«Причастие»
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_7_klass.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка (7 класс).
Тема: «Причастие»
Цель урока:
- Проверить степень усвоения признаков глагола. Изучить грамматические особенности причастия. Выявить связь причастия с прилагательным и глаголом.
- Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
- Проверка упражнения 35.
- Устный опрос:
- Почему глагол относится к самостоятельным частям речи?
- Назовите его общее грамматическое значение.
- Перечислите постоянные и непостоянные морфологические признаки данной части речи.
- Каким членом предложения является глагол?
- Объяснение нового материала.
- Мотивационная беседа
Ребята, в одном из предложений, записанных на доске, обнаружено слово – диверсант, тщательно маскирующееся под известные вам части речи. Однако принадлежность его к ним вызывает сомнения. Выяснить подлинную сущность этого слова пока не удалось. Требуется расследование! Я приглашаю вас попробовать себя в роли следователя.
Личность «подследственного» нам неизвестна, поэтому оставим строчку для записи темы урока.
- Формулирование задач урока
Начнем «оперативную летучку», на которой сформулируем задачи нашего следствия.
Предположения учащихся:
- Выяснить, что это за часть речи.
- Определить, что общего у этого слова с другими частями речи.
- Выявить признаки данной части речи.
- Определить к какой группе (самостоятельные или служебные) она относится. Почему?
- Обнаружение «незнакомца».
Разделите тетрадный лист на 3 колонки. Запишите предложения.
Будьте бдительны, «незнакомец» маскируется.
Найдите однокоренные слова. Выделите корень.
Весёлый ветер расплетает косички белокурых берёз. | Веселящийся ветер расплетает косички белокурых берёз. | Веселится ветер, расплетает косички белокурых берёз. | ||
На какой вопрос отвечают выделенные слова? | ||||
Какой? | Какой? | Что делает? | ||
Давайте определим, что они обозначают. | ||||
Признак предмета | *Замените выделенное слово выражением с использованием слова «который» → веселящийся ветерок – ветерок, который веселится. Что обозначает? Признак предмета и действие предмета. Признак, возникающий при наличии действия – признак по действию. | Действие предмета | ||
Определим морфологические признаки. | ||||
Кач., м.р., ед.ч., И.п. | ? Несов.в., возвр.; наст.вр. М.р., ед.ч., И.п. | Несов.в., возвр., 2 спр.; Из.н., наст.вр., 3 л., ед.ч. | ||
Каким членом предложения является? Подчеркните. | ||||
Определение | Определение | Сказуемое | ||
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ? | ГЛАГОЛ |
*В ходе заполнения таблицы обращается внимание учащихся на признаки причастия совпадающие с признаками прилагательного и глагола.
- Выводы:
- Действительно ли это шпион или родственник?
- Чей более близкий родственник?
Работа по вариантам:
1 вариант. Докажите, что он родственник прилагательного.
2 вариант. Докажите, что он родственник глагола.
Ответы учащихся:
- вариант. Слово – незнакомец не «диверсант», а родственник прилагательного. Оно отвечает на вопрос какой? Изменяется по родам, числам и падежам. В предложении является определением.
- вариант. Мы считаем, что слово – родственник глагола, так как имеет с ним ряд общих признаков. Обозначает признак, возникающий в результате действия. Имеет категории вида, возвратности, времени.
Данная часть речи причастна к прилагательному и глаголу. Ваши предположения, как можно её назвать.
Записываем тему урока: «Причастие».
- Составляем фоторобот.
Используя нашу таблицу и материал учебника на странице 22, составьте фоторобот новой части речи (опорная схема, конспект и др.)
Выступления учащихся. Сравнение работ с конспектом учителя.
ПРИЧАСТИЕ
- Какой? Что делающий? Что сделавший?
Обозначает Пр П по Д
Суффиксы: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-.
- ПМП: вид, возвр., НМП: полн. или кр.ф, р, ч, п
- Полная и краткая форма.
- Закрепление изученного материала.
Вы должны уметь узнавать причастия «в лицо» (по внешнему виду) и в этом вам помогут суффиксы.
Выполнение упражнения 37, 38.
Цель упражнения: четко разграничивать прилагательные, глаголы и причастия.
- Проверка знаний учащихся.
Проверочная работа.
Перед вами словосочетания слов, определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Если вы считаете, что выделенное слово прилагательное, поставьте цифру 1, глагол – 2, причастие – 3.
- смешной рассказ
- смеющийся ребёнок
- рассмеялся тихо
- смеётся громко
- хмурящийся человек
- хмурится погода
- хмурый старик
- подписанный документ
- он подпишется быстро
- письменный стол
- пишущий автор
- светится маяк
- светившийся рубин
- светящийся шар
- светлая лампочка
После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата.
Взаимопроверка: 1 3 2 2 3 2 1 3 2 1 3 2 3 3 1 0 ошибок – «5» 1-2 ошибок – «4» 3-5 ошибок – «3» |
Рефлексия (самоанализ полученных результатов по итогам проверочной работы):
- Доволен ты своим результатом или нет? Почему?
- Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
- Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.
- Домашнее задание:
- Уметь рассказать по своей краткой записи о кратких прилагательных.
- Упражнение 43.
- Итоговая рефлексия:
- Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
- Что Вам в этом помогло?
- Какие трудности возникли?
- На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
- Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении...
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.
Урок 19 - 7 класс...
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Урок 21 - 7 класс...
Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.
Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...