Методическая разработка урока по русскому языку "Наш всезнающий словарь"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данная методическая разработка содержит креативное образовательное решение - театрализацию, позволяющую учащимся успешно сформулировать тему урока, настроится на рабочий лад. Разработка предполагает активную работу с толковым словарем русского языка. На занятии учащиеся получат возможность познакомиться со структурой толкового словаря, изучить строение словарной статьи, повторить теоретический матерал по разделу лингвистики "Лексика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 классов Наш всезнающий словарь | 653.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
«КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ»
номинация
УРОК-ПРАЗДНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА «НАШ ВСЕЗНАЮЩИЙ СЛОВАРЬ», ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ СЛОВАРЯ.
название (тема) методической разработки
Автор: Прохорова Евгения Олеговна, учитель русского языка и литературы муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя общеобразовательная школа №22, с. Кневичи Артёмовского городского округа
С. Кневичи, 2022 год
Пояснительная записка.
Тема: Наш всезнающий словарь
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса
Место урока в системе занятий: тематический плановый урок
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Изучение его обязательно для граждан нашей страны.
Обучение с увлечением для учащихся среднего звена общеобразовательной школы, несомненно, является более эффективным, поэтому уроки-игры, уроки праздники воспринимаются учащимися позитивно, ребята выполняют задания на таких уроках с удовольствием.
Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, урок не требует знания компьютера, Занятие проводится в форме праздника. Чтобы заинтересовать учеников, используются элементы театрализации, таким образом ученики быстро сумеют сформулировать тему занятия и цель урока. Урок позволяет научить ребят пользоваться толковыми словарями, знакомит со структурой словаря, биографией составителей, С. И. Ожегова, В. И. Даля, обогащает лексику учащихся, знакомит с флорой и фауной Приморского края.
Актуальность данной разработки заключается в том, что учащиеся обогащают словарный запас с помощью словарей на бумажных носителях, что является довольно редким, поскольку электронные словари, применение электорнных поисковых систем все сильнее вытесняют бумажные книги из повседневного обихода учеников.
ЦЕЛЬ УРОКА: научить работать со словарной статьей «Толкового словаря» учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- познакомить со структурой «Толкового словаря русского языка»
- познакомить с именами составителей толковых словарей
- повторить сведения о многозначных и однозначных словах
- вспомнить отличия словосочетания от предложения
- закрепить у учащихся навыки составления словосочетаний и предложений
- вспомнить понятие «текст», «основная мысль текста», «ключевое слово»
Планируемые результаты урока:
- личностные
- понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое;
- осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
- метапредметные
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
- в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
- предметные:
- осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом;
- знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение;
- участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного);
- владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;
- понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка;
- распознавать основные признаки текста;
- объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).
Оборудование: доска, карточки к уроку с текстами о Приморском крае, музыкальная композиция Г. Гладкова «Песня о русском языке», выставка словарей, портреты В. И. Даля, С. И. Ожегова, мультимедийный проектор.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие учащихся).
- Формулирование темы урока:
Учитель: у нас сегодня необычный урок, к нам придут гости. Но чтобы эти гости пришли, нам нужно сформулировать тему урока. Вам необходимо будет отгадать загадку. Послушайте (учитель загадывает загадку детям):
По улице не ходит,
В окно не глядит,
Никого не спрашивает,
Но все знает.
Кто его открывает,
Тот все понимает.
Учитель: что это, ребята? (звучат ответы детей). Правильно, это наш Всезнающий словарь! Давайте запишем тему урока на доске. Учитель записывает тему «Словарь. Виды словарей».
- Инсценировка: раздается стук в дверь, заходит старшеклассник, переодетый в «Его Величество Глагол» (из м/ф «В стране невыученных уроков») со стопкой книг в руках.
Розыгрыш инсценировки:
Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
Я – Его Величество Глагол,
Я не просто к вам пришел!
Здесь со мною все друзья,
Нам без них никак нельзя!
Как вы думаете, каких друзей я к вам привел? (показывает на стопку книг)
Ребята отвечают, что это словари.
Глагол: Верно, это словари. Я вам их оставляю в подарок и повелеваю: «Провести урок с моими друзьями словарями! Чтобы в пользу был, да в разумение!» А мне пора в страну Морфологию возвращаться! До скорых встреч, ребята!
Глагол машет на прощание рукой и уходит из класса.
- Формулирование цели урока:
Учитель: ребята, а как вы думаете, какую цель нам следует поставить на уроке?
Ученики формулируют цель, поработать со словарями, научиться пользоваться словарной статьей.
Учитель записывает сформулированную цель урока на доске.
- Работа по теме урока:
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие словари нам подарил Его Величество Глагол.
Учитель раздает словари учащимся (на 1 парту 1 словарь)
Учитель: прочитайте, как называются словари, кто является автором словарей
Ответ учеников «Толковый словарь русского языка».
Сообщение о «Толковом словаре» (1 ученик 3-5 мин.)
Сообщения о составителях словарей В. И. дале и С. И. Ожегове.
На экране через проектор демонстрируются портреты лингвистов-составителей словарей
Учитель: ребята, 30 ноября празднуют Всероссийский День словаря. У истоков создания толкового словаря русского языка стоял Владимир Иванович Даль, лингвист, друг Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель: давайте откроем словари и посмотрим, в каком порядке распределены в них слова (ответ учеников по алфавиту), значения слов описаны в словарных статьях.
Выполнение заданий с использованием словаря:
Задание 1:
определите по словарям, сколько значений имеют следующие слова:
Язык, ключ, кошка, замок, вилка.
Ответы учащихся по первому заданию, определение лексического значения слов
Фронтальный опрос:
- как называются слова, которые имеют несколько значений? (многозначными)
Здание 2: составьте предложения с данными словам так, чтобы показать, что данные слова действительно являются многозначными, найдите в предложениях грамматическую основу.
Чтение предложений учащимися с указанием грамматической основы.
Физкультурная минутка- проводит 1 учащийся из класса (по желанию) .
Руки в боки, ноги – шире,
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили,
Раз, два, три, четыре.
Потянулись – выше, выше…
Приседаем – ниже, ниже.
Встали – присели,
Встали – присели…
А теперь за парты сели.
Учитель: Спасибо. Продолжаем работу. Возьмите карточки, лежащие у вас на столах.
Задание 3: работа с текстами
Текст 1. Легенда о сотворении Приморья
Господь во время сотворения мира позабыл про край наш Приморский. И вспомнил о нем только на седьмой день. Тогда он собрал все имевшиеся остатки и бросил их на Уссурийский край (так раньше называлось Приморье). И потому-то здесь смешано все: флора и фауна северных и тропических стран и все виды богатств земли.
Текст 2:
Приморье - неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей. Есть здесь и скалистые горы, и мощные хребты, по склонам заросшие великолепной тайгой, и пещеры, водопады. Величие природы особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и безбрежного моря тайги, раскинувшихся под вечно голубым небом.
Вопросы учителя:
- какая тема объединяет оба текста?
- определите основную мысль каждого текста, назовите ключевые (главные) слова.
Задание: работа со словарными статьями толковых словарей. Выпишите слова в столбик, укажите, что они обозначают, пользуясь толковыми словарями. Составьте со словами словосочетания, определите главное и зависимое слово в словосочетании.
Ответы учеников.
Задание 3: «Угадай слово», определи его лексическое значение, используя толковые словари (карточка).
100янка, по2л, 3буна, 1очество, сес3ца,3ко, 40а,3о, ме100,100рона, те100, 7я.
Рефлексия:
Прослушивание фрагмента (1 куплет) песни Г. Гладкова «Песня о русском языке»
- Как эта песня соотносится с нашим занятием?
- Каким образом толковые словари помогают в изучении русского языка?
- Что вам запомнилось на занятии больше всего?
- Что вызвало трудности?
Заключительное слово учителя: слово – огромный мир, его можно изучать бесконечно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!» Успехов в изучении русского языка!
Список использованной литературы:
- Бессараб М. Я. Владимир Даль. — М.: Московский рабочий, 1968. — 264 с. Бессараб М. Я. Владимир Даль: Книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык. — Изд. 2-е, испр. и дополн.. — М.: Современник, 1972. — 288 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности);
- Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
- Алексеев, А.И. Как начинался Владивосток. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1985. - 224 с.: ил.
- Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении: Т. 12. Ч. II Восточные окраины России. Приморская и Амурская обл./ Под. ред. П.П. Семенова.- СПб.-М.: Изд-во Товарищества М.О. Вольфъ, 1895.- 470 с., 203 рис, 36 картин, 2 карт.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
Приложения:
Карточка 1
Текст 1. Легенда о сотворении Приморья
Господь во время сотворения мира позабыл про край наш Приморский. И вспомнил о нем только на седьмой день. Тогда он собрал все имевшиеся остатки и бросил их на Уссурийский край (так раньше называлось Приморье). И потому-то здесь смешано все: флора и фауна северных и тропических стран и все виды богатств земли.
Текст 2:
Приморье - неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей. Есть здесь и скалистые горы, и мощные хребты, по склонам заросшие великолепной тайгой, и пещеры, водопады. Величие природы особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и безбрежного моря тайги, раскинувшихся под вечно голубым небом.
Карточка 2
Задание 3: «Угадай слово», определи его лексическое значение карточка).
100янка, по2л, 3буна, 1очество, сес3ца,3ко, 40а,3о, ме100,100рона, те100, 7я.
Портрет В. И. Даля
Портрет С. И. Ожегова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...