Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по УМК С.И. Львовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-7-russk-lvova.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ

для 7-Б класса

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2012-2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Практическая часть программы.
  5. Программно-методическое обеспечение.
  6. Обязательные результаты обучения.
  7. Список литературы для учителя.
  8. Список литературы для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года,  Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений С.И. Львовой (М.: Мнемозина, 2009) и учебника С.И. Львовой (Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 175 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.  

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  1. освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;
  2. умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами;
  3. интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  1. обеспечение языкового развития  обучающихся;
  2. овладение ими речевой деятельностью.

Главной особенностью программы является  ее направленность на:

  1. достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;
  2. осмысление его основных закономерностей;
  3. усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
  4. развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений;
  5. развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  6. самообразование, речевое самосовершенствование;
  7. успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать  и понимать звучащую речь и печатное слово, а также грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

Курс отличается:

  1. ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико- орфографического материала;
  2. усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;
  3. вниманием  к вопросам  истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.

Программа реализует:

  1. идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
  2. идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
  3. культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.  

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 175 часов (5 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п\п

Разделы  

Кол-во часов

по разделам

1.

Введение. Язык как развивающееся явление

2

2.

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)

57

3.

Текстоведение

23

4.

Морфология. Наречие

30

5.

Служебные части речи и междометия

3

6.

Морфология. Предлог

15

7.

Морфология. Союз

15

8.

Морфология. Частица

14

9.

Морфология. Междометия и звукоподражательные слова

6

10.

Повторение и обобщение изученного

10

Итого:

175

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Содержание

Раздел

(часы)

Тема

(часы)

Дата

(нед)

I четверть. Сентябрь.

1-2

3-5

6-12

13-17

18

19-22

§ 1. Введение. Язык как развивающееся явление

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)

§ 2. Фонетика и орфоэпия.

§ 3.Словообразование самостоятельных частей речи

§ 4. Лексикология и фразеология

Р/р Изложение «Крестьянская изба» (упр. 127)

§ 5. Грамматика: морфология и синтаксис

  1. Морфология. Склоняемые части речи

2

57

2

3

7

5

1

4

1 н.

2-3н.

4 н.

5 н.

Октябрь.

23-26

27

28

29-30

31

32-39

40-42

43-46

  1. Глагол. Деепричастие. Причастие

Р/р Сочинение «Гимн русской зиме» по картинам И.И. Шишкина «Зима» и К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» (упр. 176)

  1. Синтаксис. Виды предложений
  2. Простое осложнённое предложение

Р/р Изложение «На лыжах – снайперы» (упр. 200)

§ 6. Орфография

  1. Правописание морфем
  2. Слитные, раздельные и дефисные написания

§ 7. Пунктуация

4

1

1

2

1

8

3

4

6 н.

7 н.

8 н.

9 н.

10 н.

II четверть. Ноябрь.

47

48-51

52-53

54

55

56-58

59

60-61

62-65

Р/р Изложение «Ландыш» (упр. 284)

§ 8. Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи

  1. Правильное употребление имён сущ-ых
  2. Правильное употребление имён прил-ых
  3. Правильное употребление имён числ-ых
  4. Правильное употребление местоимений
  5. Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий

К/р Диктант с дополнительным заданием

Текстоведение

§ 9. Текст как произведение речи

§ 10. Точность и логичность речи

23

1

4

2

1

1

3

1

2

3

11 н.

12 н.

13 н.

Декабрь.

66

67

68

69

70-72

73-74

75-76

77-78

79

80-81

82

83-84

Р/р Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» (упр. 395)

§ 11. Языковые средства выразительности

  1. Фонетические средства выразительности
  2. Словообразовательные средства выраз-ти
  3. Лексические средства выразительности
  4. Морфологические средства выразительности
  5. Синтаксические средства выразительности

§ 12. Рассуждение как тип речи

Р/р Изложение «Черёмуха» (упр. 470)

§ 13. Сочетание разных типов речи в тексте

К/р Письменный зачёт по теме «Текстоведение»

Морфология. Наречие

§ 14. Общее значение наречий и их употребление в речи

30

1

1

1

1

3

2

2

2

1

2

1

2

14 н.

15 н.

16 н.

17 н.

III четверть. Январь.

85-88

89-90

91

92-96

97-98

99

§ 15. Разряды наречий по значению

§ 16. Степени сравнения наречий

Р/р Изложение «Уроки плаванья» (упр. 526)

§ 17. Правописание наречий

  1. Слитное, раздельное и дефисное написание
  2. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями
  3. Правописание Н-НН в наречиях на -О (-Е)

4

2

1

5

2

1

18 н.

19 н.

20 н.

Февраль.

100

101

102

103

104-105

106-108

109-110

111

112

113-114

115

116-120

  1. Суффиксы О-А на конце наречий
  2. О-Ё на конце наречий после шипящих
  3. Употребление Ь на конце наречий после шипящих

Р/р Сжатое изложение «Рыбалка» (упр. 587)

§ 18. Наречие в словосочетании и предложении

§ 19. Наречие в тексте

§ 20. Культура речи. Правильное употребление наречий

Р/р Сжатое изложение «Иван-чай» (упр. 640)

К/р Диктант с дополнительным заданием

Служебные части речи и междометия

§ 21. Роль служебных частей речи

Р/р Изложение отрывка из повести А.С. Пушкина «Метель» (упр. 648)

Морфология. Предлог

§ 22. Предлог как служебная часть речи

3

15

1

1

1

1

2

3

2

1

1

2

1

5

21 н.

22 н.

23 н.

24 н.

Март.

121

122-123

124

125-126

127

128-130

131

132-135

Р/р Сжатое изложение «История метра» (упр.681)

§ 23. Разряды предлогов

Р/р Изложение стихотворения в прозе «Воробей» И.С. Тургенева (упр. 695)

§ 24. Правописание производных предлогов

Р/р Сжатое изложение «Косой заяц» (упр. 708)

§ 25. Предлог в предложении и тексте

Морфология. Союз

§ 26. Союз как служебная часть речи

§ 27. Разряды союзов

15

1

2

1

2

1

3

1

4

25 н.

26 н.

27 н.

IV четверть. Апрель.

136-137

138

139-140

141

142-144

145

146-148

149-153

154

155-156

§ 27. Разряды союзов

Р/р Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 751)

§ 28. Правописание союзов

Р/р Изложение «О слепом псе Арктуре» (упр. 773)

§ 29. Союз в предложении и тексте

Р/р Сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов» (упр. 789)

Морфология. Частица

§ 30. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц

§ 31. Правописание частиц

Р/р Изложение «Букет»

§ 32. Частицы в предложении и тексте

14

2

1

2

1

3

1

3

5

1

2

28 н.

29 н.

30 н.

31 н.

32 н.

Май.

157-158

159

160-164

165

166-169

170-175

§ 33. Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц

Р/р Изложение «Снегодождь» (упр. 879)

Морфология. Междометия и звукоподражательные слова

§ 34. Междометия и звукоподражательные слова

К/р Диктант с дополнительным заданием

Повторение и обобщение изученного

§ 35. Омонимия слов разных частей речи

§ 36. Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи

6

10

2

1

5

1

4

6

33 н.

34 н.

35 н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Выполнение практической части  по русскому языку в программе соответствует нормам:

Класс

Количество часов

Развитие речи

Контрольные диктанты

Контрольные сочинения

Контрольные изложения

7-Б

170

16

4

2

3

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы: основной курс / Автор-составитель С.И.Львова. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
  3. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс» / М.: Мнемозина, 2011

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

  1. определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
  2. особенности ударения в русском языке;
  3. основные правила орфоэпии;
  4. основные способы образования слов;
  5. основные способы определения лексического значения слова;
  6. тематические группы слов;
  7. правила русской орфографии;
  8. морфологические признаки частей речи;
  9. нормы употребления в речи языковых единиц;
  10. виды словосочетаний;
  11. виды предложений;
  12. основные группы пунктуационных правил;
  13. признаки текста.

Уметь:

  1. адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
  2. выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;
  3. сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  4. анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
  5. рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
  6. проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
  7. правильно произносить широко употребляемые слова;
  8. по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
  9. определять способы образования разных частей речи;
  10. соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
  11. толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  12. различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
  13. владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  14. составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  15. определять синтаксическую роль всех частей речи;
  16. объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
  17. строить пунктуационные схемы предложений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы / М.: Мнемозина, 2000
  3. Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 кл. / М,: Дрофа, 2004
  4. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. Авт.-сост. М.П. Филипченко / Волгоград: Учитель, 2007
  5. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В.  Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009
  6. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005
  7. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя / М.: Просвещение, 1999

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Ларионова Л.Г. Русский язык. 7 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. Под ред. С.И. Львовой / М.: Мнемозина, 2011
  2. Львов В.В. Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 7 класс / М.: Дрофа, 2009
  3. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2010
  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...