Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способ-ностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Моршинина Татьяна Ивановна

 

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacii_1.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Современное общество ии одарённых людях, обладающих нестандартным мышлением, способных внести новое качество в производственную и социальную жизнь. Эта потребность отражена в Национальной инициативе « Наша новая школа» испытывает потребность  в талантливых к необходимость создания системы поддержки талантливых и одарённых детей.

В ряде источников одаренность трактуется как высокая степень функциональных и потенциальных возможностей человека. Опираясь на данное утверждение, исследователи подсчитали, что одаренных детей от 2 до 5% от общего числа учащихся России.

Суть другого подхода к определению одаренности - нет детей, которые не могли бы создать свою собственную образовательную или творческую продукцию, а значит, все дети одаренные. Разнится лишь степень выраженности этой одаренности и ее направленность.

Сравнивая два подхода, можно говорить о том, что в первом случае под одаренностью понимается только гениальность, а во втором — одаренность понимается в более широком смысле.

Из второй теории следует, что одаренность детей проявляется в процессе деятельности. Однако нельзя заранее определить, где, при какой деятельности и как проявится одаренность. Поэтому важно создавать условия для включения ребенка в разнообразные виды деятельности. Это позволит раскрыться способностям, таланту и гениальность ребенка. А скрытая, не получившая проявления в деятельности одаренность, - всего лишь задатки.

Значит, необходимо научить ученика способности так владеть словом, чтобы слова всегда  в значимый смысл, чтобы человек умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «я». Чтобы добиться этого, нужно поставить ученика в позицию организатора обучения, в том числе и собственного. Чтобы организовать собственное обучение, нужно овладеть некоторыми самообразовательными умениями, необходимо иметь определённый уровень развития познавательной активности и самостоятельности. Самостоятельная работа может иметь разный характер, но самостоятельными умениями  являются только те, с помощью которых ученик не просто воспроизводит имеющиеся знания, а по своей инициативе их расширяет, овладевает новыми. И важно, чтобы ученик запомнил ряд важных правил:

1.Сам определю цель деятельности.

2.Сам решу, в какой последовательности буду выполнять действия и какими правилами буду пользоваться.

3.Сам буду контролировать себя, сопоставляя результаты работы.

4. Сам буду находить и исправлять ошибки.

5. Сам оценю свои успехи.

Реализовать эти цели можно на уроках различного типа: креативного, когнитивного, оргдеятельностного, урока-диалога, дискуссии, диспута, урока-противоречия, парадокса, урока эвристической ситуации, деловой игры, защиты проектов и т. д. Хотя разнообразия уроков недостаточно для достижения результатов, нужно добиться того, чтобы учились не ради хорошей оценки, а целенаправленно контролировали свою грамотность.

Систематический самостоятельный анализ орфографических ошибок позволил сделать вывод, что самая распространённая группа ошибок – безударные гласные в корне (22,7%), на втором месте – правописание не и ни (24,3 %), на третьем – н и нн  в различных частях речи(11%), дальше – слитное написание наречий (8%). Исходя из этих данных,  ученики объединяются в специальные группы, для которых учитель и учащиеся разрабатывают однотипные задания, включающие теоретические и практические упражнения. Тем учащимся, которые усвоили данную орфограмму, предлагается разработать комплекс заданий, тесты, используя дидактический материал, произведения художественной литературы. Например, при подборе материала на правописание  причастий и деепричастий рекомендую произведение А.Грина «Алые паруса». Это помогает увидеть роль деепричастий в художественном тексте.  

Особого внимания требует работа над созданием собственного текста, потому что ученик должен быть хорошо знаком с предметом речи. Нельзя описать лист дуба, если внимательно не рассмотреть его особенности, отличительные примеры. В этой связи очень важным моментом, обеспечивающим результативность урока развития речи, призванного формировать вербальные способности ученика, является работа над источниками, дающими рабочий материал для сочинений. Как писал В.А.Сухомлинский, «музыка – воображение – фантазия – сказка-творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума».

Развивая коммуникативные способности, использую на уроках музыкальные произведения. Ученики с удовольствием « решают» музыкальные загадки. Предлагаю короткие, но выразительные пьесы: « Деревянная лошадка» Б. Дварионаса, « Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, « Клоуны» Д.Б. Кабалевского, « Танец молодого бегомота» Д.Б. Кабалевского, « Утро» Э.Грига и др. Например, при работе над изложением « Музыкальная шкатулка» мы используем пьесу А. Лядова « Музыкальная табакерка». Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, даёт возможность переводить на родной язык язык музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне.

Таким образом, направленность при обучении русскому языку и литературе на развитие лингвистических способностей, творческой самостоятельности является дополнительным средством интенсификации процесса обучения, плодотворно влияющим не только на повышение знаний, умений и навыков, но и развитие лингвистических способностей  учащихся. Даёт возможность побывать в позиции автора. Мои ученики стали участниками Всероссийских и Международных конкурсов: « Сказка в новогоднюю ночь, « Герои Отечеста». Стали авторами эссе, напечатанными в городском сборнике « Мой любимый Усть-Илимск», победителями городского конкурса сочинений « Этого могло бы не случиться».    Творческое сотрудничество даёт возможность реализовать способности и возможности участников образовательного процесса наиболее полно. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Развитие аналитических и творческих способностей у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Размышления об условиях, в которых возможно на уроках развать творческие способности у детей....

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...

Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы»   Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...

Развитие познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы

Современный ребенок. Он ищет себя, меняет инте­ресы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждо­му вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрел...