Обобщающий урок в 5 классе "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Обобщение и систематизация материала, изученного по теме «Синонимы» в 5-ом классе, проводится с использованием компьютерной презентации. Предлагаются различные виды заданий разноуровневого характера, способствующие развитию коммуникативных , речевых умений и навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 45 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый обобщающий урок в 5 классе
«Синонимы»
Цели урока:
- закрепить понятие о синонимах.
- учить подбирать синонимы, составлять синонимические ряды.
- развивать умения находить синонимы в тексте. Развивать речь.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Word (Приложение1)
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Словарная работа. ( Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь).
Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов
(лексика).
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению ( омонимы).
Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).
Слова противоположные по значению (антонимы).
- Прочтите, какие слова у вас получились. Проверьте себя.
( На доске проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, антонимы).
4. Работа с термином «синонимы».
- Какой термин я не назвала ( синонимы). О синонимах мне расскажите вы.
- Какие слова называются синонимами?
- Какими признаками они обладают?
( Учащиеся отвечают, учитель крепит на доске листочки с определениями)
- Синонимы – это слова, одинаковые по лексическому значению, но различные по звучанию.
- Синонимы образуются из слов одной части речи.
- Синонимы делают нашу речь более выразительной и точной.
- Некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста.
- Работа над стихотворением В Шефнера. (На доске проецируется текст)
Учитель читает: …Много, много слов на земле…
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Но словам все слова в языке у нас есть:
Слава, Верность, Свобода и Честь.
- Какова тема и основная мысль этого стихотворения?
-Считаете ли вы слова Слава, Родина, Честь главными словами? Какие слова для вас считаются самыми главными в жизни?
( на доске записываются слова: мама, семья, дружба, любовь )
– Так как одним из главных слов мы записали слова МАМА. Я хочу сегодня на уроке поговорить о самом главном человеке в нашей жизни – МАМЕ.
- Чтение сказки В.А.Сухомлинского «Семь дочерей».
- Прочтите сказку В.А.Сухомлинского «Семь дочерей», в ней семь раз употребляется глагол сказала. А какие синонимы можно подобрать к глаголу сказала?
( На каждой парте лежит лист с текстами и заданиями).
«Семь дочерей».
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко.
Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветов, - сказала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала пятая.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
- А как бы вы поступили, если ваша мама вернулась домой?
7. Разноуровневые задания.
1 ряд. Вставить уже готовые синонимы вместо глагола сказала.
( перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала)
2-3 ряды. Подбирают свои синонимы и заменяют глагол сказала.
- Изменилась ли сказка после нашей доработки? Благодаря чему?
8. Релаксация.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и спеть песню. (Учитель поет, а учащ-ся подпевают).
У. – Кто вас, дети, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит?
Кто заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
Уч-ся. Мама, дорогая, мамочка родная.
- А теперь посмотрите, какие они, ваши мамы. Все разные: грустные и веселые, молодые, красивые.
( на фоне музыки, на доске проецируются фотографии мам уч-ся)
Учитель поёт.
У. – Если, дети, вы ленивы
Непослушны, шаловливы,
Кто ночами слезы льет?
Уч-ся: Всё она родная, мама дорогая.
9. – Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
- Я предлагаю прочитать ещё одну сказку М.Скребицкой
( Читает учитель)
«Сердце матери»
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Поднялся сильный ветер. Маленькие березки дрожали от холода и зябли . Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Берёзки стыли на ветру, трепетали от страха. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...
- Какое чувство вызвала у вас эта сказка?
- Какова основная мысль этой сказки?
10. Разноуровневые задания.
1 ряд. Выписать из текста синонимы к глаголу мёрзнуть.
2-3 ряды. Выписать из текста синонимы к глаголу мёрзнуть.
Расставить синонимы в порядке возрастания признака.
-Какова роль этих синонимов в этом тексте?
– Одним из признаков синонимов является то, что некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста. Хотя в других текстах их значение может быть
абсолютно разным.
- Работа с учебником. Упр. 773, учебник «Русский язык. Практика»
Прочтите стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой»
«Мне не хватает теплоты», -
Она сказала дочке…
Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?» -
«Ты не поймёшь, ещё мала», -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: « Я поняла!»-
И тащит одеяло.
- Почему мама не поняла дочку?
- О какой теплоте говорила мама?
- Посмотрите значение слова теплота.
(На доске проецируется: Теплота – 1. нагретое, теплое состояние чего-нибудь;
2. (перен.) сердечное, отрадное отношение.
-Подберите синонимы к слову теплота, о которой говорила мама.
( теплота, нежность, ласка, сердечность)
- Этот ряд можно назвать контекстуальными синонимами.
( На доске: контекстуальные синонимы).
Пословица: «При солнышке тепло – при матушке добро».
- Почему любовь мамы сравнивается с солнышком?
- Итог урока.
Сегодняшний урок мне хочется закончить синквейном на тему «Синонимы»
( Учащиеся составляют синквейн на тему «Синонимы»)
- Комментирование оценок.
- Д.З. Составить синквейн на тему «Мама»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексика Омонимы Многозначные слова Антонимы
..Много, много слов на земле.. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Но словам все слова в языке у на есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь...
Мама - первое слово. Мама - главное слово.
Теплота - 1. нагретое, теплое состояние чего-либо. 2. сердечное, отрадное отношение к кому-нибудь.
"При солнышке - тепло, при матушке - добро".
Название синквейна. Два прилагательных. Три глагола. Фраза на тему. Существительное.
Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....