Лингвистические особенности речевого общения на примере социальных сетей
проект по русскому языку
В работе рассматривается виртуальное общение как особый вид коммуникации. Особое внимание уделяется лексике, грамматике, знаковой системе интернет-общения в социальных сетях и мессенджерах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения новой формы социальных коммуникаций и осмысления проблем функционирования языка в качестве новой языковой практики . Объектом данного исследования являются коммуникативное явление социальных сетей « Facebook », « ВКонтакте », « Instagram », а также мессенджеров « WhatsApp », « Viber ». Предмет исследования - языковые средства общения социальных сетей . Цель исследования - описание специфики функционирования языковых средств социальных сетей.
Интернет-коммуникация как особый вид общения Место , никогда ранее не существовавшее, стало местом реализации языка . Коммуникативное пространство не существует отдельно от человека. Оно моделируется им и изменяется целенаправленно.
Общение в Интернете, которое основывалось на базе литературного языка и устной речи , оказывает всё большее влияние на общение внесетевое, на его устные и письменные формы . К примеру, запись в личном дневнике : На каникулах (а они завтра!!!) мы с классов поедем в Питер. Наконец-то досмотрела!)) А у меня всё хорошо :) Аааааа !! Сейчас наткнулась на пост Наташи… Аааа !!! Всего-то 2 часа (ночи) , ха-ха…
Соотношение устной и письменной речи в языкознании В Интернет-коммуникациях присутствуют признаки и устной речи, и письменной. Это позволяет считать, что в Интернете функционирует новая " устно-письменная" разновидность речи , имеющая свои собственные специфические черты
Языковая личность Речевой приём, который использует говорящий, создавая особый стиль общения с виртуальными личностями
Признаки устной и письменной речи в интернет-коммуникации Устная речь Письменная речь мгновенная передача информации; возможность поддерживать диалог онлайн в реальном времени; экономия языковых средств и речевых усилий; спонтанность текста; пренебрежение правилами орфографии; использование компьютерного и сетевого сленга; краткость, эллиптичность, инверсия; попытка передачи с помощью пунктуации и других средств языка (паузы в виде многоточий и др.) письменная фиксация; опосредованная передача речи через символы письма; способ восприятия (визуальный); - возможность делать в общении длительные паузы; возможность произвольного перемещения по текстовой информации; возможность редактирования сообщений
особенности лексики социальных сетей Аббревиатуры (образное сокращение слова или словосочетания): -включают буквы « Ясн »; «норм»; «да лан»; « эт да»; « конечн » - включают цифры (нефонетическое обозначение букв цифрами) «@ve4no17_»; « too good 4 u » - отражают слово одной буквой «u» вместо «you» - включают применение принципа опущение гласных « Спс »; « пжлст », чаще « пж »; «Я была в чт. У нас пт была неучебная »; «И не успеваю на др »
Эллипсис, неполнота предложения : Прохор : А ты? Прохор : Уже не учишься? Валентин : Нет Прохор : Многословно Валентин : Эээээ Валентин : Попозже Прохор : Ну как обычно Кать, - на руки!
Межфразовые скрепы ну, а Агния : И встала в итоге в 5 Валентина : Ну и молодец)) «В общем, я пошла делать уроки…» « А то завтра тоже в школу не приду» Подражание звукам, крику А: Уууууууууууууу А: Это бунд !!! Всё иди спатб , время то не детское АОАОАОАОАОАОАО
Сильная редукция слов, лексическая и аффиксальная апокопа (« пишу, как слышу ») «А теперь говорят делай шо хош » (что) «Да лан, не хочу прост менять» (ладно, просто) « Я АКТЕЕЕРР ващета » (вообще-то) « Конещн давай » (конечно) « Все пасиба вы опоздали » (спасибо) «Ну пж » (пожалуйста) « Хоть какйнибудь » ( хоть какой-нибудь)
Языковая игра А: У-успех В: Не поверишь, но это прям мега успех А: З-зависть ?) В: Ага Выделение логического ударения с помощью способов шрифтового выделения « Пф мне ПРЯМЩАС нада » А: Какие мы бедные В: У М И Р А Ю А: А ВОТ И НЕТ
ЗаБоР , т.е. чередование прописных и строчных букв в записи «Если б ни он ничего бы не было, это сНеЖный коМ » « ЖданОвиЧ … » 3. «Это посТиРония » 4. «Я мыЦа и спать»
Транслитерация иноязычного выражения русскими буквами и русского выражения английскими буквами « Я superstar просто )» А : Ia ne zmauchto pisat ’ В : Poka А: Dosvidania ! « Ну там тип мерси, chasto ludi tak vot Pishut » «San’, ti nashla ? Esli da , to prishli pozhalyista »
Особенности грамматики в спонтанной письменной речи Опущение подлежащего : Чо за <…> появилась? Эллипсис союзов : никогда не должно быть застоя, нигде. общество развивается как большой организм; Расскажите, будет время, как дела у Анны, надеюсь, у ней все хорошо. Инверсия : Там в 3 часа всё начнётся, поедет туда Катя
Членение предложения на фразы или даже слова, отправляемые отдельными сообщениями: А: Я тоже А: Наверное А: Шутка А: Несмешная Контактые слова: обращения, вопросительные частицы: Дамы, я с ума сошла, там меньше) Котики, какие на сегодня планы? Ужель так и сказала?
Эмотиконы-смайлики , повторение знаков препинания и междометия « Как сходишь в школу, расскажи…. » « Зачем ???? Я это сказал…… .» Ого!!! Я очень хочу, чтобы ты поехала!!! Как же я хочу там учиться, хотя на языковых курсах!!!! Любимая тема. Что может быть лучше?!?!?! Всм !??! Сейчас же хор? А ты ничего не путаешб ???? Для тебя важнее скрипка или кукуха на нужном месте?????
Литуративы – «исправление оговорки»
эмотиконы ( emotion + icon = эмоция + значок) :) или :-) или =) Простая улыбка : D Смех, хохот :( или :-( или =( Грустный ;) Подмигивание :'( Плач :- l Равнодушие, апатия :-/ Озадаченность или недовольство :-* Поцелуй
Сложные смайлы
Смайлики графического вида – Emoji
Мем – основная единица культурной передачи - текстовый мем : слово или фраза ( Капитан Очевидность, пацталом ) - мем-картинка видеомем (иногда состоит из мемов-картинок ) креолизованный мем , состоящий из текстовой и визуальной части
Креолизованные мемы
Вывод Функциональные характеристики социальных сетей подтверждают их многоаспектность как малоисследованного материала для лингвистического анализа, в частности, в аспекте форм речи и в семиотической структуре. Язык пользователей социальных сетей имеет определенную специфику в лексическом и грамматическом строе, сочетая в себе характерные черты устной и письменной форм. Исследование языка социальных сетей и мессенджеров дает уникальную возможность составить обобщенный речевой портрет пользователя Интернета в России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565130-1421393869.jpg)
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/16/picture-1021710-1521177937.jpg)
Беседа с родителями «Общение детей в социальных сетях»
laquo;Общение детей в социальных сетях»...
Презентация к исследовательской работе " Аббревиатура как лингвистическая особенность онлайн общения" (10 класс)
Большинство лексических новообразований оказываются громоздкими и неудобными в употреблении в онлайн общении, поэтому такой способ словообразования, как аббревиация становится все более востребо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-201811-1360607307.jpg)
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА «УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ» ИЗ РОМАНА Г.Н. ПОТАНИНА «СТАРОЕ СТАРИТСЯ, МОЛОДОЕ НИКОГДА»
Культура провинции в России, часть образа нации. В наследие будущим поколениям остались интересные памятники, в том числе и художественные второй половины XIX века, созданные в российской «глуби...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/09/picture-1353018-1633800960.jpg)
Психологические особенности безопасной коммуникации подростков в социальных сетях
В статье рассматриваются вопросы безопасности нахождения подростка в сети Интернет. Автор исходит из трудности контроля подростка, увлеченного общением в социальных сетях. В качестве меры профилактики...
Лингвистический анализ англоязычной письменной коммуникации в социальных сетях как глобально-развивающийся диалект в современном мире
Статья посвящена исследованию языка социальных сетей как одного из возможных диалектов в мире, главной характеристикой которого является глобализация....
Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».
Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...