План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" для обучающихся VII вида (ЗПР)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат города Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области
План-конспект урока русского языка в 5 классе
по теме: «Имя существительное как часть речи»
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Микляева Елена Валерьевна |
Цели урока:
Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.
Коррекционные: продолжить работу над укреплением веры в свои силы и возможности; воспитание аккуратности и дисциплинированности; развивать умение обобщать и выделять главное; коррекция внимания, памяти, мышления.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
- Прием рефлексивной деятельности
- Метод конкретизации целей обучения
- Метод открытого обсуждения новых знаний
- Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала. Физкультминутка.
- Закрепление.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Оборудование:
- Презентация по теме: «Имя существительное как часть речи».
- Карточки с облегченным заданием для наиболее слабых обучающихся.
- Таблица «Падежи имени существительного».
Ход урока
Организационный момент.
1.Проверка домашнего задания.
-Ребята, вчера мы путешествовали по стране Морфологии, познакомились с ее жителями. А кто живет в этой стране? Что изучает морфология?
-Части речи.
-Назовите, какие части речи вы уже знаете.
-Существительное, прилагательное, глагол, предлог, союз, частица.
-Какие из этих частей речи являются самостоятельными?
-Существительное, прилагательное, глагол.
-Какие части речи являются служебными?
-Предлог, союз, частица.
-Назовите все служебные части речи, которые в ы подчеркнули в домашнем упражнении.
-к, в – предлоги.
-и – союз.
-А теперь откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему урока: «Имя существительное как часть речи». Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы отправимся в город Существительных, познакомимся с ними, узнаем, на какой вопрос они отвечают, вспомним их морфологические признаки (род, числи, падеж) и узнаем, какую синтаксическую роль они играют в предложении.
2.Объяснение нового материала.
- Итак, мы попали в самый древний город страны Морфологии – в город Существительных. А теперь посмотрите на этого маленького седобородого старичка с волшебной палочкой в руках. (слайд). Это житель города, его зовут дедушка Имя Существительное. Это непростой дедушка. Стоит ему только взмахнуть волшебной палочкой, и он сразу превращается в какой-нибудь предмет. Вот он взмахнул палочкой и превратился в кошку, дерево, коня, чайник… (слайд).
А что такое предмет? Это все вещи, растения, явления природы, города, села, машины, люди, животные, насекомые.
Теперь откройте учебник и прочитайте текст на стр. 188. ( на доске и в тетради выписываются слова: медвежонок, верблюжонок, песок, балкон)
-К какой части речи относятся все выписанные слова?
-Это имя существительное.
- Все слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что? – существительные. Вслушайтесь в имя волшебника: Существительное, т.е. обозначает все, что существует. Давайте поиграем в игру «Кто больше назовет предметов, изображенных на картинке» (слайд).
- Итак, имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? Но дедушка имя существительное может превращаться в самые разные предметы. Про одни из них мы можем сказать: ОН, МОЙ. Какого рода эти существительные?
-Мужского рода.
-А если наш волшебник обернулся предметом, к которому можно подставить слова ОНА, МОЯ, как вы думаете, какого рода будут такие существительные?
-Женского рода.
-А если к существительному можно подставить местоимения ОНО, МОЕ, какого рода оно будет?
-Среднего рода.
-Так какого рода бывают имена существительные. Приведите примеры.
-Но и это еще не все. Наш волшебник может превратиться в один предмет, а может и в несколько сразу. ( слайд). Имя существительное изменяется по числам. Оно может быть в единственном, а может быть во множественном числе. (слайд).
-Образуйте форму множественного числа от слов: коса, волос, лицо, бровь, ухо.
-Еще имена существительные изменяются по вопросам ( слайд): Кто? Что? кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чем? При этом изменяются и их окончания. Как называется такое изменение?
-Изменение по падежам.
-Назовите падежи русского языка. Измените по ним слово «ромашка».
- Подведем итоги. Что называется именем существительным? Какого рода могут быть имена существительные? Как они изменяются?
-Посмотрите на текст, написанный на доске. Найдите в нем существительные и подчеркните их как члены предложения.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- В предложении существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством. Оно может быть даже сказуемым и определением, но об этом мы поговорим позже.
3.Закрепление.
1.Чтение теоретических сведений из учебника обучающимися сначала вслух, затем просебя.
-Ребята, кто может рассказать правило прямо сейчас?
2.Запишите в 3 столбика имена существительные: мужского, женского и среднего рода:
Арбуз, добыча, русло, щавель, серебро, роман, свекла, силос, засуха, облако, компас, библиотека.
3.Поставьте данные существительные в ед.ч, укажите их род. Объясните постановку Ь.
Образец: Мыши – мышЬ (ж.р.)
Миши, чижи, лещи, грачи, лучи, кирпичи, речи, печи, врачи, дочери, вещи, плащи.
4.Найдите существительные в пословице: Труд радостью богат.
Просклоняйте существительное труд. Объясните смысл пословицы.
5.Выборочный диктант. Выпишите существительные, определите ро, число, падеж.
Образец: по аллее (ж.р, ед.ч, Д.п.)
Мы шли по аллее и вышли на опушку рощи. Здесь отдохнули около большой березы. Вот на дороге показалась грузовая машина. Мы попросили шофера подвезти нас до деревни. С веселой песней подъехали мы к школе.
В это время наиболее слабые обучающиеся выполняют работу по карточкам.
Образец карточки:поставить существительные в указанных падежах.
Р.п | Д.п. | П.п | |
Морковь | |||
Поле | |||
Дуб | |||
Осень | |||
Здание | |||
Глушь |
4.Подведение итогов
-Сегодня мы познакомились с именем существительным, узнали, что оно обозначает, на какой вопрос отвечает, какие имеет морфологические признаки и каким членом является в предложении. Так что же обозначает имя существительное? На какой вопрос отвечает? Обязательно приведите примеры.
-Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто? Что? Что? – стол, Кто? – ученик.
-Какого рода бывают имена существительные? Приведите примеры.
- Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Парта – ж.р., стол – м.р., небо – ср.р.
-Как изменяются имена существительные?
-Имена существительные изменяются по числам и падежам. Ботинок-ед.ч, ботинки – мн.ч. И.П. (что?) ромашка; Р.п. (чего?) ромашки; Д.п. (чему?) ромашке; В.п. (что?) ромашку; Т.п (чем?) ромашкой; П.п( о чем?) о ромашке.
-Чем является в предложении имя существительное?
-Имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.
Заключительная часть ( лучшие ответы, оценки, общие недостатки, тема следующего урока)
5.Домашнее задание
-Выучить правило на стр. 190;
Упр. 455. Инструктаж по выполнению домашнего упражнения:
-Прочитайте задание к упр. 455 про себя. Теперь вслух. Что вы будете делать в тетрадях?
-Записывать слова в 2 столбика: в первый – существительные, во второй – глаголы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"
Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...
Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме «Имя существительное как часть речи»
Цель: выявить уровень знаний обучающихся по данной теме...