Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему

Выступление на педсовете

«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы»

 

 

 

Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать отличительные особенности одаренных детей:

·        имеют более высокое по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявление; 

 

·        имеют доминирующую, активную, ненасыщенную познавательную потребность; 

 

·        испытывают радость от умственного труда. 

 

Существуют разные категории одаренных детей: 

ü дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

 

ü дети с признаками специальной умственной одаренности- одаренности в определенной области науки, искусства; 

 

ü учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы»

Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать отличительные особенности одаренных детей:

  • имеют более высокое по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявление; 

  • имеют доминирующую, активную, ненасыщенную познавательную потребность; 

  • испытывают радость от умственного труда. 

Существуют разные категории одаренных детей: 

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

  • дети с признаками специальной умственной одаренности- одаренности в определенной области науки, искусства; 

  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. 

Принципы работы с одаренными детьми: 

  • принцип дифференциации индивидуализации обучения, т.е. высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка; 

  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг; 

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работы в научных объединениях; 

  • принципы создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя. 

Поэтому, учитывая принципы работы с одаренными детьми, я строю свою работу таким образом, чтобы и на уроках, и во внеурочное время развивать творческие способности учащихся. 

Например, на уроках русского языка учащиеся часто проводят исследования. 

К примеру: исследовать, какова роль односоставных предложений в художественном тексте Шмелева «Лето Господне» в описании Рождественской ночи и сравнить с описанием Рождественской ночи Н.В. Гоголя «Вечер на хуторе близ Диканьки», провести исследование о значимости морфем слова (корня, приставки, суффикса). На уроках литературы, используя лирику русских поэтов, провести исследование о роли тропов и выразительных средств  языка.  

На уроках риторики предлагаю учащимся создать проекты: «Газетные жанры», «Анекдоты», «Ораторское искусство», «Эпистолярные жанры» (8- в класс.) Учащиеся работают в группах, затем защищают и предоставляют свои проекты (можно создать презентацию, стендовая защита, инсценирование, театрализация). В 5 классе  ребята работали в группах над проектом «Подари сверстнику книжку». Нужно было разработать аннотацию книги и представить ее так, чтоб ребятам захотелось ее прочесть (книги Н. Носова, А. Гайдара, Э. Успенского, А. Сент-Экзюпери и др.), лучшие проекты были представлены в подшефном классе, и на классном часе «Подари сверстнику книгу». На урок были   приглашены учащиеся  6 -б класса. Это были кратковременные проекты, но ребята подошли к ним творчески, с большим энтузиазмом. 

В прошлом учебном году учащиеся гимназических классов 8-в и 5 г работали над большим проектом «Путешествие по литературной карте страны». Ребята работали в творческих группах, самостоятельно выбирали писателей и поэтов и создали прекрасные проекты.  Создана галерея творческих проектов с литературными листами, биографическими датами, презентациями поэтов и писателей. 

В этом учебном году учащиеся 6-г класса работают над проектом «Веселая грамматика». В веселой и забавной форме представляют правила русской орфографии, часть проектов уже представлена, а часть еще будет представлена. Эти проекты занимательны  и помогают ребятам быстрее усваивать правила русской орфографии. 

Совместная работа в группах сплачивает ребят, каждый выполняет какую-то часть проекта, они совместно придумывают интересную форму представления проекта, работая над орфограммой, углубляют свои знания, узнают много нового, происходит развитие интеллектуальных и творческих способностей, а особенно учащимся нравится, что здесь они могут проявить самостоятельность. 

Важный аспект в работе с одаренными детьми - это не забывать о категории учащихся с доминирующей активной познавательной потребностью, поэтому помимо проектов, созданных группой учащихся, нужно помнить об индивидуальных способностях. Ученица 6- г класса, Правосудова  Анна работает над исследованием по русскому языку «Слова, изменившие свое значение за последнее столетие». Она провела исследование групп слов, изменивших значение, провела социологическое исследование, предложив респондентам шестых классов, слова для толкования. Я думаю, что с этой работой мы выйдем на школьный тур проектно-исследовательских работ, а за тем и на окружной. 

Наше методическое объединение русского языка и литературы успешно работает в этом направлении, т.к. каждый учитель заинтересован в развитии творческих способностей учащихся как на уроках, так и во внеурочное время. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способ-ностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Развитие аналитических и творческих способностей у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Размышления об условиях, в которых возможно на уроках развать творческие способности у детей....