектов.
Растения – единственные организмы на Земле, которые активно влияют на соотношение углекислого газа и кислорода в атмосфере. Они в процессе фотосинтеза не только выделяют кислород, но и поглощают углекислый газ. Суть фотосинтеза состоит в образовании в клетках зеленых растений и водорослей углеводов из углекислоты и воды под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород. [3]
6CO2+12H2O h C6H12O6 + 6H2O + 6O2
Исходя из уравнения, можно увидеть прямую зависимость увеличения концентрации кислорода от уменьшения концентрации углекислого газа. На каждые 6 моль (134,4 л) поглощенного углекислого газа выделяется 6 моль (134,4 л) кислорода.
В 2015 г. мы проводили эксперимент, измеряя концентрацию углекислого газа в кабинетах вторых классов экспресс-методом. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что: Наибольшая концентрация углекислого газа наблюдалась в том кабинете, где количество комнатных растений было меньше. См. Приложение 2
Поэтому в 2016 г. мы проверяли, как высокое содержание СО2 в воздухе влияет на работоспособность учащихся. В результате мы выявили ухудшение работоспособности и самочувствия учащихся из-за повышенной концентрации СО2. См. Приложение 3
На Крайнем Севере ситуация усугубляется. Во-первых, в высоких широтах плотность воздуха меньше. Во-вторых, зимой наступает полярная ночь, поэтому процесс фотосинтеза у растений замедляется. Это приводит к тому, что концентрация углекислого газа возрастает, а кислорода снижается.
- ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ИЗУЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Корректурная проба
Данная методика предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, выявления признаков утомления. [4] См. Приложение 4
2.2 ПОДГОТОВКА НЕОБХОДИМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Для выполнения работы требуется:
- ручки; | - бланк инструктажа; |
- бланки корректурных проб (100 шт.); | - сводная таблица; |
- перфокарта для проверки результатов |
Во время исследований для работы «Влияние комнатных растений на изменение концентрации углекислого газа в помещениях» мы наблюдали снижение работоспособности и внимания учащихся при увеличении концентрации СО2. Дети в исследуемых классах разного уровня обученности, поэтому результаты показались, возможно, некорректными. Мы решили повторить эксперимент на одном классе, но в разных условиях.
Раздали бланки корректурных проб учащимся 9-х классов. Провели инструктаж и исследование. Мы проводили эксперимент в одном классном помещении, объемом 120 м3, убрали из кабинета все комнатные растения. Полученные результаты занесли в таблицу. См. Приложение 5
2.3 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Эксперимент проводился в кабинете с определенным объемом воздуха, фиксированным количеством учащихся, при одинаковом количестве уроков (одинаковой учебной нагрузке), в одно и то же время. Отсутствовали только комнатные растения, которые поглощают на свету углекислый газ. Это дает нам возможность сделать вывод о том, что:
В отсутствии растений - при увеличении концентрации углекислоты, процент выполнения работы в среднем составляет 48% в группе №1 и 58,8% в группе №2.
Это достаточно низкий уровень качества выполнения работы. Возникает проблема, требующая решения.
- ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА ПОМЕЩЕНИЙ УГЛЕКИСЛЫМ ГАЗОМ
Состояние воздуха в жилом и рабочем помещении оказывает значительное влияние на наше самочувствие. Доказано, что по сравнению с уличным воздухом, концентрация вредных веществ в воздухе внутри помещений выше в 1,5 — 4 раза. Изменить ситуацию к лучшему можно, правильно подобрав для этого определённые виды растений. Ведь растения в помещении способны уменьшить концентрацию многих загрязняющих воздух веществ, в том числе, и углекислого газа.
Выделяя кислород, они ионизируют воздух, а также повышают концентрацию лёгких ионов, снижая концентрацию тяжёлых ионов. Лёгкие отрицательные ионы, которых так мало загрязнённом воздухе, необходимы для нашей жизни: они улучшают активность дыхательных ферментов и обмен веществ, кислотно-щелочной баланс крови, укрепляют иммунную систему, повышают мышечный тонус, препятствуют повышению артериального давления. [5]
На основании исследований ученых НАСА составлены Рекомендации по подбору наиболее подходящих комнатных растений для очистки воздуха помещений от углекислого газа. [6] .
Следовательно, чтобы повысить работоспособность, нам необходимо, используя процесс фотосинтеза, увеличить концентрацию кислорода, тем самым, снизив концентрацию углекислоты. При этом нужно учитывать факторы, влияющие на фотосинтез.
- ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ ФОТОСИНТЕЗА
|
|
|
|
На протяжении учебного дня в школьных кабинетах концентрация углекислого газа растет, поэтому нам необходимы растения, поглощающие его наиболее эффективно.
Так как в помещении растения находятся в искусственных условиях – одинаковая температура и освещение, на интенсивность фотосинтеза будут больше влиять концентрация углекислого газа и количество хлорофилла в листьях.
- КАК МОЖНО ПОВЛИЯТЬ НА СОСТАВ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ
У наземных растений выделяющийся при фотосинтезе кислород накапливается в межклетниках листа. Если межклетники листа заполнены газом, то плотность тканей листа мала и лист плавает на поверхности воды. Если межклетники заполнены водой, то лист оседает на дно. Кислород, выделяющийся при фотосинтезе, вытесняет из межклетников воду, лист становится легче и всплывает на поверхность. На этом свойстве основана методика Всплывание на свету инфильтрированных дисков из листьев. Ее мы использовали для сравнения интенсивности фотосинтеза трех видов наиболее распространенных в нашей школе комнатных растений.[7] Мы также воспользовались Методикой инфильтрации листьев, описанной в методическом пособии для студентов.[8] (Инфильтрация - это заполнение межклетников жидкостью с помощью медицинского шприца)
Цель работы: определить интенсивность фотосинтеза по выделению О2.
Оборудование: ножницы, шаблон, листья комнатных растений 3-х разных видов, чайник, трубочка пластиковая, стаканчики 10 шт., шприцы 20мл., часы.
Ход работы:
Что делаю | ||
| 2. Инфильтрую высечки. | |
3.Нагнетаю в емкости с кипяченой водой углекислый газ. | 4.Помещаю высечки в воду, обогащенную углекислым газом. | |
5.Образцы 1, 2, 3 помещаю в темное место. | 6.Образцы 1А, 2А, 3А оставляю на свету. |
Результаты:
Образец №1 бегония | Образец №2 спатифиллум | Образец №3 хлорофитум | |
Высечки контрольных образцов 1, 2, 3, которые стояли в шкафу, не сплыли. | |||
Время всплытия образцов, выставленных на свет | |||
Опыт №1 | 57 минут | 40 минут | 45 минут |
Опыт №2 | 65 минут | 43 минуты | 50 минут |
Вывод: В клетках спатифиллума фотосинтез протекает наиболее интенсивно.
Данные результаты противоречат исследователям НАСА, которые рекомендуют использовать хлорофитум, как один из наиболее эффективных вариантов очищения воздуха помещений от углекислоты.[6] Мы решили, что возможно, темная окраска листьев спатифиллума, свидетельствует о большом количестве хлорофилла. Это в свою очередь могло повлиять на результаты опыта с высечками листьев. Поэтому мы подобрали методику определения количества хлорофилла в листьях, чтобы сравнить исследуемые комнатные растения методом хроматографии на бумаге. Этот метод был разработан русским ученым М.С. Цветом.
Разделение смеси пигментов на отдельные компоненты проводится с помощью хроматографии на различных носителях-адсорбентах (бумага, сахароза, др.) Чтобы пигменты разделились на сорбентах, используют систему неполярных растворителей с примесью определенного количества полярного растворителя. Пигменты, обладая одинаковой растворимостью в данном растворителе с разной способностью к адсорбции, передвигаются по мере движения растворителя с различной скоростью и располагаются на адсорбенте различными зонами. Чем больше растворимость пигмента в растворителе и чем хуже он адсорбируется данным адсорбентом, тем быстрее этот пигмент будет передвигаться, и тем дальше от старта будет располагаться зона этого пигмента.
Сначала мы воспользовались Методикой получения спиртового раствора (вытяжки) пигментов зеленого листа. С полученной вытяжкой производили исследование и определяли количество хлорофилла в ней.[9] Далее, использовали Методику разделения пигментов методом бумажной хроматографии.[10]
Ход работы:
1.Делаю высечки листьев отобранных комнатных растений. Делаю навеску 1г.
| |
2.Растираю в ступке с небольшим количеством песка, СаСО3 и С2Н5ОН | 3.Добавляю спирт, отфильтровываю смесь. Повторяю до полного растворения хлорофилла в спирте. |
4.Наношу пипеткой полученную спиртовую вытяжку пигментов на фильтровальную бумагу несколько раз до получения яркого пятна. | |
5.Отгибаю полоску бумаги, погружаю ее в бензин, плотно закрываю чашку Петри крышкой. | 6.Измеряю линейкой ширину полученных слоев пигментов, полученных в ходе хроматографии. |
Результат:
Ширина полос хлорофилла (мм) на хроматограммах:
Вывод: В клетках спатифиллума ширина полосы хлорофилла наибольшая. У бегонии практически отсутствует хлорофилл.
Наше предположение о высоком содержании хлорофилла в листьях спатифиллума подтвердилось. Мы убедились, что на интенсивность фотосинтеза, следовательно, и увеличение поглощенного углекислого газа, оказывает влияние высокое содержание хлорофилла. Однако, когда мы стали сверяться с источниками научных исследований по этому вопросу, то выяснили, что ученые такой зависимости не обнаружили.
Они обнаружили, что интенсивность фотосинтеза возрастает с увеличением содержания хлорофилла. Однако прямой пропорциональности между этими двумя показателями не выявили. Так, при увеличении содержания хлорофилла в 20 раз интенсивность фотосинтеза увеличивается всего в 2 раза. Результаты этих исследований говорят, что содержание хлорофилла и интенсивность света можно рассматривать как единый фактор, определяющий поглощение света. [11] Значит, наши выводы не совсем корректны и требуют доработки.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Результаты исследования интенсивности фотосинтеза дают нам основание для создания некоторых Рекомендаций по подбору комнатных растений и уходу за ними.
- Лучше размещать в помещениях спатифиллум и хлорофитум.
- Располагать растения лучше на полу или на уровне парт. Этот пункт рекомендаций основан на разнице молекулярных масс кислорода (М(О2)= 2*16=32) и углекислого газа (М(СО2)= 1*12+2*16=44). Углекислота скапливается ближе к полу, поэтому напольные растения наибоее эффективно будут очищать воздух и насыщать его кислородом.
- Для лучшего результата необходимо создать для комнатных растений оптимальные условия, описанные в интернет-ресурсах (forchel.ru/5514-uxod-za-komnatnymi-Уход за комнатными растениями.) или специальной литературе, например, «Практическая энциклопедия. Комнатные растения».
- С этой целью удобнее пользоваться табличками-памятками по уходу за комнатными растениями. [12] См. Приложение 6
- Кроме того, соблюдать режим проветривания учебных кабинетов.
Приступая к экспериментам, мы хотели достичь цели, поставленной в начале работы: повысить работоспособность учащихся при помощи изменения соотношения концентрации кислорода и углекислого газа в помещениях.
Эксперимент по изучению работоспособности и внимания повторили в том же кабинете с теми же классами при той же учебной нагрузке. Для этого внесли в кабинет 20 крупных и средних по размерам комнатных растений. Обеспечили необходимый уровень освещенности и соблюдали температурный режим. Время проведения – около 12.00, когда интенсивность фотосинтеза наивысшая. Полученные результаты занесли в таблицу. См. Приложение 4
3.1 Анализ полученных результатов
Вывод: В присутствии растений - при высокой концентрации кислорода и низкой концентрации углекислого газа качество выполнения работы выросло в группе №1 на 18,7%; в группе №2 на 7,9%.
Мы добились поставленной цели – повысили работоспособность учащихся при помощи растений.
Данная исследовательская работа является продолжением проекта «Цветочный остров» и «Влияние комнатных растений на изменение концентрации углекислого газа в помещениях».
Когда мы приступали к работе, то предполагали, что:
- Повышенная концентрация углекислого газа в помещении ухудшает внимание и снижает работоспособность учащихся.
На основании результатов экспериментов мы смогли сделать Выводы:
Высокая концентрация углекислого газа действительно приводит к снижению внимания и работоспособности учащихся.
Следовательно: наша первая гипотеза подтвердилась.
2. Чем выше содержание хлорофилла в комнатных растениях, тем эффективнее они снижают концентрацию углекислого газа.
Результаты нашего исследования подтвердили данную гипотезу. В клетках спатифиллума фотосинтез протекает наиболее активно и концентрация хлорофилла на единицу массы в его листьях больше. Однако она не подтверждается выводами ученых. Поэтому выявившееся противоречие необходимо проверять новыми исследованиями.
В ходе нашей работы перед нами вставали новые вопросы, на которые интересно было бы найти ответы, появлялись новые гипотезы, требующие проверки. Например:
- проверить на содержание хлорофилла другие комнатные растения;
- попробовать найти методики, которые помогут сравнить количество кислорода, выделившегося во время фотосинтеза;
- выяснить, как другие факторы влияют на интенсивность и скорость фотосинтеза и т.д.
Возможно, какой-либо из этих вопросов станет темой дальнейшего исследования. Так что процесс познания бесконечен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Добавьте чуть-чуть кислорода. Наука и жизнь
https://www.nkj.ru/archive/articles/4847/
- Здоровье человека и углекислый газ (СО2) Диоксид углерода
- Углекислый газ в атмосфере Земли
https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Корректурная проба
u4isna5.ru›pedagogika…2011-02-02…korekturnayaproba
- Комнатные растения полезны
polza-sovet.ru›blog/43692203561
- ТОП-15 растений для очистки воздуха по мнению NASA
https://www.adme.ru/zhizn-semya/top-15-rastenij-dlya-ochistki-vozduha-po-mneniyu-nasa-1260815/
- Всплывание на свету инфильтрированных высечек листьев растений. СФУ. Третьяков,Н.Н. Практикум по физиологии растений /Н.Н. Третьяков, Т.В.Карнаухов, Л.А.Паничкин и др.; под общей ред. Н.Н.Третьякова. – М.: Агропромиздат. 1990. 271с.
- Электронный учебно-методический комплекс. Методическое пособие для студентов. Экспериментальная часть «Влияние внешних условий на фотосинтез» Лабораторные работы. СФУ
files.lib.sfu-kras.ru›Index of /ebibl›Ebibl/umkd›165/u_lab.pdf
- Физиология растений
bio.bsu.by›fbr/files/plant-phys_metod_2011.pdf
http:www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14706/index.htm
- Влияние содержания хлорофилла на интенсивность фотосинтеза
fizrast.ru›fotosintez/intensivnost/hlorofill.html
- А.Степура, М.Степура. Практическая энциклопедия. Комнатные растения, М.2004
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Календарный план
I этап Подготовительный | Действия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответст венный |
Обосновать актуальность темы | Июнь-август 2017 г. | План работы, актуальность, объект и предмет исследования, цель задачи гипотезы Ссылки и цитаты, изученных источников информации | Смирнова Дарья, руководитель Кульбака Г.В. | |
Поставить цели и задачи | ||||
Сформулировать гипотезы | ||||
Определить объект и предмет исследования | ||||
Выбрать методы исследования | ||||
Составить календарный план организации работы | ||||
Поработать с источниками информации: литературой в библиотеке, и интернет-ресурсами | ||||
IΙ этап Практический | Подготовить необходимые материалы и оборудование | Сентябрь-октябрь 2017 г | Наличие необходимых материалов и оборудования. Проведение эксперимента. Наличие данных результатов эксперимента их анализ и систематизация полученных результатов | Смирнова Дарья, руководитель |
Подготовить и провести эксперименты | ||||
Проанализировать полученные результаты | ||||
IΙI этап Заключительный | Систематизировать и проанализировать собранный материал | Ноябрь-декабрь 2017 г. | Анализ и систематизация собранного материала Оформленная исследовательская работа, готовая презентация
Наличие рекомендаций | Смирнова Дарья, руководитель |
Составить рекомендации по подбору комнатных растений для оптимизации соотношения углекислого газа и кислорода в помещениях. | ||||
Оформить исследовательскую работу, составить презентацию | ||||
Подвести итоги |
Приложение 2
СРАВНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В ПОМЕЩЕНИЯХ КАБИНЕТОВ 2-Х КЛАССОВ
В каб. 2А незначительное обесцвечивание раствора карбоната натрия, подкрашенного фенол-фталеином; в каб. 2Б наблюдается сильное обесцвечивание раствора.
Вывод: Концентрация углекислого газа в помещениях с большим количеством комнатных растений ниже, чем в помещениях с небольшим количеством растений.
Приложение 3
СРАВНЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ 3-Х КЛАССОВ
Вывод: Высокая концентрация углекислого газа приводит к снижению внимания и работоспособности учащихся
Приложение 4
КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
С У А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А В Х В К И Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С Н Е И Н А И Е Н К Х К И К Х Е К В К И С В Х И Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х Н С И А Х К С К В Х К В Н А В С И С Н А И К А Е К К И С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е А К Е И В А К С В Е И К С Н А В А К Е С В Н Е К С Н К С В Х И Е С В Х К Н К В С К В Е В К Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И К С Н А В А К Е С В Н Е Х В Е Х С Н И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е Н К С У А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А В Х В К И Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С Н Е И Н А И Е Н К Х К И К Х Е К В К И С В Х И Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х Н С И А Х К С К В Х К В Н А В С И С Н А И К А Е К К И С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е А К Е И В А К С В Е И К С Н А В А К Е С В Н Е К С Н К С В Х И Е С В Х К Н К В С К В Е В К Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И К С Н А В А К Е С В Н Е Х В Е Х С Н И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е Н К Х К Е
Приложение 5
СРАВНЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Максимум | Без растений | С растениями | Без растений | С растениями | ||||
Группа 1 | % | Группа 1 | % | Группа 2 | % | Группа 2 | % | |
36 | 8 | 22.2 % | 28 | 77.8% | 20 | 55.5% | 21 | 58.3% |
36 | 8 | 22.2% | 25 | 69.4% | 22 | 61.1% | 26 | 72.2% |
36 | 20 | 55.5 % | 23 | 63.9 % | 16 | 44.4% | 27 | 75% |
36 | 0 | 0 % | 0 | 0 % | 20 | 55.5% | 23 | 63.9 % |
36 | 0 | 0 % | 0 | 0 % | 28 | 77.8% | 21 | 58.3% |
36 | 20 | 55.5 % | 23 | 63.9 % | 17 | 47.2% | 19 | 52.8% |
36 | 15 | 41.7 % | 23 | 63.9 % | 18 | 50% | 17 | 47.2% |
36 | 18 | 50 % | 27 | 75% | 16 | 44.4% | 32 | 88.9% |
36 | 24 | 66.7 % | 26 | 72.2% | 20 | 55.5% | 21 | 58.3% |
36 | 21 | 58.3 % | 28 | 77.8% | 23 | 63.9% | 18 | 50% |
36 | 16 | 44.4 % | 30 | 83.3% | 22 | 61.1% | 21 | 58.3% |
36 | 23 | 63.9 % | 28 | 77.8% | 18 | 50% | 29 | 80.6% |
36 | 23 | 63.9 % | 27 | 75% | 24 | 66.7% | 34 | 94.4% |
36 | 24 | 66.7 % | 30 | 83.3% | 18 | 50% | 19 | 52.8% |
36 | 19 | 52.8% | 30 | 83.3% | 21 | 58.3% | 26 | 72.2% |
36 | 0 | 0 % | 15 | 41.7% | 25 | 69.4% | 25 | 69.4% |
36 | 31 | 86.1% | 30 | 83.3% | 23 | 63.9% | 23 | 63.9 % |
36 | 21 | 58.3% | 29 | 80.6 % | 20 | 55.5% | 27 | 75% |
36 | 19 | 52.8% | 26 | 72.2% | 26 | 72.2% | 22 | 61.1% |
36 | 24 | 66.7 % | 25 | 69.4% | 21 | 58.3% | 20 | 55.5% |
36 | 29 | 80.6 % | 31 | 86.1% | 27 | 75% | 33 | 91.7% |
Среднее | 17.3 | 48 % | 24 | 66.7% | 21.2 | 58.8% | 24 | 66.7% |
Разница | 6.7 | 18.7% | 2.8 | 7,9% |
Приложение 6
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ВИДОВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ И УХОДУ ЗА НИМИ
Значение символов
Символы | значение | Символы | значение | Символы | Значение | ||
Свет | Полив | Опрыскивание | |||||
Яркий прямой | Обильный | Часто | |||||
Рассеянный свет | Средний | Изредка | |||||
Полутень | Поливать редко | Опрыскивать запрещается |
ХЛОРОФИТУМ | ||
СПАТИФИЛЛУМ | ||
ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА
Спатифиллум – одна из причин, почему цветоводы так его любят – способность этого комнатного растения очищать воздух. Этот комнатный цветок отлично справляется с нейтрализацией вредных веществ, присутствующих в воздухе, к примеру, ацетона, угарного газа, формальдегида, ксилола, бензола и т.д. Достаточно лишь оставить горшок с «белым парусом» на несколько часов в комнате, воздух в которой загрязнен вредными веществами, и об этой проблеме можно забыть. | |
Настоящий чемпион среди комнатных растений по своей пользе – хлорофитум. Он может ослаблять действие кислот азота даже в тех помещениях, где в течение нескольких часов работал газосварочный аппарат, а также поглощает выделяемый синтетическими теплоизоляционными материалами формальдегид и очищает воздух от вредных патогенных частиц. Причем такие способности хлорофитума оказываются сильнее, если в цветочный горшок добавлен активированный уголь. К тому же целебные свойства хлорофитума связаны и с бактерицидным эффектом. Ученые установили, что в течение 24 часов это растение способно практически полностью очистить воздух от вредных микроорганизмов в комнате средних размеров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое представление победителя муниципального конкурса "Учитель-артист-1012"
Авторский материал для представления участника конкурса: детства, семьи, работы в музыкально-литературной композиции....
Сценарий награждения победителей муниципального тура Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную!»
Мы живем в очень непростое время. Сделать нашу жизнь более достойной и благополучной можем только мы сами. И заинтересованы мы не только материальной стороной жизни. Не менее важно для всех нас...
Авторская разработка "Рабочая тетрадь по основам православной культуры к учебнику А.В. Кураева. 4 класс". Победитель муниципального конкурса "Сельский учитель" 2013 год
Рабочая тетрадь разработана по учебнику А.В. Кураева и адресована учащимся 4-х классов, учителям, изучающим курс «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы православной куль...
Сценарии праздника "Награждение победителей муниципального этапа предметных олимпиад"
Два сценария праздника награждения победителей муниципального этапа предметных олимпиад...
диплом победителя муниципального конкурса "Учитель года 2014"
диплом победителя муниципального конкурса "Учитель года 2014"...
Сценарий выступления на конкурсе, посвященном юбилею Великой победы, победитель муниципального конкурса "Радуга" в 2015-2016 учебном году, г.Одинцово
Сценка о войне на английском языке "Из будущего в прошлое", соавторы и исполнители - учащиеся 6 класса;Песня про войну на английском языке "Алеша", соавторы и исполнители - учащиеся 8 класса, ссылка н...
«Влияние повышенной концентрации углекислого газа в помещении на здоровье и работоспособность учащихся» победитель муниципальной НПК, призер Всероссийского конкурса исследовательских работ "Первые шаги в науке"
После реализации проекта «Цветочный остров» в 2013-2014 учебном году, в котором я принимала участие, в школьных кабинетах появилось больше комнатных растений. Мы решили выяснить, принесло ...