Комплексный анализ текста
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Факультативный курс для учащихся 6 класса «Лингвистический анализ текста» предполагает занятия с использованием электронного пособия – рабочей тетради. Цель данного курса – способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления, продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё. Данный факультативный курс является также пропедевтическим по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ.doc | 68 КБ |
elektronnoe_posobie.doc | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Медведовской Тимашевского района Краснодарского края
Утверждено решением педсовета МБОУ СОШ № 13 протокол № 1 от «31» августа 2011 г. Председатель педсовета Олейников А.Н. |
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Лингвистический анализ текста»
Класс 6 «А»
Учитель Ануфриева Светлана Владимировна
Программа разработана на основе программы Львовой С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М. : Дрофа, 2000.
ЭКСПЕРТЫ:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 13
программа факультативного курса для учащихся 6 класса
Лингвистический анализ текста
Составитель
Ануфриева Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 13
Объём различных форм учебной работы
Всего аудиторных занятий 34 час
В том числе
Лекции 11 час
Практические занятия 20 час
Самостоятельная работа 3 час
Медвёдовская
2012
Пояснительная записка
Так уж сложилась школьная практика последних лет, что на уроках родного языка вне поля зрения остаётся важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, ожиданием результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того , чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Поэтому в последнее время разрабатываются специальные курсы, факультативы или отдельные уроки, проводимые систематически в течение всего учебного года, направленные на интеграцию двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. Необходимо систематически и целенаправленно обращать внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений, дать определённые знания об особенностях художественной речи, отличиях прозы и поэзии, основных жанрах литературных произведений, разнообразных тропах и фигурах речи, являющихся средством выразительности поэтического текста
Цель данного курса – познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления. Продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё. Большое внимание уделяется анализу текстов православной тематики и знакомству с законами иконографии, что имеет практическую значимость для развития системы духовно-нравственного воспитания и образования.
Данный факультативный курс также способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Занятие предполагает рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков на занятиях, посвящённых изучению предложенных тем.
Программное содержание
Раздел 1. Текст как речевое единство.
Выразительность речи. Использование различных частей речи для создания выразительности. Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.
Раздел 2. Употребление имён существительных в речи.
Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи. Работа с разными типами лингвистических словарей ( толковым. синонимов, антонимов). Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.
Раздел 3. Употребление имён прилагательных в речи.
Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи. Использование прилагательных в создании эпитетов. Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.
Раздел 3. Употребление глаголов в речи.
Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Использование глаголов в переносном и прямом значении в разговорной и художественной речи. Использование глаголов-синонимов в речи. Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи. Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также использование глаголов будущего времени вместо настоящего и прошедшего. Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы. Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.
Основные умения и навыки
К концу изучения данного факультативного курса учащиеся должны :
А) обобщить и систематизировать известные сведения об изобразительно-выразительных особенностях слов определённых частей речи;
Б) использовать языковые средства выразительности в своей собственной речи;
В) уметь пользоваться различной справочной литературой, в частности толковым словарём, а также словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Название темы | кол-во часов |
1. | Текст как речевое произведение | Выразительность речи. Использование различных частей для создания выразительности. Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов. | 1 1 1 |
2. | Употребление имён существительных в речи | Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи. Работа с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов, именных фразеологизмов. | 1 2 2 3 |
3. | Употребление имён прилагательных в речи | Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи. Использование прилагательных в создании эпитетов. Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов. | 1 2 2 2 4 |
4. | Употребление глаголов в речи | Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Использование глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Использование глаголов-синонимов в речи. Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи. Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также употребление будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы. Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах. | 1 2 1 1 2 1 1 3 |
Темы практических занятий
№ раздела | наименование раздела | № работы | тема работы | кол-во часов |
1 | Текст как речевое произведение | 1 2 3 | Сопоставление разных видов текстов Работа по составлению таблицы «Части речи» Работа с разными видами словарей | 1 1 1 |
2 | Употребление имён существительных в речи | 4 5 6 7 8 | Определение прямого и переносного значений имени существительного Анализ текста стихотворения И.Бунина «Листопад» Обобщение сведений о метафоре и сравнении Употребление имен существительных в речи Определение роли изобразительно – выразительных средств в художественном тексте | 1 1 1 1 1 |
3 | Употребление имён прилагательных в речи | 9 10 11 12 13 14 15 16 | Определение художественной роли имён прилагательных в тексте Знакомство с понятием «эпитет» Создание собственного текста с использованием эпитетов Обобщение сведений об эпитетах Создание текста по пословице с использованием прилагательных – антонимов Анализ отрывка из стихотворения А.Т.Твардовского Ознакомительная работа с субстантивированными прилагательными Определение роли изобразительно – выразительных средств в художественном тексте | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 | Употребление глаголов в речи | 17 18 19 20 21 22 23 | Употребление глаголов в художественном тексте Особенности переносного значения глаголов Знакомство с понятием «олицетворение» Работа с глаголами – синонимами Использование глаголов-антонимов и фразеологических оборотов в разговорной и художественной речи Особенности употребления времени глагола в художественном тексте Комплексная работа с текстом | 1 1 1 1 1 1 1 |
Литература
Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М .: Гослитиздат,1959.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М .: Наука, 1963.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Из учебного пособия по русской словесности / / Русская словесность. 1994. № 1-6; 1995. №1.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М .: Наука, 1984.
Горбачевич К.С., Кабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л .: Наука, 1979.
Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского слова. М .: Просвещение, 1993.
Иванов В.В. и др. Краткий словарь традиционных символов русской поэзии / / Русский язык в школе. 1978. №3.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. М .: Советская энциклопедия, 1966.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М .: Искусство, 1970.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М. : Дрофа, 2000.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.
Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973.
Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста / / Русский язык в школе. 1983. № 3.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.: Просвещение, 1987.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...