Открытый урок по теме "Разряды имен прилагательных"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Данажик Лиана Тадар-ооловна

Открытый урок проведен в рамках (школьный этап) конкурса "Учитель года -2019"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Разряды имён прилагательных.

Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению;
  • формировать умение определять разряд прилагательных.

Развивающие:

  • развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к процессу познания;
  • интерес к русскому языку.

Оборудование:

Проектор, интерактивная доска, электронная презентация, карточки с заданиями.

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Планируемые результаты:

1.  Предметные:

  • знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
  • уметь различать прилагательные  по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • извлекать информацию из различных источников;
  • давать определения понятиям;
  • объяснять языковые явления;
  • строить рассуждение;
  • приводить примеры в качестве доказательства;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • составлять план действий, работать по плану;
  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • выдвигать версии рещений;
  • анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

  • уметь сострудничать в группе;
  • учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
  • высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • договариваться,задавать вопросы по теме;
  • выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

  • выражать положительное , осознанное отношение к учению;
  • оценивать собственную учебную деятельность;
  • применять правила сотрудничества в группе.

Технологическая карта урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные действия

 Мотивация

к действию

Слайд 1. (приветствие) Настраивает учащихся на  работу через положительные эмоции.

«У пространства нет размера, а у знаний нет предела!»

Включение в урок.

Личностные УУД: осознанное положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Слайд.2 На слайде три пословицы, вставьте пропущенные слова.

- Каких слов не хватает в тексте?

- Давайте восстановим текст, вставляя прилагательные на место.

 Слайд 3

-Что означают эти предложения?

- Что же такое прилагательное?

Определите морфологические признаки пропущенных прилагательных.

- Кто справился с работой?

Поменяемся тетрадями, карандашами проверяем задание.

-  А какой вид работы позволяет рассказать о слове как о части речи?

Восстанавливают пропущенные в предложениях  имена прилагательные.

Отвечают на вопросы учителя по теме

Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям

Предметные УУД :

знание теоретического материала по теме.

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации.

Слайд 3 (записаны прилагательные)

- Прочитайте, распределите имена прилагательные  в  группы? А в какие вы должны догадаться сами.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 4. (тема урока)

-По какому признаку вы распределили прилагательные? И почему?

 - Можем ли мы уже

 сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников,

установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы урока, задач.

Построение проекта выхода из затруднений

Организуем работу по исследованию проблемной ситуации в парах .

Что обозначают слова1 столбика?

Что обозначают слова 2 столбика?

Что обозначают слова 3 столбика?

Подумайте, все ли эти слова могут иметь краткую форму? Почему?

Сравнительную степень? Почему?

Слайд 4 ( схема)

Работают в группах по исследованию проблемной ситуации.

Познавательные УУД :

извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться.

Реализация проекта.

Открытие нового знания.

Заслушивает представителей от групп

Слайд 4(проверка правильности выполнения задания)

Сверяемся с учебником. Вспоминаем, где употребляется слово «разряд», работаем со словарем. Слайд 5(значение слово «Разряд»)

Представитель от каждой  группы представляет свой результат.

Работают с учебником, словарем.

Регулятивные УУД :

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД :

построение рассуждения, умение давать определение понятиям.

Коммуникативные УУД:

контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

Первичное закрепление во внешней речи.

Организует работу по закреплению материала:

1. Устные упражнения занимательного характера «Светофор»

Слайд 6

2. Творческое задание. Работа со словарем

Слайд 7

Закрепляют полученные самостоятельно знания в устной, игровой форме, работают со словарем, выражают и отстаивают свое мнение.

Предметные УУД:

различать прилагательные по значению.

Познавательные УУД :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства

Коммуникативные УУД :

выступление перед аудиторией.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Предлагает учащимся самостоятельную работу с последующей самопроверкой: определить разряд прилагательных

Слайд 10 (буквенный диктант)

Слайд 11 (проверь себя)

Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой.

Проверяют полученный результат и выставляют себе оценку.

Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок.

Личностные УУД :

выражение осознанного отношения к учебной деятельности.

Предметные УУД:

знание разрядов прилагательных и их признаков.

Рефлексия учебной деятельности.

1.- Посмотрите, мы выполнили все поставленные цели?

Узнали какие разряды есть у прилагательных? Отвечают, каждый подбирает 1 прилагательное)

Определили признаки каждого разряда? Научились находить и определять разряд?

Слайд 12 – 13

4. Предлагает домашнее задание по группам

Слайд 14  

Оценка за урок будет складываться из  оценок , поставленных детьми себе в маршрутном листе .

Слайд 15 (спасибо за урок)

1. Делают вывод о том, что без прилагательных обойтись невозможно.

2. Оценивают свою работу в группе и индивидуально на  оценочном листе.

Регулятивные УУД:

анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием.

Личностные УУД:

оценивание собственной деятельности

1. Мотивация к действию. Орг. момент.

Слайд 1 (приветствие)  Добрый день! А сейчас я хочу, чтобы вы обернулись и зафиксировали самую дальнюю точку, которую вы видите. Повернулись. А теперь еще раз обернулись, постарались. Кто дальше смог увидеть зафиксированной точки, поднимите руку. Так вот, дорогие мои, человек всегда может расширить свои возможности, если есть желание и старание. На этом уроке мы постарались узнать новое, чтобы приобрести знания в копилку.

А урок мы начнем под девизом

Учитель:

      У пространства нет размера, а у знаний нет предела!

Под таким девизом мы начнем сегодня наш урок!

   Сегодня мы будем работать в группах, парах.

                                       (класс сидит и делится на 3 ряда)

2. Фронтальный опрос.

Слайд 2 записаны три предложения, в них пропущены слова:

  • Старый друг ………   новых двух.
  • ……….        пример заразителен
  • …. книга, да мудрость в ней велика.

 1) Каких слов не хватает в тексте?

  • Правильно, прилагательных. Давайте восстановим предложения, вставим прилагательные на место.

                                                    (дети работают в тетради.)

  • Читаем, что получилось.

Слайд 2 (ребята вписывают слова )

  • Какое предложение понятнее, интереснее?
  • За счет каких слов это достигается?
  • Что же такое прилагательное?
  • Что вы уже знаете об имени прилагательном?
  • Что это за предложения? (пословицы)

                                                     

- Что же такое прилагательное? (ответы учащихся)

- На какие вопросы отвечает? (Какой? Каков?, Чей?)Еще … (Изменяется по падежам, родам, числам). Еще .. ( Степени сравнения: сравнительная и превосходная.

Индивидуальная работа.

1 ряд:  Из 1 пословицы выпишите прил., определите признаки, можно подобрать еще 1 прилагательную.

2 ряд. Из второй пословицы выпишите прил., определите признаки

3 ряд. Из третьей пословицы выпишите прил., определите признаки

- Кто справился с работой?

Поменяемся тетрадями, карандашами проверяем задание.

-  А какой вид работы позволяет рассказать о слове как о части речи?

(морфологический)

- Когда мы делали морфологический разбор? (когда изучали имя существительное)

- Какими морфологическими признаками обладает имя существительное.

- Правильно, н.ф.-

Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

Роль в предложении.

- Вспомнили. Молодцы.

Посмотрите на сделанную работу. Какие признаки выявили. Как вы думаете?

Поменяемся тетрадями, карандашами проверяем задание.

Лучше – отвечает на вопрос (каков?), обозначает признак , имя прил, в простой сравнительной степени. Нет рода, падежа и числа. В предложении – сказуемое.

-Какой яркий признак у прил. Простой сравн.степени. - Нет рода, падежа, и числа.

Дурной – н.ф. дурной . прил., изменяется по падежам, числам, родам.

Мала – Мал прил в краткой форме, изменяется по числам - малы, Родам- мала, в ж.роде, не изменяется по падежам. В предложении – сказуемым.

- Чего не хватает в морфологическом разборе. Вот эти признаки которые вы выявили – род, число, падеж. Какие это признаки? Изменяются. т .е. непостоянные признаки.

Лучше - прил

дурной

мала

Н.Ф. лучший

Н.ф. - маленький

?

в простой сравнительной степени.

В краткой форме

Нет рода, падежа и числа

В полной форме, м.р, ед.ч, им.падеже

Женский род, ед. ч.

сказуемым

определение

сказуемое

- Да, не хватает постоянных признаков?        

-Это разряд. Значит наша тема разряд имен прилагательных по значению. (тема урока)

Дети записывают тему урока.

  • Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?
  • Цели- узнать разряды;
  • научиться находить
  • научиться определять признаки
  • выучить
  • Научиться пользоваться ….

4.        Построение проекта выхода из затруднений. Проблемная ситуация.

  • Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки разрядов прилагательных? Для того, чтобы узнать , по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу.

Работа в парах. ( Алгоритм работы в парах. Прочитайте задание каждый про себя; обсудите между собой, что нужно сделать в задании (цель работы), в каком виде надо представить результат; сообщите другим детям класса и учителю результаты обсуждения (договоритесь, кто будет отвечать)

- Написаны слова. Всего шесть прилагательных.  Разделите на группы и объясните по какому критерию выделили. Критериев можете придумать сколько угодно.   Даю 4 минуты.

Бабушкин

Светлый

Мышиный

Колючий

Весенний

Деревянный

- Сколько получилось групп? (три) По критериям разделили? Все ли у вас получилось?

Почему?

5. Реализация проекта. Открытие нового знания.

Работа с таблицей. ( у каждой пары – таблица, результат должны внести таблицу)

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Дети отвечают.

1 группа – бабушкин, мышиный.

Учитель: По какому критерию вы выявили? ( По вопросу чей?)

- Хорошо, правильно. Еще какие есть схожие признаки?

(Если учащиеся не смогли выявить признаки. Учитель помогает наводящими вопросами)

- Каким способом образованы прилагательные? (суффиксальным) Какой суффикс есть у этих слов? –ин

- Занесите в таблицу.

1

2

3

4

Светлый

Колючий

1

2

3

4

1

2

3

4.   ЧЕЙ?

Суффикс -ИН

- А теперь остальные по какому критерию распределили? (Отвечают по вопросу)

Светлый

Колючий

Весенний

Деревянный

- Так  все отвечают на вопрос какой? (затруднения)

Давайте вспомним что мы изучали? Какой морфологический признак отличается от имени существительного? (Степень сравнения, может быть в краткой и полной форме )

Давайте, попробуем.

Светлее, колючее

Деревяннее, весеннее – не получается

Вывод:  Светлее и колючее – имеют степень сравнения, светел и колюч- могут быть в краткой форме.

- Занесите в таблицу. Оставшиеся  два слова запишите на середину.

1

2

3

Степени сравнения

В краткой форме

могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ

4

Светлый

Колючий

1

2

3

Степени сравнения

В краткой форме

могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ

4  деревянный

весенний

1

2

3

Относятся к одушевленным предметам

не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно

4.   ЧЕЙ?

Суффикс –ИН

Бабушкин

Мышиный

- А теперь критерии которые выявили занесите в таблицу. Значит, перед прилагательными светлый и колючий что мы напишем. ( имеют степени сравнения, краткой и полной форме)

- Попробуйте все прилагательные с наречием очень

(очень светлый, очень колючий) Очень деревянный может быть? Нет. Еще один признак: могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ.

А перед прил. деревянный и весенний напишем, что? Правильно, просто напишем НЕТ.

3 группа составляют прилагательные, которые отвечают на вопрос чей? (Относятся к одушевленным предметам не сочетаются с наречием очень)

(проверка правильности выполнения задания)

  • На сколько групп делятся прилагательные по значению?

Слайды 3 (определения разрядов прилагательных)

Сверяемся с учебником, все ли мы правильно сделали.

- Каждый подберет к каждой группе 2-3 прилагательных?

Что обозначает прилагательные первой группы? 2 – ой группы?

Первая группа – обозначают качество, поэтому качественные.

Вторая -  обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету

Третья- обозначают принадлежность какому-либо лицу или животному

РАЗРЯДЫ прилагательных по значению

1

Качественные

2

3

Степени сравнения

В краткой форме

могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ

4

Светлый

Колючий

1

Относительные

2

3

Степени сравнения

В краткой форме

могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ

4  деревянный

весенний

1

Притяжательные

2

3

Относятся к одушевленным предметам

не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно

4.   ЧЕЙ?

Суффикс –ИН

Бабушкин

Мышиный

- на верхнюю строчку что мы напишем? Правильно, РАЗРЯДЫ прилагательных по значению.

 Первичное закрепление во внешней речи.

  1. Устные упражнения занимательного характера «Светофор»- Слайды 8. Работаем по группам: если прилагательное  качественное – поднимаем красную карточку (1 гр.)

                        Прилагательное относительное – желтая карточка (2 гр.)

                        Прилагательное притяжательное – зеленая карточка (3 гр.)

Подними карточку определенного цвета

Верблюжья колючка,  проворные ткачи, лебяжий пух, радужная парча, тетин совет, молочный кисель,  храбрая дружина, волчий хвост, деревянный стол, серебряный поднос.

2): Игра «Третий лишний»

  • 1.звонкий, точный, золотой
  • 2. лисий, деревянный, песчаный
  • 3. волчий, голубой, папин.

7. Самостоятельная работа с  проверкой по эталону.

Слайд 10  (буквенный диктант)

Определить разряд прилагательных и записать одной буквой (К, О, П).

  1. Милое детство.
  2. Кавказские горы.
  3. Мамины руки.
  4. Голубое озеро Байкал.
  5. Честный поступок.

Слайд 11(проверь себя)

1 2 3 4  5

 к о п к  к

Проверяем: взаимопроверка, выставляют себе балл.

8. Рефлексия учебной деятельности

Посмотрите, мы выполнили все поставленные цели?

Узнали какие разряды есть у прилагательных? Отвечают, каждый подбирает 1 прилагательное)

Определили признаки каждого разряда? Научились находить и определять разряд?

  • А теперь на оценочных листах  оцените свою работу в паре. Каждый из вас получит оценку за урок, учитывая вашу собственную.
  • Выбираем себе домашнее задание  - Слайд 14

1 группа- составить рассказ о прогулке в лесу, как можно больше использовать прилагательных.

2 группа -  упр. 322 (учебник)

3 группа – раздаточный материал.

Слайд 15 (Спасибо за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Цель презентации - на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени....

Разработка урока "Степени сравнения имен прилагательных"

Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных»...

Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.

Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении  темы "Имя прилагательное как часть речи"....

раздаточный материал к системе уроков по изучению имени прилагательного в 6 классе

Семь карточек, содержащих тексты стихотворений поэтов Серебряного века. Задания предназначены для использования на разных этапах работы с прилагательным....