Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Власенкова и Рыбченковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-10-russk-vlasenkov.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 2
Протокол № ____ Казикова Е.В. Корчагина Н.С. _________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 10-А, 10-Б классов
БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино
Московской области
2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование.
- Практическая часть программы.
- Программно-методическое обеспечение.
- Обязательные результаты обучения.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1. Дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2. Закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3. Развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 70 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п\п | Разделы | Кол-во часов по разделам |
1. | Введение. Язык и общество | 2 |
2. | Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 6 |
3. | Лексика и фразеология | 6 |
4. | Грамматика. Морфемика и словообразование | 6 |
5. | Морфология и орфография | 14 |
6. | Синтаксис и пунктуация | 12 |
7. | Общие сведения о языке | 5 |
8. | Текст. Основные виды переработки текста | 13 |
9. | Стили речи. Научный стиль | 6 |
Итого: | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Содержание | Раздел (часы) | Тема (часы) | Дата (нед) | ||||
I четверть. Сентябрь. | ||||||||
1-2 3 4 5-6 7 8 9 | Введение. Язык и общество Вводные уроки. Лингвистика как наука о языке Фонетика. Орфоэпия. Орфография Обобщающее повторение фонетики, графики Основные нормы произношения и ударения Принципы русской орфографии Фонетический и орфоэпический разборы Контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» Лексика и фразеология Повторение по теме «Лексика» | 2 6 6 | 2 1 1 2 1 1 1 | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. 5 н. | ||||
Октябрь. | ||||||||
10 11 12 13 14 15-16 17-18 | Лексика. Сфера её употребления Активный и пассивный словарный запас Русская фразеология. Словари. Виды словарей Контроль по теме «Лексика и фразеология» Грамматика. Морфемика и словообразование Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование» Способы словообразования | 6 | 1 1 1 1 1 2 2 | 6 н. 7 н. 8 н. 9 н. | ||||
II четверть. Ноябрь. | ||||||||
19 20 21 22 23 24-25 | Выразительные словообразовательные средства Контроль по теме «Морфемика. Словообразование» Морфология и орфография Обобщающее повторение частей речи Морфологический разбор частей речи Правописание окончаний и суффиксов частей речи Правописание НЕ-НИ с разными частями речи | 14 | 1 1 1 1 1 2 | 10 н. 11 н. 12 н. 13 н. | ||||
Декабрь. | ||||||||
26 27 28 29-30 31-32 33-34 | Правописание наречий Употребление Ь Правописание окончаний существительных Правописание глагола и его форм Слитное, дефисное и раздельное написание слов Контроль по теме «Морфология и орфография» | 1 1 1 2 2 2 | 14 н. 15 н. 16 н. 17 н. | |||||
III четверть. Январь. | ||||||||
35 36-37 38 39-40 | Синтаксис и пунктуация Принципы русской пунктуации Словосочетание Простое предложение Простое осложнённое предложение | 12 | 1 2 1 2 | 18 н. 19 н. 20 н. | ||||
Февраль. | ||||||||
41-42 43 44 45-46 47 48 | Сложное предложение Прямая и косвенная речь Авторская пунктуация Контроль по теме «Синтаксис и пунктуация» Общие сведения о языке Язык и общество Язык и история народа | 5 | 2 1 1 2 1 1 | 21 н. 22 н. 23 н. 24 н. | ||||
Март. | ||||||||
49 50 51 52 53 54 | Три периода в истории русского языка Русский язык в современном мире Активные процессы в современном русском языке Текст. Основные виды переработки текста Понятие текста. Его основные признаки Способы и средства связи между частями текста Абзац | 13 | 1 1 1 1 1 1 | 25 н. 26 н. 27 н. | ||||
IV четверть. Апрель. | ||||||||
55 56 57 58 59 60 61 62 63-64 | Типы речи. Повествование Типы речи. Описание Типы речи. Рассуждение Речеведческий анализ текста Виды сокращения текста (план, тезисы, выписки) Конспект. Тематический конспект Реферат Аннотация Рецензия | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | 28 н. 29 н. 30 н. 31 н. 32 н. | |||||
Май. | ||||||||
65 66 67 68 69 70 | Стили речи. Научный стиль Функциональные стили речи Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль Лексические особенности научного стиля речи Морфологические особенности научного стиля Синтаксические особенности научного стиля Обобщение изученного о научном стиле речи | 6 | 1 1 1 1 1 1 | 33 н. 34 н. 35 н. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Диктанты | Изложения | Сочинения | Тестовый контроль |
2 | - | 2 | 3 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных школ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой / М., «Просвещение», 2009
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» / М., «Просвещение», 2011
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения русского языка обучающийся должен знать / понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
- Власенков А.И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»: 10-11 кл. / М.: Просвещение, 2003
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы / М.: ТЦ Сфера, 2005
- Потёмкина Т.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» / М.: Материк-Альфа, 2004
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. / М.: Айрис-пресс, 2005
- Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / М.: Эксмо, 2008
- Штильман С.Л. Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография / М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
- Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку / М.: ВАКО, 2005
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 10 класс / Сост. Егорова Н.В. / М.: ВАКО, 2012
- Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...