Урок -путешествие в страну "Языкознание"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Игра можен быть использована на уроке и во внеклассной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_puteshestvie_v_stranu_yazykoznaniya_1.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ИГРА
5 КЛАСС
МОУ «Есеновичская СОШ»
МЕШКОВА М.А.
Урок повторения и обобщения
Цель урока: повторить в форме занимательной игры разделы языкознания и основные знания, полученные учащимися в 5 классе.
Задачи урока:
- Закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
- Способствовать развитию любознательности и любви к родному языку;
- Формировать умение работать в группах.
Оборудование:
- Карта;
- Карточки с заданием («посадочные билеты» с изображениями самолёта, автобуса, велосипеда и поезда);
- «Ромашка для гадания»;
- Костюмы для действующих лиц (астролога-предсказателя, экскурсоводов по штатам, пиратов, командиров экипажей, диспетчера и Знайки).
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и некоторые опасности.
Кто хочет отправиться в Соединённые Штаты Языкознания?
Это государство расположено между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений.
Материк напоминает своими очертаниями две буквы: Р и Я. Догадались?
Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия, и никто не отставал.
Командиры, готовы? Можно в путь!
(Входит астролог)
Астролог: Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может, не стоит рисковать? Может, лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звёздам каким будет ваше путешествие.
Козерогов ждут опасности в штате Пунктуация.
Водолеи будут подвержены нападениям пиратов в районе Больших Синтаксических гор.
Рыбам надо опасаться перелёта через океан Знаний, так как их могут подвести неверные знания.
Овны в штате Словообразование должны оказать уважение всем частям речи.
Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.
Близнецы в плавании по реке Чернильной истратят весь свой запас орфографических правил.
Раки и Львы столкнутся с коварством подлежащего и сказуемого.
Девы, находясь возле озера Знатоков Препинания, должны тщательно проверять сложные предложения.
Весам и Скорпионам советую изо всех сил заниматься морфологическим разбором.
Стрельцам нужно беречь силы для прохождения штата Орфография, где бушует орфографический вирус.
В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.
Учитель: Значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка! Наверное, она хочет, что бы мы погадали на ней: доедем – не доедем, дойдём – не дойдём.
(Знайка отрывает лепестки ромашки, на которых написаны вопросы и отвечает, дети подсчитывают количество «знает» и «не знает»)
ВОПРОСЫ:
- Какие твёрдые согласные не имеют мягкой пары?
- Чего боятся безударные гласные?
- Где живут буквы?
- Какой звук можно обозначить разными буквами?
- Какие роли играет мягкий знак?
- Какие слова никогда друг с другом не соглашаются?
- Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?
- Какая орфограмма объединяет слова шорох, жёлтый и щётка?
- Какой знак препинания самый старый?
Учитель: Ребята, мы полетим на самолёте. Нам нужны билеты. Чтобы их получить, тоже нужно ответить на вопросы.
(Диспетчер раздает командирам вопросы, команды обсуждают их и, ответив, получают билеты).
ВОПРОСЫ:
- Когда буквы Е, Ё, Ю,Я обозначают два звука?
- Какие гласные звуки вы знаете?
- На какие группы делятся согласные звуки?
- Расскажите правило написания Ъ и Ь.
- Как знание фонетики помогает правильно писать приставки?
Учитель: Итак, перелёт совершён, нас встречает очаровательный экскурсовод штата ФОНЕТИКА.
Экскурсовод: Самолёт произвёл посадку в городе Звукинске – столице штата Фонетика. В штате живут звуки речи: гласные и согласные. Самые красивые места в штате – Большие Йотированные озёра. Форма их соответствует буквам Е,Ё,Ю,Я, которые могут прятать звук [й] в начале слова, после гласных и после знаков разделительных.
Малые шипящие озёра тоже очень красивы, но их окружают труднопроходимые леса. Можно подойти к ним только в том случае, если вы полностью выбросите из своей речи слова с буквами Ы,Ю,Я, которые так не любят шипящие Ж-Ш, Ч-Щ.
Жители штата, Звуки, любят водить за нос простодушных туристов, специально звучат так, что их трудно узнать. Но гласные при этом боятся ударения, а согласные боятся гласных, а поэтому справиться с ними можно: ОСЕНЬ – ОСЕННИЙ, МОРОЗ – МОРОЗЫ.
Отправляясь в путешествие по нашей прекрасной стране, не забудьте об уважении к звукам! Добро пожаловать в Соединенные Штаты Языкознания!
Учитель: Ребята, теперь нам нужно сесть в автобус. Опять билет – за ответ.
(Диспетчер раздаёт вопросы, а затем раздаёт билеты).
ВОПРОСЫ:
- О каких словах говорят «имеет окончание», а о каких – «Оканчиваются на …»?
- Для чего служит окончание?
- Как отделить окончание от основы слова?
- Почему корень является главной значимой частью слова?
- Что общего и в чём различие между приставкой и суффиксом?
Учитель: Все сели? В путь! А сопровождает нас замечательный экскурсовод штата СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Экскурсовод: Автобус следует в столицу штата Словообразование – город Частисловск. По пути следования автобуса вы видите в окна жителей штата , это Части Слова. Они живут в разных районах: Приставок, Корней, Суффиксов, Окончаний, Основ. Ежемесячно в столице штата происходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слова не закралась ошибка. Законы в штате очень строгие: ошибка в корне наказывается штрафом, в приставке и суффиксе – арестом, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого Окончания, где нет ни дичи, ни рыбы, ни ягод, ни грибов. Поэтому надо напомнить некоторые правила туристам… Не надо? Вы их знаете? А ну-ка, например, как пишутся буквы Е и И в корнях с чередованием?
(Ребята отвечают).
Между тем автобус останавливается в Частисловске. Всего вам доброго!
Учитель: Ребята, дальше надо ехать на велосипедах. Чтобы получить велосипед, каждый член команды и капитаны должны позаботиться, чтобы любой, на кого укажет диспетчер, сумел ответить на вопрос.
ВОПРОСЫ:
- Что такое лексическое значение слова?
- Назовите противоположные понятия: однозначные слова - …, прямое значение слова - …?
- Подберите синонимы к словам Родина, восхищаться, исчезать.
- Что такое омонимы?
- Являются ли антонимами слова: утро – вечерний, белый – чернота, стареть – молодой, рано – поздно?
Учитель: Путь в штат ЛЕКСИКА открыт! Слово экскурсоводу.
Экскурсовод: Путешествие по штату Лексика обогатит ваш лексикон, т. е. словарный запас. Самые уважаемые предметы в штате – толковые словари. Жители штата никогда не расстаются с ними, поэтому удивляют приезжих своими глубокими познаниями. Самые большие знатоки штата собираются возле трёх гор: Антонимов, Синонимов и Омонимов, чтобы выбрать мудрейших. Рядом со штатом Лексика – штат ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Учитель: Ребята, на дороге завал! В столицу, Лексиконск, можно попасть только в том случае, если мы разберем завал из слов, т. е. разделим их на группы.
На доске записаны слова:
Ключ
Лук
Бор
Злой
Добрый
Грубость
Очаровательный
Нежность
Восхитительный
Забавный
Смешной
Учащиеся «разбирают» завал:
Омонимы: ключ, лук, бор;
Синонимы: восхитительный – очаровательный, забавный – смешной;
Антонимы: злой – добрый, грубость – нежность.
Учитель: Вот и Лексиконск! Прощайте, велосипеды! Дальше начинаются районы, где почти нет дорог, высокие горы преграждают путь, ехать можно только на чудо-лошадках с пятью крылышками (пять крылышек – это подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство).
Однако сначала надо ответить на вопросы. Отвечает любой человек из команды, на которого покажет диспетчер.
(Диспетчер раздаёт вопросы, капитаны готовят команду).
ВОПРОСЫ:
- Из каких частей состоит словосочетание? Привести пример.
- Из каких членов предложения состоят простые предложения? Привести примеры.
- Какие члены предложения называются однородными. Привести примеры.
- Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Приведите примеры.
- Чем различаются простые и сложные предложения? Приведите примеры.
Учитель: Итак, удобнее устраивайтесь на лошадках и послушайте по дороге, что вам поведает всезнающий экскурсовод штата СИНТАКСИС.
Экскурсовод: Штат Синтаксис – один из самых труднодоступных районов страны. В штате два города спорят между собой за право называться столицей: Подлежащее и Сказуемое. Оба города находятся в Больших Синтаксических горах, из которых по перевалу Вопросительных Членов Предложения можно проникнуть к озеру Знаков Препинания. Но путь возле озера опасен. Пираты захватили власть в штате ПУНКТУАЦИЯ и берут в плен тех, кто проникнет в этот район.
Ой, начинается сильный ветер из залива Восклицательного Знака! Это очень опасно! Если не остановить ветер, он может унести нас прямо в руки пиратов! Скорее придумывайте предложения с восклицательным знаком! Это единственный способ остановить ветер!
(Ребята придумывают предложения с восклицательным знаком, а в это время дверь класса неожиданно открывается, и в класс вбегают пираты с криками «Ага, попались!»).
Он в плену теперь у нас –
Этот класс! Целый класс!
Мы пираты-грамотеи,
Правильно писать умеем!
Наш послушайте приказ:
Если правильно сейчас
Спишите с доски слова
Да порядок наведёте
В знаках препинания,
Вас отпустим мы тогда –
Получайте знания!
(Учащиеся переписывают предложения и расставляют знаки препинания. Пираты «разбойничают» - проверяют тетради и толкают тех, у кого находят ошибки).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ДОСКЕ:
- Осень раздевает лес студит воду.
- Наступили холода всё чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком.
- Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах.
- Если за день ничему не научился зря прожил день говорит народная пословица.
- Ребята овладевайте русским языком
(Пираты уходят).
Учитель: Теперь мы можем продолжать путь. Нужны билеты на поезд, чтобы попасть в штат МОРФОЛОГИЯ.
(Диспетчер раздаёт вопросы, капитаны обменивают их на билеты)
ВОПРОСЫ:
- Назовите самостоятельные части речи.
- Назовите служебные части речи.
- Назовите постоянные грамматические признаки имён существительных.
- Назовите непостоянные грамматические признаки имён прилагательных.
- Как различаются глаголы I и II спряжения?
Учитель: Слово умнейшему экскурсоводу штата Морфология.
Экскурсовод: Штат Морфология пользуется особой славой. Только на территории этого штата стараниями его деятельного губернатора Глагола построена железная дорога. Поезд быстро доставит вас в столицу Морфобург. Здесь гостеприимные жители. Они сразу же покажут вам главную достопримечательность города: музей Частей Речи.
(Экскурсовод показывает изображение музея).
Добро пожаловать в Морфобург! А через весь город протекает река Чернильная. Здесь можно пересесть на лодки, и если хорошо налечь на вёсла, то через некоторое время вы попадёте в столицу штата ОРФОГРАФИЯ – город Грамотград.
Учитель: Плавание на лодках увлекательно, но на пути встречаются препятствия: пороги, водопады. Чтобы их преодолеть, надо применить свои знания по орфографии.
По мере прохождения порогов учащиеся записывают под диктовку в тетрадях и на доске следующие предложения:
- Е
- О
- В
- Д
- У лентяя Федорки всегда отговорки.
Учитель: И вот мы в Грамотграде. Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна ещё не раз позовет нас пройти по своим дорогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе
Урок-путешествие в 6 классе при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...