Открытый урок по теме "Разряды имен прилагательных"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Открытый урок проведен в рамках (школьный этап) конкурса "Учитель года -2019"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по теме "Разряды имен прилагательных" | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Разряды имён прилагательных.
Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению;
- формировать умение определять разряд прилагательных.
Развивающие:
- развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу познания;
- интерес к русскому языку.
Оборудование:
Проектор, интерактивная доска, электронная презентация, карточки с заданиями.
Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
- уметь различать прилагательные по значению.
2. Метапредметные:
Познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- извлекать информацию из различных источников;
- давать определения понятиям;
- объяснять языковые явления;
- строить рассуждение;
- приводить примеры в качестве доказательства;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности;
- составлять план действий, работать по плану;
- прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- выдвигать версии рещений;
- анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
- уметь сострудничать в группе;
- учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
- высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- договариваться,задавать вопросы по теме;
- выступать перед аудиторией.
3. Личностные:
- выражать положительное , осознанное отношение к учению;
- оценивать собственную учебную деятельность;
- применять правила сотрудничества в группе.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Мотивация к действию | Слайд 1. (приветствие) Настраивает учащихся на работу через положительные эмоции. «У пространства нет размера, а у знаний нет предела!» | Включение в урок. | Личностные УУД: осознанное положительное отношение к учению Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний | Слайд.2 На слайде три пословицы, вставьте пропущенные слова. - Каких слов не хватает в тексте? - Давайте восстановим текст, вставляя прилагательные на место. Слайд 3 -Что означают эти предложения? - Что же такое прилагательное? Определите морфологические признаки пропущенных прилагательных. - Кто справился с работой? Поменяемся тетрадями, карандашами проверяем задание. - А какой вид работы позволяет рассказать о слове как о части речи? | Восстанавливают пропущенные в предложениях имена прилагательные. Отвечают на вопросы учителя по теме | Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям Предметные УУД : знание теоретического материала по теме. Регулятивные УУД : определять цель деятельности |
Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации. Слайд 3 (записаны прилагательные) - Прочитайте, распределите имена прилагательные в группы? А в какие вы должны догадаться сами. - Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 4. (тема урока) -По какому признаку вы распределили прилагательные? И почему? - Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных? - Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке? | Самостоятельно формулируют тему и задачи урока. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников, установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы урока, задач. |
Построение проекта выхода из затруднений | Организуем работу по исследованию проблемной ситуации в парах . Что обозначают слова1 столбика? Что обозначают слова 2 столбика? Что обозначают слова 3 столбика? Подумайте, все ли эти слова могут иметь краткую форму? Почему? Сравнительную степень? Почему? Слайд 4 ( схема) | Работают в группах по исследованию проблемной ситуации. | Познавательные УУД : извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения. Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться. |
Реализация проекта. Открытие нового знания. | Заслушивает представителей от групп Слайд 4(проверка правильности выполнения задания) Сверяемся с учебником. Вспоминаем, где употребляется слово «разряд», работаем со словарем. Слайд 5(значение слово «Разряд») | Представитель от каждой группы представляет свой результат. Работают с учебником, словарем. | Регулятивные УУД : планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД : построение рассуждения, умение давать определение понятиям. Коммуникативные УУД: контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией. |
Первичное закрепление во внешней речи. | Организует работу по закреплению материала: 1. Устные упражнения занимательного характера «Светофор» Слайд 6 2. Творческое задание. Работа со словарем Слайд 7 | Закрепляют полученные самостоятельно знания в устной, игровой форме, работают со словарем, выражают и отстаивают свое мнение. | Предметные УУД: различать прилагательные по значению. Познавательные УУД : уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства Коммуникативные УУД : выступление перед аудиторией. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Предлагает учащимся самостоятельную работу с последующей самопроверкой: определить разряд прилагательных Слайд 10 (буквенный диктант) Слайд 11 (проверь себя) | Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Проверяют полученный результат и выставляют себе оценку. | Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок. Личностные УУД : выражение осознанного отношения к учебной деятельности. Предметные УУД: знание разрядов прилагательных и их признаков. |
Рефлексия учебной деятельности. | 1.- Посмотрите, мы выполнили все поставленные цели? Узнали какие разряды есть у прилагательных? Отвечают, каждый подбирает 1 прилагательное) Определили признаки каждого разряда? Научились находить и определять разряд? Слайд 12 – 13 4. Предлагает домашнее задание по группам Слайд 14 Оценка за урок будет складываться из оценок , поставленных детьми себе в маршрутном листе . Слайд 15 (спасибо за урок) | 1. Делают вывод о том, что без прилагательных обойтись невозможно. 2. Оценивают свою работу в группе и индивидуально на оценочном листе. | Регулятивные УУД: анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием. Личностные УУД: оценивание собственной деятельности |
1. Мотивация к действию. Орг. момент.
Слайд 1 (приветствие) Добрый день! А сейчас я хочу, чтобы вы обернулись и зафиксировали самую дальнюю точку, которую вы видите. Повернулись. А теперь еще раз обернулись, постарались. Кто дальше смог увидеть зафиксированной точки, поднимите руку. Так вот, дорогие мои, человек всегда может расширить свои возможности, если есть желание и старание. На этом уроке мы постарались узнать новое, чтобы приобрести знания в копилку.
А урок мы начнем под девизом
Учитель:
У пространства нет размера, а у знаний нет предела!
Под таким девизом мы начнем сегодня наш урок!
Сегодня мы будем работать в группах, парах.
(класс сидит и делится на 3 ряда)
2. Фронтальный опрос.
Слайд 2 записаны три предложения, в них пропущены слова:
- Старый друг ……… новых двух.
- ………. пример заразителен
- …. книга, да мудрость в ней велика.
1) Каких слов не хватает в тексте?
- Правильно, прилагательных. Давайте восстановим предложения, вставим прилагательные на место.
(дети работают в тетради.)
- Читаем, что получилось.
Слайд 2 (ребята вписывают слова )
- Какое предложение понятнее, интереснее?
- За счет каких слов это достигается?
- Что же такое прилагательное?
- Что вы уже знаете об имени прилагательном?
- Что это за предложения? (пословицы)
- Что же такое прилагательное? (ответы учащихся)
- На какие вопросы отвечает? (Какой? Каков?, Чей?)Еще … (Изменяется по падежам, родам, числам). Еще .. ( Степени сравнения: сравнительная и превосходная.
Индивидуальная работа.
1 ряд: Из 1 пословицы выпишите прил., определите признаки, можно подобрать еще 1 прилагательную.
2 ряд. Из второй пословицы выпишите прил., определите признаки
3 ряд. Из третьей пословицы выпишите прил., определите признаки
- Кто справился с работой?
Поменяемся тетрадями, карандашами проверяем задание.
- А какой вид работы позволяет рассказать о слове как о части речи?
(морфологический)
- Когда мы делали морфологический разбор? (когда изучали имя существительное)
- Какими морфологическими признаками обладает имя существительное.
- Правильно, н.ф.-
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
Роль в предложении.
- Вспомнили. Молодцы.
Посмотрите на сделанную работу. Какие признаки выявили. Как вы думаете?
Поменяемся тетрадями, карандашами проверяем задание.
Лучше – отвечает на вопрос (каков?), обозначает признак , имя прил, в простой сравнительной степени. Нет рода, падежа и числа. В предложении – сказуемое.
-Какой яркий признак у прил. Простой сравн.степени. - Нет рода, падежа, и числа.
Дурной – н.ф. дурной . прил., изменяется по падежам, числам, родам.
Мала – Мал прил в краткой форме, изменяется по числам - малы, Родам- мала, в ж.роде, не изменяется по падежам. В предложении – сказуемым.
- Чего не хватает в морфологическом разборе. Вот эти признаки которые вы выявили – род, число, падеж. Какие это признаки? Изменяются. т .е. непостоянные признаки.
Лучше - прил | дурной | мала |
Н.Ф. лучший | Н.ф. - маленький | |
? | ||
в простой сравнительной степени. | В краткой форме | |
Нет рода, падежа и числа | В полной форме, м.р, ед.ч, им.падеже | Женский род, ед. ч. |
сказуемым | определение | сказуемое |
- Да, не хватает постоянных признаков?
-Это разряд. Значит наша тема разряд имен прилагательных по значению. (тема урока)
Дети записывают тему урока.
- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?
- Цели- узнать разряды;
- научиться находить
- научиться определять признаки
- выучить
- Научиться пользоваться ….
4. Построение проекта выхода из затруднений. Проблемная ситуация.
- Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки разрядов прилагательных? Для того, чтобы узнать , по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу.
Работа в парах. ( Алгоритм работы в парах. Прочитайте задание каждый про себя; обсудите между собой, что нужно сделать в задании (цель работы), в каком виде надо представить результат; сообщите другим детям класса и учителю результаты обсуждения (договоритесь, кто будет отвечать)
- Написаны слова. Всего шесть прилагательных. Разделите на группы и объясните по какому критерию выделили. Критериев можете придумать сколько угодно. Даю 4 минуты.
Бабушкин
Светлый
Мышиный
Колючий
Весенний
Деревянный
- Сколько получилось групп? (три) По критериям разделили? Все ли у вас получилось?
Почему?
5. Реализация проекта. Открытие нового знания.
Работа с таблицей. ( у каждой пары – таблица, результат должны внести таблицу)
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Дети отвечают.
1 группа – бабушкин, мышиный.
Учитель: По какому критерию вы выявили? ( По вопросу чей?)
- Хорошо, правильно. Еще какие есть схожие признаки?
(Если учащиеся не смогли выявить признаки. Учитель помогает наводящими вопросами)
- Каким способом образованы прилагательные? (суффиксальным) Какой суффикс есть у этих слов? –ин
- Занесите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 Светлый Колючий |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 3 | 4. ЧЕЙ? Суффикс -ИН |
- А теперь остальные по какому критерию распределили? (Отвечают по вопросу)
Светлый
Колючий
Весенний
Деревянный
- Так все отвечают на вопрос какой? (затруднения)
Давайте вспомним что мы изучали? Какой морфологический признак отличается от имени существительного? (Степень сравнения, может быть в краткой и полной форме )
Давайте, попробуем.
Светлее, колючее
Деревяннее, весеннее – не получается
Вывод: Светлее и колючее – имеют степень сравнения, светел и колюч- могут быть в краткой форме.
- Занесите в таблицу. Оставшиеся два слова запишите на середину.
1 | 2 | 3 Степени сравнения В краткой форме могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ | 4 Светлый Колючий |
1 | 2 | 3 Степени сравнения В краткой форме могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ | 4 деревянный весенний |
1 | 2 | 3 Относятся к одушевленным предметам не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно | 4. ЧЕЙ? Суффикс –ИН Бабушкин Мышиный |
- А теперь критерии которые выявили занесите в таблицу. Значит, перед прилагательными светлый и колючий что мы напишем. ( имеют степени сравнения, краткой и полной форме)
- Попробуйте все прилагательные с наречием очень
(очень светлый, очень колючий) Очень деревянный может быть? Нет. Еще один признак: могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ.
А перед прил. деревянный и весенний напишем, что? Правильно, просто напишем НЕТ.
3 группа составляют прилагательные, которые отвечают на вопрос чей? (Относятся к одушевленным предметам не сочетаются с наречием очень)
(проверка правильности выполнения задания)
- На сколько групп делятся прилагательные по значению?
Слайды 3 (определения разрядов прилагательных)
Сверяемся с учебником, все ли мы правильно сделали.
- Каждый подберет к каждой группе 2-3 прилагательных?
Что обозначает прилагательные первой группы? 2 – ой группы?
Первая группа – обозначают качество, поэтому качественные.
Вторая - обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету
Третья- обозначают принадлежность какому-либо лицу или животному
РАЗРЯДЫ прилагательных по значению | |||
1 Качественные | 2 | 3 Степени сравнения В краткой форме могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ | 4 Светлый Колючий |
1 Относительные | 2 | 3 Степени сравнения В краткой форме могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ | 4 деревянный весенний |
1 Притяжательные | 2 | 3 Относятся к одушевленным предметам не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно | 4. ЧЕЙ? Суффикс –ИН Бабушкин Мышиный |
- на верхнюю строчку что мы напишем? Правильно, РАЗРЯДЫ прилагательных по значению.
Первичное закрепление во внешней речи.
- Устные упражнения занимательного характера «Светофор»- Слайды 8. Работаем по группам: если прилагательное качественное – поднимаем красную карточку (1 гр.)
Прилагательное относительное – желтая карточка (2 гр.)
Прилагательное притяжательное – зеленая карточка (3 гр.)
Подними карточку определенного цвета
Верблюжья колючка, проворные ткачи, лебяжий пух, радужная парча, тетин совет, молочный кисель, храбрая дружина, волчий хвост, деревянный стол, серебряный поднос.
2): Игра «Третий лишний»
- 1.звонкий, точный, золотой
- 2. лисий, деревянный, песчаный
- 3. волчий, голубой, папин.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Слайд 10 (буквенный диктант)
Определить разряд прилагательных и записать одной буквой (К, О, П).
- Милое детство.
- Кавказские горы.
- Мамины руки.
- Голубое озеро Байкал.
- Честный поступок.
Слайд 11(проверь себя)
1 2 3 4 5
к о п к к
Проверяем: взаимопроверка, выставляют себе балл.
8. Рефлексия учебной деятельности
Посмотрите, мы выполнили все поставленные цели?
Узнали какие разряды есть у прилагательных? Отвечают, каждый подбирает 1 прилагательное)
Определили признаки каждого разряда? Научились находить и определять разряд?
- А теперь на оценочных листах оцените свою работу в паре. Каждый из вас получит оценку за урок, учитывая вашу собственную.
- Выбираем себе домашнее задание - Слайд 14
1 группа- составить рассказ о прогулке в лесу, как можно больше использовать прилагательных.
2 группа - упр. 322 (учебник)
3 группа – раздаточный материал.
Слайд 15 (Спасибо за урок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"
Цель презентации - на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени....
Разработка урока "Степени сравнения имен прилагательных"
Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных»...
Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.
Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении темы "Имя прилагательное как часть речи"....
раздаточный материал к системе уроков по изучению имени прилагательного в 6 классе
Семь карточек, содержащих тексты стихотворений поэтов Серебряного века. Задания предназначены для использования на разных этапах работы с прилагательным....
Открытый урок по теме "Имя прилагательное. Значение и грамматические признаки имен прилагательных"
Рассмотреть грамматические признаки имен прилагательных...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Технологическая карта урока. Тема: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные"
карта урока разработана с использованием сервисов УЧИ.РУ, МЭШ...