Краткосрочный курс по русскому языку «Наши помощники – словари»
рабочая программа (русский язык, 6 класс) по теме

Безукладникова Тамара Сергеевна

Курс «Наши помощники – словари» позволит овладеть инструментом сбора, анализа, извлечения и обработки любой информации из справочной литературы. Программа курса предназначена для учащихся 6-го класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_kurs_slovari.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12

с углублённым изучением немецкого языка»

Краткосрочный курс

по русскому языку

«Наши помощники – словари»

Разработчики:

Безукладникова Т.С.,

Пульникова С.В.,

учителя русского языка и литературы                      высшей категории.

Пермь

2011


Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                                - 2 -
  2. Тематический план                                                                - 3 -
  3. Содержание курса                                                                - 5 -
  4. Организация контроля                                                                - 9 -
  5. Заключение                                                                        - 9 -

                                                                

Пояснительная записка

Национальный проект «Образование» предполагает не только качественно новое оснащение школ, но и модернизацию образования. Модернизация образования связывается также с нахождением таких форм и методов обучения, которые могли бы эффективно подготовить коммутативно компетентных, творчески мыслящих и профессионально мобильных людей.

В связи с этим актуальной является разработка краткосрочного курса «Наши помощники – словари».   В основу программы курса положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного обучения русскому языку.

Курс «Наши помощники – словари» позволит овладеть инструментом сбора, анализа, извлечения и обработки любой информации из справочной литературы.

В рамках данного курса предполагается создание на занятиях таких условий, использование таких, отличных от традиционных, форм и методов работы, которые заключаются не в увеличении объёма информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации.

Программа курса предназначена для учащихся 6-го класса специализированной языковой школы и рассчитана на 17 часов.

Цель курса: Формирование потребности, умения и желания работать со справочной литературой.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

  1. Воспитание потребности пользоваться справочной литературой: знакомство с её разновидностями, особенностями и предназначением.
  2. Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  3.  Приобретение навыка исследовательской работы на основе новых, самостоятельно получаемых и личностно значимых знаний для конкретного учащегося.

Предлагаемый краткосрочный курс состоит из 11-ти тем. В каждой теме курса три раздела: в первом даётся содержание учебного материала, во втором представлены предметные результаты освоения темы курса, в третьем – основные виды практической деятельности учащихся.

А также в тематическом плане курса указано количество часов, предполагаемых на изучение тем и практических работ.

Тематический план

Наименование тем

Кол-во часов

Вводное занятие

Занятие-практикум

Лабораторное занятие

Игровое занятие (Инсценирование, ролевая игра)

Занятие билингвального характера

Занятие по созданию проектов-коллажей

Экскурсия

1

Виды справочной литературы

1

+

+

2

Наши помощники - словари

2

+

+

3

История создания словарей и их составители

2

+

+

4

Толковый словарь

2

+

+

5

Этимологический словарь

1

+

+

6

Фразеологический словарь

2

+

+

+

+

7

Словари синонимов и антонимов

1

+

+

8

Словарь паронимов

1

+

+

9

Словарь диалектных слов

1

+

+

+

10

Отраслевые словарики в помощь юным математикам, историкам, биологам, географам

1

+

11

Продукт курса – несуществующий лексикологический словарь

2

+

+

+

 


Содержание курса

Тема 1. Виды справочной литературы

Содержание учебного материала

Что такое «Справочная литература». Виды справочной литературы. Виды словарей: энциклопедические, филологические; одноязычные, двуязычные; толковые и аспектные.

Зачем нужна справочная литература.

Предметные результаты

Учащиеся осознают необходимость обращения к справочной литературе разного вида, откликаются на запрос учителя, сами запрашивают информацию.

Виды практической деятельности учащихся

Составление таблицы, схемы.

Представление коллажа, инструкции.

Тема 2. Наши помощники - словари

Содержание учебного материала

Классификация лингвистических словарей, определение их особенностей. Определение ситуаций обращения к различным словарям.

Предметные результаты

Учащиеся выявляют проблему: определение ситуации обращения к словарям. Учащиеся извлекают информацию при анализе особенностей словарей, представляют результаты работы в группах.

Виды практической деятельности учащихся

Представление словаря по плану.

Сопоставление русского толкового словаря, немецко-русского и русско-немецкого по памятке.

Тема 3. История создания словарей и их составители

Содержание учебного материала

Словари и их составители. Первые создатели русского и немецкого словарей (В.И. Даль, Братья Гримм). Выдающиеся русские учёные-лингвисты (В.И. Даль, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов и др.).

Предметные результаты

Учащиеся самостоятельно ищут информацию в литературе, обрабатывают, составляют биографическую справку об учёном-лингвисте.

Виды практической деятельности учащихся

Презентация биографической справки.

Составление кроссворда «Словари и их создатели».

Тема 4. Толковый словарь

Содержание учебного материала

Толковые словари русского языка. Словарная статья: толкование значения, характеристика строения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слова, грамматические характеристики слова. Пометы.

Предметные результаты

Учащиеся извлекают информацию из толкового словаря, используют необходимую информацию в различных видах деятельности, осуществляют выбор слов из толкового словаря в соответствии со значением и сферой употребления.

Виды практической деятельности учащихся

Анализ информации словарной статьи.

Составление и решение лингвистических задач.

Выбор формы работы (групповая, парная, индивидуальная).

Тема 5. Этимологический словарь

Содержание учебного материала

Этимология. Этимологические словари. Словарная статья: происхождение слова, его «родословная», исходный языковой материал. Источники поступления слов в речь. Словарь заимствованных слов.

Предметные результаты

Учащиеся извлекают информацию из этимологического словаря, используют необходимую информацию в различных видах деятельности.

Виды практической деятельности учащихся

Составление «чёрной странички» (экспрессивно-эмоциональная лексика).

Защита группового проекта «Что я знаю о слове…» с опорой на созданный в группе коллаж.

Тема 6. Фразеологический словарь

Содержание учебного материала

Фразеологические словари. Словарная статья: лексическое значение фразеологизма, этимология и употребление. Пометы. Отражение во фразеологии культуры народа. Особенности перевода фразеологизмов.

Предметные результаты

Учащиеся извлекают информацию из фразеологического словаря, используют необходимую информацию в различных видах деятельности.

Виды практической деятельности учащихся

Составление и редактирование текста с использованием фразеологизмов.

Перевод текста с фразеологизмами.

Конкурс рисунков на различение свободных сочетаний слов и фразеологизмов.

Инсценирование.

Тема 7. Словари синонимов и антонимов

Содержание учебного материала

Словари синонимов и антонимов. Словарная статья: лексическое значение слова, употребление,  пометы,  стилистические и смысловые компоненты. Тропы.

Предметные результаты

Учащиеся извлекают информацию из словарей синонимов и антонимов, используют необходимую информацию в различных видах деятельности.

Виды практической деятельности учащихся

Анализ текста.

Редактирование текста.

Игра «Кто больше?» (синонимические цепочки, антонимические пары и т.п.).

Тема 8. Словарь паронимов

Содержание учебного материала

Паронимы. Словари паронимов. Стилистические функции паронимов. Лексические ошибки, связанные с явлениями паронимии.

Предметные результаты

Учащиеся понимают явление паронимии. Учатся находить ошибки, связанные с данным явлением.

Виды практической деятельности учащихся

Анализ текста.

Редактирование текста.

Игра «Слову - место».

Тема 9. Словарь диалектных слов

Содержание учебного материала

Диалекты. Диалектология. Словарь русских народных говоров. Сводные словари и словари отдельных народных говоров.

Предметные результаты

Учащиеся осознают красоту и самобытность народных говоров, определяют назначение диалектизмов в языке художественной литературы, а также отмечают их как одно из средств выразительности речи.

Виды практической деятельности учащихся

Знакомство с переработанным для детей толковым словарём В.И. Даля.

Конкурс сочинений «Слово, которое меня поразило» по словарю Даля.

Конкурс рисунков.

Анализ текста.

Тема 10. Отраслевые словарики в помощь юным математикам, историкам, биологам, географам

Содержание учебного материала

Предметная лексика. Словарные слова. Орфографический, орфоэпический словари. Предметная терминология. Профессионализмы. Аннотация к словарю.

Предметные результаты

Учащиеся осуществляют отбор материала из справочной литературы, отраслевых словарей, учебников, учебных занятий.

Виды практической деятельности учащихся

Составление отраслевых словариков с аннотацией.

Презентация.

Тема 11. Продукт курса – несуществующий лексикологический словарь

Виды практической деятельности учащихся

Составление, оформление и презентация словаря по предложенным руководителем или самостоятельно выбранным темам.

Например:                «Словарь этикетных слов»,

                         «Словарь цветов»,

                         «Школьный словарь»,

                         «Словарь диалектных слов Пермского края»,

                         «Словарь заимствованных слов из немецкого языка»,

«Словарь литературных терминов»,

«Словарь музыкальных терминов»,

«Астрономический словарь»,

«Мифологический словарь»,

«Словарь лингвистических терминов» и т.п.


Организация контроля

Контроль усвоения материала краткосрочного курса носит преимущественно скрытый характер и осуществляется в форме творческих и практических заданий с обязательным включением этапа рефлексии.

Ведущий метод – метод наблюдения, анкетирования.

Заключение

  1. Краткосрочный курс по русскому языку «Наши помощники – словари» помогает учащимся отвечать многообразным и разнонаправленным требования современной жизни.
  2. Данный курс развивает логическое мышление учащихся, тренирует их память, внимание, совершенствует умение языковой догадки.
  3. Представленный курс обеспечивает формирование познавательной активности учащихся, влияет на развитие их творческих способностей, способствует расширению филологического и общеобразовательного кругозора, повышает мотивацию к изучению родного языка и общую познавательную мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши помощники – словари

Урок-путешествие «Наши помощники – словари»для учащихся 6 кл.( к неделе русского языка и литературы)...

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «РУССКИЙ ЯЗЫК – НАШЕ БОГАТСТВО, БЕРЕГИ ЕГО»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:Сегодня мы проводим конференцию, посвященную родному языку «РУССКИЙ ЯЗЫК – НАШЕ БОГАТСТВО, БЕРЕГИ ЕГО»На конференции мы постараемся выявить проблемы, касающиеся отношения л...

Проект "Лексика. Словари - наши помощники"

Работа представляет собой технологию учебного проекта во внеклассной работе по русскому языку. Включена технологическая карта пректа....

словари - наши помощники

Занятие по русскому языку в 5 классе, посвященное дню рождения В.Даля...

методическое пособие к урокам русского языка в 5-9 классах "Словари - наши помощники"

пособие может быть использовано на уроках и во внеурочной деятельности....

Урок по русскому языку в 5 классе "Словари-наши помощники"

Урок разработан в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения...

Методическая разработка урока по русскому языку "Наш всезнающий словарь"

Данная методическая разработка содержит креативное образовательное решение - театрализацию, позволяющую учащимся успешно сформулировать тему урока, настроится на рабочий лад. Разработка предполагает а...