Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку по учебнику "Хлебинская Г.Ф. Русский язык.10 класс (базовый и профильный уровни).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy.zip | 41.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании
Директор МОУ СОШ № 63 Заместитель директора МО учителей русского
Постнова В.Л. по УВР языка и литературы
Протокол № от
Руководитель МО:
Рабочая программа
на 2012—2013 учебный год
Предмет Русский язык
Класс 10 А
Учитель Берсенёва Юлия Михайловна
Педагогический стаж 5 лет
Квалификационная категория вторая
Наименование программы: Программа для общеобразовательных учреждений, среднее (полное ) образование (профильный уровень). Русский язык. 10-11классы. Хлебинская Г.Ф. М.: ОЛМА -Учебник Медиа Групп, 2010. – 64с.
Учебник : Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано. Хлебинская Г.Ф. Рекомендовано МО и НРФ. М: «ОЛМА Медиа Групп», 2011.
Количество часов за год - 34, в неделю - 1 .
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10 классе по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
К концу 10 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
- по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды изученные в 8-9 классах простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных в 8-9 классах случаях.
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
- по развитию речи: составлять план текста, определять его тип и стиль. Выделение в тексте ключевых слов. Формулировать проблему текста. Отбирать лексические и грамматические средства для связной передачи информации. Употреблять в устной и письменной речи выразительных средств. Разделять информацию на главную и второстепенную, делить текст на абзацы, выделять ключевые слова. Излагать свою точку зрения, аргументировать ее. Отбирать фактический материал для аргументации ответа. Анализировать текст любого стиля речи. Создавать собственное высказывание с доказательствами и примерами, доказывающими свою точку зрения.
Литература для учителя.
- Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
- ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2009.
- Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
- Пучкова Л.. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М., изд. «Экзамен», 2010.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
- Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
- Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005
- Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
- Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
- Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., 2004
Календарно – тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов | сроки | Ожидаемый результат | Нестандартные методы |
1. | Русский язык и русистика. | 1 | Знать развитие русского языка | Лекция-беседа ИКТ | |
2. | Общие сведения о языке и речи. Культура речи. | 4 | |||
3 | Предмет и задачи языкознания. Структура, разделы. | 1 | Знать основные понятия раздела | ||
4 | Язык и речь. Культура речи. | 1 | |||
5 | Входное контрольное тестирование и его анализ | 1 | Контроль знаний | ||
6 | Повторение. Практическая работа по теме «Типы норм литературного языка» | 1 | |||
7 | Текст. Стили и жанры | 9 | Контроль знаний | ||
8. | Текст. Микротема. Типы связи между предложениями | 1 | Систематизация знаний и умений | ||
9 | Понятие о функциональных стилях. Порядок стилистического анализа. | 1 | |||
10. | Научный стиль. Доклад и реферат как жанры научного стиля. Стилистический анализ научного текста. | 1 | Систематизация знаний по научному стилю | Работа в парах | |
11 | Официально-деловой стиль. Функция, сфера общения, разновидности | 1 | Систематизация знаний по офи циальн.дел.ст. | ||
12 | Публицистический стиль. Языковые особенности. Жанры. Публицистический анализ. | 1 | Систематизация знаний по научному стилю | ||
13 | Разговорный стиль. Сфера общения. Жанры. | 1 | Систематизация знаний . | Урок-практикум | |
14 | Сочинение по прочитанному тексту | 2 | |||
15. | Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | ||
Лексика. Фразеология. Лексикография | 6 | ||||
16 | Слово. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы. | 1 | Сформировать навыки эффективной коммуникации | ||
17 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | |||
18 | Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. | 1 | Работа в режиме проектной деятельности | ||
19. | Фразеологизмы | 1 | |||
20. | Изобразительно-выразительные средства | 1 | Работа в группах | ||
21. | Контрольная работа | 1 | |||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 4 | ||||
22. | Звуковой состав русского языка. Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | Овладение нормами звукового состава | ||
23. | Слог. Ударение. Интонация. | 1 | Совершенствовать нормы произношения | ||
24. | Изобразительно-выразительные средства фонетики | 1 | |||
25 | Тестирование | 1 | |||
Морфемика и словообразовательный разбор | 3 | ||||
26. | Корневая морфема и основа. | 1 | |||
27. | Словообразующие и формообразующие суффиксы | 1 | |||
28. | Способы образования слов | 1 | Овладеть нормами анализа | ||
Орфография | 7 | ||||
29. | Правописание чередующихся гласных в корне, непроизносимые, удвоенные согласные в корне. | 1 | Уметь принимать на практике орф. нормы | ||
30 | Правописание приставок, букв Ы, И после приставок | 1 | |||
31 | Употребление Ь, Ъ знаков | 1 | |||
32 | Употребление букв Э, Е, Ё и буквосочетания Й | 1 | |||
33 | Прописная и строчная буквы. Правила переноса | 1 | |||
34 | Контрольная работа и её анализ | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....