Программа по развитию речи "Раз-словечко, два-словечко"
рабочая программа (5 класс)

Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ и направлена на развитие речи таких обучающихся. Программой можно воспользоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Введение.

 Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.

I. Пояснительная записка.

У всех, кто работает с детьми, не вызывает сомнения тот факт, что построить процесс обучения без интереса к нему со стороны детей, просто невозможно. Поскольку основной формой обучения в школе является всё же урок, его насыщенность не всегда позволяет ответить на все детские вопросы, показать им богатство родного языка, раскрыть его «тайны», научить грамотно пользоваться им.

Работая по программе коррекционной школы, я обратила внимание на отсутствие в ней очень интересных и важных, на мой взгляд, тем. Чтобы восполнить данные «пробелы» в программе обучения возникла необходимость в дополнительных занятиях. И в этом случае на помощь пришло дополнительное образование, являющееся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Программа «Раз-словечко, два-словечко» разработана в рамках дополнительного образования и носит характер творческих занятий по предметам «письмо» и «чтение». Одним из элементов привлекательности данной программы является включение в неё игровых приёмов, что является одним из обязательных компонентов при работе с учащимися среднего звена коррекционной школы. Вместе с тем понимание того, что широкое привлечение игровых элементов  не должно снижать обучающей, развивающей и воспитывающей роли программы, даёт возможность применить и элементы научности, исследования, элементы проектной деятельности, театрализации.

При отборе материала к занятиям я, прежде всего, ориентировалась на индивидуальные особенности наших детей, на связь с программным материалом по письму и развитию речи, а также учитывала необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном, общим и средним образованием.

Воспитание интереса к родному языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь. А знание своего языка создаёт условия для успешного освоения всех учебных предметов. Поэтому особое внимание на занятиях будет обращаться на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Программа «Раз-словечко, два-словечко» позволит показать учащимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамматики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, формирования коммуникативных навыков и социально значимых жизненных компетенций учащихся. В процессе занятий школьники смогут увидеть «волшебство» знакомых слов, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Для успешного проведения занятий будут использоваться разнообразные виды деятельности: игровые элементы, работа с пословицами, поговорками, раздаточным и наглядным материалом, рифмовками, считалками, чистоговорками и т.д.

Считаю, что разработанная мною программа позволит удовлетворить желание детей узнать нечто новое о родном языке, а предлагаемые содержание и методы обучения будут содействовать приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках письма и чтения, обеспечат единство развития, воспитания и обучения.

Программа «Раз-словечко, два-словечко» разработана и реализуется в рамках деятельности областной экспериментальной площадки по теме «Дополнительное образование как условие формирования жизненной компетентности у детей с недостатками интеллектуального развития».

II. Цель и задачи курса.        

Цель курса: расширение, углубление и закрепление у учащихся знаний по письму, развитие коммуникативных компетенций и практических навыков работы со словом, навыков творческой работы.

 Задачи курса:        

Обучающие:        

  • развивать интерес к родному языку как учебному предмету;
  • пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной днеятельности;
  • развивать мотивацию к обучению;
  • развивать творческие способности учащихся и обогащать их словарный запас;
  • совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
  • углублять и расширять знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру общения с книгой;
  • формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления и общения.

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться справочной литературой, источниками информации;
  • учить организации личной и коллективной деятельности.

III. Особенности программы.        

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Курс кружковой работы позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий.

  • беседы;
  • практические занятия с элементами игр, применением дидактических и раздаточных материалов;
  • чтение и анализ небольших текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.

В каждом занятии прослеживается три этапа: игровая, теоретическая, практическая.

V. Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология;
  • технология здоровьесбережения;
  • технология личностно-ориентированного обучения.

Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения, а также необходимостью здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях развития универсальных учебных действий и личностных компетенций учащихся.

Личностные результаты:

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;
  • воспитывать в себе чувство прекрасного- умение чувствовать красоту слова, стремиться к совершенствованию своей речи;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.;
  • договариваться с товарищами совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им.

 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:        

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, на иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
  • подробно пересказывать небольшие тексты (преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания и фиксации информации;
  • учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных речевых задач, владеть монологической и диалогической речью;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения.

VI. Описание места курса в учебном плане.

Сроки реализации программы:1 год (30 часов, 1 час в неделю).

Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса.

По виду программа является модифицированной.

VII. Предполагаемые результаты.

К концу учебного года учащиеся должны владеть следующими знаниями и умениями:

Знать:

-что такое лексическое значение слова;

- что такое рифма;

- что такое синонимы, омонимы, антонимы;

- что такое анаграмма и метаграмма;

- что такое устаревшие и новые слова;

- что такое «крылатое выражение»;.

Уметь:

- находить устаревшие слова;

- находить ошибки в словах;

-  подбирать синонимы, омонимы и антонимы;

- работать с текстом художественного произведения;

 - работать со словарём, Интернет;

- подбирать рифмы к словам;

- вести диалог;

- составлять небольшие разножанровые тексты.

Предполагается участие кружковцев в различных творческих конкурсах, мероприятиях, организация мероприятий для учащихся начальных классов, выпуск книжек-малышек и др.

VIII. Материальная база.        

- наличие словарей;

- наличие карточек с играми и заданиями;

- наличие текстов для работы;

- подборка видеофрагментов;

- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

- компьютер, принтер, сканер, мультимедиа.        

IX. Тематическое планирование. Содержание программы.

Тематическое планирование. (30 часов)        

Тема занятия

Количество часов

1

Сказочное царство слов.

1

2-3

Путешествие в Страну слов.

2

4-5

Чудесные превращения слов.

2

6-7

В гостях у слов-родственников.

2

8-9

Добрые слова.

2

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11-12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14-15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова-антонимы.

1

17

Слова-омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19-20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26-27

Трудные слова.

2

28-29

Анаграммы и метаграммы.

2

30

КВН «Раз-словечко, два-словечко»

1

                                                    Итого

30 часов

Содержание занятий.

Занятие 1. Сказочное царство слов.(1 ч.)

Беседа о красоте народной речи. Чтение произведений устного народного творчества. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Занятие 2-3. Путешествие в Страну слов.(2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова-братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с текстом Н.Надеждиной «Снежные слова».

Занятие 4-5.Чудесные превращения слов. (2ч.)

Даётся представление о том, как могут превращаться слова. Игра «Сбежавшая буква».

Игра «Найди заблудившуюся букву». Разгадывание загадок. Шарады.

Занятие 6-7. В гостях у слов-родственников.(2 ч.)

Знакомство с группами родственных слов. Работа со стихотворением Е.Измайлова О странном саде с необыкновенным урожаем». Рисование дерева родственных слов.

Занятие 8-9. Добрые слова. (2ч.)

Беседа о богатстве родного языка «добрыми» словами. Работа со стихотворением В.Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Занятие 10. Экскурсия в прошлое.(1ч.)

Знакомство со словами историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа «Объясни древнее слово»

Занятие 11-12. Новые слова в русском языке. (2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?». Неологизмы в родном языке. Нахождение новых слов в тексте. Придумывание небольшого рассказа с вымышленными словами.

Задание 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами. Иллюстрирование заимствованных слов. Работа со стихотворением С.Я.Маршака «Признаки слов-пришельцев».

Занятие 14-15. Синонимы в русском языке. (2ч.)

Знакомство со словами-синонимами. Работа с иллюстрациями. Работа со стихотворением А.Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова-синонимы». Нахождение в тексте слов-синонимов.

Занятие 16. Слова-антонимы. (1ч.)

Знакомство со словами-антонимами. Работа с текстом Л.Н.Толстого «Лебеди». Нахождение антонимов. Игра «Подбери антоним».

Занятие 17. Слова-омонимы. (1ч.)

Роль омонимов в языке. Работа с рассказом И.Туричина «Есть». Игра «Докажите…» Чтение рассказа Н.Сладкова «Овсянка».

Занятие 18. Крылатые слова. (1ч.)

Что такое «крылатые выражения». Подбор «крылатых выражений» в названиях текстов. Слова в переносном выражении. Работа со стихотворением Н.Силкова «Прикуси язык» и В.Орлова «Ни пуха, ни пера».

Занятие 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Что такое орфограмма. Игра «Исправь ошибку». Нахождение ошибок в тексте. Игра «Произноси правильно». Инсценировка миниатюры П.Реброва «Кто прав?».

Занятие 21-22. В стране Сочинителей. (2ч.)

Беседа о рифмах. Ра бота с загадками. Нахождение простейших рифм. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказки о добре и зле.

Занятие 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)

Знакомство с понятием «Красноречие». Чтение текстов, их анализ. Пересказ отрывка. Собственные упражнения в создании речей различной тематики.

Занятие 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Выполнение творческих заданий для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Занятие 26-27. Трудные слова.(2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссвордов и иллюстрирование словарных слов.

Занятие 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм. Чтение произведений, где используются анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан-налим, актёр-тёрка, ароза упала на лапу Азора). Иллюстрирование анаграмм и метаграмм.

Занятие 30. КВН «Раз-словечко, два-словечко». (1ч.)

Командное соревнование на проверку полученных знаний.

        

Литература.        

1. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание.        

2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение.        

3. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО Издательство «Арго», 1996        

4. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ».

5.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальной школе. Москва «Просвещение».

6. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен».

7. Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва «Просвещение».

8. Журнал «Начальная школа».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДОМИСОЛЬКА» ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

       Обучающая программа «Домисолька» ориентирована на разви­тие музыкальности детей, начиная с 4-летнего возраста, поскольку совре­менная наука признает раннее детс...

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Адаптированная программа по развитию речевого слуха у обучающихся 5-9 классов со сложными нарушениями в развитии (глухота и интеллектуальными нарушениями)

Программа составлена с учетом особенностей развития глухих детей с интеллектуальными нарушениями. Целью формирования и развития речевого слуха является, также как и у глухих детей с сохранным интеллек...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации примерной парциальной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ№ п/пРаздел Страница 1.Целевой раздел  1.1Пояснительная записка31.2Цель программы51.3Методические принципы построения программы51.4Условия реализации программы61.5Целевые ориентиры72.Ор...