Лингвистическая и речевая культура
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Основным назначением данной программы является формирование лингвистической и речевой культуры учащихся, развитие у них творческих способностей и активности в соответствии с интересами и склонностями.
Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои мысли.
В данной программе углублённо рассматриваются 3 группы специальных понятий. К первой группе относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность речи. Наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание различных речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, стилистические условия функционирования средств языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Лингвистическая и речевая культура»
для учащихся 9-х классов
Пояснительная записка.
Слово, речь - показатель общей культуры человека. Изучая язык, ученик не только овладевает его системой, но и развивает мышление, познаёт историю своего народа, знакомится с окружающим миром. С полным правом некоторые исследователи называют язык – великим учителем.
Основным назначением данной программы является формирование лингвистической и речевой культуры учащихся, развитие у них творческих способностей и активности в соответствии с интересами и склонностями.
Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои мысли.
В данной программе углублённо рассматриваются 3 группы специальных понятий. К первой группе относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность речи. Наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание различных речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, стилистические условия функционирования средств языка.
Программа будет способствовать усвоению основных понятий русского языка и культуры речи, приобретению навыков, необходимых для общения, формированию умений составлять связные высказывания различного характера: сочинения, статьи, аннотации, доклады, сообщения, тезисы, конспекты, деловые бумаги.
Персидский поэт и мыслитель XIII века Саади писал:
Умён ты или глуп, велик ты или мал,
Не знаем мы, пока ты слово не сказал!
Овладение родным языком важно для творческих учащихся, находящихся в постоянном поиске, способных постигнуть сложные лингвистические законы.
Программа предусматривает развитие творческого мышления, самостоятельности, ответственности, что позволит учащимся углубить знания по русскому языку.
Цели обучения.
- Образовательная.
- Повышение общей языковой культуры учащихся.
- Осмысление и усвоение основных понятий русского языка и культуры речи.
- Приобретение навыков, необходимых для общения в различных сферах.
- Развивающая.
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей.
- Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы при исследовании языкового материала.
- Воспитательная.
- Воспитание любви и интереса к родному языку.
- Формирование ответственности, самостоятельности в обучении, стремления искать и открывать новое.
Содержание курса.
- Вводное занятие.
Речевая деятельность, её виды и формы. Устная и письменная речь. Чтение, слушание (аудирование), говорение и письмо как виды речевой деятельности.
- Стили речи.
Характеристика стилей речи. Стилистические ошибки, их предупреждение и исправление.
- Культура речи.
Речь правильная и речь хорошая. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. Нормы русского литературного языка, обеспечивающие качество правильной речи. Словари.
- Правильность речи.
Нормы ударения и произношения. Словообразовательные нормы. Грамматические нормы. Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка в устной и письменной речи.
- Культура слова.
Синонимы. Эпитеты. Перифразы. Метафоры. Сравнения. Фразеологизмы. Словарные ошибки, их предупреждение и исправление.
- Грамматические синонимы и их роль в построении речевых произведений.
Синонимика в области частей речи. Синонимика видов простых предложений. Полные и неполные предложения. Вопросительные и побудительные предложения. Риторические вопросы и восклицания.
Стилистическая роль односоставных предложений. Порядок слов.
Вводные слова и обращения, их стилистическая роль. Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов.
Стилистическая роль сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Цитирование.
- Текст как единица речевого общения.
Анализ текста, его содержание и структура. Жанры речевых произведений.
Занятия рассчитаны на 34 часа.
.
Тематический план.
Тематический план.
Наименование разделов и тем | Формы работы | Количество часов |
Раздел I. Вводное занятие. 1.Язык – речь. Устная и письменная форма речи. Раздел II. Стили речи. 2.Научный стиль речи. 3. Официально-деловой стиль. 4.Публицистический стиль. 5.Художественный стиль. 6.Разговорный стиль. Раздел III. Культура речи. 7.Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. 8.Словари, фиксирующие нормы русского литературного языка. Раздел IV. Правильность речи. 9.Нормы ударения и произношения. 10.Словообразовательные нормы. 11.Грамматические нормы. Раздел V. Культура слова. 12.Синонимы. Эпитеты. Перифразы. 13.Метафоры. Сравнения. 14.Фразеологизмы. Раздел VI. Грамматические синонимы и их роль в построении речевых произведений. 15.Синонимика в области частей речи. Синонимика в области имён существительных и прилагательных. 16.Стилистическая роль местоимений, числительных. 17.Синонимика глаголов и отглагольных существительных. Стилистическая роль причастий и деепричастий. 18.Синонимика видов простых предложений. Полные и неполные предложения. Вопросительные и побудительные предложения. Риторические вопросы и восклицания. 19. Стилистическая роль односоставных предложения. 20. Порядок слов в предложении. 21.Роль вводных слов и обращений в передаче различных смысловых и стилистических оттенков. 22. Стилистическая роль различных видов сложных предложений. 23.Синонимика сложных предложений. 24.Союзы и союзные слова. 25.Способы передачи чужой речи в произведениях различных стилей. Раздел VII. Высказывание как единица речевого общения. 26.Основные признаки текста.
| Сообщение учителя. Беседа. Работа с текстами различных стилей. Анализ лексических, словообразовательных, морфологических, син- таксических средств. Стилистический анализ текста. Стилистический анализ текста. Самостоятельная работа со словарями. Работа, связанная с отработкой умения нахо- дить ошибки и исправлять их. Анализ текстов художественных произведений. Анализ оттенков значений грамматических синонимов, подбор синонимов. Построение высказываний различного характера с использованием изученных грамматических конструкций. Лингвистический анализ текста. Анализ особенностей употребления различных видов сложных предложений в текстах, определение их роли в создании композиции и определённой стилистической окраски. Использование способов передачи чужой речи в повествовательных текстах. Комплексный анализ текста. | 1 ч. 5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 3 ч. 1 ч. . 1 ч. 1 ч. 3 ч. 5 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 5 ч. 2 ч. 1 ч. . 2 ч. 5 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 4 ч. |
Методический блок.
1. Содержание программы соответствует познавательным способностям девятиклассников и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований.
Процесс обучения строится на системе упражнений по стилистическому и лингвистическому анализу текстов различных жанров и системе творческих заданий.
2. Ожидаемые результаты.
Развитие в учащихся качеств, благоприятных для самостоятельных занятий по углублению знаний и умений по русскому языку.
Выбор гуманитарного профиля обучения в будущем.
Литература.
Розенталь Д. Э. Русский язык. Учебное пособие. – М., 2005.
Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М., 2005.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Ленинград, 1990.
Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М., 1967.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Ленинград, 1990.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М., 2004.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М., 2001.
Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1989.
Шанский Н.М. В мире слов. М.,1985.
Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1984.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс
Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...
Лингвистическая и речевая культура
Основным назначением данной программы является формирование лингвистической и речевой культуры учащихся, развитие у них творческих способностей и активности в соответствии с интересами и склонностями....
«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»
Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....
Лингвистическая теория речевых актов
В данной статье рассматривается содежательный аспект высказывания с точки зрения прагмалингвистической концепции теории речевых актов....
Лингвистические особенности речевого общения на примере социальных сетей
В работе рассматривается виртуальное общение как особый вид коммуникации. Особое внимание уделяется лексике, грамматике, знаковой системе интернет-общения в социальных сетях и мессенджерах...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...