Лингвистическая и речевая культура
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Шепелева Юлия Николаевна

Основным назначением данной программы является формирование лингвистической и речевой культуры учащихся, развитие у них творческих способностей и активности в соответствии с интересами и склонностями.

      Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои мысли.

      В данной программе углублённо рассматриваются 3 группы специальных понятий. К первой группе относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность речи.  Наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание различных речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, стилистические условия функционирования средств языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Лингвистическая и речевая культура»

для учащихся 9-х классов

Пояснительная записка.

                    Слово, речь  -  показатель общей культуры человека. Изучая язык, ученик не только овладевает его системой, но и  развивает мышление, познаёт историю своего народа, знакомится с окружающим миром. С полным правом некоторые исследователи называют язык – великим учителем.

      Основным назначением данной программы является формирование лингвистической и речевой культуры учащихся, развитие у них творческих способностей и активности в соответствии с интересами и склонностями.

      Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои мысли.

      В данной программе углублённо рассматриваются 3 группы специальных понятий. К первой группе относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность речи.  Наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание различных речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, стилистические условия функционирования средств языка.

      Программа будет способствовать усвоению основных понятий русского языка и культуры речи, приобретению навыков, необходимых для общения, формированию умений составлять связные высказывания различного характера: сочинения, статьи, аннотации, доклады, сообщения, тезисы, конспекты, деловые бумаги.

      Персидский поэт и мыслитель XIII века Саади писал:

                             Умён ты или глуп, велик ты или мал,

                              Не знаем мы, пока ты  слово  не  сказал!

     Овладение родным языком важно для творческих учащихся, находящихся в постоянном поиске, способных постигнуть сложные лингвистические законы.

     Программа предусматривает развитие творческого мышления, самостоятельности, ответственности, что позволит учащимся углубить знания по русскому языку.

     

                                 

                                 

Цели  обучения.

  1. Образовательная.
  1. Повышение общей языковой культуры учащихся.
  2. Осмысление и усвоение основных понятий русского языка и культуры речи.
  3. Приобретение навыков, необходимых для общения в различных сферах.

  1. Развивающая.
  1. Развитие интеллектуальных, творческих способностей.
  2.  Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы при исследовании языкового материала.

  1. Воспитательная.
  1. Воспитание любви и интереса к родному языку.
  2.  Формирование ответственности, самостоятельности в обучении, стремления искать и открывать новое.

                                     

Содержание курса.

  1. Вводное  занятие.

       Речевая деятельность, её виды и формы. Устная и письменная речь. Чтение, слушание (аудирование), говорение и письмо как виды речевой деятельности.

  1. Стили речи.

       Характеристика стилей речи. Стилистические ошибки, их предупреждение и исправление.

  1.   Культура речи.

      Речь правильная и речь хорошая. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. Нормы русского литературного языка, обеспечивающие качество правильной речи. Словари.

  1. Правильность речи.

      Нормы ударения и произношения. Словообразовательные нормы. Грамматические нормы. Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка в устной и письменной речи.

  1. Культура слова.

       Синонимы. Эпитеты. Перифразы. Метафоры. Сравнения. Фразеологизмы.  Словарные ошибки,  их предупреждение и исправление.

  1. Грамматические синонимы и их роль в построении речевых произведений.    

          Синонимика в области частей речи.  Синонимика видов простых предложений. Полные и неполные предложения. Вопросительные и побудительные предложения. Риторические вопросы и восклицания.

Стилистическая роль односоставных предложений. Порядок слов.

Вводные слова и обращения, их стилистическая роль. Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов.

Стилистическая роль сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Цитирование.

  1. Текст как единица речевого общения.

Анализ текста, его содержание и структура. Жанры речевых произведений.

Занятия рассчитаны на 34 часа.

 

         

 

.    

Тематический план.

                                   Тематический план.


Наименование разделов и тем


         Формы работы


Количество  часов


Раздел I.   Вводное занятие.

1.Язык – речь. Устная и письменная форма речи.


Раздел  II.  Стили речи.

2.Научный стиль речи.

3. Официально-деловой стиль.

4.Публицистический стиль.

5.Художественный стиль.

6.Разговорный стиль.


Раздел  III.  Культура речи.

7.Качества хорошей речи: правильность,

точность, выразительность, богатство,

чистота, логичность.

8.Словари, фиксирующие нормы русского

литературного языка.



                                                                                           

Раздел IV.  Правильность речи.                                                  

9.Нормы ударения и произношения.

10.Словообразовательные нормы.

11.Грамматические нормы.                                                        

Раздел  V.  Культура слова.

12.Синонимы. Эпитеты. Перифразы.

13.Метафоры. Сравнения.

14.Фразеологизмы.                      

Раздел  VI.  Грамматические синонимы и их роль в построении речевых произведений.

15.Синонимика в области частей речи.

Синонимика в области имён существительных и прилагательных.

16.Стилистическая роль местоимений, числительных.

17.Синонимика глаголов и отглагольных существительных. Стилистическая роль причастий и деепричастий.                                                


18.Синонимика видов простых предложений. Полные и неполные предложения. Вопросительные и побудительные предложения. Риторические вопросы и восклицания.

19. Стилистическая роль односоставных предложения.

20. Порядок слов в предложении.

21.Роль вводных слов и обращений в передаче различных смысловых и стилистических оттенков.

22. Стилистическая роль различных видов сложных предложений.

23.Синонимика сложных предложений. 24.Союзы и союзные слова.

25.Способы передачи чужой речи в произведениях различных стилей.

           

Раздел  VII. Высказывание как единица  речевого общения.

26.Основные признаки текста.  

                                                                                                 

           



 

Сообщение учителя.

Беседа.






 Работа с текстами

различных стилей.

Анализ лексических,

словообразовательных,

морфологических, син-

таксических  средств.

Стилистический анализ

текста.







Стилистический анализ

текста.






Самостоятельная работа со словарями.













Работа, связанная с отработкой умения нахо-

дить ошибки и исправлять их.







Анализ текстов художественных произведений.












  Анализ оттенков значений грамматических синонимов, подбор синонимов.


















Построение высказываний различного характера с использованием изученных грамматических конструкций.

 











Лингвистический анализ текста.

Анализ особенностей употребления различных видов сложных предложений в текстах, определение их роли в создании композиции и определённой стилистической окраски.

Использование способов передачи чужой речи в повествовательных текстах.



Комплексный анализ текста.



       

       1 ч.





      5 ч.


     


      1 ч.


      1 ч.


       1 ч.

       

       1 ч.


        1 ч.






      2 ч.






 

       1 ч.











       3 ч.

 

       

       1 ч.

.        

       1 ч.


         1 ч.  




     

        3 ч.








     

        5 ч.





       2 ч.



        1 ч.




        2 ч.









      5 ч.







       2 ч.



       1 ч.





       

.

      2 ч.





        5 ч.




        2 ч.


        1 ч.



        2 ч.





         4 ч.

         

 

Методический  блок.

1.  Содержание программы соответствует познавательным способностям  девятиклассников  и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований.

Процесс обучения строится на системе упражнений по стилистическому и лингвистическому анализу текстов различных  жанров и системе творческих заданий.

         2.    Ожидаемые результаты.

  Развитие в учащихся качеств, благоприятных для самостоятельных занятий по углублению знаний и умений по русскому языку.

  Выбор гуманитарного профиля обучения в будущем.

 

           

           

         

 Литература.

Розенталь Д. Э. Русский язык. Учебное пособие. – М., 2005.

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М., 2005.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Ленинград, 1990.

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М., 1967.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Ленинград, 1990.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?  – М., 1988.

Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.  М., 2004.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М., 2001.

Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1989.

Шанский Н.М. В мире слов.  М.,1985.

Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее.  -  М., 1984.

Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М., 1988.  

               

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

Лингвистическая и речевая культура

Основным назначением данной программы является формирование лингвистической и речевой культуры учащихся, развитие у них творческих способностей и активности в соответствии с интересами и склонностями....

«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»

Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....

Лингвистическая теория речевых актов

В данной статье рассматривается содежательный аспект высказывания с точки зрения прагмалингвистической концепции теории речевых актов....

Лингвистические особенности речевого общения на примере социальных сетей

В работе рассматривается виртуальное общение как особый вид коммуникации. Особое внимание уделяется лексике, грамматике, знаковой системе интернет-общения в социальных сетях и мессенджерах...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...