Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по УМК С.И. Львовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-7-russk-lvova.docx | 43.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 2
Протокол № ____ Казикова Е.В. Корчагина Н.С. _________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 7-Б класса
БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино
Московской области
2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование.
- Практическая часть программы.
- Программно-методическое обеспечение.
- Обязательные результаты обучения.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений С.И. Львовой (М.: Мнемозина, 2009) и учебника С.И. Львовой (Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 175 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами;
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся;
- овладение ими речевой деятельностью.
Главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;
- осмысление его основных закономерностей;
- усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
- развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- самообразование, речевое самосовершенствование;
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово, а также грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.
Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико- орфографического материала;
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 175 часов (5 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п\п | Разделы | Кол-во часов по разделам |
1. | Введение. Язык как развивающееся явление | 2 |
2. | Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) | 57 |
3. | Текстоведение | 23 |
4. | Морфология. Наречие | 30 |
5. | Служебные части речи и междометия | 3 |
6. | Морфология. Предлог | 15 |
7. | Морфология. Союз | 15 |
8. | Морфология. Частица | 14 |
9. | Морфология. Междометия и звукоподражательные слова | 6 |
10. | Повторение и обобщение изученного | 10 |
Итого: | 175 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Содержание | Раздел (часы) | Тема (часы) | Дата (нед) | ||||
I четверть. Сентябрь. | ||||||||
1-2 3-5 6-12 13-17 18 19-22 | § 1. Введение. Язык как развивающееся явление Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) § 2. Фонетика и орфоэпия. § 3.Словообразование самостоятельных частей речи § 4. Лексикология и фразеология Р/р Изложение «Крестьянская изба» (упр. 127) § 5. Грамматика: морфология и синтаксис
| 2 57 | 2 3 7 5 1 4 | 1 н. 2-3н. 4 н. 5 н. | ||||
Октябрь. | ||||||||
23-26 27 28 29-30 31 32-39 40-42 43-46 |
Р/р Сочинение «Гимн русской зиме» по картинам И.И. Шишкина «Зима» и К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» (упр. 176)
Р/р Изложение «На лыжах – снайперы» (упр. 200) § 6. Орфография
§ 7. Пунктуация | 4 1 1 2 1 8 3 4 | 6 н. 7 н. 8 н. 9 н. 10 н. | |||||
II четверть. Ноябрь. | ||||||||
47 48-51 52-53 54 55 56-58 59 60-61 62-65 | Р/р Изложение «Ландыш» (упр. 284) § 8. Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи
К/р Диктант с дополнительным заданием Текстоведение § 9. Текст как произведение речи § 10. Точность и логичность речи | 23 | 1 4 2 1 1 3 1 2 3 | 11 н. 12 н. 13 н. | ||||
Декабрь. | ||||||||
66 67 68 69 70-72 73-74 75-76 77-78 79 80-81 82 83-84 | Р/р Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» (упр. 395) § 11. Языковые средства выразительности
§ 12. Рассуждение как тип речи Р/р Изложение «Черёмуха» (упр. 470) § 13. Сочетание разных типов речи в тексте К/р Письменный зачёт по теме «Текстоведение» Морфология. Наречие § 14. Общее значение наречий и их употребление в речи | 30 | 1 1 1 1 3 2 2 2 1 2 1 2 | 14 н. 15 н. 16 н. 17 н. | ||||
III четверть. Январь. | ||||||||
85-88 89-90 91 92-96 97-98 99 | § 15. Разряды наречий по значению § 16. Степени сравнения наречий Р/р Изложение «Уроки плаванья» (упр. 526) § 17. Правописание наречий
| 4 2 1 5 2 1 | 18 н. 19 н. 20 н. | |||||
Февраль. | ||||||||
100 101 102 103 104-105 106-108 109-110 111 112 113-114 115 116-120 |
Р/р Сжатое изложение «Рыбалка» (упр. 587) § 18. Наречие в словосочетании и предложении § 19. Наречие в тексте § 20. Культура речи. Правильное употребление наречий Р/р Сжатое изложение «Иван-чай» (упр. 640) К/р Диктант с дополнительным заданием Служебные части речи и междометия § 21. Роль служебных частей речи Р/р Изложение отрывка из повести А.С. Пушкина «Метель» (упр. 648) Морфология. Предлог § 22. Предлог как служебная часть речи | 3 15 | 1 1 1 1 2 3 2 1 1 2 1 5 | 21 н. 22 н. 23 н. 24 н. | ||||
Март. | ||||||||
121 122-123 124 125-126 127 128-130 131 132-135 | Р/р Сжатое изложение «История метра» (упр.681) § 23. Разряды предлогов Р/р Изложение стихотворения в прозе «Воробей» И.С. Тургенева (упр. 695) § 24. Правописание производных предлогов Р/р Сжатое изложение «Косой заяц» (упр. 708) § 25. Предлог в предложении и тексте Морфология. Союз § 26. Союз как служебная часть речи § 27. Разряды союзов | 15 | 1 2 1 2 1 3 1 4 | 25 н. 26 н. 27 н. | ||||
IV четверть. Апрель. | ||||||||
136-137 138 139-140 141 142-144 145 146-148 149-153 154 155-156 | § 27. Разряды союзов Р/р Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 751) § 28. Правописание союзов Р/р Изложение «О слепом псе Арктуре» (упр. 773) § 29. Союз в предложении и тексте Р/р Сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов» (упр. 789) Морфология. Частица § 30. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц § 31. Правописание частиц Р/р Изложение «Букет» § 32. Частицы в предложении и тексте | 14 | 2 1 2 1 3 1 3 5 1 2 | 28 н. 29 н. 30 н. 31 н. 32 н. | ||||
Май. | ||||||||
157-158 159 160-164 165 166-169 170-175 | § 33. Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц Р/р Изложение «Снегодождь» (упр. 879) Морфология. Междометия и звукоподражательные слова § 34. Междометия и звукоподражательные слова К/р Диктант с дополнительным заданием Повторение и обобщение изученного § 35. Омонимия слов разных частей речи § 36. Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи | 6 10 | 2 1 5 1 4 6 | 33 н. 34 н. 35 н. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Выполнение практической части по русскому языку в программе соответствует нормам:
Класс | Количество часов | Развитие речи | Контрольные диктанты | Контрольные сочинения | Контрольные изложения |
7-Б | 170 | 16 | 4 | 2 | 3 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы: основной курс / Автор-составитель С.И.Львова. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Васильевых И.П. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс» / М.: Мнемозина, 2011
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова;
- тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
Уметь:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы / М.: Мнемозина, 2000
- Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 кл. / М,: Дрофа, 2004
- Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. Авт.-сост. М.П. Филипченко / Волгоград: Учитель, 2007
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009
- Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005
- Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя / М.: Просвещение, 1999
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Ларионова Л.Г. Русский язык. 7 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. Под ред. С.И. Львовой / М.: Мнемозина, 2011
- Львов В.В. Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 7 класс / М.: Дрофа, 2009
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2010
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...