"Вологодское словечко"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Изучение диалектных слов на материале "Словаря вологодских говоров" в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vologodskoe_slovechko.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме:
«Вологодское словечко»
(Изучение диалектных слов на материале «Словаря вологодских говоров»)
Урок проводится в 10 классе в рамках повторения темы «Лексика».
- Рыжикова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа» Верховажского муниципального района Вологодской области.
- Цели и задачи:
- Привлечь внимание школьников к такой разновидности языка, как территориальные диалекты, показать специфику этой разновидности.
- Формировать умение пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова.
3. Познакомить обучающихся со «Словарем вологодских говоров».
4. Формировать умение определять уместность – неуместность
использования диалектных слов в обиходной речи, в художественном
произведении.
- тексты, предварительно написанные на доске;
- презентация: «Односоставные предложения» в программе Microsoft Office PowerPoint 2007;
- комплект карточек с предложениями из художественных произведений.
- 1 урок: 45 минут
Ход урока
I. Урок начинается с записи текста под диктовку.
В.И.Даль не был филологом, языковедом по образованию, он стал им по призванию, так любил и понимал русский язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. Он не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек за всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие, понятные всякому человеку на Руси, а были – местные: их знали и понимали жители одного края.
В Вологодской губернии пчелу называли «медуница», кнут – «витень», зеркальце – «глядильце».
. Вопросы и задания к тексту.
- Что известно вам о В.И.Дале?
- Какой словарь создал В.И.Даль?
- Как вы понимаете фразу «умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово»?
- Почему важно развивать в себе умение вслушиваться и вдумываться в слова?
- Как называются местные слова, о которых говорится в тексте?
- Что можно сказать, опираясь на текст, о причинах появления таких слов в языке?
- Приведите примеры диалектных и общеупотребительных слов из текста.
- Как вы думаете, почему диалектное слово обычно имеет синоним в общеупотребительной лексике?
- Прокомментируйте орфографическое и пунктуационное оформление текста.
II. Работа с текстом стихотворения О.Фокиной.
Этот бает, а другой – гутарит.
Примечай! Ответствуй! Привечай!
Вологодских говоров словарик
Мне попался как-то невзначай.
Я его из рук не выпускаю,
С ним общаюсь ночи напрлет!
До того говорюшка баская –
Прямо к сердцу ластится и льнет.
Засмеяться можно и заплакать,
Захмелеть – настой такой густой!
Он ведь и архангельский, однако,
И уральский он, и костромской.
Русский он. В беспамятстве событий
Чуждого, оранного вкусив,
Всяк заблудший, но хотящий ыйти,
Выходи – на говор! Он – еси.
Беседа с обучающимися:
- О чем рассуждает в своем стихотворении О.Фокина?
- Какие слова могут быть непонятны для читателя?
- В каком из известных вам словарей могли бы быть помещены эти слова?
- Откройте «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, найдите толкование этих слов, запишите их в тетрадь (слова «говорюшка» в словаре В.И.Даля нет).
III. Знакомство со «Словарем вологодских говоров».
«Словарь вологодских говоров» создается Вологодским государственным педагогическим университетом с 1983 года. Выходит отдельными выпусками и строится на материале картотеки, составляемой с 60-ых годов XX столетия по настоящее время. Для того чтобы пополнять картотеку, студенты и преподаватели филологического факультета ВГПУ организуют экспедиции в районы области, ведут беседы с жителями деревень, записывают диалектные слова, как когда-то слово за словом записывал для своего словаря В.И.Даль.
- Найдите в первом выпуске «Словаря вологодских говоров» слова, родственные слову «говорюшка», прочитайте словарные статьи. На основании этого установите значение слова «говорюшка».
- Что мы узнаем о слове из этой словарной статьи? Обратим внимание на то, что, кроме лексического значения, можно узнать грамматические признаки слова, как в любом толковом словаре. Какие? ( это слово женского рода, изменяется по падежам, числам, в родительном падеже единственного числа имеет окончание –И. Также указано место, где слово записано, т.е. указана география этого слова)
- Полистайте словарь и зачитайте те словарные статьи, которые привлекут ваше внимание.
- В словаре имеются рисунки. Рассмотрите их, выясните значения диалектных слов, которые встретились в объяснениям к рисункам.
IV. Заключительный этап урока:
- Как вы думаете, с какой целью составляются словари диалектных слов? С какой целью эти слова сохраняются? С какой целью мы обращаемся к изучению этих слов?
- Послушаем мнение ученого. Обучающиеся читают высказывание Г.Мельниченко, формулируют основную мысль этого текста, записывают его.
Для чего, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины, которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях. Архивах, научных библиотеках…
Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти сокровища.
-Вернитесь к стихотворению О.Фокиной, соотнесите его со словами Г.Мельниченко. Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения О.Фокиной? Что значат слова «Выходи – на говор! Он – еси!»?»
V.Домашнее задание на выбор:
- найти в рассказах В.Тендрякова, В.Белова предложения с диалектными словами, выписать их, найти толкование в словаре;
- составить свой словарик диалектных слов, которые встречаются в речи бабушек, дедушек;
- подготовить развернутый ответ на вопрос «О чем поведал «Словарь вологодских говоров»? ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Добавь словечко"
Трудности в обучении русскому языку нередко связано с нарушениями слухового восприятия. Это не означает снижения физиологического слуха, этого слуха вполне достаточно для обычной жи...
Вологодское словечко
Методическая разработка урока по теме:«Вологодское словечко»(Изучение диалектных слов на материале «Словаря вологодских говоров»)Урок проводится в 10 классе в рамках повторения темы «Лекси...
Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.
В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...
Образовательная технология по преодолению межъязыковой интерференции детей-инофонов старшего дошкольного возраста "Ты - словечко, я - словечко"
Технология по обучению детей-инофонов старшего дошкольного возраста русскому языку: способы и методы преодоления межъязыковой интерференции, имеющейся у двуязычных воспитанников...
Проект "Раз - словечко, два - словечко"
Проект по развитию речи....
Программа по развитию речи "Раз-словечко, два-словечко"
Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ и направлена на развитие речи таких обучающихся. Программой можно воспользоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности....
Программа "Раз - словечко, два - словечко"
Программа для старших дошкольников по развитию речи...