"Вологодское словечко"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Рыжикова Ольга Ивановна

Изучение диалектных слов на материале "Словаря вологодских говоров" в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vologodskoe_slovechko.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме:

«Вологодское словечко»

(Изучение диалектных слов на материале «Словаря вологодских говоров»)

Урок проводится в 10 классе в  рамках повторения темы «Лексика».

  1. Рыжикова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы
  2. Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа» Верховажского муниципального района Вологодской области.
  1. Цели и задачи:
  1. Привлечь внимание школьников к такой разновидности языка, как территориальные диалекты, показать специфику этой разновидности.
  2. Формировать умение пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова.

     3.      Познакомить обучающихся со «Словарем вологодских говоров».

     4.     Формировать умение определять уместность – неуместность    

             использования диалектных слов в обиходной речи, в художественном          

             произведении.

       

  1. Обеспечение:  
  1. тексты, предварительно написанные на доске;
  2. презентация: «Односоставные предложения» в программе Microsoft Office PowerPoint 2007;
  3. комплект карточек с предложениями из художественных произведений.
  1. 1 урок: 45 минут

Ход урока

I. Урок начинается с записи текста под диктовку.

        В.И.Даль не был филологом, языковедом по образованию, он стал им по призванию, так любил и понимал русский язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. Он не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек за всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие, понятные всякому человеку на Руси, а были – местные: их знали и понимали жители одного края.

        В Вологодской губернии пчелу называли «медуница», кнут – «витень», зеркальце – «глядильце».

. Вопросы и задания к тексту.

- Что известно вам о В.И.Дале?

- Какой словарь создал В.И.Даль?

- Как вы понимаете фразу «умел  вслушиваться, вдумываться в живое народное слово»?

- Почему важно развивать в себе умение  вслушиваться и вдумываться в слова?

- Как называются местные слова, о которых говорится в тексте?

- Что можно сказать, опираясь на текст, о причинах появления таких слов в языке?

- Приведите примеры диалектных и общеупотребительных слов из текста.

- Как вы думаете, почему диалектное слово обычно имеет синоним в общеупотребительной лексике?

- Прокомментируйте орфографическое и пунктуационное оформление текста.

II. Работа с текстом стихотворения О.Фокиной.

Этот бает, а другой – гутарит.

Примечай! Ответствуй! Привечай!

Вологодских говоров словарик

Мне попался как-то невзначай.

Я его из рук не выпускаю,

С ним общаюсь ночи напрлет!

До того говорюшка  баская –

Прямо к сердцу ластится и льнет.

Засмеяться можно и заплакать,

Захмелеть – настой такой густой!

Он ведь и архангельский, однако,

И уральский он, и костромской.

Русский он. В беспамятстве событий

Чуждого, оранного вкусив,

Всяк заблудший, но хотящий ыйти,

Выходи – на говор! Он – еси.

 Беседа с обучающимися:

- О чем рассуждает в своем стихотворении О.Фокина?

- Какие слова могут быть непонятны для читателя?

- В каком из известных  вам словарей могли бы быть помещены эти слова?

- Откройте «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, найдите толкование этих слов, запишите их в тетрадь (слова «говорюшка» в словаре В.И.Даля нет).

III. Знакомство со «Словарем вологодских говоров».

        «Словарь вологодских говоров» создается Вологодским государственным педагогическим университетом с 1983 года. Выходит отдельными выпусками и строится на материале картотеки, составляемой с 60-ых годов XX столетия по настоящее время. Для того чтобы пополнять картотеку, студенты и преподаватели филологического факультета ВГПУ организуют экспедиции в районы области, ведут беседы с жителями деревень, записывают диалектные слова, как когда-то слово за словом записывал для своего словаря В.И.Даль.

- Найдите в первом выпуске «Словаря вологодских говоров» слова, родственные слову «говорюшка», прочитайте словарные статьи. На основании этого установите значение слова «говорюшка».

- Что мы узнаем о слове из этой словарной статьи? Обратим внимание на то, что, кроме лексического значения, можно узнать грамматические признаки слова, как в любом толковом словаре. Какие? ( это слово женского рода, изменяется по падежам, числам, в родительном падеже единственного числа имеет окончание –И. Также указано место, где слово записано, т.е. указана география этого слова)

- Полистайте словарь и зачитайте те словарные статьи, которые привлекут ваше внимание.

- В словаре имеются рисунки. Рассмотрите их, выясните значения диалектных слов, которые встретились в объяснениям к рисункам.

IV. Заключительный этап урока:

- Как вы думаете, с какой целью составляются словари диалектных слов? С какой целью эти слова сохраняются? С какой целью мы обращаемся к изучению этих слов?

- Послушаем мнение ученого. Обучающиеся читают высказывание Г.Мельниченко, формулируют основную мысль этого текста, записывают его.

Для чего, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в  литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины, которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях. Архивах, научных библиотеках…

        Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти сокровища.

-Вернитесь к стихотворению О.Фокиной, соотнесите его со словами Г.Мельниченко. Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения О.Фокиной? Что значат слова «Выходи – на говор! Он – еси!»?»

V.Домашнее задание на выбор:

- найти в рассказах В.Тендрякова, В.Белова предложения с диалектными словами, выписать их, найти толкование в словаре;

-  составить свой словарик диалектных слов, которые встречаются в речи бабушек, дедушек;

- подготовить развернутый ответ на вопрос «О чем поведал «Словарь вологодских говоров»?  ». 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Добавь словечко"

Трудности в обучении русскому языку нередко связано с нарушениями слухового восприятия. Это не означает снижения физиологического слуха, этого слуха вполне достаточно для обычной жи...

Вологодское словечко

Методическая разработка урока по теме:«Вологодское словечко»(Изучение диалектных слов на материале «Словаря вологодских говоров»)Урок проводится в 10 классе в  рамках повторения темы «Лекси...

Социальный проект "Доброе словечко в каждое сердечко"

Друзья мои, внушайте людям веру.И чаще говорите: «Добрый день!».И следуйте хорошему примеруПродлите добрым словом жизнь людей!(В. Боков)Самым безопасным местом для человека, как прав...

Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.

В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...

Образовательная технология по преодолению межъязыковой интерференции детей-инофонов старшего дошкольного возраста "Ты - словечко, я - словечко"

Технология по обучению детей-инофонов старшего дошкольного возраста русскому языку: способы и методы преодоления межъязыковой интерференции, имеющейся у двуязычных воспитанников...

Проект "Раз - словечко, два - словечко"

Проект по развитию речи....

Программа по развитию речи "Раз-словечко, два-словечко"

Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ и направлена на развитие речи таких обучающихся. Программой можно воспользоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности....