Методическая разработка урока по русскому языку "Наш всезнающий словарь"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Прохорова Евгения Олеговна

Данная методическая разработка содержит креативное образовательное решение - театрализацию, позволяющую учащимся успешно сформулировать тему урока, настроится на рабочий лад. Разработка предполагает активную работу с толковым словарем русского языка. На занятии учащиеся получат возможность познакомиться со структурой толкового словаря, изучить строение словарной статьи, повторить теоретический матерал по разделу лингвистики "Лексика".   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

«КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ»

номинация

 УРОК-ПРАЗДНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА «НАШ ВСЕЗНАЮЩИЙ СЛОВАРЬ», ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ СЛОВАРЯ.

название (тема) методической разработки

Автор: Прохорова Евгения Олеговна, учитель русского языка и литературы муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя общеобразовательная школа №22, с. Кневичи Артёмовского городского округа

С. Кневичи, 2022 год

Пояснительная записка.

Тема: Наш всезнающий словарь  

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса

Место урока в системе занятий: тематический плановый урок

Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Изучение его обязательно для граждан нашей страны.

 Обучение с увлечением для учащихся среднего звена общеобразовательной школы, несомненно, является более эффективным, поэтому уроки-игры, уроки праздники воспринимаются учащимися позитивно, ребята выполняют задания на таких уроках с удовольствием.

Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, урок не требует знания компьютера, Занятие проводится в форме праздника. Чтобы заинтересовать учеников, используются элементы театрализации, таким образом ученики быстро сумеют сформулировать тему занятия и цель урока. Урок позволяет научить ребят пользоваться толковыми словарями, знакомит со структурой словаря, биографией составителей, С. И. Ожегова, В. И. Даля, обогащает лексику учащихся, знакомит с флорой и фауной Приморского края.  

Актуальность данной разработки заключается в том, что учащиеся обогащают словарный запас с помощью словарей на бумажных носителях, что является довольно редким, поскольку электронные словари, применение электорнных поисковых систем все сильнее вытесняют бумажные книги из повседневного обихода учеников.  

ЦЕЛЬ УРОКА: научить работать со словарной статьей «Толкового словаря» учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

ЗАДАЧИ УРОКА:

 - познакомить со структурой «Толкового словаря русского языка»

 - познакомить с именами составителей толковых словарей

 - повторить сведения о многозначных и однозначных словах

 - вспомнить отличия словосочетания от предложения

 - закрепить у учащихся навыки составления словосочетаний и предложений

 - вспомнить понятие «текст», «основная мысль текста», «ключевое слово»

Планируемые результаты урока:

 - личностные

  • понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края;
  • готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое;
  • осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

 - метапредметные

  • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
  • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
  • в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

 - предметные:

  • осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом;
  • знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение;
  • участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного);
  • владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;
  • понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка;
  • распознавать основные признаки текста;
  • объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).

Оборудование: доска, карточки к уроку с текстами о Приморском крае, музыкальная композиция Г. Гладкова «Песня о русском языке», выставка словарей, портреты В. И. Даля, С. И. Ожегова, мультимедийный проектор.

 Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учащихся).
  2. Формулирование темы урока:

Учитель: у нас сегодня необычный урок, к нам придут гости. Но чтобы эти гости пришли, нам нужно сформулировать тему урока. Вам необходимо будет отгадать загадку. Послушайте (учитель загадывает загадку детям):

По улице не ходит,

В окно не глядит,

Никого не спрашивает,

Но все знает.

Кто его открывает,

Тот все понимает.

Учитель: что это, ребята? (звучат ответы детей). Правильно, это наш Всезнающий словарь! Давайте запишем тему урока на доске. Учитель записывает тему «Словарь. Виды словарей».

  1. Инсценировка: раздается стук в дверь, заходит старшеклассник, переодетый в «Его Величество Глагол» (из м/ф «В стране невыученных уроков») со стопкой книг в руках.

Розыгрыш инсценировки:  

Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

Я – Его Величество Глагол,

Я не просто к вам пришел!

Здесь со мною все друзья,

Нам без них никак нельзя!

Как вы думаете, каких друзей я к вам привел? (показывает на стопку книг)

Ребята отвечают, что это словари.

Глагол: Верно, это словари. Я вам их оставляю в подарок и повелеваю: «Провести урок с моими друзьями словарями! Чтобы в пользу был, да в разумение!» А мне пора в страну Морфологию возвращаться! До скорых встреч, ребята!

Глагол машет на прощание рукой и уходит из класса.

  1. Формулирование цели урока:

Учитель: ребята, а как вы думаете, какую цель нам следует поставить на уроке?  

Ученики формулируют цель, поработать со словарями, научиться пользоваться словарной статьей.

Учитель записывает сформулированную цель урока на доске.

  1. Работа по теме урока:

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие словари нам подарил Его Величество Глагол.

Учитель раздает словари учащимся (на 1 парту 1 словарь)

Учитель: прочитайте, как называются словари, кто является автором словарей

Ответ учеников «Толковый словарь русского языка».

Сообщение о «Толковом словаре» (1 ученик 3-5 мин.)

Сообщения о составителях словарей В. И. дале и С. И. Ожегове.

На экране через проектор демонстрируются портреты лингвистов-составителей словарей

Учитель: ребята, 30 ноября празднуют Всероссийский День словаря. У истоков создания толкового словаря русского языка стоял Владимир Иванович Даль, лингвист, друг Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель: давайте откроем словари и посмотрим, в каком порядке распределены в них слова (ответ учеников по алфавиту), значения слов описаны в словарных статьях.

Выполнение заданий с использованием словаря:

Задание 1:

определите по словарям, сколько значений имеют следующие слова:  

Язык, ключ, кошка, замок, вилка.

Ответы учащихся по первому заданию, определение лексического значения слов

Фронтальный опрос:

 - как называются слова, которые имеют несколько значений? (многозначными)

Здание 2: составьте предложения с данными словам так, чтобы показать, что данные слова действительно являются многозначными, найдите в предложениях грамматическую основу.

Чтение предложений учащимися с указанием грамматической основы.

Физкультурная минутка- проводит 1 учащийся из класса (по желанию) .

Руки в боки, ноги – шире,

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили,

Раз, два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже.

Встали – присели,

Встали – присели…

А теперь за парты сели.

Учитель: Спасибо. Продолжаем работу.  Возьмите карточки, лежащие у вас на столах.  

Задание 3: работа с текстами

Текст 1. Легенда о сотворении Приморья

Господь во время сотворения мира позабыл про край наш Приморский. И вспомнил о нем только на седьмой день. Тогда он собрал все имевшиеся остатки и бросил их на Уссурийский край (так раньше называлось Приморье). И потому-то здесь смешано все: флора и фауна северных и тропических стран и все виды богатств земли.

Текст 2:

Приморье - неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей. Есть здесь и скалистые горы, и мощные хребты, по склонам заросшие великолепной тайгой, и пещеры, водопады. Величие природы особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и безбрежного моря тайги, раскинувшихся под вечно голубым небом.

Вопросы учителя:

 - какая тема объединяет оба текста?

 - определите основную мысль каждого текста, назовите ключевые (главные) слова.

Задание: работа со словарными статьями толковых словарей. Выпишите слова в столбик, укажите, что они обозначают, пользуясь толковыми словарями. Составьте со словами словосочетания, определите главное и зависимое слово в словосочетании.  

Ответы учеников.

Задание 3: «Угадай слово», определи его лексическое значение, используя толковые словари (карточка).

100янка, по2л, 3буна, 1очество, сес3ца,3ко, 40а,3о, ме100,100рона, те100, 7я.

Рефлексия:  

Прослушивание фрагмента (1 куплет) песни Г. Гладкова «Песня о русском языке»

- Как эта песня соотносится с нашим занятием?

 - Каким образом толковые словари помогают в изучении русского языка?

 - Что вам запомнилось на занятии больше всего?

 - Что вызвало трудности?  

Заключительное слово учителя: слово – огромный мир, его можно изучать бесконечно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!» Успехов в изучении русского языка!  

Список использованной литературы:

  1. Бессараб М. Я. Владимир Даль. — М.: Московский рабочий, 1968. — 264 с. Бессараб М. Я. Владимир Даль: Книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык. — Изд. 2-е, испр. и дополн.. — М.: Современник, 1972. — 288 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности);
  2. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
  3. Алексеев, А.И. Как начинался Владивосток. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1985. - 224 с.: ил.
  4. Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении: Т. 12. Ч. II Восточные окраины России. Приморская и Амурская обл./ Под. ред. П.П. Семенова.- СПб.-М.: Изд-во Товарищества М.О. Вольфъ, 1895.- 470 с., 203 рис, 36 картин, 2 карт.
  5. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.

Приложения:

Карточка 1

Текст 1. Легенда о сотворении Приморья

Господь во время сотворения мира позабыл про край наш Приморский. И вспомнил о нем только на седьмой день. Тогда он собрал все имевшиеся остатки и бросил их на Уссурийский край (так раньше называлось Приморье). И потому-то здесь смешано все: флора и фауна северных и тропических стран и все виды богатств земли.

Текст 2:

Приморье - неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей. Есть здесь и скалистые горы, и мощные хребты, по склонам заросшие великолепной тайгой, и пещеры, водопады. Величие природы особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и безбрежного моря тайги, раскинувшихся под вечно голубым небом.

Карточка 2

Задание 3: «Угадай слово», определи его лексическое значение карточка).

100янка, по2л, 3буна, 1очество, сес3ца,3ко, 40а,3о, ме100,100рона, те100, 7я.

Портрет В. И. Даля

Портрет С. И. Ожегова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...