Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Сивакова Армине Самвеловна

Содержание рабочей программы:

1. Пояснительной записки.

2. Требования к уровню подготовки учащихся.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание тем учебного курса.

5. Контроль уровня обученности.

6. Перечень литературы и средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_russkiy.docx81.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план;  перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Назначение программы:

  1. улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
  2. реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  1. отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
  2. сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
  3. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Цели обучения русскому языку: 

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

  1. формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
  1. Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
  1. формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
  1. формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
  1. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
  1. развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  2. формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
  3.  совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

В учебном плане предусмотрено  136 часов на изучение русского языка в VII классе.

Принцип построения – концентрический

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. здоровьесберегающие технологии;
  5. технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  6. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы организации образовательного процесса: 

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок-лекция, урок-игра, урок-блок, урок-исследование,  урок развития речи.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- продолжение текста;

- редактирование;

- конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

- создание портфолио для подготовки к ГИА.

Виды работ по развитию связной речи

Сопоставление текстов, написанных в различных типах и стилях речи.

Выделение структурных частей рассказа, рассуждения.

Составление сложного плана. Устный и письменный пересказ (изложение) – подробный, сжатый, с заданием ввести в текс описание пейзажа, портрета героя.

Устные рассказы-сопоставления по двум картинам.

Сочинение – описание интерьера, природы, местности, процесса труда (по картине, по личным впечатлениям и наблюдениям).

Сочинение повествовательного характера на основе данного сюжета (в том числе с использованием картины, кадра кинофильма, кинофрагмента).

Сочинение на данную тему о летнем отдыхе, походе, экскурсии, помощи взрослым, подвиге (на основе прочитанных книг, просмотренных кино- и телефильмов), о родной стране, об охране природы, здоровья, о физкультуре и спорте, памятниках культуры, искусства…

Ответы-рассуждения по изученным грамматическим темам (например, о различии между действительными и страдательными причастиями и т.п.).

Заметка в стенгазету.

Формы контроля:

  1. индивидуальный устный опрос;
  2. фронтальный опрос;
  3. опрос с помощью перфокарт;
  4. выборочная проверка упражнения;
  5. взаимопроверка;
  6. самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
  7. различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  8. виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  9. составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  10. наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  11. изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  12. написание сочинений;
  13. письмо под диктовку;
  14. комментирование орфограмм и пунктограмм.

Формы текущего контроля знаний в 7 классе: использование различных форм диктантов (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинений (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложений (выборочное, подробное, сжатое), тестов, комплексный анализ текста.

Формы промежуточной аттестации в 7 классе:

  1. тест;
  1. диктант с грамматическим заданием.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:        

знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
Речевая деятельность:

Аудирование:        

  1. адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  2. выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
  3. составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и пись менный);
  4. обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказываниия одноклассника;

Чтение:

  1. дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста,  выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
  2. находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
  1. проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
  2. составлять тезисный план исходного текста;
  3. владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
  4. прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

Говорение:

  1. сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
  2. создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
  3. строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
  4. формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
  5. размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного  литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении в речевой ситуации;

Письмо:        

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и

выразительные языковые и речевые средства;

-создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, лаконичности  и выразительности речи;

 - писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного  характера;

 -соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского

литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

-уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в ином тексте;

-использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

-        редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

Текст:

-        анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

  1. рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
  2. устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
  3. определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста,  средства связи предложений в тексте;

Фонетика и орфоэпия:

-        проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

-определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

- доставлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

Лексикология и фразеология:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство установления неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

Морфология:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и выполнять  морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения морфологического анализа предложения;

Орфография:

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

Синтаксис и пунктуация:

  1. составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и  по предложенной схеме;
  2. определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
  3. различать и конструировать сложные предложения с  союзами;
  4. использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
  5. соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  6. устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
  7. самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во

часов

 (всего)

В том числе контрольных

В том числе развитие речи

В том числе региональный компонент

Введение

2

1

Повторение пройденного в V- VI классах

12

1

1

2

Морфология. Орфография. Культура речи

69

5

12

5

Причастие

29

3

5

1

Деепричастие

11

1

2

-

Наречие

23

1

4

2

Категория состояния

6

-

1

2

Служебные части речи. Культура речи

42

3

3

4

Предлог

11

1

1

1

Союз

13

1

1

2

Частица

13

1

1

1

Междометие. Звукоподражательные слова

4

-

-

-

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

11

2

2

2

ИТОГО

136

11

18

14

Планирование прохождения программы

РР

РК

КР

Всего

I четверть

4

3

2

32

II четверть

6

2

3

32

III четверть

5

5

2

40

IV четверть

3

4

4

32

Всего:

18

14

11

136

Содержание программы учебного предмета

Наименование раздела

Основные изучаемые вопросы

1.

Введение.  Русский язык как развивающееся явление.

 Группы славянских языков

2.

Повторение пройденного

 в 5-6 классах

 Разделы науки о языке. Синтаксис. Синтаксический разбор Пунктуация. Пунктуационный разбор. Л ексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетические опознавательные признаки орфограммы-буквы. Фонетический разбор. Словообразование и орфография. Повторение орфограмм в морфемах. Морфемный и словообразовательный разбор.Текст. Средства связи предложений в тексте. Культура работы с текстом. Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль и его жанры: статья, интервью, очерк. Морфология и орфография. Правописание «ь» после шипящих на конце различных частей речи. Правописание  окончаний изменяемых частей речи. Морфологический разбор слова.

3.

Причастие

Повторение сведений о глаголе, полученных в 5-6 классах. Причастие как особая форма глагола. Грамматические признаки причастий. Публицистический стиль. Обучение сочинению   публицистического стиля на морально-нравственную тему «Люби и охраняй природу» Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности.Действительные и страдательные причастия Полная и краткая форма страдательных причастий. Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Гласные перед «н» и «нн»   в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Слитное и раздельное написание «не» с причастиями. Буквы «е» и «ё» после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Морфологический разбор причастия.

4.

Деепричастие

Деепричастие как особая форма глагола. Глагольные и наречные свойства деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте Раздельное написание «не» с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида и их образование. Деепричастия совершенного вида и их образование. Обучение сочинению-рассуждению на основе предложенного текста ( в рамках подготовки к ГИА) .Морфологический разбор деепричастия. Повторение изученного в теме «Причастие».

5.

Наречие

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Смысловые Степени сравнения наречий и способы их образования.группы наречий. Морфологический разбор наречия. Правописание «не» с наречиями  на -о  и -е. Правописание приставок «не» и «ни» в наречиях. Одна и две буквы «н» в наречиях   на - о и - е. Буквы «о» и «е» после шипящих на конце наречий. Буквы «о» и «а» на конце наречий с приставками на из-, до-, с-. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква «ь» после шипящих на конце наречий.

6.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Обучение сочинению на лингвистическую тему (в рамках подготовки к ГИА)

7.

Служебные части речи. Предлог

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

8.

Союз

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Знаки препинания перед союзами в простом и сложном предложении. Сочинительные союзы, их группы. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении. Подчинительные союзы, их значения. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами. Отличие союза также от наречия с частицей. Морфологический разбор союза. Повторение сведений о предлогах и союзах

9.

Частицы

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение на письме частиц не и приставки не. Обучение сочинению – рассказу по данному сюжету.

10.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Повторение и систематизация   пройденного в 7 классе.

Русский язык и разделы науки о нем. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Орфография. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов и окончаний. Синтаксис. Простое предложение, осложненное причастным оборотом. Простое предложение, осложненное деепричастным оборотом. Пунктуация. Знаки конца предложения. Знаки выделения и обособления.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Русский язык как развивающееся явление

Повторение пройденного  в V и VI классах

Причастие

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причастия с суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

НЕ с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.  

Правописание не с наречиями на -о и -е; НЕ- и НИ- в наречиях.

Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -О и -А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы

Служебные части речи. Культура речи

Предлог

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.          

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).         Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги В, НА, С, ИЗ. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в VII классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

«Русская словесность» Р.И. Альбеткова (17 часов)

  1. Слово и словесность.
  2. Разновидности употребления языка: разговорный и литературный язык.
  3. Разновидности употребления языка: разговорный и литературный язык.
  4. Язык художественной литературы
  5. Формы словесного выражения
  6. Стилистические возможности лексики и фразеологии
  7. Стилистические возможности грамматики
  8. Стиль художественной словесности
  9. Стилизация и пародия
  10. Устная народная словесность, ее виды и жанры
  11. Духовная литература, ее виды и жанры
  12. Эпические произведения, их своеобразие и виды
  13. Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды
  14. Взаимовлияние произведений словесности (подведение итогов)

Учебно-методическое обеспечение:

Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 304 с.

Основными формами контроля знаний и умений

обучающихся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
    словарно-орфографический, с
     грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).
  2. Комплексный анализ текста.
  3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку, по опорным словам).
  4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
  5. Тест.
  6. Словарный диктант.
  7. Терминологический диктант.
  8. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
  9. Устное монологическое высказывание на лингвистическую и свободную тему.

Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

11. http://www.svetozar.ru/

Приложение

Входная контрольная работа (диктант) по повторению изученного в 5-6 классах

Все время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звезды усеивают темное небо и блестят чисто и нежно.

   Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву.

   Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлетом пернатых в далекие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.

   Черными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.

   «До свидания, осень», - говорим мы и приветствуем приход зимы.

                                                       (119 слов)

Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание причастий»

    Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги.

                                                        (117 слов)

Контрольная работа (тестирование) по теме «Причастие»

                                х

1. Найти словосочетание «прич.+сущ.».

а) шумный класс;

б) дремучий лес;

в) спелый крыжовник;

г) шумящий ручей.            х

2. Указать словосочетание «прич.+сущ.».

а) освещенный лампой;

б) увлекающийся человек;

в) стелющийся туман;

г) дремлющего озера.

3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего времени:

а) –уч-; б) –ем-; в) –енн-; г) –ющ-; д) –вш-; е) –ящ-.

4. В каких случаях следует писать суффикс –ущ-?

а) хвал..ийся успехами;

б) дыш..ий в трубку;

в) хлопоч..ий о детях;

г) держ..ий знамя.

5. В каких случаях следует писать е?

а) слыш..вший разговор;

б) наде..вшийся на удачу;

в) насто..нный чай;

г) замеч..нная опечатка.

6. В каких случаях следует писать нн?

а) плете..ая из веток корзина;

б) трава скоше..а;

в) некраше..ый стол;

г) разброса..ые вещи.

7. В каком сочетании не пишется раздельно?

а) (не)просохшая земля;

б) картина (не)окончена;

в) (не)усиливающийся, а затихающий дождь;

г) (не)крашеный забор.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

а) груженый вагон – страд. причастие прошед. времени;

б) висячий замок – действ. причастие прошед. времени;

в) накрытый стол – страд. причастие прошед. времени;

г) лающая собака – имя прилагательное.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется е.

а) луж..к;

б) свинц..вый;

в) реш..нный;

г) руч..нка.

10.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.

б) В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.

в) Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.

г) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.

11.От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?

а) есть;

б) слышать;

в) бить;

г) жевать.

12.В каком предложении нарушена литературная норма?

а) Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.

б) Рокочущее вдали море вызывало тревогу.

в) Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.

13. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

а) –енн-; б) –вш-; в) –т-; г) –им-; д) –ем-; е) –ущ-.

14. В каких случаях следует писать суффикс –ющ-?

а) бор..щийся за первенство;

б) клокоч..щий океан;

в) клее..аяся бумага;

г) стро..ийся стадион.

15. В каких случаях следует писать е?

а) затее..вший спор;

б) завис..щий от родителей;

в) сдерж..нный шепот;

г) закле..нный конверт.

16. В каких случаях следует писать одну букву н?

а) собра..ый урожай;

б) деревья подреза..ы;

в) некоше..ый луг;

г) заплете..ая коса.

17. В каком сочетании не пишется слитно?

а) еще (не)обжитый край;

б) (не)погасший костер;

в) ничем (не)нарушаемая тишина;

г) трава (не)скошена.

18. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

а) горящие дрова – имя прилагательное;

б) несжатые колосья – страд. причастие прошед. времени;

в) заросший пруд – имя прилагательное;

г) написанное письмо – действ. причастие прошед. времени.

19. Найти слово, в суффиксе которого пишется о.

а) окруж..нный;

б) плюш..вый;

в) девч..нка;

г) вооруж..нный.

20.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.

б) Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.

в) Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.

г) Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.

21.От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

а) кричать;

б) рассматривать;

в) заполнять;

г) перечитывать.

22.В каком предложении нарушена литературная норма?

а) Ребята, сделавшие модели, были премированы.

б) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.

в) Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.

Критерии оценки:

 «5» -  20 – 22 балла

                                                  «4» -  17 – 19 баллов

                                                  «3» -  13 – 16 баллов

                                                  «2» -  0 – 12 баллов

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

г

а

г

в

г

а, г

б, в

в

в

а

б

в

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

г

а

г

б, в

б

б

в

а

а

в

Контрольная работа (тест) по теме «Деепричастие»

1. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) проложенный геологами;

б) написал письмо;

в) закрыв книгу.

2. Какие морфемы указывают на деепричастие?

       ^       ^^         ^ ^                ^

а) -л-; б) -яв; в) -явш[ий]; г) -ну[ть].

3. В каком случае не следует писать слитно?

а) (не)построив;

б) (не)навидя;

в) (не)рассчитывая;

г) (не)освещая.

4. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) расплетая косы;

б) увлекая за собой;

в) думая об этом;

г) остановившись на ночлег.

5. В каких словах следует писать и?

а) увид..в;

б) зате..вши;

в) посе..в;

г) замет..в.

6. Для написания какого слова необходима опора на спряжение глагола?

а) леле..ла;

б) покле..нный;

в) вид..мый;

г) завис..в.

7. Перепишите предложение, предварительно исправив ошибку.

Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

8. Перепишите предложение, предварительно исправив ошибку.

 Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.

9. Разберите по составу: обидевшись

Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.

   Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.

10) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

а) не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые;

б) не выделено определение, выраженное причастным оборотом;

в) все знаки поставлены правильно;

г) не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

11) Выпишите из этого предложения деепричастие.

12) Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме: ∩^^[]?

13. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) закрытая дверь;

б) дописал доклад;

в) очищенный от грязи;

г) подготовив доклад.

14. Какие морфемы указывают на деепричастие?

      ^ ^            ^ ^                ^         ^

а) -евши; б) -авш[ий]; в) -т-; г) -уч-.

15. В каком случае не пишется раздельно?

а) (не)доумевая;

б) (не)задумываясь;

в) (не)взирая на лица;

г) (не)навидя.

16. Укажите деепричастие несовершенного вида:

а) легко скользя;

б) подписав документ;

в) разбросав одежду;

г) подстелив полотенце.

17. В каких словах следует писать е?

а) услыш..в;

б) посе..в;

в) постро..вшись ;

г) обид..вшись.

18. Для написания какой глагольной формы в перечисленных ниже случаях необходима опора на спряжение глагола?

а) увид..вший;

б) бор..щийся;

в) зала..ла;

г) закле..нный.

Критерии оценки:

«5» -  16 – 18 балла

                                                  «4» -  13 – 15 баллов

                                                  «3» -  10 – 12 баллов

                                                  «2» -  0 – 9 баллов

Ответы

1 – в

2 – б

3 – б

4 – г

5 – г

6 – в

7 –

8 –

9 –

10 – г

11 – стоя

12 – смотрел

13 – г

14 – а

15 – б

16 – а

17 – г

18 – б

Контрольная работа (диктант) по теме «Наречие»

   Каждый раз, разбивая в этом месте лагерь, Петя не переставал удивляться. Неотразимые безлюдные пространства захлестывали его.

   К самому небу уходили сопки с их распадами и отвесными обрывами. В немыслимой дали ослепительно горели под солнцем остатки ледника, полностью исчезавшие к концу лета и дававшие начало бесчисленным таежным ручьям и речонкам. К юго-западу, понижаясь и сливаясь с горизонтом, уходила непроходимая тайга, испещренная разливами рек.

   Взобравшись на причудливый каменный выступ, Петя прислушался к голосу реки, с грохотом катившейся от ледника в долину. Близился вечер, и солнце висело совсем низко над сопками, размывая их вершины. Петя, задержав дыхание, наблюдал за невиданной красотой, начиная уже уставать от переизбытка красок, от неспособности сразу вместить в себя, принять весь этот прекрасный мир согласия и тишины.

                                                   (119 слов)

                                                   (По П.Проскурину)

Контрольная работа (диктант) по теме «Предлог»

    В течение времени, когда Россией правил Пётр I, имя Александра Даниловича Меншикова было известно всем, несмотря на то что он не отличался ни знатностью рода, ни богатством.

    В Москве Меншиков решил возвести навстречу солнцу храм невиданной высоты, на три метра выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на старинные московские церкви. В одном из ярусов находились английские башенные часы, которые били каждую четверть часа. Прозвали эту церковь Меншиковой башней.

    Однако четырнадцатого июня тысяча семьсот двадцать третьего года вследствие удара молнии церковь сгорела. В Москве насчёт пожара решили, что это наказание и предупреждение высоко поднявшемуся временщику о грядущем падении. Надо иметь в виду, что впоследствии предсказание сбылось. Вскоре Меншиков был лишён всех званий и богатств и сослан.

(118 слов)

Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание союзов»

    В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.

    Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

                                                    (128 слов)

                                                    (Н.Ефимова)

Тестирование. Диагностика знаний о предлоге и союзе

1. Укажите верные утверждения

   Предлоги...

1) являются служебной частью речи;

2) являются самостоятельной частью речи;

3) связывают слова в словосочетаниях и предложениях;

4) по образованию могут быть простыми и производными.

2. Укажите предлоги

1) (из-за)болезни;

2) снежный (за)нос;

3) схватил (за)нос;

4) (за)печь мясо;

5) свалился (за)печь;

6) благодаря отцу.

3. Укажите словосочетания с производными предлогами

1) (на)встречу ветру;

2) (в)следствии по делу;

3) (в)роде цапли;

4) (не)смотря на усталость;

5) (на)счет школы.

4. Укажите верные утверждения.

   Производные предлоги, образованные от существительных с предлогами, пишутся...

1) только слитно;

2) только раздельно;

3) раздельно и слитно.

5. Укажите лишние предлоги.

1) (в)течени...;

2) (в)продолжени...;

3) (в)целях;

4) (в)следстви...;

5) (в)заключени... .

6. Укажите правильный вариант написания.

  (Не)смотря на невзгоды; (на)встречу опасности; (с)начала подумай; (с)начала урока; иметь (в)виду ученика; (в)виду экзаменов;

1) раздельно, слитно, слитно, раздельно, слитно, раздельно;

2) слитно, раздельно, раздельно, слитно, раздельно, слитно;

3) слитно, слитно, слитно, раздельно, раздельно, слитно.

7. Укажите верные утверждения.

   Союзы...

1) являются самостоятельной частью речи;

2) связывают однородные члены предложения;

3) по структуре бывают простые и составные;

4) выражают зависимость одного слова от другого;

5) не являются членами предложениями.

8. Укажите верные утверждения.

   Сочинительные союзы связывают...

1) однородные члены предложения;

2) простые предложения в сложноподчиненном предложении;

3) равноправные по смыслу предложения в составе сложносочиненного предложения;

4) слова в словосочетаниях.

9.Укажите союзы.

   Сочинительные:

1) или;

2) и;

3) как;

4) если;

5) однако;

6) потому что;

7) либо;

8) чтобы.

10.Укажите предложения...

   Сложносочиненные:

1) Отгремел грозами июль и лето вдруг сразу перемахнуло на осень. (Ю.Нагибин)

2) Сквозь листву деревьев видно было как за рекой в лугах садилось солнце. (М.Горький)

3) Ветер шумел в лесу и листья срывал с деревьев.

4) Только плескалась струйка воды да где-то вскрикивала ночная птица.(В.Короленко)

5) На Кавказских горах таяли снега а море дышало обильными предвесенними испарениями. (И.Бунин)

11.Укажите союзы, которые пишутся...

   Слитно:

1) (по)тому;

2) (от)того;

3) как(будто);

4) однако(же);

5) то(же);

6) за(то);

7) так(что);

8) что(бы);

9) потому(что);

10) так(же).

12.В каких предложениях есть производные союзы?

1) Так(же) как и час назад свистел ветер.

2) Я полагал и его так(же) застать у вас. (Н.Гоголь)

3) Природе надо что(б) ее любили. (Е.Евтушенко)

4) Право мне скучно (от)того что вы уехали так далеко. (А.Чехов)

5) Берись за(то) к чему ты сроден. (И.Крылов)

6) Я долго не мог найти что(бы) мне прочитать.

13. Укажите словосочетания с производными предлогами.

1) вследствие непогоды;

2) ввиду заморозков;

3) не смотря в книгу;

4) в пору цветения;

5) насчет поездки.

14. Укажите верные утверждения.

   Производные предлоги, образованные от наречий, всегда пишутся...

1) раздельно;

2) слитно;

3) раздельно и слитно.

15. Укажите лишние предлоги.

1) (на)счет;

2) (в)место;

3) (не)смотря на;

4) (в)виду;

5) (по)причине.

15. Укажите правильный вариант написания.

   (на)встречу с однополчанами; стучал (в)верх палатки; (в)течении..

   для; задача (на)подобие треугольников; (в)следствии.. заморозков;

   (в)последствии.. вспомнил;

1) слитно, раздельно, слитно(е), слитно, раздельно(е), слитно(е);

2) раздельно, слитно, раздельно(и), слитно, слитно(и), раздельно(и);

3) раздельно, раздельно, раздельно(е), раздельно, слитно(е), слитно(и).

16. Укажите верные утверждения.

   Подчинительные союзы связывают...

1) равноправные по смыслу предложения в составе сложносочиненного предложения;

2) предложения в составе сложноподчиненного предложения;

3) слова в словосочетаниях;

4) однородные члены предложения.

17.Укажите союзы...

   Подчинительные:

1) или;

2) и;

3) как;

4) если;

5) однако;

6) потому что;

7) либо;

8) чтобы.

18.Укажите предложения...

   Сложноподчиненные:

1) Дождь хлынул такой будто наверху опрокинули над землей огромную лейку. (Б.Полевой)

2) В окно было видно как горела утренняя заря. (А.Чехов)

3) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (А Пушкин)

4) Луна во мгле перебегала из тучи в тучу и курган мгновенным блеском озаряла. (А.Пушкин)

5) Дом в котором нет книг подобен телу которое лишено души. (А.Чехов)

19.Укажите союзы, которые пишутся...

   Раздельно:

1) (по)тому;

2) (от)того;

3) как(будто);

4) однако(же);

5) то(же);

6) за(то);

7) так(что);

8) что(бы);

9) потому(что);

10) так(же).

20.В каких предложениях есть производные союзы?

1) Книга мне понравилась так(же) как и маме.

2) Что(бы) утешить бедного Савельича я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкой. (А.Пушкин)

3) Я отвечал что много есть людей говорящих то(же) самое. (М.Лермонтов)

4) Река залила берега снесла мост (от)чего и почта была задержана. (В.Короленко)

5) Яков был прозван Турком (по)тому что действительно происходил от пленной турчанки. (И.Тургенев)

6) Что(бы) ни случилось оставайся спокойным.

Критерии оценки:

«5» -  18 – 20 баллов

                                                  «4» -  15 – 19 баллов

                                                  «3» -  12 – 14 баллов

                                                  «2» -  0 – 11 баллов

Ответы

1 – 1, 3, 4

2 – 1, 3, 5, 6

3 – 1, 3, 4, 5

4 – 3

5 – 3

6 – 3

7 – 2, 3, 5

8 -  1, 3

9 – 1, 2, 5, 7

10 – 2

11 – 1, 2, 5, 6, 8, 10

12 – 2, 3, 4, 6

13 – 1, 2, 5

14 – 2

15 – 3

16 – 2

17 – 4, 6, 8

18 – 1, 2, 5

19 – 3, 7, 9

20 – 2,

Контрольная работа (диктант) по теме «Частица»

Юннаты блокадного Ленинграда

   В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непрекращающиеся налеты, во Дворце пионеров была организована работа кружка юннатов.

   Трудно поверить, что голодные дети ухаживали за рыбаками, рыжим лисенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что их можно съесть.

   Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы. Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снарядов стволы деревьев.

   Если вы увидите в этих садах деревья с заплатками, похожими на кору, знайте: это следы рук детей несломленного Ленинграда.

                                            (130 слов)

                                            («Комсомольская правда»)

Итоговый тест за курс 7 класса

1. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1) средства;

2) километр;

3) красивее;

4) мельком.

2. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1) благодаря обилию снега;

2) наперекор обычая;

3) написал красивше;

4) пришел со школы поздно

3. Найдите неверные утверждения:

1) Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.

2) Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.

3) Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.

4) Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

5) Соединительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.

4. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:

1) крича друг другу – наречие;

2) идти впереди колонны – предлог;

3) сделать побольше – прилагательное в сравнительной степени;

4) летучий газ – причастие;

5) поднятая тряпка – причастие;

6) в продолжение лета – имя существительное.

5. Найдите слово, строение которого соответствует схеме ¬∩^^:

1) безвозвратный;

2) издавна;

3) подчеркивая;

4) распустил.

6. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

1) теч.. в лодке;

2) нестись вскач..;

3) много задач..;

4) умчаться проч..;

5) разжеч.. костер.

7. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё:

1) реч..нка;

2) ещ..;

3) окруж..н;

4) холщ..вый;

5) луж..к.

8. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ющ-:

1) кле…щие коробку;

2) стро…щийся дом;

3) леч…щий врач;

4) жал…щие осы;

5) кол…щие дрова.

9. Укажите слова, в которых пишется одна буква н:

1) слушал сосредоточе…о;

2) девочка умна и воспита…а;

3) уставле…ая вазами;

4) игрушка слома…а малышом;

5) маринова… ые огурцы.

10.Найдите слово, которое пишется раздельно:

1) (в)следствие сильных дождей;

2) подняться (в)верх;

3) мог рисовать то (же) самое;

4) шёл, (не)смотря по сторонам.

11.Найдите слова, которые пишутся слитно:

1) мусор (не)убран;

2) (не)скошенная трава;

3) (не)вареные овощи;

4) (не)завершенная, а начатая работа;

5) написано ничуть (не)аккуратно;

6) (не)решенная задача по химии.

12.Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) (по)другому пути;

2) бывал (кое)где;

3) скажи(ка) об этом;

4) (по)осеннему хмурое небо;

5) относиться (по)внимательнее;

6) заметил(ли) он.

13.В каком предложении на месте точек пишется НЕ?

1) Кто н… смотрел этот фильм, должен его посмотреть.

2) Когда н.. придешь к подруге, она болтает по телефону.

3) Отроду н… выезжал он на охоту без Дубровского.

4) Н… раз выходил он победителем из боя.

14.Найдите словосочетания «прич.+ сущ.» с главным словом причастием:

1) подписанная по математике;

2) освещенный солнцем;

3) связанная веревкой;

4) дремлющий высокий камыш;

5) готовящие выступление;

6) пенящиеся морские волны.

15.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1) Светилась, падая, ракета.

2) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

3) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.

4) Замедляя ход, к станции подошел поезд.

16.Найдите сложное предложение, строение которого соответствует схеме 

, сочинительный союз

1) Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу если они употребляются не в излишестве.

2) В небе первые звезды повисли в окнах тоже горят огоньки.

3) А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.

4) Он улыбается то приветливо и недоверчиво то презрительно и простодушно.

17. Найдите неверные утверждения:

1) Предлоги делятся на производные и непроизводные.

2) Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

3) Сочинительные союзы делятся по значению на три группы.

4) Наречие всегда относится к глаголу.

5) Частицы служат для связи слов в предложении.

18. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:

1) шли, несмотря на непогоду – деепричастие;

2) как только утихло – наречие;

3) в течение часа – имя существительное;

4) лежит вдоль дороги – предлог;

5) работать вслепую – имя прилагательное;

6) сыпучий песок – имя прилагательное.

19. Найдите слово, строение которого соответствует схеме ¬∩^^^:

1) удивляя;

2) (холодно) по-зимнему;

3) исписался;

4) (крикнул) испуганно.

20. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

1) встречаеш.. рассвет;

2) золотая рож..;

3) пойти проч..;

4) назнач..те дежурного;

5) выйти замуж.. .

21. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё:

1) рубаш..нка;

2) окруж..нный;

3) еж..вый;

4) свеж..;

5) суч..к.

22. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ящ-:

1) бор..щийся с волнами;

2) дремл..щий тростник;

3) колебл..щийся туман;

4) стел..щийся туман;

5) хорошо вид..щий.

23. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) поступить (по)моему;

2) посмотри(ка);

3) (по)иному решению;

4) слышал где(то);

5) (по)боевому пути;

6) брать (по)немногу.

24.Найдите слова, в которых пишутся две буквы н:

1) поступил обдума..о;

2) продума..ое название;

3) дитя испуга..о шумом;

4) серебря..ый иней;

5) лакирова..ые туфли;

6) выставка организова..а спонсорами.

25.Найдите слова, которые пишутся раздельно:

1) (в)начале года;

2) (во)время предупредил;

3) (нежданно)негаданно;

4) поступил так(же), как отец;

5) что(бы) поесть на завтрак?

26.В каких словосочетаниях не пишется раздельно:

1) еще (не)убранные поля;

2) (не)исправленная ошибка;

3) (не)соленый суп;

4) (не)приятное впечатление;

5) вовсе (не)интересно рассказывал;

6) написал (не)аккуратно?

27.В каком предложении на месте точек пишется не?

1) Как н.. старался, не мог взять высоту.

2) Куда н.. посмотри, всюду море.

3) Он н.. разу не был в Москве.

4) Петя не мог н.. приехать на торжества.

28.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1) Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

2) С деревьев, окутанных легким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.

3) С самого утра в воздухе, не умолкая, стоял рокот моторов.

4) Подул сильный ветер, поднимая пыль по дороге.

Критерии оценки:

«5» -  25 – 28 баллов

                                                  «4» -  21 – 24 баллов

                                                  «3» -  16 – 20 баллов

                                                  «2» -  0 – 15 баллов

Ответы

1 – 3

2 – 1

3 – 1,5

4 – 2,3,5

5 – 3

6 – 3

7 – 2,3

8 – 5

9 – 4

10 – 5

11 – 2,3,6

12 – 2,3,4

13 – 3,4

14 – 1,2,3,5

15 – 3

16 – 1

17 – 5

18 – 6

19 – 4

20 – 5

21 – 2

22 – 5

23 – 1,2,4

24 – 1,2,5

25 - 1,5

26 – 2,3,4,6

27 – 4

28 - 2

Итоговая контрольная работа (диктант) за курс 7 класса

Славный мастер

   Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известные такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

   Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.

   Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

   Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золоченые дверцы, а под музыку разыгрывалось представление.

   Часы Кулибина раскрыл дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.                            

(125 слов)

                                             («Комсомольская правда»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...