Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по теме
Из опыта применения ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_tehnologii.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии развития познавательного
интереса и творческой активности учащихся
на уроках русского языка и литературы
Будущее уже наступило
Роберт Юнг
Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными инновационными технологиями.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Инновационный подход направлен на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик педагогов: А.Адамского (раскрепощение личности ученика), В.Шаталова, С.Лысенкова (свобода учителя), А.Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития).
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно-ориентированного обучения; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; - соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
В связи с этим, основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; - формирование личностных качеств учащихся; - выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; - развитие различных типов мышления; - формирование качественных знаний, умений и навыков.
А значит предстоит решать следующие задачи инновационного обучения:
- оптимизировать учебно-воспитательный процесс; - создать обстановку сотрудничества ученика и учителя; - выработать долговременную положительную мотивацию к обучению;
- включить учащихся в креативную деятельность; - проводить тщательный отбор материала и способов его подачи.
Технологии, которые лежат в основе инновационного обучения, помогают сделать учёбу доступной, интересной и качественной. Прежде всего, это личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, дифференцированный подход к обучению и создание ситуации успеха на уроке.
Пожалуй, нет преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение со школьниками было увлекательным и эмоциональным, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным и ярким и увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Решение данных вопросов нахожу в применении информационно-коммуникационных технологий, формирующих познавательную потребность обучаемых.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать применение ИКТ, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному.
Преимущества применения данных технологий в обучении очевидны:
1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг; разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии типа «Кирилл и Мефодий», развивающие программы);
5) проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц,
6) использование современных Интернет-ресурсов;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Поэтому я поставила перед собой цель: создать условия для активизации познавательного интереса и творческой активности на уроках русского языка и литературы через применение информационно-коммуникционных технологий.
Для достижения данной цели поставила перед собой следующие задачи:
- определить практическую направленность применения ИКТ на уроках русского языка и литературы;
- исследовать отношение учащихся к ИКТ;
- наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий.
Определение понятий
познавательный интерес и творческая активность
Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.
В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.
Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.
В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.
Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению задачи.
С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся.
Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность так, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.
Информационно-коммуникационные технологии
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий.
С появлением интерактивного оборудования в нашей школе у каждого учителя появилась прекрасная возможность оживить и разнообразить свои уроки. В моем кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. На уроках русского языка и литературы я применяю
- электронные учебники;
- наглядные пособия,
- презентации учебного материала по различным темам,
- видеофильмы и видеоклипы, авторские и созданные мной и учащимися,
- аудиофайлы, авторские и созданные мной.
Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.
Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50–70%. Применение текста, цвета, графики, анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды; возрастает объём полученной информации, углубляется её восприятие и повышается качество усвоения.
ИКТ использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Применение информационно-коммуникационных технологий нахожу не только на уроках, но и на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью собственного и школьного сайтов.
Из опыта работы применения ИКТ технологий
на уроках русского языка и литературы
Один из самых распространенных способов применения компьютера на уроках русского языка и литературы, используемый мною, - создание презентаций. Работа с презентацией возможна
- на традиционном уроке (во время лекции или беседы, сообщения/доклада ученика);
- на уроке-семинаре или конференции;
- на интегрированном уроке словесности;
- во время самостоятельной подготовки учащихся к уроку;
- во время подготовки и защиты исследовательской работы на научном обществе учащихся.
В презентации стараюсь показать самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборку электронных карт, портретов, цитат. На экран вывожу определения, которые ребята записывают в тетрадь, что позволяет не тратить времени на повторение и дает возможность рассказать больше. Таким образом, презентация даёт мне, как учителю, возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Из опыта использования презентации на уроках русского языка я заметила, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции. Такие презентации могут представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как включаются в урок на разных его этапах с временным перерывом.
Введение видеоматериалов помогает провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
• концентрация внимания;
• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
• повышение интереса к изучению предмета;
• возрастание мотивации к учёбе.
За последние годы работы была создана коллекция мультимедийных презентаций по русскому языку и литературе в 5-7 классах, часть из которых представлена на сайте http://www.uchportal.ru и на личном сайте https://sites.google.com/site/kamenevarus/
Продолжаю работу над созданием презентаций для 8 класса: «Функции русского языка в современном мире», «Словосочетание», «Односоставные предложения», ряд презентаций по теме «Устное народное творчество»: «Народные песни», «Исторические песни», «Лирические песни» и другие.
Также для активизации познавательной деятельности я использую готовые программные продукты (прикладное программное обеспечение по русскому языку «Фраза», информационный интегрированный продукт «КМ-школа», программный продукт «1С: Образование »: Морфология.Орфография. 5-6 классы, электронные приложения к слайд - комплектам по литературе для 9 - 11 кл. (Центр "Планетариум", Москва), текстовые материалы, тесты разработанные мной для уроков русского языка и литературы.
Применение Интернет-рессурсов
на уроках русского языка и литературы
При создании презентаций использую разнообразный иллюстративно-информационный материал. Современные Интернет-ресурсы позволяют учителю сократить время на поиски необходимой информации. В своей работе чаще обращаюсь к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным на сайтах ЕК ЦОР (http://school-collection.edu.ru/catalog/) и ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/), а также цифровым предметно-методическим материалам, представленным в рамках Общероссийского проекта "Школа цифрового века". Преимущество Интернет-ресурсов от СD и DVD дисков очевидно: постоянное обновление информации в соответствии с программными требованиями по разным УМК.
ЭОР нового поколения представляет собой открытые образовательные модульные системы (ОМС), которые:
● открывают Internet-доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам.
● обеспечивают практическое решение задач индивидуализации обучения за счет вариативных электронных учебных материалов.
● является электронным образовательным ресурсом.
В соответствии с Федеральной программой развития образования, разработаны модули различных предметных областей и размещены на открытых образовательных порталах.
Учебный курс, ОМС, как правило, включает не менее трех модулей: теоретический, практический, итоговый.
Информационный модуль:
К каждому модулю дается описание, из которого видно, что он соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта. Модуль совпадает с темой учебного предмета. Используется при изучении нового материала. Например, при изучении устного народного творчества в 5 классе модуль знакомит учащихся с малыми жанрами фольклора.
Каждый модуль начинается с оглавления, что позволяет выяснить, какие вопросы рассматриваются в нем. В конце урока на экран выводится вывод по данной теме урока, который озвучивается.
Практический модуль:
● Позволяет отрабатывать практические и теоретические навыки учащихся.
● Кроме того, учитывая, что не все школы имеют современное материально-техническое обеспечение, модули позволяют выполнять практические и лабораторные работы, без оборудования.
● Кроме практических заданий, существует программа–тренажер, которая позволяет проверить уровень усвоения знаний по данной теме.
Например, при изучении темы «Образ Пугачева и пугачевщины в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» практический модуль позволяет проверить уровень усвоения прочитанного текста путем решения различных заданий:
1) по иллюстрации вспомнить название главы, где впервые появляется тот, кто в дальнейшем окажется Пугачевым;
2) по предложенным эпизодам повести «Капитанская дочка» определить, какой из них заканчивается следующим признанием Гринева: «Все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»;
3) установить соответствия между героями и их описаниями и другие.
Контрольный модуль включает разнообразные задания, например:
- на знание определений и понятий по темам: «Обособление причастий»,
«Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих»,
2) работа с рисунками и схемами, например, по теме «А.С.Пушкин. Поэма «Полтава».
3) работа с кроссвордом.
Что же дает модульное обучение для учащихся?
Это возможность для каждого ученика включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность самореализоваться. Данная система обучения способствует продвижению каждого ученика на более высокий уровень обучения.
Возможности учителя при использовании модульного обучения:
● Формировать познавательную активность учащихся;
● Формирование практических умений и навыков у учащихся, при отсутствии современного материально-технического обеспечения;
● Экономия рабочего времени.
Поскольку управление учеником на уроке осуществляется через модули, то задача учителя состоит в том, чтобы четко сформулировать дидактические цели модуля.
Возможности ИКТ позволили мне использовать в соей работе в качестве инновационного учебного материала по русскому языку виртуальный урок (класс) (ЕК ЦОР), который представляет собой имитацию фрагмента учебного процесса на основе мультипликации или видео.
Наблюдая работу виртуального класса, активно участвуя в ней, дети невольно начинают подражать виртуальным ученикам, учатся обсуждать поставленные проблемы, без страха высказать ошибочное мнение, они раскрепощаются, приобретают внутреннюю свободу, в них формируется творческий подход к учебе, развивается креативность мышления. С особым интересом такие уроки проходят в 5-6 классах.
Виртуальные уроки использую в различных моделях учебного процесса:
- при фронтальной классной работе с использованием проектора или интерактивной доски (в свой урок включаю урок виртуальный, используя его как для постановки проблемы, её обсуждения, оценки учебной деятельности детей, а также как средство мультимедийной наглядности, визуализации языковых явлений);
- при самостоятельной работе в компьютерном классе (такую работу следует предварить заданиями, которые дети должны будут выполнить в процессе прохождения урока или после него);
- при проектной деятельности (урок используется как основа, модель).
Инновационный подход к обучению в уроках виртуального класса реализуется также благодаря компьютерным средствам контроля. Учитель, используя урок при работе в классе, освобождается от функций контролера – их берет на себя компьютер, «оценивающий» выполнение «Задания на 5» (например, урок «Употребление и особенности склонения числительных ОБА и ОБЕ» (фрагменты 2 и 10) или «Что такое наречие?» (фрагменты 6 и 13)).
Большую роль в формировании инновационной среды играют локальные автономные ЭОР: иллюстрации, текстовые материалы, таблицы и схемы, анимации, презентации, видеофрагменты, электронные задания и тесты С их помощью визуализируются языковые явления. Многое из того, что раньше учителю приходилось объяснять с большими трудностями, преодолевая непонимание детей абстракций, обобщений, с помощью новых средств наглядности становится доступным и прочно запоминается, так как в процессе познания участвуют все органы восприятия информации В своей работе использую различные типы локальных ЭОР по интерактивности.
Статичные (фотографии, иллюстрации, таблицы, схемы, правила, определения, тексты, представленные в цифровом формате) ЭОР являются аналогами наглядных учебных и дидактических материалов печатных изданий и имеют преимущество над ними, так как учебники и хрестоматии крайне бедны иллюстративным материалом, к тому он с годами теряет свою красочность. Использование статичных ЭОР позволяет облегчить процесс запоминания, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, «приблизить» литературного героя, оказывает сильное воздействие на память и воображение.
Большой интерес у обучающихся вызывают интерактивные ЭОР, которые обладают динамичным содержанием. Интерактивные иллюстрации, в отличие от статичных, активизируют внимание учащихся на ключевых моментах изучаемой темы за счет смены изображений и подписей к ним, добавления изобразительных и текстовых объектов, всплывающих комментариев. Данный вид ресурсов служит не только демонстрационным материалом, но и позволяет провести анализ наблюдаемого явления, построить беседу с классом.
Интерактивные иллюстрации, в отличие от статичных, активизируют внимание учащихся на ключевых моментах изучаемой темы за счет смены изображений и подписей к ним, добавления изобразительных и текстовых объектов, всплывающих комментариев.
Для активизации познавательного интереса на этапе закрепления и контроля использую в своей работе тренировочно-контролирующие материалы с различными видами заданий:
- Выбор одного правильного варианта ответа из открытого списка. Например, проверка знаний по темам «Синтаксическая роль прилагательных» или «Греческие мифы».
- Выбор нескольких правильных вариантов ответа из открытого списка.
Например, выбрать из ряда признаков сказки те, которые соответственны волшебной сказке.
3. Выбор правильного ответа из одного (нескольких) выпадающего списка.
Например, при отработке навыков правописания Ь после шипящих или повторении частей речи
4. Свободное выделение языковых единиц цветом (одним/несколькими): например, нахождение в стихотворном отрывке синонимов
5. Несвободное выделение языковых единиц цветом (одним/несколькими): например, при объяснении темы «Причастный оборот» - найти и выделить в тексте причастия.
6. Перемещение объектов. Например, при повторении жанров фольклора в 8 классе, предлагаю нанести на карту литературных жанров названия произведений или при закреплении изученного по теме «Народные песни», предлагаю соотнести народные песни с их видами: обрядовая, историческая, лирическая.
7. Задание на соответствие (распределение по группам).
Например, при проверке знания текста, учащиеся распределяют высказывания персонажей «Песни о вещем Олеге» на две колонки или выражения из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» по четырем.
8. Установление соответствий с помощью стрелок: например, при закреплении изученного по теме «Обособление причастий на письме».
9. Ввод ответа с клавиатуры. При работе над языком произведения учащимся предлагается вставить пропущенные эпитеты в отрывок из «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина
10. Рисованные задания.
Соотнести названия басен И.А.Крылова и персонажей или расставить в порядке развития сюжета иллюстрации к сказке «Белаяуточка».
11. Задания-алгоритмы: например, при отработке пунктуационных навыков в сложносочиненных предложениях.
ИКТ и здоровьесбережение
Любое техническое средство не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ним разрешается работать не более 20 минут. Поэтому необходимо применение здоровьесберегающих технологий. К тому же одной из приоритетных задач Стандарта второго поколения становится сбережение и укрепление нравственного, психологического и физического здоровья обучающихся.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание применению здоровьесберегающих технологий.
Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? В своей работе, прежде всего, не допускаю перегрузки учеников, учитываю интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. При планировании урока включаю зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров:
1. Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана. Например, на уроке развития речи по картине А.М.Герасимова (6 класс) предлагаю учащимся физминутку для глаз. Дети следят за появляющимися на экране дождевыми каплями, время такой зарядки-1-2 минуты.
2.Разрядка с использованием различного вида движения.
Для глаз и шейного отдела провожу гимнастику «Бинокль». Предлагаю детям отыскать, например, наречие.
- Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Какие наречия отыскали? Приведите примеры.
Слуховой диктант с сигнальными карточками. Дети поочередно поднимают вверх то правую, то левую руки в зависимости от ответа.
3. Музыкальные паузы. (Тема: «Морская тематика в творчестве К.М.Станюковича»)
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу различные физминутки. Этот вид деятельности очень нравится детям. Но для начала провела опрос среди учащихся 5-6 классов: «Физминутки на уроках мешают или помогают?» Ответы были следующие:
- помогают преодолевать сонливость - 38%;
- повышают работоспособность - 30%;
- создают хорошее настроение - 27%;
- мешают уроку - 5%.
Таким образом, обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный фон.
Кроме того, провожу эмоциональную разрядку (слушание музыки, просмотр видеоклипов, отрывков из видеофильмов). Также можно вспомнить смешной случай из жизни класса или зачитать несколько предложений из рубрики « Из ваших сочинений».
Применение ИКТ находит место и во внеурочной деятельности обучающихся. Дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет, создают тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию познавательного интереса и творческой активности учащихся, творческого потенциала учителя, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования
Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)
Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...
Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности
В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...
Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы
материал содержит обобщение опыта работы по проблеме "Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы"...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Активизация творческой и познавательной активности на уроках русского языка и литературы
Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей...
Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы
Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...