«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»
статья по теме

Чанцева Татьяна Владимировна

Выступление  на МО по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme_samoobrazovaniya_na_mo.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Исследовательская работа на уроках  русского языка и литературы»

Учитель русского языка и литературы: Чанцева Т.В.

 

Исследовательская деятельность учащихся - деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением

А.В.Леонтович

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования  и представленный в стандартном виде.

Для многих учащихся  характерны   невысокий общий образовательный уровень, несформированость  мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания.

Этапы исследования:

  1. Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования.
  2. Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории, выявление закономерностей в исследуемом явлении, получение в результате проведенного исследования новых для науки и полезных для практики фактов.
  3. Изложение задач, методов и результатов исследования, то есть литературное оформление работы.
  4. Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы.

Правила выбора темы:

  1. тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося;
  1. тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности);
  1. тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления;
  1. Тема, литературные источники, для ее изучения, избранные методы должны соответствовать возможностям учащегося.

Содержание исследовательских заданий:

  1. простые по содержанию и прямо или косвенно связанные с учебной программой, доступные для понимания, учитывающие возраст учащихся;
  1. разнообразные по содержанию;
  1. интересные по замыслу и содержащие элементы занимательности;
  1. разные по форме проведения, взаимосменяемые, привлекательные для учащихся;
  1. исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

Предполагаемые результаты:

1. Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
2. Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
3. Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
4. Создание банка данных по различным критериям одаренности;
5. Формирование у субъектов целостного педагогического процесса ценностного отношения к различным способностям личности, понимание ценности способной, одаренной личности;
6. Формирование банка технологий и методик развития одаренности;
7. Представление результатов проекта на научно- практических семинарах и конференциях;
 

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  1. работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
  2. работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
  3. работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
  4. работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок – исследование, урок- поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.

Например, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» провожу урок-диспут «В чём смысл судьбы Онегина и Татьяны?» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов (В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Г. А. Гуковского, Ю. М. Лотмана, Дм. Мережковского), спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Д.И. Фонвизина «Недоросль».

При изучении «Слова о полку Игореве» групповая работа шла по разным направлениям: литература, музыка, изобразительное искусство. В чём загадка древнерусского литературного памятника?

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к исследовательской работе "Собака друг и герой литературы"

Тысячи лет собака заслуженно пользуется славой лучшего друга и помощника человека. Писатели, поэты и ученые во все времена и во всех странах воздавали хвалу собаке за её понятливость, верность и преда...

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Исследовательская работа "Образ Петра Первого в литературе"

исследовательска работа интересна, полезна при изучении творчества АС. Пушкина...

Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе

Предлагаю темы исследовательских работ по русскому языку и литературе...

Проектно-исследовательская работа по английскому языку «Английский язык – язык парадоксов».

Английский язык – это язык парадоксов. К этому мнению я пришла после попыток объяснить все «невероятности», которые мне пришлось встретить на своей практике....

Программа внеурочной деятельности "Исследовательская работа по русскому языку и литературе

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, предназначена для эффективной реализации образовательных траекторий обучающихся и углубления знаний по предметам «Литература» и «Русский язы...