Образовательный проект " Как здоровье сохранить узнали, слова про это подбирали, и в Лего весело играли"
проект

Логопед  Альбина Григорьевна.

В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. и как следствие  трудности формирования всех компонентов речи, низкий уровень словарного запаса, несформированность  лексико-грамматического категорий, недостаточный уровень развития восприятия, памяти, мышления.

Получается, что  вопрос сохранения здоровья с детьми с речевыми нарушениями нужно поднимать более интенсивно, чем с детьми с «нормой».  Об этом мой проект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aristova_proekt_2018.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Солнышко»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Как  здоровье сохранить узнали,

слова про это подбирали,

 и в ЛЕГО  весело играли»

                                                              Автор: Аристова А.Г.

                             учитель-логопед ДОУ

                                                                                                   

 

г. Южноуральск

Актуальность проекта:

Здоровье до того перевешивает  все остальные блага жизни, что

поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

А.Шопенгауэр

   Человечество уже много веков размышляет о своем здоровье и ищет возможности поддерживать его как можно дольше.

    Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на  культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Для этого внедряются новые технологии,  различные развивающие методики в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

     В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. и как следствие  трудности формирования всех компонентов речи, низкий уровень словарного запаса, несформированность  лексико-грамматического категорий, недостаточный уровень развития восприятия, памяти, мышления.

    Получается, что  вопрос сохранения здоровья с детьми с речевыми нарушениями нужно поднимать более интенсивно, чем с детьми с «нормой».   Чтобы прочно сформировать  потребность вести здоровый  образ жизни, так как только это станет  фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни, а значит развития  конкурентноспособности и успешности в будущем.

    Задумывая эту тему я  изучила представления, знания  детей своей логопедической группы  о здоровье, профессиях людей, связанных с данной темой. Для этого провела беседу и рисуночный тест. Анализ рисунков и  ответов  на вопросы «Как ты думаешь, что такое здоровье?», «Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?»,»Что нужно кушать, чтобы оставаться здоровым?»,  «Как природа нам помогает быть здоровым?», «Как ты понимаешь выражение - здоровый образ жизни?» показал, что часть детей понимает здоровье, как лечение («пить таблетки, микстуру»). Большая часть детей понимает, что для здоровья надо «делать зарядку и кушать фрукты, овощи», но на этом их знания исчерпывались. Один ребенок сказал про чистый воздух. Вопросы про профессии людей, связанных со здоровьем  показал, что дети  знают только врача и медсестру(людей, которые лечат уже заболевшего человека), и не подозревают о профессии, направленной на профилактику заболеваний - валеолога.

    Дополнительно данная беседа показала специфические особенности познавательной и речевой деятельности дошкольников, где существенные  трудности были  в лексико-грамматическом высказывании ( это же доказывала стартовая логопедическая диагностика на начало года и проведенные логопедические занятия  за  сентябрь-октябрь с данными детьми)

     А так как существенную роль в формировании представлений о ЗОЖ у детей с нарушением речи играет именно низкий уровень словарного запаса, несформированность грамматического строя речи, и как следствие замедленный темп усвоения закономерностей и недостаточность мыслительного анализа содержательной стороны речи, то исходя из этого, у меня  возникли вопросы:

-  С помощью каких современных образовательных технологий  в коррекционно-логопедической работе при проведении краткосрочного проекта  можно познакомить детей с профессией человека, занимающегося профилактикой заболеваний-  валеолога, рассказать о  всех факторах здорового образа жизни, если у детей наблюдаются трудности формирования всех компонентов речи, низкий уровень словарного запаса, несформированность  лексико-грамматического категорий, недостаточный уровень развития восприятия, памяти, мышления.

- Как привлечь  родителей в разрешении данной проблемы?

       

    Результат этих вопросов- разработка  и реализации проекта с  применением  современных образовательных технологий.

Целевая группа: дети  подготовительной логопедической группы с ОНР

Тип проекта: познавательно-информационный , подгрупповой, краткосрочный.

В проекте участвуют: дети, родители, учитель-логопед.

Цель проекта – дать детям общее представление о здоровье, как о ценности. Расширить представления детей о важных для здоровья и ЗОЖ  факторах- свежем воздухе, солнечном свете, воде, физических упражнениях, правильном питании, отдыхе, сознательном выборе деятельности, положительных эмоциях, а также о профессии валеолога.

Задачи проекта

- Развивать навыки словообразования и словоизменения, пополнять словарный запас детей.

 - Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми

Ресурсы:

Временные: 4дня

Методические:

  1. Е.И. Николаева, В.И.Федорук, Е.Ю.Захарина Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада «Детство- Пресс»- 2015.
  2. Т.А. Тарасова, Л.С.Власова Здоровый образ жизни /Москва Школьная Пресса 2008
  3. Лисицин Ю.П. Здоровье человека- социальная ценность/Ю.П.Лисицын, А.В.Сахно.- М.:Мысль,2008

Материально-технические:

Слайд- презентация «Лепестки здоровья», конструктор LEGO, мяч, бумага и карандаши для рисуночного теста, картинки «Настроение человека»

План реализации проекта:

1.Подготовительный этап.

       Беседа с детьми  «Что такое здоровье ? »

       Рисуночный  тест  «Полезная для здоровья покупка»

       Анализ беседы и теста.

       Разработка содержания проекта.

       Подготовка  слайд- презентации  «Лепестки здоровья», подбор физминуток, загадок, речевых игр: «Вредно-полезно», «Добрые слова» «Изобрази настроение»

       Подбор лексического  материала для формирования у детей представлений о ЗОЖ.

2.Практический этап

Дни

1.Совместная деятельность с детьми

2.Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

ср

Разгадывание загадок   о здоровье, о вкусной и полезной пище, о спорте.

Игра с мячом: «Вредно-полезно»

Модель трех вопросов.

Поиск информации о здоровье, факторах здоровья и профессий людей, занимающихся профилактикой заболеваний.

чт

Слайд- презентация «Лепестки здоровья»

Физминутки: «Носик дышит», «Глазки отдыхают»,

пт

Физминутки: «Будем делать мы зарядку», «Чистая водичка»

Игра- пантомима «Изобрази настроение»

Создание  атрибутов для здоровья из конструктора Лего.

Их презентация и рассказывание о них.

СБ

ВС

   1.Совместное выполнение задания в тетради сотрудничества родителей, логопеда  и детей: Буква недели «О» тема недели: Здоровей-ка»

Беседа с детьми о факторе(ах) здоровья ( на выбор ребенка)

Игра «Подбери словечко»  по выбранному фактору (инструкцию, как играть, получил каждый родитель)   (Приложение 2)

    2.Рекомендации на просмотр следующих материалов

https://www.youtube.com/watch?v=h0udM-JOIbg
https://youtu.be/h0udM-JOIbg

(Ссылки на мультфильм СМЕШАРИКИ - АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ)

пн

Речевая игра

 «Добрые слова»

Речевая игра «Подбери словечко»

Рисунки детей «Что человеку для здоровья нужно»

Выставка в группе.

3.Заключительный этап.

-   Выставка рисунков детей «Что человеку для здоровья нужно» в группах, а также атрибутов для здоровья из конструктора Лего.

-   Просмотр фото и видеоматериалов, предоставленных родителями  о том, как в семье дошкольники и взрослые закрепляют полученные знания о ЗОЖ.

-   Мое участие  в конкурсе проектов среди педагогов ДОУ.

- Ожидаемые результаты.

-  Формирование внутренней картины здоровья у дошкольников и их родителей, желание придерживаться здорового образа жизни.

-   Пробуждение  у детей  интереса и желания к дальнейшему развитию представлений о малоизвестных  профессиях.

-  Активизация  речевой  деятельности по теме проекта.

 Перспективы дальнейшего развития проекта

-  Расширение и активизация словаря по другим лексическим темам, с применением знаний о ЗОЖ. (приложение 3)

Приложение 1.

Лексический материал для формирования у детей представлений о ЗОЖ.

Фактор ЗОЖ

Словарь

Солнечный свет

Существительные:  лучи, загар, настроение, ожог, солнцепек, микробы, бактерии, сушка (белья),  освещение.

Майка, кепка, платок, панама, солнечные очки, купальник, плавки.

Глаголы: светит, греет, блестит, убивает (бактерии), уничтожает, поднимает (настроение), укрепляет. Вывешивать, открывать, загорать, прогуливаться, сушить.

Прилагательные: яркий {-ое,- ие), полезный (-ое, -ые), /ласковый (-ое, -ые), теплый (-ое, -ые), радостный (-ое, -ые), приятный, электрический, искусственный. Солнечный (-ые. -ая), солнцезащитные, солнцелюбивое (-ые).

Чистый воздух

Существительные: прогулка, выезд. Атмосфера, кислород, газы. Дыхание, вдох, выдох, легкие, кровь. Воздухоочиститель, пыль, пылесос, кондиционер, вентиляция, увлажнитель, загрязнение, аллергия, очистка. Проветривание, сквозняк. Растения, экология, загрязнение, деревня, дача, город, село, водоросли, океан, водопад, бор, сосны, ели, гроза.

Глаголы: обогащает, освежает, очищает, расслабляет, насыщает. Вдыхаем, выдыхаем.

Прилагательные: чистый, свежий,  прозрачный,  горный.  Вечнозеленые (леса), падающая (вода). Ветреный, безветренный. Глубокий (вдох).

Вода

Существительные: жажда, нехватка, прием, фильтр, кипячение, очищение, организм, температура. Ванна, душ, компресс, ингаляция, фильтр, стирка, чистота.

Глаголы: употреблять, выпивать, допивать, запивать, кипятить, фильтровать, замораживать. Прикладывать, накладывать, менять. Льет, переливает, доливает, выливает, наливает. Выводит, очищает, облегчает, заряжает, ободряет, растворяет, поддерживает, смазывает, смачивает. Теряет. Полоскать (рот, белье), стирать, мыть.

Прилагательные: чистая, прохладная, вкусная, холодная, минеральная, колодезная, водопроводная, грязная, мутная, фильтрованная, очищенная, замороженная, кипяченая, прозрачная.

Правильное питание

Существительные: завтрак, крупы, витамины, хлеб, белки, жиры, углеводы. Злаки, зерна, хлопья, крупа. Овощи, лук, салат, шпинат, укроп, ревень, щавель, петрушка, оливки, сельдерей, маслины, капуста, брокколи. Фрукты, яблоки, груши, апельсины, мандарины, ананас, манго. Зерновые, семена, лен. Пшеница, рис, рожь, кукуруза, ячмень, овес, просо, гречиха. Горох, фасоль, соя, чечевица, бобы. Ягоды, малина, клубника, крыжовник, земляника. Грибы, лисички, подосиновик, подберезовик, опята. Орехи, миндальные, грецкие, арахис, фундук. Зернохранилище. Перекусывание, иммунитет. Салатница, хлебница, супница, соусница.

Глаголы: варить, печь, запекать, резать, чистить, парить, пропаривать. Наливать, разливать, употреблять, готовить, мыть, промывать. Прилагательные: свежие (-ий,-ая), полезные (-ая, -ый), сочный (-ая, -ый), спелые (-ая, -ый). Растительная, разнообразная. Правильный, организованный. Бурый, коричневый, неочищенный (рис), отрубной, зерновой, злаковый (хлеб). Хлебный, молочный, овощной, рыбный. Льняное (масло), оливковое, подсолнечное, кукурузное, растительное. Каши, гречневая, рисовая, пшенная, овсяная, перловая, ячневая. Мука, пшеничная, ржаная, хлебопекарная, высший, первый, второй (сорт).

Физические упражнения

Существительные: Зарядка, упражнения, физкультура, спорт, спортплощадка, спортклуб, игры, бег, прыжки, метание. Сила, выносливость, ловкость, смелость. Плавание, езда, велосипед, катание, коньки, санки, лыжи, хоккей, волейбол, походы, туризм. Верх, низ, право, лево.

Глаголы: улучшает (самочувствие), оздоравливает (-ют), выздоравливает (-ют), укрепляет (-ют), увеличивает, понижает. Тренироваться, заниматься, бегать, ходить, прыгать,

Прилагательные: спортивный, быстрый, проворный, стремительный, сильный, выносливый, ловкий, закаленный. Плавательный, конькобежный, велосипедный, горнолыжный, лыжный, хоккейный, волейбольный, походный. Ежедневные.

Отдых, уход за собой.

Существительные: режим, сон, отпуск, путешествия, каникулы, выходные, остановка, прогулки, рассматривание, беседа, разговор, размышления, сновидения, тишина, расслабление, восстановление. Волнение, переживания, радость, тишина.

Глаголы: Отдыхать, расслабляться, гулять, путешествовать, беседовать, слушать, посещать, спать, проспать, недоспать. Успокаивает, заряжает, бодрит, настраивает.

Прилагательные: тихая (-ее, -ий, -ие), спокойная (-ый, -ое, -ая), ежедневный (-ая, -ое, -ые) еженедельный (-ая, -ое, -ые). Темная, проветренная (комната). Свободная, удобная (одежда, обувь).

Выбор, занятия.

Существительные: выбор, умеренность, воздержание, отказ, польза, вред, долгожитель, телевизор, переедание, сладости, кофе, кофеин, чай, напитки, сахар, фосфор, конфеты, шоколад, мороженое, гамбургеры, кариес, ожире-ние, прогулка, вода, ответственность, деятельность.

Глаголы: отказываться, воздерживаться, выбирать, обдумывать, размыш-лять, развивать, вспоминать, припоминать, тревожить.

Прилагательные: газированная (-ый, -ые), сладкие, черный, зеленый, тра-вяной, компьютерные (игры), вредный (-ый, -ые), полезный (-ый, -ые), бесполезный ( ые, -ое), тревожный.

Положительные эмоции, Доверие.

Существительные: доверие, радость, любовь, честность, взаимопомощь, дружба, дружелюбие, щедрость, прощение, молитва, покой, мир. Обида, злость, конфликт, грусть, ссора, спор, драка, жадность.

Глаголы: укрепляет, приносит. Прощать, доверять, верить, любить. Ухаживать, беречь, радовать, слушать.

Прилагательные: Спокойная, крепкая. Внимательные (-ый, -ая), дружные (-ый, -ая)вежливые (-ый, -ая), обходительные (-ый, -ая), радостные (-ый,-ая), исполнительные (-ый, -ая).

Приложение 2.

 Инструкция для родителей, как поиграть в игру «Подбери словечко» по выбранному ребенком фактору ( по желанию ребенка)

 Например: Артем С.  выбрал солнечный свет.

Фактор ЗОЖ

Игра «Подбери словечко»

Свет.

Примерные вопросы ребенку:

Полезен ли свет для здоровья людей? Чем?

Какой именно свет?

Чем опасно долго находится на солнце?

Что может заменить солнечный свет?

1.Солнце

Взрослый говорит: «Послушай слово СОЛНЦЕ. Давай подберем слова.

Какое оно? ( вместе с детьми подберите слова: яркое, полезное, ласковое, приятное….)

 Что  оно делает? греет, блестит, светит, уничтожает(бактерии), укрепляет(иммунитет) и др.

2.Электролампа.

Взрослый говорит: «Послушай слово ЭЛЕКТРОЛАМПА. Давай подберем слова.

 Какая она? Новая, блестящая, электрическая, ….

Что она может делать? Светить, согревать, освещать, заменять(солнечный свет), радовать,

давать возможность (например порисовать вечером, когда на улице темно),…

Приложение 3.

Фактор ЗОЖ

Возможное расширение представлений о факторах ЗОЖ при прохождении следующих лексических тем

Солнечный свет

Лето.

Мир вокруг нас  

Маленькие исследователи

Чистый воздух

Весна.

Зима. Зимние забавы.

 Мир вокруг нас  

Маленькие исследователи

Вода

Весна.

Водный мир  

  Мир вокруг нас  

Маленькие исследователи

Правильное питание

Лето. Ягоды-фрукты.

 Маленькие исследователи

Физические упражнения

Зимние забавы.

Спорт – наш друг.

Отдых, уход за собой.

В гостях у сказки.

Выбор, занятия.

Профессии.

Неделя творчества.

  Что такое - хорошо и что такое - плохо.

 Театр.

Положительные эмоции,

Доверие.

В гостях у сказки.

Школа здоровья.  

  Что такое - хорошо и что такое - плохо.  

  Театр

 «Изобрази настроение». Я буду называть, а вы изображать.

 Изобразите:

 Грусть,

 Злость,

 Страх,

 Обиду,

 Радость,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-образовательный проект "Здоровый учитель - здоровая нация!"

Социально-образовательный проект направлен на сохранение психического и физического здоровья учителя...

Социальный проект по экологии «Сохранить природу – сохранить жизнь!»

Реализация проекта направлена на повышение уровня экологической грамотности подрастающего поколения: повышению культуры поведения в  общественных местах, формированию у учащихся правильного эколо...

Образовательный проект «Сохраним мир природы родного края»

С раннего детства ребенок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. Он радуется, увидев распустившийся цветок, восхищается подвижными жучками и бабочками, быстро бегающими муравьями. С каж...

Образовательный проект «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»

Статья "Образовательный проект - Применение здоровье сберегающей технологии на уроках английского языка"...

Сертификат участника в международном дистанционном модульном социально-образовательном проекте "Социальное здоровье нации"

Сертификат участника в международном дистанционном модульном социально-образовательном проекте "Социальное здоровье нации" г.Москва. 2017 г....

Образовательный проект "Город здоровья"

Образовательный проект "Город здоровья" предназначен для реализации во время летней оздоровительной кампании среди обучающихся образовательных учреждений. Проект направлен на создание и укре...