Комплексный анализ текста
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Ануфриева Светлана Владимировна

Факультативный курс для учащихся 6 класса  «Лингвистический анализ текста» предполагает занятия с использованием электронного пособия – рабочей тетради. Цель данного курса – способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание  учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления,  продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё. Данный факультативный курс   является также пропедевтическим по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc68 КБ
Microsoft Office document icon elektronnoe_posobie.doc2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа № 13 станицы Медведовской Тимашевского района Краснодарского края

                                                                                                               

Утверждено

решением педсовета МБОУ СОШ № 13 протокол № 1

от «31» августа 2011 г.

                                                                 Председатель педсовета

                                                                                                         Олейников А.Н.

АВТОРСКАЯ   ПРОГРАММА

 ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Лингвистический анализ текста»

Класс  6 «А»

Учитель   Ануфриева  Светлана Владимировна

 

Программа  разработана на основе   программы  Львовой С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М. : Дрофа, 2000.

ЭКСПЕРТЫ:

 _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13

программа  факультативного курса для учащихся 6 класса

Лингвистический анализ текста

                                                                     Составитель

                                                                                 Ануфриева Светлана Владимировна,

                                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                                 МБОУ СОШ № 13

                                                                 Объём различных форм учебной работы

                                                        Всего аудиторных занятий  34   час

                В том числе

                                                                                 Лекции                                   11   час

                                                                                 Практические занятия           20  час

                                                                                 Самостоятельная работа        3    час

   

Медвёдовская

2012

Пояснительная записка

Так уж сложилась школьная практика последних лет, что на уроках родного языка вне поля зрения остаётся важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, ожиданием результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того , чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Поэтому  в последнее время разрабатываются специальные курсы, факультативы или отдельные уроки, проводимые систематически в течение всего учебного года, направленные на интеграцию двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. Необходимо систематически и целенаправленно обращать внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений, дать определённые знания об особенностях художественной речи, отличиях прозы и поэзии, основных жанрах литературных произведений, разнообразных тропах и фигурах речи, являющихся средством выразительности поэтического текста

           Цель данного курса – познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание  учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления. Продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё. Большое внимание уделяется анализу текстов православной тематики и знакомству с  законами иконографии, что имеет практическую значимость для развития системы духовно-нравственного воспитания и образования.

         Данный факультативный курс также способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

          Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Занятие предполагает рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков  на занятиях, посвящённых изучению предложенных тем.

Программное содержание

         Раздел 1. Текст как речевое единство.

         Выразительность речи. Использование различных частей речи для создания выразительности. Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

       

         Раздел 2. Употребление имён существительных в речи.

         

        Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи. Работа с разными типами лингвистических словарей ( толковым. синонимов, антонимов). Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных  имён существительных; переносного  значения слова, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.

         Раздел 3. Употребление имён прилагательных в речи.

         Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи. Использование прилагательных в создании эпитетов. Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения  многозначного имени прилагательного. Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных. Анализ художественного текста  с  определением особенностей употребления в нём  переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.

         Раздел 3. Употребление глаголов в речи.

         Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Использование глаголов в переносном и прямом значении в разговорной и художественной речи. Использование глаголов-синонимов в речи. Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи. Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также использование глаголов будущего времени  вместо настоящего и прошедшего. Употребление глагола  в этикетных формулах выражения просьбы. Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей. Анализ художественного текста с  выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.

Основные умения и навыки

   К концу изучения данного факультативного курса учащиеся должны :

А) обобщить и систематизировать известные сведения об изобразительно-выразительных особенностях слов определённых частей речи;

Б) использовать языковые средства выразительности в своей собственной речи;

В) уметь пользоваться различной справочной литературой, в частности толковым словарём, а также словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

                                          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Наименование разделов

Название темы

кол-во часов

1.

Текст как речевое произведение

Выразительность речи.

Использование различных частей для создания выразительности.

Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

1

1


1

2.

Употребление имён существительных в речи

Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Работа с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов).

Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах.

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.



1



2



2



3




3.

Употребление имён прилагательных в речи

Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи.

Использование прилагательных в создании эпитетов.

Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного.

Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных.

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.

1



2


2



2



4

4.

Употребление глаголов в речи

Роль глагола для  достижения точности, информативности и выразительности речи.

Использование глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.

Использование глаголов-синонимов в речи.

Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи.

Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также употребление будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего.

Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы.

Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей.

Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.

1



2


1

1


2






1


1


3


                Темы практических  занятий


раздела

наименование раздела


работы

тема работы

кол-во часов

1

Текст как речевое произведение

1

2


3

Сопоставление разных видов текстов

Работа по составлению таблицы «Части речи»

Работа с разными видами словарей

1

1


1

2

Употребление имён существительных в речи

4


5


6


7


8

Определение прямого и переносного значений имени существительного

Анализ текста стихотворения И.Бунина «Листопад»

Обобщение сведений о метафоре и сравнении

Употребление имен существительных в речи

Определение роли изобразительно – выразительных средств в художественном тексте

1


1


1


1


1

3

Употребление имён прилагательных в речи

9


10

11


12

13



14


15


16

Определение художественной роли имён прилагательных в тексте

Знакомство с понятием «эпитет»

Создание собственного текста с использованием эпитетов

Обобщение сведений об эпитетах

Создание текста по пословице с использованием прилагательных – антонимов

Анализ отрывка из стихотворения А.Т.Твардовского

Ознакомительная работа с субстантивированными прилагательными

Определение роли изобразительно – выразительных средств в художественном тексте

1


1

1


1

1



1


1


1

4

Употребление глаголов в речи

17


18


19

20

21



22


23

Употребление глаголов в художественном тексте

Особенности переносного значения глаголов

Знакомство с понятием «олицетворение»

Работа с глаголами – синонимами

Использование глаголов-антонимов и фразеологических оборотов в разговорной и художественной речи

Особенности употребления времени глагола в художественном тексте

Комплексная работа с текстом

1


1


1

1

1



1


1

Литература

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М .: Гослитиздат,1959.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М .: Наука, 1963.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Из учебного пособия по русской словесности / / Русская словесность. 1994. № 1-6; 1995. №1.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М .: Наука, 1984.

Горбачевич К.С.,  Кабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л .: Наука, 1979.

Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского слова. М .: Просвещение, 1993.

Иванов В.В. и др. Краткий словарь традиционных символов русской поэзии / / Русский язык в школе. 1978. №3.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. М .: Советская энциклопедия, 1966.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М .: Искусство, 1970.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М. : Дрофа, 2000.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.

Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.

Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973.

Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста / / Русский язык в школе. 1983. № 3.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.: Просвещение, 1987.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...