Разработка раздела программы по русскому языку "Деепричастие".
материал по русскому языку по теме
Разработка раздела программы по русскому языку "Деепричастие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка раздела программы по русскому языку | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
1. Введение. 3
2. Основная часть 6
3. Заключение. 22
4. Список использованных источников 23 Приложения.
Введение.
В 2011 году российское образование переходит на новый этап развития: осуществляется переход на новый Федеральный образовательный стандарт второго поколения.
Особенность Стандарта в современном учебном процессе – это ориентация на результат. Системно – деятельностный подход к процессу обучения, заложенный в Стандарте, требует пересмотра системы преподавания учебных предметов, в том числе и русского языка. Учебный процесс должен способствовать формированию у учащихся учебной деятельности, самостоятельности при решении учебных и жизненных задач, активности познавательной деятельности. Достичь этого результата возможно только при условии формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми – залог качественного усвоения знаний, а, следовательно, успешной подготовки к ЕГЭ по предмету.
Переход к новым стандартам предполагает изменение средств, форм, методов обучения, а также изменение содержательного и целевого компонентов.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
К VII классу ученики должны уже свободно оперировать обобщенными морфологическими понятиями, принципами классификации частей речи и обобщенными морфологическими признаками. Морфологические знания, умения и навыки на этом этапе становятся для учащихся тем инструментом, с помощью которого они способны получить знания о вновь изучаемых частях речи..
В VII классе характер деятельности учеников и учителей будет принципиально отличаться от действий в предшествующие годы. Ученики обнаруживают умение свободно оперировать обобщенными морфологическими понятиями, принципами классификации частей речи и приемами оппозиционного анализа морфологических признаков. Морфологические знания, умения и навыки учащихся становятся средством получения сведений о вновь изучаемых частях речи. Ученики самостоятельно выделяют морфологические признаки слов и словоформ, только приступая к изучению новой части речи; составляют классификации частей речи, выбирая различные критерии (самостоятельные и служебные части речи; изменяемые и неизменяемые, именные и глагольные); самостоятельно после анализа дают определения вновь изучаемых частей речи; обосновывают безошибочность морфологического анализа и критически оценивают при появлении ошибок; разграничивают постоянные и непостоянные признаки частей речи. Иными словами, если изучение морфологии происходило на основе обобщенных морфологических понятий, школьники на седьмом году обучения способны самостоятельно оперировать морфологическими знаниями, умениями и навыками, строить умозаключения.
Именно поэтому в VII классе возрастает объем самостоятельной работы учеников. Изучение морфологии на данном этапе предполагает формирование не только языковой компетенции учащихся, но и культуры мышления и уже на этой основе совершенствование речевой культуры, развитие коммуникативных умений и навыков. В связи с усилением семантического подхода к представлению языковых явлений, заложенного в V и VI классах, в учебнике VII класса произведены изменения: причастие и деепричастие представлены как самостоятельные части речи
Тема «Деепричастие» является сложной для усвоения учащимися, знания по этому разделу проверяются как во время ГИА в 9 классе, так и во время ЕГЭ в 11 классе. На изучение темы отводится 9 уроков. Сложности в изучении связаны с тем, что деепричастие как часть речи совмещает в себе признаки двух самостоятельных частей речи (глагола и наречия). Кроме того, изучение проходит после не менее сложной темы «Причастие», поэтому за 9 уроков учитель должен не только изучить тему «Деепричастие», но и обобщить и систематизировать знания по темам «Глагол», «Причастие».
Поддержанию должного уровня познавательного интереса к предмету на данном этапе языкового образования способствуют дифференциация обучения, информационные технологии, личностн-ориентированный подход, требующий прежде всего отношения к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.
Выпускник современного общеобразовательного учреждения подвергается серьёзному испытанию - ЕГЭ, проходящему в форме тестирования. Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний, поскольку позволяет осуществить объективную, эффективную, быструю диагностику и получить наглядную картину успеваемости. Такая форма работы помогает выявлять пробелы в знаниях учащихся по какой-либо теме. Результаты выполнения тестовых заданий по разделу «Деепричастие» показывают, что в 7-9 классах нашей школы с работами справляются 54% учащихся, остальные испытывают затруднения. Всё это заставляет с особым вниманием подойти к изучению темы «Деепричастие» более детально, тщательно продумывать задания по овладению нормами русского литературного языка, помогать учащимся в овладении универсальными учебными действиями, т.е. в развитии способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания в различных предметных областях.
2.Основная часть.
2.1 Характеристика раздела.
Методическая разработка охватывает один из разделов морфологии – «Деепричастие», раскрывает опыт проведения уроков с использованием модульного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. В процессе работы развивается речевая и мыслительная деятельность школьника, происходит формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Цель методической разработки: совершенствовать практические навыки и умения учащихся по морфологии, овладевать универсальными учебными действиями
Задачи:
- формирование овладения грамматическими нормами языка,
подготовка к итоговой аттестации,
- стремление к речевому самосовершенствованию,
- развитие универсальных учебных действий
Цели раздела:
- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми деепричастные обороты; работать с текстом; формировать универсальные учебные действия,
- развивать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка ;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку явлению культуры, основному средству общения получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи раздела.
Практические:
- уметь отличать деепричастие от других частей речи,
- уметь выполнять морфологический разбор деепричастия,
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии
- правильно, уместно употреблять в речи деепричастия и деепричастные обороты,
- использовать полученные при изучения раздела знания в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения,
- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- учить овладевать нормами русского литературного языка, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
- обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные:
- формировать у учащихся научно-лингвистического мировоззрения,
- - вооружать их знаниями о родном языке,
- развивать языковой и эстетический идеал.
.Методическая разработка программы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, она соответствует структуре «Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский), - М. Просвещение,2009 и разделу базового учебника «Русский язык 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010. учитываются принципы системности, научности, доступности, а также преемственности между разделами курса «Морфология»: «Глагол», «Причастие», «Деепричастие».
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
При отборе учебного материала поставлена цель: совершенствование практических навыков и умений; развитие языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.
Языковая компетенция реализуется в процессе формирования основных знаний о родном языке и научно- лингвистического мировоззрения.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обучения умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – в развитии знаний о языке, выдающихся лингвистах, сделавших открытия в изучении синтаксиса русского языка.
Большинство упражнений строится на материале связных текстов, задания к которым имеют комплексный характер. Это позволяет развивать и совершенствовать языковую интуицию, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.
При разработке уроков учитывались основные принципы и некоторые методы личностно- ориентированного подхода, поскольку он способствует реализации одного из главных принципов образования, закреплённых в законодательстве - принципа гуманизации, суть которого- создание необходимых условий для формирования деятельности личности, для реализации её интересов и прав, выявление и развитие способностей и дарований каждого ученика. Реализация принципа предполагает переход к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно- ориентированных, потому что они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребёнка и направлены на формирование яркой, индивидуальной личности, на создание условий саморазвития и самовыражения. В ходе работы подбирался разнообразный дидактический материал, таблицы, тесты, компьютерные программы по теме, контрольные работы, словарные статьи, научно- лингвистические тексты, задания творческого характера, отрывки из художественных произведений. Всё это содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Специально подбиралась система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностного значения цели действия- научиться. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, которая создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе.
2.2 Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых. В связи с этим характерным для подростка является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям.
Внимание подростка характеризуется объемом и специфической избирательностью, становится произвольным и преднамеренным. Ребенок способен сохранять долгое время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.
Память. Объем увеличивается за счет логического осмысливания материала, наращивается полнота, системность и точность воспроизводимого материала, становится допустимым запоминание абстрактного материала.
Мышление. Важная особенность – формирование активного, самостоятельного мышления. Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток способен самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения.
Учащиеся 7»А» класса имеют познавательные способности, соответствующие своим возрастным особенностям.
Класс условно можно поделить на 2 группы:
56% - способные, быстроуспевающие дети;
44% - среднеуспевающие.
Отмечено, что 64% учащихся класса обладает хорошей работоспособностью,
36% - невысокой, ввиду быстрой утомляемости нервной системы.
Ученики активны, подвижны и эмоциональны, работают эффективно при условии заинтересованности. Ученики более восприимчивы к получению новой информации в первой части урока, во второй – восприимчивость снижается. Учитывая особенности их темперамента, сначала урок ведется в быстром темпе, затем – в среднем.
По типу восприятия информации дети делятся на 3 группы:
50% - визуалы;
32% - аудиалы;
18% - кинестетики.
Таким образом, детям надо увиденное ими еще и записать в тетради, т.е. устная и письменная фиксация основных мыслей урока для них особенно необходима.
Кроме того, учащие с первого класса были включены в экспериментальную работу: в классе велась апробация технологии исследовательского обучения, все учащиеся были вовлечены в исследовательскую деятельность.
Разработанные и внедренные в работу на уроках русского языка и литературы задания исследовательского характера позволили развить умения открывать новые знания об объекте исследования, способе или средстве исследовательской деятельности. Ребята могут самостоятельно подбирать материал к уроку, искать доказательство и опровержение утверждений великих людей, они учились определять значения слов без словаря, опираясь на их словарный состав и этимологию, учились сопоставлять исследуемый материал, синтезировать результаты исследования и т.д.
Исходя из психологических особенностей данного возраста, учебно-воспитательная программа рассчитана на развитие личности, общий объем знаний и умений по русскому языку, заложенный в УМК, построен на следующих принципах:
- коммуникативная направленность;
- дифференцированное и интегрированное обучение по всем видам деятельности;
- сознательное и активное овладение материалом.
Педагог дифференцированно подходит к работе с учениками, постоянно помогая одним и стимулируя более быстрое продвижение других.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, большую роль в получении знаний и их усвоении играют информационные технологии. Они позволяют:
- организовать групповую и самостоятельную работу на уроке,
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся,
- позволяют индивидуализировать процесс обучения,
- повышают интерес к урокам,
-активируют познавательную деятельность,
- развивают творческий потенциал учащихся.
Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, используются следующие формы работы на уроках:
- групповая
- индивидуальная
- фронтальная
- семинары
- ролевые игры
2.3. Содержание раздела.
Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и целью уроков, соответствует государственному стандарту. В содержании реализуются идеи гуманизации, связи с жизнью, личным жизненным опытом и интересами школьников. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира.
Раздел программы состоит из 11 уроков: 7 уроков предполагают изучение нового материала, 2 урока – развитие речи (Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины, урок повторнеия и обобщения, урок контроля полученных знаний.
Тематическое планирование раздела.
№ урока | Тема | Результаты обучения | Тип урока/форма урока |
1 (32) | Деепричастие как часть речи § 26 | Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий. | Урок усвоения новых знаний/ Проблемный урок. |
2-3 (33-34) | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. § 27 | Знать определение деепричастного оборота; что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством); место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме. Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота; правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; составлять предложения по указанным схемам; правильно строить предложения с деепричастным оборотом. | 1. Урок усвоения новых знаний/мультимедиа-урок 2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков / урок самостоятельной работы |
4 (35) | Написание не с деепричастиями. § 28 | Знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными. Уметь правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными). | .Урок усвоения новых знаний/ Смешанный урок |
5 (36) | Деепричастия несовершенного вида. § 29 | Знать, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия несовершенного вида; суффиксы деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида; заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты; уметь правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (чéрпая, балýясь и др.). | Урок усвоения новых знаний/ проблемный урок. |
6 (37) | Деепричастия совершенного вида. § 30 | Знать, что деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия совершенного вида; суффиксы деепричастий совершенного вида. Уметь находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие; образовывать деепричастия совершенного вида; заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида; заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями; находить и выделять на письме деепричастные обороты. | урок формирования новых знаний / урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа) |
7-8 (38-39) | (Р) Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. Упр. 187 | Знать особенности текста-повествования; особенности описания действий; главное в рассказе. Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины (с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа). | Урок совершенствования знаний, умений и навыков |
9 (40) | Морфологический разбор деепричастия. § 31 | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия. | Урок формирования новых знаний / Мультимедиа урок |
10 (41) | Деепричастие и причастие. | Знать чем отличается деепричастие от причастия, суффиксы деепричастий и причастий, способы образования причастия и деепричастия Уметь употреблять причастные и деепричастные обороты, отличать их, редактировать предложения с грамматическими ошибками, правильно писать причастия и деепричастия | Урок обобщение я систематизации / Мультимедиа урок |
11 (42) | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок учета и оценки ЗУН |
2.4 Дидактический анализ содержания материала урока
При изучении раздела «Деепричастие» учитель должен учитывать несколько аспектов:
1. изучение материала должно строиться на внутрипредметных связях, с учетом уровня усвоения предшествующего материала, поэтому нужно четко представлять, на какие знания накладывается изучаемый материал
Тема урока | Что ученик знает | |
1 | Деепричастие как часть речи | Морфологические признаки глагола, роль обстоятельства в предложении, глагольное словосочетание |
2,3 | Деепричастный оборот | Понятие об обособленном члене предложения, |
4 | Написание НЕ с деепричастиями | Не с глаголами |
5 | Деепричастия несовершенного вида | Способ определения вида у глагола, морфемный состав деепричастия, способ образования деепричастия |
6 | Деепричастия совершенного вида | Время и вид глагола |
7-8 | (Р) Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | Особенности построения текста повествовательного характера, употребление деепричастий в речи, построение предложений с деепричастными оборотами |
9 | Морфологический разбор деепричастия | Порядок морфологического разбора |
10 | Причастие и деепричастие | |
11 | Контрольный диктант |
2. изучение материала должно строиться с учетом подготовки в итоговой аттестации, поэтому нужно использовать задания КИМ:
Тема урока | Проверяемые элементы содержания | |
1 | Деепричастие как часть речи | |
2,3 | Деепричастный оборот | Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастными оборотами) (ЕГЭ - А5); Обособление обстоятельств (ГИА – В4) |
4 | Написание НЕ с деепричастиями | Правописание НЕ и НИ (А18) |
5 | Деепричастия несовершенного вида | Части речи (ЕГЭ - ЕГЭ - А11, В2) |
6 | Деепричастия совершенного вида | Части речи (ЕГЭ - А11, В2) |
7-8 | (Р) Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. (ЕГЭ – А29) |
9 | Морфологический разбор деепричастия | Части речи (А11, В2) |
10 | Причастие и деепричастие | |
11 | Контрольный диктант |
3. дидактический материал к уроку отбирается таким образом, чтобы на каждом уроке происходило развитие речи. Целесообразно использовать тексты разных стилей и функционально-смысловых типов. Это позволяет развивать и совершенствовать языковую интуицию, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.
Тема урока | Автор и название произведения | |
1 | Деепричастие как часть речи | Сказка Ф. Кривина «Волк на елке» см. приложение 1 |
2,3 | Деепричастный оборот | А.Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» см. приложение 2 |
4 | Написание НЕ с деепричастиями | |
5 | Деепричастия несовершенного вида | |
6 | Деепричастия совершенного вида | Роберт Саунти «Лодорский водопад». См. приложение 3 |
7-8 | (Р) Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | |
9 | Морфологический разбор деепричастия | См. приложение 4 |
10 | Причастие и деепричастие | См. приложение 1 |
11 | Контрольный диктант |
4. при выборе видов деятельности учитывается необходимость формирования универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия, | - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | Групповая форма работы (подготовка презентаций к уроку), взаимопроверка, ролевые игры (ученик-учитель) Самопроверка выполненных на уроке заданий |
Регулятивные универсальные учебные действия. | планировать решение учебной задачи: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); | Алгоритм определения части речи Выполнение морфологического разбора, разбор слова по составу |
Познавательные универсальные учебные действия | выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения применять таблицы, схемы, модели для получения информации | Сравнение деепричастия с причастием, глаголом и наречием Построение таблиц (отличие причастия от деепричастия, признаки глагола у деепричастия), схем. |
Коммуникативные универсальные учебные действия. | воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду) составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства | Анализ текста Глагольные признаки у деепричастия Написать сочинение «Роль деепричастий в тексте», сочинение по картине |
2.5 Ожидаемый результат.
При использовании указанных выше форм, методов и подходов к изучению раздела «Деепричастие» учащиеся должны научиться:
- различать глагол, причастие и деепричастие,
- находить деепричастие в тексте,
- строить предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами,
- отличать простое осложненное предложения от сложного предложения.
Именно овладение этими навыками доказывает качественное усвоение разработанного раздела учебной программы. Полученные знания помогут ученикам успешно выполнить задания ЕГЭ.и ГИА, связвнные с проверкой знаний по теме «Деепричастие».
Система заданий на уроках продумана так, чтобы ученики периодически возвращались к допущенным ранее ошибкам и исправляли их, анализировали результаты своей работы на уроках и дома. Такая работа будет не только способствовать успешному овладению знаниями по теме, но и развивать универсальные учебные навыки, что приведет к качественной подготовке к итоговой аттестации.
Кроме того, на уроках используются такие виды деятельности, которые будут способствовать формированию УУД.
3. Заключение
Использование новых образовательных технологий, овладение универсальными учебными действиями дает новые возможности решения методических задач. В ходе изучение раздела программы «Деепричастия» в соответствии с данной разработкой формируются более глубокие предметные знания.
Результаты выполнения контрольной работы (см. приложение 5) двумя классами параллели показали, что класс, в котором преподавался раздел по данной методической разработке качественнее выполнил предложенную работу. Что свидетельствует о целесообразности и необходимости использования этой разработки в дальнейшем.
класс | Выполнить морфемный и словообразовательный разбор одного деепричастия. | Выполнить синтаксический разбор предложения. | В 3-4 словах выделить орфограмму «Проверяемая гласная в корне слова». |
7а | 67% | 75% | 65% |
7б | 50% | 59% | 54% |
4. Список литературы.
1. «Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский), - М. Просвещение,2009
2. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 2008.
Методика преподавания русского языка в школе: Учебник / Под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2001
3. Сборник тестовых задания для тематического и итогового контроля: русский язык. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
4. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2007
5. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
6. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка . 7 класс. – М.: Владос, 2006.
7. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе PDF. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006.
8. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. – М.: Искатель
Сайты.
4. kollegi.kz
5. ledusite.ru
Деепричастие и причастие.
Цель: обобщить знания по теме «Деепричастие» и «Причастие».
Задачи:
Обучающие:
повторить:
- общее значение деепричастия и причастия;
- правописание причастий и деепричастий;
- постановка знаков препинания при деепричастном и причастном оборотах;
Развивающие:
- развивать речь, мышление;
- работа над словом;
- развивать творческие способности детей.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к родному языку
- толерантность.
Оборудование: карточки, презентация к уроку, подготовленная учителем и группами ученик
Методическая справка: Данный урок был разработан для учащихся 7 класса. Этот урок построен на концентрической основе с применением разных форм работы: как самостоятельной (индивидуальной), так и групповой, и коллективной. При делении на группы учитывается уровень подготовки учащихся.
Положительные моменты использования ИКТ:
Повышение уровня мотивации обучения.
Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.
Экономия использования времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большого количества учащихся.
Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся при подготовке ответов.
Содержание урока | Время (мин.) | Действия учителя | Действия учащихся | Методическое обоснование |
1.Организационная часть | 1мин. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает задачи для учащихся. | Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. | С целью: .настраивает на урок, создают доброжелательную втмосферу |
2 Постановка целей и задач урока | 4 мин. | Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали тему урока. Для этого прочитайте высказывания о частях речи и определите, о чем говорят ученые (Презентация. Слайд 1) « Слова, заключающие в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность. Д. Э.Розенталь - Именно об этих частях речи мы будем сегодня говорить. Как вы думаете, почему я объединила повторение этих двух частей речи в один урок? - Эти части речи очень часто являются препятствием на пути успешной сдачи ЕГЭ, поэтому мы сегодня не просто будем повторять все, что узнали на уроках, но уже сегодня, в 7 классе, вы готовитесь к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ. По мере выполнения заданий на уроке, в зависимости от того, правильно ли вы их выполняете, ставьте на полях условные обозначения: + если вы хорошо справились с заданием и поняли, как его выполнять, ! если справились не полностью, - если задание выполнить не получилось. От того, насколько серьезно вы будете работать на уроке, зависит ваше домашнее задание | Отвечают на вопрос. (первое высказывание о причастии, второе о деепричастии) (Они образуются от глагола, их часто путают, ошибаются в определении причастного и деепричастного оборота) | С целью: организует и дисциплинирует внимание; развитие мотивации учебной деятельности |
3 Проверка домашнего задания. 2.Работа с текстом. | 5 мин. 5 мин. | . 1. Прочитайте отрывок из текста. Какое это произведение? Дома вы читали рассказ «Налим» А.П. Чехова. Много ли причастий и деепричастий встретилось в тексте? Как вы думаете, почему в тексте больше деепричастий? 2. Найдите предложения с причастным и деепричастным оборотами, объясните постановку знаков препинания, построив схемы. Назовите причастия и деепричастия, употребленные в тексте. Выпишите из текста причастие и деепричастие и произведите их морфемный и морфологический разборы | (Ученики зачитывают свои варианты ответа на вопрос «Какова роль причастий и деепричатий в рассказе А.П. Чехова «Налим»?»). (Два ученика работают у доски: один выписывает предложение с деепричастным оборотом и строит его схему, другой – с причастным). (Причастия – строящейся, поросшей; деепричастие - мигая) (задание по вариантам, два ученика – у доски). | С целью: контроля качества выполнения Закрепление полученных ранее знаний |
4. Повторение теоретических знаний по теме. . | 3мин. | По каким признакам мы определяем 1)причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия. | (Свою презентацию представляет 1 группа учеников. Они рассказывают о морфологических признаках причастия и деепричастия. 1.Причастие обозначает признак предмета по его действию 2.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое выражено глаголом. 3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки: - это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность, - но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие – неизменяемая) | развития умений сопоставлять и анализировать , |
4. Тренировочные упражнения. | 5 мин. 5 мин. 5 мин. | 1. К уроку вы приготовили небольшие презентации с заданиями. Давайте проверим, хорошо ли вы научились отличать причастный оборот от деепричастного. 2.Представит свою работу группа, рассматривающая вопрос о правописании НЕ с причастиями и деепричастиями. | Свою работу представляет вторая группа, подготовившая тестовые задания. Приложение (работа проверяется учениками из группы, подготовившей задание). Представитель от группы выходит к доске, опираясь на слайд, напоминает правило о правописании НЕ в причастиями и деепричастиями, затем выполняется задание, подготовленное группой. Приложение (Взаимопроверка) | Привлечение внимания, смена деятельности Закрепление Закрепление |
5. Развитие речи, элементы подготовки к ГИА. | 7мин 5 мин. | Давайте еще раз обратимся к высказываниям М.В. Ломоносова и Д.Э. Розенталя. Как, опираясь на их слова, вы определили бы роль этих частей в речи? Всегда ли деепричастие и причастие помогают нам? Для какого стиля характерно употребление причастных и деепричастных оборотов? Как характеризует говорящего умение правильно употреблять в речи такие обороты? 3. Третья группа подготовила для вас задание по материалам ЕГЭ. Ребята подбирали задания, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов. (Задания А4 и А6). Давайте вспомним, как они выполняются, опираясь на записи в памятке, а затем выполните задание. | (причастия совмещают в себе признаки прилагательного и глагола, а значит, в тексте одновременно характеризуют предмет и придают картине динамику. Деепричастие придают тексту динамику, они характерны для повествования. И П.,.и Д. характерны для книжного стиля, умение употреблять их в речи говорит об образованности, начитанности человека. (В памятках содержится алгоритм выполнения заданий, связанных с употребление деепричастных оборотов и замене придаточной части причастным оборотом.) Затем ребята выполняют задание в тетрадях, два человека работают у доски приложение | С целью: подготовке к ГИА (часть С.) Синтаксические нормы |
5. 7. Подведение итогов. | 1 мин | Очень часто ученики путают причастие с деепричастием. Как не ошибаться в определении части речи? Что вам может в этом помочь? | (Нужно знать суффиксы причастий и деепричастий, вопросы, на которые они отвечают и помнить, что причастие так же, как и прилагательное относится к существительному, а деепричастие – к глаголу.) | рефлексия |
5 Подведение итогов. Оценки за урок. Домашнее задание. | 2мин. | Поднимите руки, кто получил за все задания плюсы. Эти ребята попробуют написать рассуждение на тему «Нужны ли причастия или деепричастия в русском языке». На следующем уроке мы обсудим ваши предположения. Остальные ребята получат листы и выполнят те задания, в которых на уроке были допущены ошибки. | Обсуждение качества выполнения классной работы, запись домашнего задания | Стимулирование, оценка своей работы на уроке |
ов.
Приложение 1.
Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка. На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег... Около строящейся купальни, под зелеными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами. Он пыхтит, отдувается и, сильно мигая глазами, старается достать что-то из-под корней ивняка. Лицо его покрыто потом. На сажень от Герасима, по горло в воде, стоит плотник Любим, молодой горбатый мужик с треугольным лицом и с узкими, китайскими глазками. Как Герасим, так и Любим, оба в рубахах и портах. Оба посипели от холода, потому что уж больше часа сидят в воде...
Приложение 2
Тест 1.
Найдите предложения с причастными оборотами.
1. Я ушел, негодуя на друзей.
2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
3. Небо, усеянное звездами, манило к себе.
4. Поднявшись, он быстро подошел к окну.
Тест 2.
Найдите предложения с деепричастными оборотами.
1. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду.
2. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду.
3. Преследуя зверя, охотники вышли к озеру.
4. Охотники, преследующие зверя, вышли к озеру.)
Приложение 3
Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор:
1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым___________дорогам к какому-нибудь озеру.
2.В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине __________ зарождается рассвет.
3.(Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова. __________________________
4.Вот откуда-то доносится тревожный крик (не) уснувшей еще птицы. ________________________
5.Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей- то голос. _____________________
Задание 2.
.Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы, 2 столбик – деепричастия, 3 столбик – причастия.
(Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв,
(не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры
(не)продают; (не)взявшись за топор, избы
(не) срубишь.)на (не)обработанной земле лишь бурьян растет)
Приложения.
Приложение 1.
Приложение 1.
(1) В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал
свое одиночество. (3)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие
елки, он брел по лесу и размышлял о жизни.
(4)Да, ему никогда не везло. (5) Самые лучшие куски у него
выхватывали из-под носа другие. (6)Волчица -- и та оставила его,
потому что он мало приносил зайцев.
(7)Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! (8)У кого их
много -- перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало...
(9)Да, в волчьем мире зайцы решают все.
(10) Елки, елки... (11)"Елки-палки, -- думал Волк, -- когда же все
это кончится?(12) Никуда не денешься от этих елок, хоть из лесу
беги!"
(13)И вдруг... (14)Волк присел на хвост, протерев глаза: неужели
правда? (15)Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (16)Он
сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его
горят так, словно ему там невесть что показывают.
Приложение 2
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив.
Приложение 3
Текст для анализа.
Лодорский водопад.
Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Держа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем
быстром Лодоре! Роберт Саунти
Приложение 4.
Определите стиль речи, тип текста, назовите его приметы. Выпишите деепричастия, определите их вид, образуйте от них деепричастия другого вида.
После тяжелой, суровой зимы вышли под весеннее солнце пахари, старые и молодые, не жалея сил и труда, вспахали отогревшуюся землю и засеяли ее, разрыхленную, чистыми семенами, доверяя природе, благодатному ее теплу, свету все свои надежды. Вот скоро семена пустят корни, проклевываясь стебельками, высовываясь листьями. Дадут богатый урожай… Порукой их доверию было жаркое в небе солнце, буйное весеннее ликование, охватившее все живое вокруг. Вместе с травами, цветами и пестрым роем бабочек, щебечущими птицами радовался и пахарь. Ему казалось, что впереди ждут его дни, такие же яркие, как это весеннее празднество. Светлые полосы всходов пшеницы, овса, темные клинья не расцветшей еще гречихи на обширных полях радовали пахаря, делая его чувства глубже, весомей. Он верил, что так же, как пришла за суровой зимой весна, так и за сумрачным прошлым наступит ясная, счастливая жизнь…(Г. Ибрагимов.)
3. Произвести морфологический разбор одного деепричастия несовершенного вида и одного деепричастия совершенного вида,
Задания к тексту:
1. Выпишите 5-6 деепричастий, разберите их по составу
2. Определите вид выписанных деепричастий.
3. Составьте предложение, употребив в нем как можно больше деепричастий несовершенного вида.
Приложение 5.
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)
Грамматические задания.
- Выполнить морфемный и словообразовательный разбор одного деепричастия.
- Выполнить синтаксический разбор предложения.
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. (1 вариант). Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. (2 вариант)
3. В 3-4 словах выделить орфограмму «Проверяемая гласная в корне слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела программы по русскому языку 5 класса«Синтаксис»
Данная методическая разработка раздела программы может быть использована учителями при аттестации....
Методическая разработка раздела программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение"
Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение". работа представлена на 1 квалификационную категорию....
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
Методическая разработка раздела программы по русскому языку
Материал презентации использовался мной во время аттестации на I квалификационную категорию....
Методическая разработка раздела программы по русскому языку "Лексика". 5 класс
Методическая разработка раздела программы по русскому языку "Лексика". 5 класс...
Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»
Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...
Разработка раздела программы . Методика обучения на уроках технологии раздела кулинария (на примере темы «Различные виды теста»)
quot;Различные виды теста"...