Развитие познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему
Современный ребенок. Он ищет себя, меняет интересы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Его интересует многое — спорт, музыка, политика.Современный ребенок. Он ищет себя, меняет интересы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Его интересует многое — спорт, музыка, политика.При обучении русскому языку и литературе особое значение имеет развитие интереса к предмету у каждого учащегося. Интерес к предмету формируется в процессе каждодневной работы на уроке.
При изучении какой-либо темы учителю необходимо вызывать у учеников радость познания. Интерес к любой деятельности, а значит – и к учебной, возникает тогда, когда человек свободно владеет знаниями и умениями, относящимися к его работе. Урок будет результативным, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.
Как заинтересовать учеников своими предметами, как активизировать их познавательную деятельность?
Решаю эту проблему с помощью постановки проблемных вопросов, нестандартных уроков, созданием ситуаций, показывающих необходимость знаний, над которыми работаем на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_i_tvorcheskih_interesov.docx | 187.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных и творческих интересов
учащихся на уроках русского языка и литературы
Современный ребенок. Он ищет себя, меняет интересы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Его интересует многое — спорт, музыка, политика.
Современный ученик, как правило, проводит у телеэкрана 2,5—3 часа в день. В его списке книг, прочитанных за год, от 3 до 25 наименований. Подростков интересует фантастика и приключения, проблемы этики и эстетики, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, история народов мира, конструирование «всяких полезных вещей», вопросы охраны окружающей среды. По-видимому, можно согласиться с П. П. Блонским, который, рассматривая проблемы возрастного развития ребенка, утверждал, что «современный ребенок развитей своего ровесника прежних исторических эпох». При этом зачастую у ребенка отсутствует должный интерес к предметам, преподаваемым в школе.
При обучении русскому языку и литературе особое значение имеет развитие интереса к предмету у каждого учащегося. Интерес к предмету формируется в процессе каждодневной работы на уроке.
При изучении какой-либо темы учителю необходимо вызывать у учеников радость познания. Интерес к любой деятельности, а значит – и к учебной, возникает тогда, когда человек свободно владеет знаниями и умениями, относящимися к его работе. Урок будет результативным, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.
Творчество – норма детского развития. В.А. Сухомлинский утверждал, что без творчества невозможно представить жизнь подростков.
В искусстве обучать и воспитывать важно не принуждение, а побуждение к деятельности. В побуждении к активной познавательности нуждаются все учащиеся.
Таким образом, основными задачами в развитии познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы являются:
- формирование любви к родному языку и литературе;
- развитие творческих интеллектуальных сил учащихся;
- обеспечение планирования, организации, контроля, регулирования и анализа учебной деятельности учащимися;
- нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач.
С помощью компьютерных технологий решаю такие задачи:
- объяснение нового материала для максимального его усвоения,
- оптимальное закрепление изученного материала,
- улучшение контроля знаний учащихся,
- организация интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.
Как заинтересовать учеников своими предметами, как активизировать их познавательную деятельность?
Решаю эту проблему с помощью постановки проблемных вопросов, нестандартных уроков, созданием ситуаций, показывающих необходимость знаний, над которыми работаем на уроке.
Часто урок начинаю с «разминки». (1-2 мин.) За это время учащиеся просматривают словарные слова, повторяют правила. Идет психологическая подготовка к уроку. Большую роль в формировании грамотности играют различные виды диктантов.
СЛОВАРНЫЙ (СЛУХОВОЙ, ЗРИТЕЛЬНЫЙ, С ПРОДОЛЖЕНИЕМ, САМОДИКТАНТ) ДИКТАНТ
Этот диктант проводится в самом начале урока как комментированный, предупредительный, объяснительный, с записью только в тетрадях или на доске. Он проводится и как зрительный с использованием доски для восприятия диктуемого текста и проверки записанного.
Положительное в таком начале урока — то, что все дети сразу включаются в учебную работу. Словарный диктант может диктоваться учителем и учениками на определенные правила по материалу упражнений учебника, проведенного контрольного диктанта, изложения (сочинения), проверки тетрадей и т. д. Его объем — не более —35 слов (8—10 минут урока).
Эффективным приемом в обучении написанию «трудных» слов является использование сведений об их происхождении (этимология). На последующих уроках провожу диктант «Узнай слово по его лексическому значению»
- перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта (антракт)
- готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия (милосердие)
- точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания (цитата) и т.п.
В начале урока эффективны ПЯТИМИНУТНЫЕ «РАЗМИНКИ»
Это своеобразные «разминки» для развития сообразительности, в течение 5 минут нужно решить задачу, ответить на вопрос четко, точно, с необходимыми объяснениями. За такой ответ ставится пятерка.
Отбор пятиминуток не случаен, а связан с задачами данного или предстоящих уроков, с задачами повторения возвращения к изученному) и т. д.
Найти соответствующий материал нелегко, его надо систематики собирать из книг по занимательной грамматике, научно-популярной литературы и т. д. Вот несколько примеров.
Правописание безударных гласных в корне слова.
На наши уроки часто будут приходить два спорщика — Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня. На доске написано:
С(и/е)деть. Речевичок настаивает на букве и, Слушок говорит, что надо писать е. А как вы думаете, ребята? (Аналогичные примеры:
Отв(а/о)рить, зап(е/и)вать и т. д.)
Буквы и, у, а после шипящих.
Игра: кто больше вспомнит за 2 минуты имен сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж, ч, ш, щ с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-побегайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука). Аналогичная игра: кто больше вспомнит названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ч, ш, щ с буквами и, у, а? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ежик, журавль, медвежата, чибис и т. д.)
Раздельное написание предлогов
Слушайте шутливое выражение: «Не вертись с подносом у меня под носом». Какие слова обыграны в этом предложении? Почему это оказалось возможным? Или: «Перед каким из созвучных слов стоит предлог, а в каком есть приставка?»
Имя существительное
Слушайте присказку: «Есть слова удивительные: не то глаголы, не то существительные — и с мягким знаком на конце». Кто больше назовет таких слов?» (Слова типа речь, течь, сечь, стать и др.)
Местоимения.
В загадках часто употребляются местоимения. Почему? Привести пример такой загадки. Назвать местоимения. Игра по типу — выигрывает последний, т. е. тот, кто последний назвал загадку с местоимением, например:
1. Как зовут меня, скажи: часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок. Синеглазый .... (Василек.)
2. Он с ежом во многом схож, но цветок он, а не еж. (Чертополох.) В загадках не называется предмет, а лишь раскрываются его
признаки, на сам же предмет указывают местоимения он (она, оно) или загадка дается как бы от лица этого предмета (я такой-то и такой-то).
РАЗГОВОРНАЯ ПЯТИМИНУТКА
Что происходит в мире? Постановка такого вопроса в начале урока дает возможность выйти словеснику на разговор о том, чем живет страна, мир, молодежь. Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями.
Введение даже элементов игры на обычных уроках повышает заинтересованность ребят.
ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ
1. Игра типа «Кто больше... (Кто быстрее...), тот победит». Примеры: кто больше подберет однокоренных слов (одноструктурных слов, глаголов II спряжения и т. д.), тот будет победителем. Эта игра может проводиться устно: ученики распределяются по рядам — командам, представители каждого ряда отвечают поочередно. На доске отмечаются только верные, или только неверные, или те и другие ответы (условные знаки могут быть самыми различными: палочки, цифры, кружки, плюсы, минусы). Если же она проводится письменно, то вначале учитель выясняет, у кого больше пяти, восьми, десяти и т. д. слов. Если за каждое правильно названное слово засчитывается очко, то выигрывает тот, кто наберет большее количество очков.
2. Игра на внимание типа «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов...?». При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске (представителями команд) и т. д.
3. Игра типа «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется с (пишется разделительный ъ; после шипящих на конце пишется ь и т. д.)». Подсчитывается количество ошибочно поднятых (неподнятых) рук (по командам или по рядам). В итоге подсчитываются очки, определяется победитель.
4. Игра типа эстафеты. С последней парты передается по рядам (или колонкам) листочек с примерами на какое-либо правило (например, на разделительные ъ и ь). Выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
5. Игра типа «У кого самый интересный вариант?». (Описания рисунка, загадки, ребуса, кроссворда, игрового задания.)
6. При работе со словарями используется игра «Справочное бюро». Учащиеся находят «адрес» слова и объясняют, как это слово пишется.
Большое значение придаю пробуждению интереса к самостоятельной работе. У сильных учащихся должно быть желание знать предмет глубже, использовать дополнительную литературу, слабые должны усвоить ведущие идеи темы, овладеть основными навыками.
На уроках использую коллективную и индивидуальную работу, которая включает в себя активные формы творческого характера.
На доске пишется четверостишие без последней строчки или рифмующиеся последние слова. Учащимся нужно дописать предложение или составить четверостишие. Это учит чувствовать рифму, развивает талант детей.
У многих учащихся не развита речь, большинство учащихся не могут написать сочинение, поэтому большое внимание уделяю творческим работам. Учащиеся пишут сочинения-миниатюры, изложения- миниатюры.
Популярные темы: «Первый снег», «Милая мама», «На душе тяжело…» и т.д. Пишут небольшие сочинения по картинам, на свободную тему.
Такие творческие работы активизируют мыслительную деятельность, помогают увидеть творческую индивидуальность ребенка.
Провожу тематические уроки. Материал закрепляется на текстах о природе, музыке, поэтах.
Для побуждения к активной деятельности на уроке, для индивидуальной работы использую наглядные пособия: перфокарты, перфоконверты, карточки «Лото», карточки для тестового опроса.
Эффективна, интересна проверка ЗУН с помощью сборника самостоятельных работ «Вставь букву!» карточек для индивидуальной работы. Все самостоятельные работы в этой книжке стихи и отрывки из стихотворений и поэм отечественных и зарубежных поэтов. Часть стихов давно знакомы и детям, и взрослым, а с некоторыми вы познакомитесь впервые.
Регулярное выполнение этих работ помогает ребенку развить орфографическую зоркость, вспомнить все правила. Научит доказывать правильность своих действий.
Сосны спорили советуясь друг с другом как спорят гордые люди.
Вид предложения по цели высказывания:
Простое Сложное Придаточное предложение Союзы
Перфоконверт Карточка для тестового опроса.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения — организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. С помощью компьютера и медиапроектора, документкамеры и ноутбука использую на уроках разнообразные формы наглядности таблицы, схемы, алгоритмы, опорных конспекты и т. п. В своих уроках я активно использую возможности сети Интернет для подготовки к ЕГЭ, поиска учащимися необходимой информации.
Заинтересованность – главное средство не только в преподавании русского языка, но и литературы.
При обучении литературе необходимо находить приемы, заставляющие детей творчески мыслить, способствующие свободному общению учителя и ученика. Интересны уроки, где присутствует дух творчества. Детям нравится отвечать на проблемные вопросы, инсценировать, пересказывать текст от 1 лица, работать с иллюстрациями (комментировать данные или нарисовать самим), сочинять сказки, басни, стихи.
Один из приемов, стимулирующих читательское воображение, - словесное рисование.
При изучении рассказа «Муму», повести «Ася» актуально творческое «домысливание» - рассказать о дальнейшей судьбе главных героев.
Любят учащиеся делать сообщения о писателях, поэтах, разгадывать кроссворды, выполнять творческие работы.
На многих уроках применяю кроссворды, лабиринты.
В средних классах на уроках провожу литературные игры, конкурсы, викторины, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают речь.
ИГРЫ.
- Называются одна за другой фамилии писателей, художников. Если учащиеся называют художников писателями, то выбывают из игры.
- Участвуют двое учащихся.
- Здравствуй!
- Здравствуйте, а вы кто?
- Я поэт!
Читается четверостишие…
- Какие еще стихотворения у вас есть? Отгадавший награждается, а не отгадавший выбывает из игры.
3. «Как попасть в сказочное королевство»
Пропуском является ответ на любой каверзный вопрос по произведению. Вопросы формулируются в основном по деталям. Кто так сказал? Какой герой так поступил? (Какой генерал откусил у другого орден? В каком произведении, какого автора?)
Для быстрого опроса, проверки знаний использую тестирование, а также различные карточки для индивидуальной работы, «Лото».
Контрольная работа (тест).
1. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?
а) Пушкину; в) Гончарову; б) Грибоедову: г) Катенину.
2. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?
а) скука; в) несчастная любовь;
б) ссылка; г) болезнь.
3. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?
а) 3 месяца; в) 5 лет; б) 3 года; г) полгода.
4. Кто воспитывал Софью? а) мадам Розье; б) мосье Бопре; в) старуха Хлестова.
5. Сколько лет Молчалин жил у Фамусова?
а) год; в) 5 лет;
б) 3 года; г) 10 лет. И т.д.
В старших классах провожу уроки разной формы: уроки-зачеты, уроки-прологи, уроки-откровения, уроки-композиции, уроки-семинары, уроки-презентации. Учащиеся самостоятельно анализируют лирические, прозаические тексты, пишут творческие работы, инсценируют.
Лото. Литературные термины.
Очерк | Эпитет | Пословица |
Литота | Гипербола | Антитеза |
Инверсия | Гротеск | Метафора |
С внутренней стороны «карты» находится кармашек с карточками, на которых написано толкование данных слов. Нужно карточку приложить к соответствующему квадрату.
Самым распространённым и популярным средством ИТ в школе является продукт программы Рower Point — презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.
Я создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.
При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.
• Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.
• Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия. Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися. (см. приложение)
Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы "БЭНП «Литература», Библиотека школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage и др., использую мультимедийные диски, материалы сети INTERNET с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Наиболее интересными считаю презентации для проведения уроков "УНТ", «Как читать стихотворение и басню» в 5 классе, по творчеству К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского в 9классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта применения ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...
Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....
Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.Задачи: обеспечить ориентац...
Методическая разработка «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащ...
Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...