«Веселые хитрые слова»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Игра-викторина в 6-7 классах.
Цели:
Образовательная:
- углубить знания учащихся по русскому языку и литературе ;
- познакомить с интересными языковыми факторами;
- познакомить учащихся с различными явлениям игры слов: метаграммами, анаграммами, шарадами и другими.
Воспитательная:
- воспитать у учащихся интерес к родному языку, его многообразию и богатству.
Развивающая:
- способствовать развитию логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_hitrye_slova.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Веселые хитрые слова»
(игра-викторина в 6-7 классах).
Цели:
Образовательная:
- углубить знания учащихся по русскому языку и литературе ;
- познакомить с интересными языковыми факторами;
- познакомить учащихся с различными явлениям игры слов: метаграммами, анаграммами, шарадами и другими.
Воспитательная:
- воспитать у учащихся интерес к родному языку, его многообразию и богатству.
Развивающаяся:
- способствовать развитию логического мышления.
Ход мероприятия:
I Вводное слово учителя:
Добрый день, ребята. На сегодняшнем уроке поиграем мы в слова. Что такое слова?
Чтение стихотворения:
Плим
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово
Смешное слово – плим,
Я повторяю слова:
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
- Является ли «плим» - словом
(нет, это набор звуков, оно не имеет значения)
II Слова – хороший строительный материал: порой они лучше кирпичей.
Из них можно даже пирамиды строить. Не верите? А давайте проверим!
Конкурс «Постройте пирамиду»
1 В основании пирамиды лежит слово из 7 букв «квартал», выше из тех же букв (удаляя одну)…
рак
кара
карта
кварта
квартал
2 Составим пирамиду.
Подсказки.
- Я нужен меткому стрелку (карабин).
- А я нужна грузовику (кабина).
- Во мне всегда хранят варенье (банка).
- Я не простое учреждение (банк).
- Я для бензина, для белья, для разных надобностей (бак).
III Между прочим, некоторые словечки способны поставить в тупик кого угодно, «хитрые» эти слова. Вот недавно встретилось мне слово – «стрекоза». Я подумала «стрекоза» - это она. А каким словом назвать стрекозу, если это не она, а он? Стрекозел? Да не может быть.
Конкурс «Найти «хитрое» слово».
- Я называю слово в единственном числе, вы – во множественном числе.
кот – коты;
крот – кроты;
рука – руки;
слива – сливы;
грива – гривы;
плот – плоты;
дуга – дуги ;
еда – «хитрое»
диво – нет множественного числа;
арбуз – арбузы;
- А теперь я называю слова мужского рода, вы – женского рода.
повар – повариха;
портной – портниха;
купец – купчиха;
храбрец – (нет);
- А теперь наоборот:
отличница – отличник;
коза – козел;
оса – (нет);
- А теперь опять я – слова единственного числа, вы множественного числа.
ведро – вёдра;
бедро – бёдра;
метро – (нет);
день – дни;
пень – пни;
лень – (нет);
цыпленок – цыплята;
козленок – козлята;
бочонок – (нет).
IV Слова умеют показывать и разные фокусы: одни слова состоят из нескольких других: вы видите слово, а каждый слог в нем – тоже отдельное слово. И называются они шарады.
Конкур шарад.
- Название русской меры веса
В шараде этой – первый слог.
Вторую часть в породах леса
Ты отыскать легко бы смог.
А целое - узнает всякий
В породе комнатной собаки (пудель).
- Первое можете в море искать
Но за него вам нельзя заплывать.
А на втором раньше земли пахали:
Трактора встарь люди даже не знали.
Целое – это животное тоже,
Очень оно на второе похоже (буйвол).
- Один предлог, за ним – другой,
И первый слог – перед тобой.
Второй же очень нужен мне:
Он над диваном на стене
Не для одной красы висит –
В нём лампа яркая горит.
Сложить два слога можно,
Но … будьте осторожны! (кобра).
- Слог первый – восклицание,
Второй – достоин порицания.
А целое – на Севере бывает
И жителей тех мест
И греет, и питает (олень).
- На марку самолёта
Укажет первый слог.
Второй наш слог –
Лишь точка, часть вершины,
Но нету выше точки той.
А дальше – некуда идти,
Хоть шансы есть
Ответ найти (тупик).
- Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решили
И у доски, и за столом (задача).
- Два предлога и союз,
Теперь все вместе прочитаю.
И вышло: то с небес сорвусь,
То снова в небо улетаю.
Я и летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (вода).
- Слог первый – полкрика пророческой птицы,
Второй засверкает, когда половицы
Мастикой и щеткой натрёт полотёр.
А в целом – увенчан Казанский собор (купол).
- Первое – нота, второе – тоже.
А в целом – на горох похоже (фасоль).
- Лоб есть синоним первого слова,
Только не слышим мы нынче такого.
Ну, а второе – длиною в сто лет,
Тут уж вы быстро найдёте ответ.
Вместе же всё – это каждый из нас.
Жду я ответа быстрее от вас (человек).
V Не так давно я обнаружил, что некоторые слова внешне очень похожи: они состоят из одинакового количества букв и отличаются только одной буквой. Такие слова называются «метаграммы»
Конкурс метаграмм.
- С «Г» - полезное растение,
С «Ш» - пугает нас порой,
С «П» - несет нам разорение,
С «В» - навалено горой.
(Горох – шорох – порох – ворох).
- С буквой «Н» он там, где строят
Эстакаду или дом.
С «Б» - животное морское,
С «Й» - крупнее, чем район.
(Кран – краб – край).
- С буквой «Т» -
Весенний месяц это,
А вот с «С» -
Огромная планета.
(Март – Март).
- С буквой «Г» - я по небу лечу,
С буквой «В» - детишек я лечу.
(Грач – врач).
- С буквой «Б» - его жуют,
С «В» - коровы в нём живут,
(Хлеб – хлев).
- С буквой «Ч» -
Я над морем летаю,
С буквы «М» -
Я ребят одеваю.
(чайка – майка).
- Два одинаковых предмета
Я с буквой «П» обозначаю.
С «Т» - упаковкою служу,
С «Ф» - ночью путь освещаю,
С «К» - за проступок накажу.
(пара –тара – фара – кара).
- С буквой «Б» -
Я ёмкость для солений,
С буквой «Т» -
В конце я предложений.
(Бочка – точка).
- Мне захотелось изменится:
С «С» я – рыба, с «Ф» я – птица.
(Сазан – фазан).
- Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть.
Если «Л» на «Д» заменят,
То металлом окажусь.
(Мель – медь).
VI А есть такие «хитрые» слова, состоящие из одинаковых букв, только расположенных в разном порядке – анаграммы.
Конкурс анаграмм.
- лето(тело);
- атлас (ласта);
- каприз (приказ);
- водопад (подвода);
- ямка (маяк);
- кукла (кулак);
- комар (корма);
А есть анаграммы в стихах.
- В океане он живет
И мала ему река.
Буквы вставь наоборот –
Будет дергаться щека.
(Кит-тик).
- Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу.
(Шпала-лапша).
- Эта птица в небе вьется.
А буквы поменяй местами,
Полный зёрен к земле гнется.
(Сокол-колос).
- Сперва чего-нибудь комплект.
Но буквы поменять местами,
И тут же явится нам с вами
Дворянский титул прежних лет
(Набор-барон).
VII Конкурс «Перемена».
(учитель читает загадки о человеке, его внешности, отгадки дети показывают с помощью пантомимы).
- Горшок умен,
Семь дырок в нем (голова).
- Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз).
- Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит (нос).
- Их не сеют, не сажают,
Они сами вырастают (волосы).
- Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними, есть гора
Назови их, детвора (глаза нос).
- Если ты удивишься
Они поднимутся.
Если ты рассердишься,
Они сдвинутся (брови).
- Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить – они заболеют (зубы).
- Вокруг двух озер камыш растет (ресницы).
- Кругленькая дощечка,
По краям обшивочка,
А в середине дырочка (ухо).
VIII Следующий конкурс вам понравится. Он называется просто «Шесть слов» (подобрать по 6 слов, начинающихся с этих букв).
к о з а
корова окно занавес арбуз
кефир облако зубр акула
катер обруч зелень арка
куль осел зима анкета
красота окунь зал алмаз
конкурс орех зарплата арфа
IX Совсем скоро наша игра подойдет к концу. Конечно, в слова играть можно очень долго, было бы только знание русского языка, да фантазия побольше.
Я предлагаю конкур «Шуточные вопросы», а вам нужно их разгадать.
- Когда человек бывает в комнате без головы? (когда высовывает ее из головы).
- Как написать мышеловка пятью буквами? (кошка).
- Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (снять с каждого по сапогу).
- Из названия какого города можно сделать начинку для сладких пирожков? (Изюм).
- Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (подошва обуви).
- Как можно пронести воду в решете? (заморозить).
- Когда лес бывает закуской? (когда он сыр).
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки).
- Какой рукой лучше размешивать чай?(лучше ложкой).
- Что все люди на земле делают одновременно? (становятся старше).
X Заключение.
Игра «Веселые слова» подошла к концу, по русскому языку слова не заканчиваются. Вам предстоит узнать еще немало слов и хотелось бы, чтобы знали больше слов, которые говорят о добром, светлом, которые несут знания, передают чувства. А если вы не знаете, что означает слово, если затрудняетесь в том, как правильно его написать или произнести, то обратитесь к помощи словаря. Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Веселые слова"
Разработанная программа для расширения лексического запаса на английском языке....
Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»
Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить и заинтересовать обучающихся жизнью и творчеством А.В. Вампилова...
Урок чтения и развития речи для 1 класса Тема: сказка «Хитрая лисичка» с презентацией к уроку.
Данный урок направлен на развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности через различные виды заданий....
Урок развития речи "Составление портрета хитрого человека в художественном стиле"
Урок поможет ребятам понять, что такое психологический портрет героя, научит видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему....
Веселая викторина про английские слова и буквы
викторина...
Образовательный проект " Как здоровье сохранить узнали, слова про это подбирали, и в Лего весело играли"
В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нер...
Подсказка для родителей Веселые и полезные игры В деревне у бабушки Упражняем дар слова
Речевые игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий....