«Веселые хитрые слова»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Черепанова Аэлита Николаевна

Игра-викторина в 6-7 классах.  

Цели:

Образовательная:

- углубить знания учащихся по русскому языку и литературе ;

- познакомить с интересными языковыми факторами;

- познакомить учащихся с различными явлениям игры слов: метаграммами, анаграммами, шарадами и другими.

Воспитательная:

- воспитать у учащихся интерес к родному языку, его многообразию и богатству.

Развивающая:

- способствовать развитию логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_hitrye_slova.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Веселые хитрые слова»

(игра-викторина в 6-7 классах).

Цели:

Образовательная:

- углубить знания учащихся по русскому языку и литературе ;

- познакомить с интересными языковыми факторами;

- познакомить учащихся с различными явлениям игры слов: метаграммами, анаграммами, шарадами и другими.

Воспитательная:

- воспитать у учащихся интерес к родному языку, его многообразию и богатству.

Развивающаяся:

- способствовать развитию логического мышления.

Ход мероприятия:

I Вводное слово учителя:

Добрый день, ребята. На сегодняшнем уроке поиграем  мы в слова. Что такое слова?

Чтение стихотворения:

Плим

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово

Смешное слово – плим,

Я повторяю слова:

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

- Является ли «плим» - словом

(нет, это набор звуков, оно не имеет значения)

II Слова – хороший строительный материал: порой они лучше кирпичей.

Из них можно даже пирамиды строить. Не верите? А давайте проверим!

Конкурс  «Постройте пирамиду»

1 В основании пирамиды лежит слово из 7 букв «квартал», выше  из тех же букв (удаляя одну)…

рак

кара

карта

кварта

квартал

2 Составим пирамиду.

Подсказки.

- Я нужен меткому стрелку (карабин).

- А я нужна грузовику (кабина).

- Во мне всегда хранят варенье (банка).

- Я не простое учреждение (банк).

- Я для бензина, для белья, для разных надобностей (бак).

III Между прочим, некоторые словечки способны поставить в тупик кого угодно, «хитрые» эти слова. Вот недавно встретилось мне слово – «стрекоза». Я подумала «стрекоза» - это она. А каким словом назвать стрекозу, если это не она, а он? Стрекозел? Да не может быть.

Конкурс «Найти «хитрое» слово».

  1. Я называю слово в единственном числе, вы – во множественном числе.

кот – коты;

крот – кроты;

рука – руки;

слива – сливы;

грива – гривы;

плот – плоты;

дуга – дуги ;

еда – «хитрое»

диво – нет множественного числа;

арбуз – арбузы;

  1. А теперь я называю слова мужского рода, вы – женского рода.

повар – повариха;

портной – портниха;

купец – купчиха;

храбрец – (нет);

  1. А теперь наоборот:

отличница – отличник;

коза – козел;

оса – (нет);

  1. А теперь опять я – слова единственного числа, вы множественного числа.

ведро – вёдра;

бедро – бёдра;

метро – (нет);

день – дни;

пень – пни;

лень – (нет);

цыпленок – цыплята;

козленок – козлята;

бочонок – (нет).

IV Слова умеют показывать и разные фокусы: одни слова состоят из нескольких других:  вы видите слово, а каждый слог в нем – тоже отдельное слово. И называются они шарады.

Конкур шарад.

  1. Название русской меры веса

В шараде этой – первый слог.

Вторую часть в породах леса

Ты отыскать легко бы смог.

А целое - узнает всякий

В породе комнатной собаки (пудель).

  1. Первое можете в море искать

Но за него вам нельзя заплывать.

А на втором раньше земли пахали:

Трактора встарь люди даже не знали.

Целое – это животное тоже,

Очень оно на второе похоже (буйвол).

  1. Один предлог, за ним – другой,

И первый слог – перед тобой.

Второй же очень нужен мне:

Он над диваном на стене

Не для одной красы висит –

В нём лампа яркая горит.

Сложить два слога можно,

Но … будьте осторожны! (кобра).

  1. Слог первый – восклицание,

Второй – достоин порицания.

А целое – на Севере бывает

И жителей тех мест

И греет, и питает (олень).

  1. На марку самолёта

Укажет первый слог.

Второй наш слог –

Лишь точка, часть вершины,

Но нету выше точки той.

А дальше – некуда идти,

Хоть шансы есть

Ответ найти (тупик).

  1. Предлог стоит в моём начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решили

И у доски, и за столом (задача).

  1. Два предлога и союз,

Теперь все вместе прочитаю.

И вышло: то с небес сорвусь,

То снова в небо улетаю.

Я и летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (вода).

  1. Слог первый – полкрика пророческой птицы,

Второй засверкает, когда половицы

Мастикой и щеткой натрёт полотёр.

А в целом – увенчан Казанский собор (купол).

  1. Первое – нота, второе – тоже.

А в целом – на горох похоже (фасоль).

  1. Лоб есть синоним первого слова,

Только не слышим мы нынче такого.

Ну, а второе – длиною в сто лет,

Тут уж вы быстро найдёте ответ.

Вместе же всё – это каждый из нас.

Жду я ответа быстрее от вас (человек).

V Не так давно я обнаружил, что некоторые слова внешне очень похожи: они состоят из одинакового количества букв и отличаются только одной буквой. Такие слова называются «метаграммы»

Конкурс метаграмм.

  1. С «Г» - полезное растение,

С «Ш» - пугает нас порой,

С «П» - несет нам разорение,

С «В» - навалено горой.

(Горох – шорох – порох – ворох).

  1. С буквой «Н» он там, где строят

Эстакаду или дом.

С «Б» - животное морское,

С «Й» - крупнее, чем район.

(Кран – краб – край).

  1. С буквой «Т» -

Весенний месяц это,

А вот с «С» -

Огромная планета.

(Март – Март).

  1. С буквой  «Г» - я по небу лечу,

С буквой «В» - детишек я лечу.

(Грач – врач).

  1. С буквой «Б» - его жуют,

С «В» - коровы в нём живут,

(Хлеб – хлев).

  1. С буквой «Ч» -

Я над морем летаю,

С буквы «М» -

Я ребят одеваю.

(чайка – майка).

  1. Два одинаковых  предмета

Я с буквой «П» обозначаю.

С «Т» - упаковкою служу,

С «Ф» - ночью путь освещаю,

С «К» - за проступок накажу.

(пара –тара – фара – кара).

  1. С буквой «Б» -

Я ёмкость для солений,

С буквой «Т» -

В конце я предложений.

(Бочка – точка).

  1. Мне захотелось изменится:

С «С» я – рыба, с «Ф» я – птица.

(Сазан – фазан).

  1. Корабли меня обходят,

Знает лоцман наизусть.

Если «Л» на «Д» заменят,

То металлом окажусь.

(Мель – медь).

VI А есть такие «хитрые» слова, состоящие из одинаковых букв, только расположенных в разном порядке – анаграммы.

Конкурс анаграмм.

  1. лето(тело);
  2. атлас (ласта);
  3.  каприз (приказ);
  4. водопад (подвода);
  5. ямка (маяк);
  6. кукла (кулак);
  7. комар (корма);

А есть анаграммы в стихах.

  1. В океане он живет

И мала ему река.

Буквы вставь наоборот –

Будет дергаться щека.

(Кит-тик).

  1. Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу.

(Шпала-лапша).

  1. Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется.

(Сокол-колос).

  1. Сперва чего-нибудь комплект.

Но буквы поменять местами,

И тут же явится нам с вами

Дворянский титул прежних лет

(Набор-барон).

VII Конкурс «Перемена».

(учитель читает загадки о человеке, его внешности, отгадки дети показывают с помощью пантомимы).

  1. Горшок умен,

Семь дырок в нем (голова).

  1. Чтобы в цель попасть не раз,

Зоркий требуется … (глаз).

  1. Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит (нос).

  1. Их не сеют, не сажают,

Они сами вырастают (волосы).

  1. Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними, есть гора

Назови их, детвора (глаза нос).

  1. Если ты удивишься

Они поднимутся.

Если ты рассердишься,

Они сдвинутся (брови).

  1. Когда мы едим – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить – они заболеют (зубы).

  1. Вокруг двух озер камыш растет (ресницы).
  2. Кругленькая дощечка,

По краям обшивочка,

А в середине дырочка (ухо).

VIII Следующий конкурс вам понравится.  Он называется просто «Шесть слов» (подобрать по 6 слов, начинающихся с этих букв).

к    о     з   а

корова        окно        занавес        арбуз

кефир        облако        зубр        акула

катер        обруч        зелень        арка

куль        осел        зима        анкета

красота        окунь        зал        алмаз

конкурс        орех        зарплата        арфа

IX Совсем скоро наша игра подойдет к концу. Конечно, в слова играть можно очень долго, было бы только знание русского языка, да фантазия побольше.

Я предлагаю конкур «Шуточные вопросы», а вам нужно их разгадать.

  1. Когда человек бывает в комнате без головы? (когда высовывает ее из головы).
  2. Как написать мышеловка пятью буквами? (кошка).
  3. Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (снять с каждого по сапогу).
  4. Из названия какого города можно сделать начинку для сладких пирожков? (Изюм).
  5. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (подошва обуви).
  6. Как можно пронести воду в решете? (заморозить).
  7. Когда лес бывает закуской? (когда он сыр).
  8. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки).
  9. Какой рукой лучше размешивать чай?(лучше ложкой).
  10. Что все люди на земле делают одновременно? (становятся старше).

X Заключение.

Игра «Веселые слова» подошла к концу, по русскому языку слова не заканчиваются. Вам предстоит узнать еще немало слов и хотелось бы, чтобы знали больше слов, которые говорят о добром, светлом, которые несут знания, передают чувства. А если вы не знаете, что означает слово, если затрудняетесь в том, как правильно его написать или произнести, то обратитесь к помощи словаря. Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Веселые слова"

Разработанная программа для расширения лексического запаса на английском языке....

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Урок чтения и развития речи для 1 класса Тема: сказка «Хитрая лисичка» с презентацией к уроку.

Данный урок направлен на развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности через различные виды заданий....

Урок развития речи "Составление портрета хитрого человека в художественном стиле"

Урок поможет ребятам понять, что такое психологический портрет героя, научит видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему....

Образовательный проект " Как здоровье сохранить узнали, слова про это подбирали, и в Лего весело играли"

В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нер...

Подсказка для родителей Веселые и полезные игры В деревне у бабушки Упражняем дар слова

Речевые игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий....