Развитие познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему

Современный ребенок. Он ищет себя, меняет инте­ресы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждо­му вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Его интересует многое — спорт, музыка, политика.Современный ребенок. Он ищет себя, меняет инте­ресы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждо­му вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Его интересует многое — спорт, музыка, политика.При обучении русскому языку и литературе особое значение имеет развитие интереса к предмету у каждого учащегося. Интерес к предмету формируется в процессе каждодневной работы на уроке.

При изучении какой-либо темы учителю необходимо вызывать у учеников радость познания. Интерес к любой деятельности, а значит – и к учебной, возникает тогда, когда человек свободно владеет знаниями и умениями, относящимися к его работе. Урок будет результативным, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.

Как заинтересовать учеников своими предметами, как активизировать их познавательную деятельность?

Решаю эту проблему с помощью постановки проблемных вопросов, нестандартных уроков, созданием ситуаций, показывающих необходимость знаний, над которыми работаем на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_i_tvorcheskih_interesov.docx187.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных и творческих интересов

учащихся на уроках русского языка и литературы

Современный ребенок. Он ищет себя, меняет интересы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Его интересует многое — спорт, музыка, политика.

Современный ученик, как правило, проводит у телеэкрана 2,5—3 часа в день. В его списке книг, прочитанных за год, от 3 до 25 наименований. Подростков интересует фантастика и приключения, проблемы этики и эстетики, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, история народов мира, конструирование «всяких полезных вещей», вопросы охраны окружающей среды. По-видимому, можно согласиться с П. П. Блонским, который, рассматривая проблемы возрастного развития ребенка, утверждал, что «современный ребенок развитей своего ровесника прежних исторических эпох». При этом зачастую у ребенка отсутствует должный интерес к предметам, преподаваемым в школе.

При обучении русскому языку и литературе особое значение имеет развитие интереса к предмету у каждого учащегося. Интерес к предмету формируется в процессе каждодневной работы на уроке.

При изучении какой-либо темы учителю необходимо вызывать у учеников радость познания. Интерес к любой деятельности, а значит – и к учебной, возникает тогда, когда человек свободно владеет знаниями и умениями, относящимися к его работе. Урок будет результативным, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.

Творчество – норма детского развития. В.А. Сухомлинский утверждал, что без творчества невозможно представить жизнь подростков.

В искусстве обучать и воспитывать важно не принуждение, а побуждение к деятельности. В побуждении к активной познавательности нуждаются все учащиеся.

Таким образом, основными задачами в развитии познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы являются:

  1. формирование любви к родному языку и литературе;
  2. развитие творческих интеллектуальных сил учащихся;
  3. обеспечение планирования, организации, контроля, регулирования и анализа учебной деятельности учащимися;
  4. нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач.

С помощью компьютерных технологий решаю такие задачи:

  •  объяснение нового материала для максимального его усвоения,
  •  оптимальное закрепление изученного материала,
  •  улучшение контроля знаний учащихся,
  •  организация интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

Как заинтересовать учеников своими предметами, как активизировать их познавательную деятельность?

Решаю эту проблему с помощью постановки проблемных вопросов, нестандартных уроков, созданием ситуаций, показывающих необходимость знаний, над которыми работаем на уроке.

Часто урок начинаю с «разминки». (1-2 мин.) За это время учащиеся просматривают словарные слова, повторяют правила. Идет психологическая подготовка к уроку. Большую роль в формировании грамотности играют различные виды диктантов.

СЛОВАРНЫЙ (СЛУХОВОЙ, ЗРИТЕЛЬНЫЙ, С ПРОДОЛЖЕНИЕМ, САМОДИКТАНТ) ДИКТАНТ

Этот диктант проводится в самом начале урока как комментированный, предупредительный, объяснительный, с записью только в   тетрадях   или   на   доске.   Он   проводится   и   как   зрительный  с использованием доски для восприятия диктуемого текста и проверки записанного.

Положительное в таком начале урока — то, что все дети сразу включаются в учебную работу. Словарный диктант может диктоваться учителем и учениками на определенные правила по материалу упражнений учебника, проведенного контрольного диктанта, изложения (сочинения), проверки тетрадей и т. д. Его объем — не более —35 слов (8—10 минут урока).

Эффективным приемом в обучении написанию «трудных» слов является использование сведений об их происхождении (этимология). На последующих уроках провожу диктант «Узнай слово по его лексическому значению»

  • перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта (антракт)
  • готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия (милосердие)
  • точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания (цитата) и т.п.

 В начале урока эффективны ПЯТИМИНУТНЫЕ «РАЗМИНКИ»

Это своеобразные «разминки» для развития сообразительности, в течение 5 минут нужно решить задачу, ответить на вопрос четко, точно, с необходимыми объяснениями. За такой ответ ставится пятерка.

Отбор пятиминуток не случаен, а связан с задачами данного или предстоящих уроков, с задачами повторения возвращения к изученному) и т. д.

Найти соответствующий материал нелегко, его надо систематики собирать из книг по занимательной грамматике, научно-популярной литературы и т. д. Вот несколько примеров.

Правописание безударных гласных в корне слова.

На наши уроки часто будут приходить два спорщика — Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня. На доске написано:

С(и/е)деть. Речевичок настаивает на букве и, Слушок говорит, что надо писать е. А как вы думаете, ребята?  (Аналогичные примеры:

Отв(а/о)рить, зап(е/и)вать и т. д.)

Буквы и, у, а после шипящих.

Игра: кто больше вспомнит за 2 минуты имен сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж, ч, ш, щ с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-побегайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука). Аналогичная игра: кто больше вспомнит названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ч, ш, щ с буквами и, у, а? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ежик, журавль, медвежата, чибис и т. д.)

Раздельное написание предлогов

Слушайте шутливое выражение: «Не вертись с подносом у меня под носом». Какие слова обыграны в этом предложении? Почему это оказалось возможным? Или: «Перед каким из созвучных слов стоит предлог, а в каком есть приставка?»

Имя существительное

Слушайте присказку: «Есть слова удивительные: не то глаголы, не то существительные — и с мягким знаком на конце». Кто больше назовет таких слов?» (Слова типа речь, течь, сечь, стать и др.)

Местоимения.

В загадках часто употребляются местоимения. Почему? Привести пример такой загадки. Назвать местоимения. Игра по типу — выигрывает последний, т. е. тот, кто последний назвал загадку с местоимением, например:

1.   Как зовут меня, скажи: часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок. Синеглазый ....  (Василек.)

2.  Он с ежом во многом схож, но цветок он, а не еж. (Чертополох.) В загадках не называется предмет, а лишь раскрываются его

признаки, на сам же предмет указывают местоимения он (она, оно) или загадка дается как бы от лица этого предмета (я такой-то и такой-то).

РАЗГОВОРНАЯ ПЯТИМИНУТКА

Что происходит в мире? Постановка такого вопроса в начале урока дает возможность выйти словеснику на разговор о том, чем живет страна, мир, молодежь. Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями.

Введение даже элементов игры на обычных уроках повышает  заинтересованность ребят.

ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ

1.   Игра типа «Кто больше... (Кто быстрее...), тот победит». Примеры: кто больше подберет однокоренных слов (одноструктурных слов, глаголов II спряжения и т. д.), тот будет победителем. Эта игра может проводиться устно: ученики распределяются по рядам — командам, представители каждого ряда отвечают поочередно. На доске отмечаются только верные, или только неверные, или те и другие ответы (условные знаки могут быть самыми различными: палочки, цифры, кружки, плюсы, минусы). Если же она проводится письменно, то вначале учитель выясняет, у кого больше пяти, восьми, десяти и т. д. слов. Если за каждое правильно названное слово засчитывается очко, то выигрывает тот, кто наберет большее количество очков.

2.  Игра на внимание типа «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов...?». При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске (представителями команд) и т. д.

3.   Игра типа «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется с (пишется разделительный ъ; после шипящих на конце пишется ь и т. д.)». Подсчитывается количество ошибочно поднятых (неподнятых) рук (по командам или по рядам). В итоге подсчитываются очки, определяется победитель.

4.   Игра типа эстафеты. С последней парты передается по рядам (или колонкам) листочек с примерами на какое-либо правило (например, на разделительные ъ и ь). Выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

5.   Игра типа «У кого самый интересный вариант?». (Описания рисунка,  загадки, ребуса, кроссворда, игрового задания.)

6. При работе со словарями используется игра «Справочное бюро». Учащиеся находят «адрес» слова и объясняют, как это слово пишется.

Большое значение придаю пробуждению интереса к самостоятельной работе. У сильных учащихся должно быть желание знать предмет глубже, использовать дополнительную литературу, слабые должны усвоить ведущие идеи темы, овладеть основными навыками.

На уроках использую коллективную и индивидуальную работу, которая включает в себя активные формы творческого характера.

На доске пишется четверостишие без последней строчки или рифмующиеся последние слова. Учащимся нужно дописать предложение или составить четверостишие. Это учит чувствовать рифму, развивает талант детей.

У многих учащихся не развита речь, большинство учащихся не могут написать сочинение, поэтому большое внимание уделяю творческим работам. Учащиеся пишут сочинения-миниатюры, изложения- миниатюры.

Популярные темы: «Первый снег», «Милая мама», «На душе тяжело…» и т.д. Пишут небольшие сочинения по картинам, на свободную тему.

Такие творческие работы активизируют мыслительную деятельность, помогают увидеть творческую индивидуальность ребенка.

Провожу тематические уроки. Материал закрепляется на текстах о природе, музыке, поэтах.

Для побуждения к активной деятельности на уроке, для индивидуальной работы использую наглядные пособия: перфокарты, перфоконверты, карточки «Лото», карточки для тестового опроса.

Эффективна, интересна проверка ЗУН с помощью сборника самостоятельных работ «Вставь букву!» карточек для индивидуальной работы. Все самостоятельные работы в этой книжке стихи и отрывки из стихотворений и поэм отечественных и зарубежных поэтов. Часть стихов давно знакомы и детям, и взрослым, а с некоторыми вы познакомитесь впервые.

Регулярное выполнение этих работ помогает ребенку развить орфографическую зоркость, вспомнить все правила. Научит доказывать правильность своих действий.

Сосны   спорили   советуясь   друг   с другом   как   спорят   гордые   люди.

Вид предложения по цели высказывания:

Простое   Сложное  Придаточное предложение    Союзы  

Перфоконверт                                    Карточка для тестового опроса.

Внедрение новых информационных технологий  в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация   и   дифференциация   обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.

Управление обучением с помощью компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения — организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. С помощью компьютера и медиапроектора, документкамеры и ноутбука использую на уроках разнообразные формы наглядности таблицы, схемы, алгоритмы, опорных конспекты и т. п. В своих уроках я активно использую возможности сети Интернет для подготовки к ЕГЭ, поиска учащимися необходимой информации.

Заинтересованность – главное средство не только в преподавании русского языка, но и литературы.

При обучении литературе необходимо находить приемы, заставляющие детей творчески мыслить, способствующие свободному общению учителя и ученика. Интересны уроки, где присутствует дух творчества. Детям нравится отвечать на проблемные вопросы, инсценировать, пересказывать текст от 1 лица, работать с иллюстрациями (комментировать данные или нарисовать самим), сочинять сказки, басни, стихи.

Один из приемов, стимулирующих читательское воображение, - словесное рисование.

При изучении рассказа «Муму», повести «Ася» актуально творческое «домысливание» - рассказать о дальнейшей судьбе главных героев.

Любят учащиеся делать сообщения о писателях, поэтах, разгадывать кроссворды, выполнять творческие работы.

На многих уроках применяю кроссворды, лабиринты.

В средних классах на уроках провожу литературные игры, конкурсы, викторины, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают речь.

ИГРЫ.

  1. Называются одна за другой фамилии писателей, художников. Если учащиеся называют художников писателями, то выбывают из игры.
  2. Участвуют двое учащихся.

- Здравствуй!

- Здравствуйте, а вы кто?

- Я поэт!

Читается четверостишие…

        - Какие еще стихотворения у вас есть? Отгадавший награждается, а не отгадавший выбывает из игры.

3. «Как попасть в сказочное королевство»

Пропуском является ответ на любой каверзный вопрос по произведению. Вопросы формулируются в основном по деталям. Кто так сказал? Какой герой так поступил? (Какой генерал откусил у другого орден? В каком произведении, какого автора?)

Для быстрого опроса, проверки знаний использую тестирование, а также различные карточки для индивидуальной работы, «Лото». 

Контрольная работа (тест).

1. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?

а) Пушкину;            в) Гончарову; б) Грибоедову:          г) Катенину.

2. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?

а) скука;                в) несчастная любовь;

б) ссылка;               г) болезнь.

3. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?

а) 3 месяца;              в) 5 лет; б) 3 года;                г) полгода.

4. Кто воспитывал Софью? а) мадам Розье;     б) мосье Бопре;     в) старуха Хлестова.

 5. Сколько лет Молчалин жил у Фамусова?

а) год;                    в) 5 лет;

б) 3 года;                 г) 10 лет. И т.д.

В старших классах провожу уроки разной формы: уроки-зачеты, уроки-прологи, уроки-откровения, уроки-композиции, уроки-семинары, уроки-презентации. Учащиеся самостоятельно анализируют лирические, прозаические тексты, пишут творческие работы, инсценируют.

Лото. Литературные термины.

Очерк

Эпитет

Пословица

Литота

Гипербола

Антитеза

Инверсия

Гротеск

Метафора

С внутренней стороны «карты» находится кармашек с карточками, на которых написано толкование данных слов. Нужно карточку приложить к соответствующему квадрату.

Самым распространённым и популярным средством ИТ в школе является продукт программы Рower Point — презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

Я создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.

• Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

• Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия. Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися. (см. приложение)

Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы "БЭНП «Литература», Библиотека школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage и др., использую мультимедийные диски, материалы сети INTERNET с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Наиболее интересными считаю презентации для проведения уроков "УНТ", «Как читать стихотворение и басню» в 5 классе, по творчеству К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского в 9классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы  организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....

Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.Задачи: обеспечить ориентац...

Методическая разработка «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащ...

Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...