Роль и место исследовательской работы на уроках русского языка
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Степанова Наталья Витальевна

В статье говорится о роли и месте исследования на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_i_mesto_issledovatelskoy_raboty.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и место исследовательской работы учащихся на уроках русского языка

Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы

«О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным языком», - говорил лингвист Лев Владимирович Щерба в 1904 году. Я придерживаюсь именно этой точки зрения в своей работе. Самостоятельные наблюдения, за которыми должны последовать выводы, - это, по сути дела, исследование. Достоинство исследовательского метода, на мой взгляд, состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и радость открытия.

Не секрет, что интерес к обучению у школьников падает, и главные причины этого – перегрузка памяти, необходимость сухого, неэмоционального воспроизведения информации, отрицательные эмоции (страх перед оценками и учителями), однообразие уроков.

Как преодолеть эти факторы?

Есть два пути:

  1. работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным, занимательным;
  2. организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями.

Меня больше привлекает второй путь решения проблемы, т.к. я уже много лет занимаюсь развивающим обучением.

В духе исследовательского метода разрабатываются методики, приемы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс на уроке. На некоторых заданиях я и хочу остановиться.

Вот одна из познавательных задач, которую можно использовать в 6 классе:

«Название НОС получили мыс и передняя часть судна. Есть НОСИК у чайника. НОСОК – так мы называем теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение – ПОДНЯТЬСЯ НА НОСКИ. Когда-то слово НОСОК означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»

Решение (ответ шестиклассницы): «Во всех приведенных примерах слово НОС обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки – это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть  и т.д.»

Пути решения дети выбирают без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, исследовательский метод, воплощенный в познавательных задачах по русскому языку позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательный интерес.

Чрезвычайно интересны уроки-исследования: то или иное языковое явление (чаще всего несколько), изучение которого предусмотрено программой по русскому языку, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя. Уроки-исследования я провожу  при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. Моя задача - подобрать материал  для наблюдения, спланировать определенные этапы работы.

Вот пример урока- исследования в 6 классе: «Размышление над черновиком А.Пушкина». На уроке предлагаю сравнить черновик и окончательный вариант стихотворения «Зимнее утро». На первом этапе «исследуются» устаревшие слова (шестиклассники выписывают их из текста, толкуют сначала самостоятельно, а потом проверяют толкование по словарю), мне остается только пояснить устаревшие грамматические формы слов. На втором - предлагаю  ученикам выписать словосочетания, отражающие чувства и мысли, душевное состояние, сравнить первый и окончательный, варианты стихотворения. На третьем – найти ключевые слова,  которые позволяют  сформулировать  идею поэтического текста.

Проблемные задачи можно использовать во внеклассной работе по русскому языку и – шире – на олимпиадах. Особый жанр проблемных задач – самодостаточные лингвистические задачи. Как и математические задачи, их необходимо решать, используя логические операции, часто на материале незнакомых языков. Условие самодостаточной задачи содержит все необходимое для решения и поэтому не требует от решающего специальных знаний и подготовки.

Приведу пример такой задачи:

Даны венгерские существительные и все их переводы на русский язык в перепутанном порядке: nyirfa, korte, almak, kortefak, nyirfak, alma, almafa;

береза, груша, яблоня, березы, яблоко, яблоки.

Установите правильные переводы. Объясните свое решение.

Примечание: ö - особый звук венгерского языка; знак «′» над гласной обозначает долготу гласного.

Задания творческого характера на  материале русского и иностранного языков занимательны, очень нравятся детям. Они содержат вопрос или задание, ответ на которые требует понимания системного языкового явления.

Вызывают у обучающихся интерес задания творческого характера.

Например:

  1. Отгадайте, о чем идет речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи – шутки?

- Она черная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

- Потому что зеленая.

Ответ: диалог ведется о смородине, которая бывает красной и черной. В основе шутки лежат два языковых явления:

а) эллипсис, т.е. опущение части высказывания (полный вариант вопроса: Это у вас черная смородина?);

б) перенос значения: слово зеленый в данном контексте употреблено в значении «незрелый».

Для развития исследовательских умений можно использовать исследовательские задания.

Например: задание к уроку по теме «Жаргон»: составьте список слов из профессиональных жаргонов, разделив их на группы соответственно профессиям. Для выполнения этого задания проведите опрос родителей и знакомых и узнайте у них, какие жаргоны принято использовать в их профессии.

Задания, подобные этому, можно давать в качестве домашнего к уроку русского языка. Обсуждение его органично вписывается в урок.

Подобные задания предусматривают несколько большую степень свободы: проблема, цель, задачи работы ставятся учителем, а подобрать и осмыслить материал должны самостоятельно ученики. Тем не менее подобные задания можно использовать на уроках русского языка или на предварительном этапе занятий учебно-исследовательской работы или для воспитания исследовательских навыков. Они помогут ученику почувствовать вкус к исследованию, а учителю – обнаружить учеников, готовых к работе.

Исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.

Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический вклад.

Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате своей работы.

Проблема мотивов в обучении является ключевой. Какие мотивы – внешние или внутренние – оказываются самыми важными в исследовательской работе (внутренние мотивы вызваны потребностью в приобретении знаний, их углублении и систематизации, расширении кругозора; внешние связаны с общественным признанием, в том числе с оценками) многое зависит от возраста ребенка. Школьникам-подросткам (7-9 классы) интересно не только то, что внешне занимательно; им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте их привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы – то, что делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнении товарищей. Самыми сильными мотивами в обучении в этот период оказываются внешние: стремление найти свое место в коллективе, утвердить свою индивидуальность. А мы должны ему в этом помочь.

В старшем школьном возрасте учебная мотивация значительно меняется, т.к. для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов на будущее, связанных с выбором профессии.

Ясно, что исследовательская работа может быть предложена и в среднем звене, и в старшей школе. Но когда это будет рациональнее? Я полагаю, что знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться с 5-го класса. Эффективность ее будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.

Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связа...

Исследовательская работа на уроках русского языка.

Метазнания. Метаумения. Метадеятельность. Метапредметный подход. Клычевые компетенции. Метапредметные и исследовательские компетенции. Исследование как ведущее начало преподавания.Сферы реализации исс...

«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»

Выступление  на МО по теме самообразования...

Роль и место игровых моментов на уроках русского языка

В презентации рассказывается о роли и месте игровых моментов на уроках русского языка...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Доклад "Роль и место игровых моментов на уроках русского языка.

Роль и место игровых моментов на уроках русского языка в 5-6 классах...