Распространенные и нераспространенные предложения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranennye_i_nerasprostranennye_predlozheniya.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему «Распространенные и нераспространенные предложения» (8 класс)
Общая задача урока – вывести ребят на самостоятельное определение различий между распространенными и нераспространенными предложениями, дать практически почувствовать художественную функцию данных типов предложения в письменной речи.
1 этап урока: конструирование высказываний по заданной схеме, осмысление учащимися роли второстепенных членов предложения в конкретизации мысли и в передаче различных настроений.
- Классу дается основа: Лес шумел. Надо распространить данную основу по схеме:
опред. подл. обст. сказ.
Ученики читают свои варианты. Учитель просит записать общий вариант предложения и поставить напротив него знак вопроса:
Пустой лес печально звенел. ?
- Аналогичное задание с основой: Озеро замерло. (Замерзшее озеро грустно замерло.)
- Теперь обращаем вопросы, вынесенные на поля.
- Проанализируйте общие примеры. Что изменилось в этих предложениях по сравнению с их же нераспространенным вариантом? (появляется более конкретная картина, язык ярче рисует образ леса; появилось настроение.)
- Какое?
- Грустное, печальное, тоскливое.
Учитель просит определить настроение в тех распространенных предложениях, которые сами составили. Идет небольшое устное обсуждение.
2 этап урока: формирование так использовать в собственной речи второстепенные члены предложения, чтобы с их помощью реализовывать свой авторский замысел. Развитие способности учащихся передавать настроение своего высказывания.
По той же отработанной схеме составить распространенные предложения с любой основой. Каждый желающий может задать всему классу свою основу и настроение, которое несет его высказывание. Остальные учащиеся пробуют уже не только по заданной основе, схеме, но и определенному настроению построить свое высказывание. Таким образом, задача усложняется.
Ученик дает основу: Собака запрыгала.и т.д.
Важно обсудить с ребятами, какой из вариантов наиболее удачен и почему.
3 этап урока: закрепление темы на уровне текста; анализ роли нераспространенных предложений в художественном тексте.
- Учитель дает классу основы из отрывка из повести А.С.Пушкина «Пиковая дама», просит, распространив данные основы, соединить их в тексте, который бы мог быть связан с самой повестью, а мог бы быть абсолютно произвольным.
Все было тихо.
Пробило 12.
Он был спокоен.
Карета подъехала и остановилась.
Люди побежали.
Раздались голоса.
Дом осветился.
Он окаменел.
Учитель отмечает, что при необходимости можно включить в текст предложения и с другими, заранее не заданными, основами.
- Через некоторое время ученики читают свои варианты.
- После небольшой устной оценки услышанных вариантов учитель читает пушкинский вариант. Приведем его (со слов Время шло медленно…………до Он окаменел.)
Как мы видим, практически все основы, с которыми работали учащиеся на уроке, так и остаются в авторском варианте нераспространенными; кроме того, здесь достаточное количество предложений с очень небольшим числом второстепенных членов. Почему? Какова роль этих нераспространенных предложений в ткани художественного текста?
- д./з. Попробуйте написать рассказ, миниатюру, эссе, используя только нераспространенные предложения, попытаться передать с их помощью определенное состояние героя, ту или иную атмосферу повествования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 5 классе по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"
Урок русского языка в 5 классе (по учебнику Т.А.Ладыженской)+ презентация к уроку....
урок русского языка по теме :"Распространенные и нераспространенные предложения"
урок русского языка разработан по проектному обучению для учащихся 5 класса. Имеет занимательный материал для развития творческих способностей учащихся....
Урок русского языка по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"
Урок с презентацией по теме "Нераспространенные и распространенные предложения" 5 класс. Урок ориентирован на учащихся II вида школ....
Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"
Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...
Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения" ФГОС...
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение»
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение»...