Главные вкладки
Моршинина Татьяна Ивановна
Сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Литература и творчество
Увлечения: Люблю читать
Страна: Россия
Регион: Иркутская область
Населенный пункт: Усть-Илимск
Место работы: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №11"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/morshinina-tatyana-ivanovnaТот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом.
В руках учителя – будущее народа…
И это, действительно, так. Вернее, так должно быть. Но есть ещё много проблем и вопросов, которые могут возникнуть у учителей, родителей, учеников. И это, конечно, очень важный вопрос. Можно говорить о многом. Но мне, как учителю словесности, хочется сказать о том, что одна из драматическая утрат современной школы – из неё исчез учитель словесности. Есть преподаватели литературы, русского языка, истории, биологии… Но словесник – явление редкое. И не потому ли так заметно стало распространяться в школе духовное оскуднение? Где так необходимое единство языка и литературы?
Изучение языка часто сводится к овладению орфографией и пунктуацией. А развитие живой речи стало сводиться лишь к малозначащим стилистическим упражнениям. Куда девалась красота, мелодичность, чувственные ассоциации? А литературу стали в основном «проходить», основываясь на пересказе сюжета, на толковании социальных и нравственных конфликтов произведения. А разве можно так научить понимать сокровенный смысл слов, найденных художником? Поэтому усиливается эстетическая глухота среди учителей и учеников, гаснет живой интерес к литературе.
Хочется провести такую параллель: с одной стороны, положительное влияние современных информационных технологий, с другой, массовая беллетристика. Ученик может получить любую нужную информацию. Но как научиться понять и передать полученное? Под пером современных беллетристов русский язык бледнеет, становится невнятным или искусственно претенциозным. А это и есть несомненные признаки духовного оскуднения. И именно здесь одно из первых мест должен занять учитель словесник.
Нужен талант, чтобы не быть рабом языка, нужно научиться и научить открывать несметные его богатства, усваивать душой его самобытную народность, обладать чутьём языка, требующим эмоциональной культуры и свободы мышления. Мне вспоминаются слова В.И. Вернадского: « Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимых обширных фантазий?» Постижение литературы – есть подлинное просветление ума, воспитание души, воспитание личности и движение к высотам человеческого духа, в начале которого было, есть и будет человеческое слово. Хочется надеяться, что в современной школе словесность, как предмет преподавания, вновь займёт достойное место в воспитании молодого поколения.
А что же мы имеем сейчас? В школьной программе увеличены часы на изучение информатики, иностранного языка, физической культуры. А количество часов на изучение русского языка и литературы, к сожалению, уменьшено. Да, человек должен быть физически здоров, всесторонне развит, должен уметь работать с компьютером. Точнее, идти в ногу со временем. А как же быть с тем, что мы получаем неграмотных специалистов. Живём в России, а язык знаем плохо… Наверное, нужно изменить взгляд на оценивание работ и по другим предметам. А ведь там часто не учитывают ошибки. Вот и получается, что ученики считают, что писать и говорить грамотно нужно только на русском и литературе.
Сейчас очень часто говорим мы о современном образовании. Какой должна быть современная школа? Какова роль учителя в системе образования? Нельзя не согласиться с тем, что профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение. Нужно передавать знания как эстафету. С другой стороны, это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодёжи перед старшим поколением. Ещё одна функция – формирование духовного мира молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Это всё так, но что же мы видим???
Официально объявляется Год Учителя. Это хорошо. Появляется надежда, что, наконец-то, вспомнят, что нужно обратиться к проблемам школы. Но в этом же году все смотрят фильм Гай-Германики «Школа». Не знаю, как обычным зрителям, но нам, учителям, было стыдно и обидно видеть, какими показана современная школа и учителя. Наверное, многие смотрели и думали, что именно так и складываются отношения в школе. Что после этого можно сказать об авторитете школы и учителя? Думаю, родители начали бояться за своих детей. И любимой темой передачи «Пусть говорят» стали учителя. Уж в чём только нас «не обвинили» и в чём « не уличили». Год можно назвать как угодно, только пусть слово с делом не расходится. А год Русского Языка. Что он принёс в школу?
Хочется верить, что очень скоро наше правительство обернётся лицом к школе и увидит все наши проблемы, чтобы вернуть уважение к знаниям, учителям и школе вообще.
О себе
Педагогический стаж 30 лет. Работа в школе-моё призвание.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Поэзия серебряного века.
Мой взгляд на мир
Первое сентября, или снова в путь....
Скоро Первое сентября....И снова, уже в тридцать первый раз, я войду в класс. И снова те же волнения. Казалось бы, что такого страшного, ведь этот путь знаком? Но всё не так. Взрослеют дети, меняются поколения, взгляды, да и просто жизнь. И ты, учитель, не имеешь права оставаться прежним....Меняйся, молодей... Иначе можешь с гордостью носить звание «архиучитель»....
Действительно, труд учителя особый. Это сплав глубоких знаний и педагогических умений и навыков, непрерывного поиска оптимальных методов и средств совершенствования учебного процесса, неустанной работы мысли. А главное — доказать верность ребёнку-человеку. И гуманизм учителя изначально должен быть направлен на самоутверждение и самореализацию человека .Совершенствование человеческих качеств в человеке — наша постоянная задача. В своё время Горький писал, что «детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира». А в наше нелёгкое время это особенно и важно, и трудно. Ведь нет одной широкой тропы к знаниям, а есть много маленьких, почти незаметных...И наша задача отыскивать их и идти , чтоб на каждой из них находить маленькие, но такие важные в жизни знания... Готов ли ты к этому, учитель?
И ещё....Учитель не имеет права быть троечником. Наверное, уже в студенческие годы важно знать, что нельзя учить на «3», нельзя знать на «3». Например, моей учительской работе больше всего помогает то, что в старших классах я училась у Учителя. Теперь на её уроки смотрю как педагог, восхищаюсь и учусь. Безусловно, личность воспитывается личностью. Учитель без знания философии, логики, психологии — не учитель. Убеждена, что учитель должен постоянно заниматься самообразованием, использовать эти знания в классе, а не «держать» их для какого-то исключительного случая, как НЗ. Только при постоянной работе знания наращиваются и совершенствуются. С возрастом поняла, что совсем не страшно сказать ученикам: «Я не знаю...». И пусть они научат и объяснят. Это нисколько не принижает авторитет учителя, а скорее помогают почувствовать свою значимость ребёнку. Ученики должны знать, что нет предела совершенству, и в определённый момент они не остановятся на достигнутом. Ученик и учитель учатся вместе. Особенно важно это в так называемых «трудных» классах. Когда, как часто бывает, на них махнули рукой, поставили крест. Вот тут-то интерес к учёбе у ребят очень низкий. Зачем? Мы вот такие....И здесь важно, если придёт к ним учитель и поймёт их, сумеет жить их интересами, поверит в них. В моей практике был такой опыт...Класс коррекции, как бывает, что к пятому классу они уже таковыми не считались...Не считались в документах, да и по уровню развития...Но отношение к ним осталось прежним. Детям часто приходилось слышать: «А вы...». Здесь можно не продолжать, легко догадаться. Вот и сработал стереотип у учителя (а он ведь мудрее) и у ученика. И, как результат, нежелание учиться и дисциплина...Дети «мстили» взрослым за их же ошибки. Уступить? О! Это трудно, а для многих невозможно...Повторяю — учитель должен быть мудрее и умнее. Чтобы начать полноценно работать с ними, пришлось полюбить крыс, которых они любили и носили в школу. Я кормила их, и во время урока они миролюбиво жили на моём столе. Я играла в их игры, ходила в их любимые места, постепенно перемещая эту географию в свою сторону. Вспоминаю такой случай: они в лесу нашли собачку с шестью щенками. Не от хорошей жизни, наверное, она ушла от людей. Мы кормили их весной, летом, осенью. С любовью ребята построили дом для них. И вот похолодало...Что делать? Маму согласились оставить у себя родители одного мальчика. Двоих щенков взяли ребята, у остальных уже были питомцы. И мы с ребятами поехали в посёлок, недалеко от города, в частных домах мы хотели найти им хозяев. Было холодно, но мы верили в себя и людей...Всех щенков у нас разобрали. Сколько было счастья. А на другой день мы писали сочинение: «Мы в ответе за тех, кого приручили...». И я не услышала обычного: « Я не знаю, что писать». Это был ещё один сборник нашего творчества... Так рождались темы наших сборников. И вопрос о дисциплине больше не стоял, они старались, как могли. Ребята и сейчас, когда приходят, любят их читать, вспоминать. Теперь прошло много лет с тех пор, но они приходят в школу, знакомят со своими жёнами и мужьями. Они стали успешными людьми, как говорят сегодня. Я помню их всех поимённо, они ни разу меня не обидели..., не огорчили. Я им верила, и они старались.
Но, согласитесь, раньше было по-другому. Даже проще...И всё потому, что «особенности поколения» появляются чаще, чем сменяются сами поколения. Для меня сегодня поразительно в моих учениках сочетание инфантилизма и душевной усталости, поиск духовного идеала и леность мысли, вера в «вечные истины» и попытка обойтись без «вечных ценностей», приспособиться. Незащищённость и растерянность, с одной стороны, неразумная физическая сила и жестокость — с другой. Но я их такими люблю и жалею одновременно. Будто и сама болею такой же болезнью. А если болеем, то надо снова и снова искать лекарства. Поэтому мы нужны друг другу. Первого сентября ко мне придёт новый пятый класс... Какие они? Какой стану с ними я? Об этом я расскажу позже...
Эти и многие другие проблемы учителю приходится решать в совсем не простое время. Я думаю, что более сложного положения, чем положение учителя, сейчас в стране нет. Нет чёткого положения о продолжительности рабочего дня, о должностных обязанностях и т. п. Сейчас учитель ответственен перед всеми: перед собой, учениками, их родителями, администрацией школы, обществом вообще. Образование на стадии эксперимента... Каким оно будет? Какие предметы займут главное место? Как идёт не всегда понятное деление на обязательные и необязательные предметы? Смогут ли ученики и родители вовремя определить это для себя? Время покажет... А пока — в путь!
Моё портфолио
Герой нашего времени.
Герой нашего времени… Каким он должен быть? И нужен ли герой в 21 веке? Наверное, эти вопросы хоть раз в жизни, но задавал себе каждый человек. Так уж повелось, что у каждого времени были свои герои. Они становились идеалами для подражания, на них хотели быть похожими, их именами называли своих детей. Александр Невским, Пётр1, Михаил Васильевич Ломоносов, Ленин, Стаханов , космонавты… Всех не перечислишь, и не всегда о них хорошая память осталась.
Помню, как писали мы сочинения, восхищаясь строителями БАМа и других строек. Главное – верили, нас так воспитали. Для того, чтоб вырастала достойная смена, на которую мы бы могли надеяться, нужны идеалы. Просто так ничего не происходит. Но, к сожалению, современная реальность выдвигает, скорее пропагандирует, другие идеалы. Иногда становится как-то обидно, когда маленькая девочка хочет стать моделью, выйти замуж за олигарха, иметь дом на Рублёвке, отдыхать на Майорке. Нет, это не плохо, когда у тебя всё самое лучшее. Но каким путём этого достичь? И возможно ли это? И вот здесь-то можно задуматься. К сожалению, слово «нравственность» воспринимается как архаизм. Но как тогда воспитывать детей? Какие у них должны быть идеалы? Средства массовой информации, к сожалению, часто играют плохую службу.
Современные звёзды не брезгуют никаким пиаром, лишь бы быть на слуху, чтоб их не забыли. Хорошо, если это ещё и талантливый человек. А бывает часто, что просто идут на всё, чтоб стать героями… Хоть какими, хоть где, хоть как. Взять, к примеру, « Дом 2». Они так и называют себя – герой «Дома 2». Называют друг друга по фамилии, чтоб их запомнили. Чем больше скандалов вокруг передачи, тем больше молодёжь смотрит и подражает всему: манере разговаривать, одеваться. А, главное, они переносят стереотип отношений в реальную жизнь. Понятно, с героев же берут пример. Значит, в семье драки, оскорбления – это норма... Нужны ли обществу такие герои? Я думаю, что нет. Но это каждый решает для себя, учится выбирать и отбирать.
Мне вспомнились слова В. Дудинцева из романа « Не хлебом единым»: « Герой рядом с нами, а мы его не видим, вот как бывает иногда». Может, стоит присмотреться и увидеть их. Пусть о них не говорят, не пишут в газетах, их имена знают немногие. Но они есть. Это те люди, которые нас учат, лечат, кормят, шьют одежду. Если они делают своё дело хорошо, то они и есть герои. Без них, простых людей, невозможна жизнь. А вот если маленькая девочка спасает из огня своего младшего брата. Значит, рядом есть люди, которые помогли ей стать такой. Если скорая помощь приехала вовремя, и врачи успели спасти чью-то жизнь. Разве нельзя назвать их героями? Бытует мнение, что герой – не такой, как все. Я считаю, что совсем наоборот.
Вот и получается, что героев много, они рядом. Каждый может им стать, если захочет.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты