Методическая разработка урока в 9 классе "СПП с придаточной условной частью"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Карталыкова Алла Владимировна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Сложноподчинённые предложения с придаточной условной частью»

Цели : сформировать понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточной  

        условной частью; формировать умение составлять такие предложения и использовать

        их в речи; расширить словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку;

        воспитывать активную гражданскую позицию.    

  1. Организационный момент.
  2. Словарно-орфографическая работа.

   Перспектива[пер – «вперёд», спекто – «смотреть»]. Перспективный, перспективно, перспективность.

 Запишите ещё несколько слов, которые этимологически связаны с латинским глаголом «смотреть». (Называют учащиеся. При необходимости помогает учитель).

                   Спектакль, аспект, проспект, конспект, инспектор, бесперспективный,

                  бесперспективность.  

  1. Творческая работа.

     Составить предложение с одним из этих слов.

  1. Записать СПП предложения и определить их вид.

Мы выехали в район, где уже шестой день бушевал пожар.

Рабочие рыли рвы, чтобы огонь не мог сделать смертельного скачка вверх.

Кровавые сполохи появлялись там, где их никто не ждал.

  1. Новый  материал. Наблюдения и выводы.

Хлеб твой будет пресным, если поделиться не с кем.

[     ], (если …). Находим главное предложение, задаём вопрос к придаточному прдложению.

    Определяем вид придаточного и его место. Определяем, при помощи чего связано с главным предложением.

Не жалей жизни, коли служишь отчизне.

[     ], (коли…). Находим главное предложение, задаём вопрос к придаточному предложению.

    Определяем вид придаточного и его место. Определяем, при помощи чего связано с главным предложением.

В жизни всякое может случиться, и, коль дружба у вас крепка, из-за глупого пустяка ты не дай ей зазря разбиться.

[    ,и, (коль…)   ]. Находим главное предложение, задаём вопрос к придаточному предложению.

    Определяем вид придаточного и его место. Определяем, при помощи чего связано с главным предложением.

Вывод : придаточная условная часть относится ко всему главному предложению, отвечает на вопрос  При каком условии?,  может находиться в любом месте предложения, присоединяется к главному союзами если, когда, раз, коли и др.

В главной части союзам могут соответствовать указательные слова то, как.

  1. Закрепление.

1). Игра «Найди свою пару».

   У учащихся половинки листочков. На каждой половинке написана часть предложения. Один учащийся читает своё предложение, второй должен продолжить это предложение. Предложения записать. Расставить знаки препинания, подчеркнуть главную и придаточную части. Союзы взять в овал.

  1. Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа.
  2. Если правды нет в твоей груди, к людям речь держать не выходи.
  3. Если за день ничему не научился, зря прожил день.  

                    2). Конструирование предложений. Предложения проецируются на экран.

                  Из данных простых предложений составить сложноподчинённые предложения,  

                  расставить знаки препинания, при проверке объяснить их постановку.

  1. Человек – хозяин земли. Земля щедра к нему.
  2. Изнемогает от зноя пустыня. Человек посылает ей воду.
  3. Хмурые тучи грозят обрушить на виноградники губительный холод града. Человек заставляет тучу уйти на север.
  4. Бесчисленные сокровища хранят недра земли. Человек ищет и находит их.

                      3). Тестирование. Определить вид придаточного предложения.

                          1, Мы были уверены в победе, потому что у нас первоклассная техника.

                                      а) СПП с придаточным определительным

                                      б) ) СПП с придаточным цели

                                      в) ) СПП с придаточным причины

                                      г) ) СПП с придаточным изъяснительным

                            2. До самой смерти, пока бьётся сердце, ни минуты не стоять на месте, всё время  

                               двигаться вперёд в святом служении народу.

                                      а) СПП с придаточным цели

                                      б) ) СПП с придаточным времени

                                      в) ) СПП с придаточным образа и степени действия

                                      г) ) СПП с придаточным изъяснительным

        VII. Обобщение по уроку.

        VIII.Задание на дом.

        §8, упр.  9

Литература.

  1. Е.И. Никитина «Уроки русского языка в  классе». М. «Просвещение», 1980г.
  2. Н.А. Пузанова «Уроки русского языка в 7-8 классах». М. «Просвещение», 1970г
  3. С.г. Бархударов и др. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений

 М. «Просвещение», 1980г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики в 9-ом классе "Условный оператор"

Данный материал содержит примеры решения задач программирования на языках Basic и QBasic с использованием условного оператора. ...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"

Методическая разработка урока русского в 6 классе по теме "Условное наклонение"....

Методическая разработка урока "Условные предложения"

Технологическая карта урока в 11 классе. Тема "Условные предложения"...

Методическая разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

  Урок предусматривает различные формы организации совместной учебной деятельности: общение в паре «ученик-ученик», групповая работа, которые эффективны в процессе поиска способа решения у...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе "Rhyme Time" (условные предложения 2 типа)

Написание коротких стихов – рифмовок способствует повышению мотивации учащихся к изучению языка, развивает творческие способности, помогает прочно усвоить грамматический материал, позволяет повторить ...

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" включает в себя материалы библиотеки цифрового образовательного контента, что начительно облегчает подготовку...