Урок по теме "Разносклоняемые существительные" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
На данном уроке формируются следующие знания и умения: умение склонять существительные на – мя и слово путь; умение обосновывать выбор гласной в окончаниях разносклоняемых существительных; знание о том, что существительные на-мя и слово путь находятся вне склонений.
.Формируются общеучебные умения и навыки: умение самостоятельно работать с учебником, находить главную информацию, представлять ее в виде схемы, формулы.
В ходе наблюдения над языковым материалом устанавливаются внутрипредметные связи, которые способствуют повышению эффективности изучения нового материала.
Отбор учебного материала строится с учетом возрастных особенностей учащихся, способствует формированию у них позитивных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_microsoft_powerpoint_2.ppt | 840.5 КБ |
konspekt_uroka_raznosklonyaemye_sushchestvitelnye.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Разносклоняемые существительные.
Цель: познакомить учащихся с группой разносклоняемых существительных.
Задачи:
Образовательная: уметь склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных;
Развивающая: формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; действовать в ситуации выбора, развивать общепредметные умения (умение работать с новой информацией, находить главную информацию, представлять ее в виде схемы, формулы);
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: элементы технологии РКМЧП, работа с учебником, толковым словарем.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие, психологический настрой учащихся.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок- открытие, открытие новых знаний в казалось бы известном учебном материале.
-Как вы думаете, интересно ли быть первооткрывателем? Легко ли это? Хочется ли вам делать открытия? Почему?
-Запишите дату, на полях тетради поставьте значок вашего настроения, не забудьте его отметить и в конце урока. Мой значок вы сейчас тоже увидите (рисую цветными мелками солнышко).
Пусть это солнышко освещает вам дорогу к новому открытию. А чтобы в пути было комфортно, вас будут сопровождать герои любимого мультфильма «Винкс».
- Актуализация первичного опыта учащихся.
– На прошлом уроке мы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний. Запишите, верно или неверно каждое утверждение.
- Прием «Верные- неверные утверждения» (слайд №1)
Рефлексия задания: оцени свои знания баллом за каждый правильный ответ (слайд №2).
Приведите правильные варианты ответа на неверные утверждения.
- Заполнение таблицы «Е-И в падежных окончаниях имен существительных»
-Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. У каждого на парте лежит незаполненная таблица «Е_И в падежных окончаниях существительных». Заполните ее. Проверьте себя (слайд №3).
3. Дифференцированные задания (по степени обученности учащихся).
1-й уровень сложности (на выбор).
Карточка-задание с самопроверкой. Вставьте пропущенные буквы в окончания существительных.
- Идем по улиц..
- Подъезжаем к станци..
- Участвовать в телепередач..
- Служить в арми..
- Встретимся на остановк..
- Ветка акаци..
- Думать о приземлени..
- Гулять по алле..
- Береза в ине..
- Лежать в постел..
2-й уровень сложности
Карточка –задание с выбором одного правильного ответа( в двухвариантах).
Задание: обведи кружком один верный ответ.
А1. Какое из указанных слов является существительным?
- Веселиться
- Весело
- Веселье
- Весёлый
А2. Какое из данных существительных относится к 3 склонению?
- Бахрома
- Лейтенант
- Изобретение
- Фасоль
А3.в окончании какого существительного пишется буква И?
- в старой алле..
- на пришкольном участк..
- на праздничной площад..
- думать о природ..
А4. В окончании какого существительного пишется буква Е?
- нет черной гуаш..
- для районной библиотек..
- о школьной презентаци..
- о приятном разговор..
А5. Какое существительное в родительном, дательном и предложном падежах имеет окончание И?
- медведь
- рейд
- постель
- рельс
- Изучение нового материала. Мотивационный блок.
- Создание проблемной ситуации.
- Я знаю, что вы любите занимательные задания (слайд №4)
Перед вами клякса, упавшая на тетрадный листок со словами, от которых остались только фрагменты. Составьте по ним имена существительные, запишите их в тетради, определите склонение.
Проверка работы: учащиеся перечисляют имена существительные, называют их склонение.
- Какие слова вы не смогли отнести к 1, 2, 3 склонению? (слова на –мя)
Почему? С какой проблемой столкнулись?
- Какие пути решения предлагаете?
2. Исследование языкового материала.
Проведем исследование: просклоняем устно существительное 2-го склонения, 3-го склонения и то существительное, склонение которого не смогли определить. Может, окончания подскажут решение проблемы.
(Слайд №5, все формы существительных появляются по мере ответов учащихся).
3.Обобщение
- Итак, окончания какого склонения имеет существительное имя в Р.п, Д.п, П.п? ( 3-го склонения)
-А в Т.П? (2-го склонения)
Как можно было бы назвать такие существительные? (предположения учащихся).
- Их называют разносклоняемыми существительными. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними, откроем для себя их секреты. Запишем тему урока.
4. Аналитическая работа со стихотворением.
Таких существительных в нашем языке целая группа. Но я не стану их перечислять, вы сами их выпишите из веселого стихотворения, которое сейчас услышите. Подсказки ищите на рисунке. (слайд №7)
- Ребята, какие слова вы выписали? Есть ли у них что-нибудь общее? (заканчиваются на –мя)
Значение каких слов вам не понятно?(бремя, стремя, темя).
-Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? Найдите их толкование. (Учащиеся читают толкование слов по словарю учебника).
-Захотелось ли вам подробнее узнать об этих существительных?
5. Организация самостоятельной работы с материалом учебника.
(Автор учебника М.Т. Баранов. Параграф 37, стр.87)
Читая учебный материал, используйте пометки: «+»- новое, «?»- есть вопросы.
-Прочитав учебник, подумайте над вопросами. (слайд №8)
- На какой вопрос быстро нашли ответ?
-Какой вопрос показался сложным?
Попробуем составить формулу правописания существительных на – мя и заполним нашу таблицу «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями.(слайд №9)
6. Физминутка.
Поется песенка: «Жила-была бабка возле самой речки…» слова песенки сопровождаются движениями учащихся.
- Закрепление нового материала.
1.Работа по вариантам. Задание выполняется на доске.
Просклоняйте существительное на –мя (темя-1 вариант, путь- 2-й вариант) Обозначьте суффикс и окончания.
- Дифференцированные задания.
А) Репродуктивного уровня (воспроизведение знаний и умений)
Упражнение №206. Запишите слова время, стремя в форме родительного и предложного падежей.
Б) Задание продуктивного уровня (применение знаний и умений в новой учебной ситуации).
Исправьте, где есть ошибки. Учащиеся выступают в роли корректора. Слова написаны на слайде № 10).
- Рефлексия.
Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведем итог.
- С каким настроением вы ухолите с урока?
-Интересно ли было изучать новый материал?
-Какими способами мы познавали его?
-Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?
-Какое задание показалось сложным, простым, интересным?
- Что нового узнали о себе?
VI. Домашнее задание ( слайд №11)
- Параграф № 38, № 209.
- Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.
- Сочинить лингвистическую сказку о разносклоняемых существительных.
От доброго семени - добрый всход. От того, как вы работали на уроке, будет зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....