Роль и место исследовательской работы на уроках русского языка
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
В статье говорится о роли и месте исследования на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_issledovatelskoy_raboty.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль и место исследовательской работы учащихся на уроках русского языка
Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы
«О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным языком», - говорил лингвист Лев Владимирович Щерба в 1904 году. Я придерживаюсь именно этой точки зрения в своей работе. Самостоятельные наблюдения, за которыми должны последовать выводы, - это, по сути дела, исследование. Достоинство исследовательского метода, на мой взгляд, состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и радость открытия.
Не секрет, что интерес к обучению у школьников падает, и главные причины этого – перегрузка памяти, необходимость сухого, неэмоционального воспроизведения информации, отрицательные эмоции (страх перед оценками и учителями), однообразие уроков.
Как преодолеть эти факторы?
Есть два пути:
- работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным, занимательным;
- организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями.
Меня больше привлекает второй путь решения проблемы, т.к. я уже много лет занимаюсь развивающим обучением.
В духе исследовательского метода разрабатываются методики, приемы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс на уроке. На некоторых заданиях я и хочу остановиться.
Вот одна из познавательных задач, которую можно использовать в 6 классе:
«Название НОС получили мыс и передняя часть судна. Есть НОСИК у чайника. НОСОК – так мы называем теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение – ПОДНЯТЬСЯ НА НОСКИ. Когда-то слово НОСОК означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»
Решение (ответ шестиклассницы): «Во всех приведенных примерах слово НОС обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки – это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть и т.д.»
Пути решения дети выбирают без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, исследовательский метод, воплощенный в познавательных задачах по русскому языку позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательный интерес.
Чрезвычайно интересны уроки-исследования: то или иное языковое явление (чаще всего несколько), изучение которого предусмотрено программой по русскому языку, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя. Уроки-исследования я провожу при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. Моя задача - подобрать материал для наблюдения, спланировать определенные этапы работы.
Вот пример урока- исследования в 6 классе: «Размышление над черновиком А.Пушкина». На уроке предлагаю сравнить черновик и окончательный вариант стихотворения «Зимнее утро». На первом этапе «исследуются» устаревшие слова (шестиклассники выписывают их из текста, толкуют сначала самостоятельно, а потом проверяют толкование по словарю), мне остается только пояснить устаревшие грамматические формы слов. На втором - предлагаю ученикам выписать словосочетания, отражающие чувства и мысли, душевное состояние, сравнить первый и окончательный, варианты стихотворения. На третьем – найти ключевые слова, которые позволяют сформулировать идею поэтического текста.
Проблемные задачи можно использовать во внеклассной работе по русскому языку и – шире – на олимпиадах. Особый жанр проблемных задач – самодостаточные лингвистические задачи. Как и математические задачи, их необходимо решать, используя логические операции, часто на материале незнакомых языков. Условие самодостаточной задачи содержит все необходимое для решения и поэтому не требует от решающего специальных знаний и подготовки.
Приведу пример такой задачи:
Даны венгерские существительные и все их переводы на русский язык в перепутанном порядке: nyirfa, korte, almak, kortefak, nyirfak, alma, almafa;
береза, груша, яблоня, березы, яблоко, яблоки.
Установите правильные переводы. Объясните свое решение.
Примечание: ö - особый звук венгерского языка; знак «′» над гласной обозначает долготу гласного.
Задания творческого характера на материале русского и иностранного языков занимательны, очень нравятся детям. Они содержат вопрос или задание, ответ на которые требует понимания системного языкового явления.
Вызывают у обучающихся интерес задания творческого характера.
Например:
- Отгадайте, о чем идет речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи – шутки?
- Она черная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- Потому что зеленая.
Ответ: диалог ведется о смородине, которая бывает красной и черной. В основе шутки лежат два языковых явления:
а) эллипсис, т.е. опущение части высказывания (полный вариант вопроса: Это у вас черная смородина?);
б) перенос значения: слово зеленый в данном контексте употреблено в значении «незрелый».
Для развития исследовательских умений можно использовать исследовательские задания.
Например: задание к уроку по теме «Жаргон»: составьте список слов из профессиональных жаргонов, разделив их на группы соответственно профессиям. Для выполнения этого задания проведите опрос родителей и знакомых и узнайте у них, какие жаргоны принято использовать в их профессии.
Задания, подобные этому, можно давать в качестве домашнего к уроку русского языка. Обсуждение его органично вписывается в урок.
Подобные задания предусматривают несколько большую степень свободы: проблема, цель, задачи работы ставятся учителем, а подобрать и осмыслить материал должны самостоятельно ученики. Тем не менее подобные задания можно использовать на уроках русского языка или на предварительном этапе занятий учебно-исследовательской работы или для воспитания исследовательских навыков. Они помогут ученику почувствовать вкус к исследованию, а учителю – обнаружить учеников, готовых к работе.
Исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический вклад.
Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате своей работы.
Проблема мотивов в обучении является ключевой. Какие мотивы – внешние или внутренние – оказываются самыми важными в исследовательской работе (внутренние мотивы вызваны потребностью в приобретении знаний, их углублении и систематизации, расширении кругозора; внешние связаны с общественным признанием, в том числе с оценками) многое зависит от возраста ребенка. Школьникам-подросткам (7-9 классы) интересно не только то, что внешне занимательно; им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте их привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы – то, что делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнении товарищей. Самыми сильными мотивами в обучении в этот период оказываются внешние: стремление найти свое место в коллективе, утвердить свою индивидуальность. А мы должны ему в этом помочь.
В старшем школьном возрасте учебная мотивация значительно меняется, т.к. для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов на будущее, связанных с выбором профессии.
Ясно, что исследовательская работа может быть предложена и в среднем звене, и в старшей школе. Но когда это будет рациональнее? Я полагаю, что знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться с 5-го класса. Эффективность ее будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.
Описание опыта работы по теме "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...
Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.
Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связа...
Исследовательская работа на уроках русского языка.
Метазнания. Метаумения. Метадеятельность. Метапредметный подход. Клычевые компетенции. Метапредметные и исследовательские компетенции. Исследование как ведущее начало преподавания.Сферы реализации исс...
«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО по теме самообразования...
Роль и место игровых моментов на уроках русского языка
В презентации рассказывается о роли и месте игровых моментов на уроках русского языка...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Доклад "Роль и место игровых моментов на уроках русского языка.
Роль и место игровых моментов на уроках русского языка в 5-6 классах...