урок русского языка по теме :"Распространенные и нераспространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
урок русского языка разработан по проектному обучению для учащихся 5 класса. Имеет занимательный материал для развития творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-ом классе по теме : «Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения».
Цель: Дать понятие распространенного и нераспространенного предложений, сформулировать умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, сформулировать представление о второстепенных членах предложения.
Задачи:
-учебная: сформулировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
- познавательная: познакомить учащихся с новыми понятиями- распространенное и нераспространенное предложение.
-развивающая: развивать мышление, память ,умение анализировать, связную речь, умение рассуждать, развивать и совершенствовать орфографические навыки, навыки построения связного текста.
-воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, прививать бережное отношение к природе, воспитывать стремление к ЗОЖ.
Тип урока- комбинированный.
Методика проектного обучения.
Оборудование: карточки, иллюстрации, сообщения, использование ИКТ.
Структура урока:
- Организация учащихся к занятиям (психологический настрой)
- Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу.
- Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
- Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
- Подведение итогов.
- Задавание и объяснение домашнего задания.
- Выставление оценок.
Ход урока.
- Организация учащихся к занятиям. (звучит музыка)
Слово учителя :
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попытаемся создать свой творческий проект под названием «Синтаксис..Это интересно!» по теме:»Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения».
Урок пройдет по нескольким этапам.
- «Сундучок знаний»
-«Новости синтаксиса»
- «Знаем, доказываем, приводим примеры»
-«Путевые заметки»
- Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу.
Мы откроем сундучок знаний. Проверим домашнее задание. Вам было задано найти и подчеркнуть в тексте главные члены предложения. Слайд № 1.
Уж небо небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь у двора.
(«Евгений Онегин» А.С.Пушкин)
а) словарная работа начнется сегодня с буквы О. Запись в путевых заметках.
Подставьте нужную букву в слове. Слайд №2.
..ктябрь, очар.вание,.краска, огнен.ые,обра.,ок..ло, .кружность,отбл.ск,.громный,обл.чный.
- Работа по осмыслению и усвоению нового материала
«Новости синтаксиса»
Слайд №3.
Переставьте буквы, чтобы получились слова.
Епреолдение, полнедоние,тояобсствтельо.
(определение, обстоятельство, дополнение)
-Правильно. Молодцы. С этих слов начнется программа «Новости синтаксиса»
Выступают учащиеся с сообщениями о второстепенных членах предложения, о распространенном и нераспространенном предложении. Записи в заметках.
Вывод : Чем больше второстепенных членов, тем ярче и богаче звучит наша речь.
4.Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
«Знаем ,доказываем, приводим примеры»
После выступления и заметок в путевом листе. Учащимся предлагается распространить предложение.
Слайд №6
«Течет река Чуя»(иллюстрация)
Учащиеся пишут 4 предложения на экологическую тему.
Вывод : Чем больше второстепенных членов, тем ярче и богаче звучит наша речь. Слайд №7
*Выступает корреспондент с интервью о р.Чуе в Кош-Агаче и в Бурятии.
*Выступают художники, представляют свои картины «Чуя в разное время года».
*Творческая работа.
Учащимся предлагается не только выслушать выступающих , но и заполнить таблицу «Второстепенные члены», ответив на вопросы.
Слайд №8
«Какая осень в Кош-Агаче?»
Эпиграфом возьмите строчку стихотворения Н.Заболоцкого «Суровой осени печален поздний вид…»
Игра «Чертим носом». Учащиеся чертят носом члены предложения.
Слайд №9
В реке, на рыбалке, прекрасный, надежный, громко, к маме, с тобой, около дома, правильные, одетые, аккуратно.
Один учащийся работает у доски, проделывает синтаксический разбор.
Октябрь шагал, дожди частили, морозец осенний румянил щеки по утрам.
Физкультминутка. Слайд №10
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Устная работа. У каждого человека есть возможность позаботиться о своем здоровье.
За минуту придумайте 3-4 совета своим одноклассникам.
Используйте начало предложения, дополняя его.
Слайд № 11. У каждого человека есть возможность позаботиться о своем здоровье.
- Вредно…..
- Закаляться….
- Потеплее…..
- Руки…….
- ………..вредить…….
- Есть……….
К нам приехали сказочники. Они написали сказки о второстепенных членах предложения. Послушаем их.
Рефлексия.
- что нового вы узнали? (учащиеся читают свои путевые заметки, отвечают устно)
- какие задания вам больше всего понравились, какие вызвали затруднение?
- Вот и получился у нас творческий проект. Он получился довольно хороший.
-синтаксис …это интересно , ребята?
Домашнее задание.
Разгадать кроссворд.
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
- Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
- Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
- Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
- Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
- Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).
- Творческая работа «Какую пользу приносит береза?» Подчеркните второстепенные члены предложения. Используйте БЭС.
Оценивание.
Слайд №12.
Расшифруйте запись.
8-11-14-11-3-19-16
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В | Г | Д | Ж | З | И | К | М | Б | А |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
О | Р | С | Л | С | Ы | К | У | Ц | Ф |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Н | Ш | Э | Ч | Я | Т | Ю | Ъ | Й | Щ |
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"
Урок с презентацией по теме "Нераспространенные и распространенные предложения" 5 класс. Урок ориентирован на учащихся II вида школ....
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"
На этом уроке применяю информационные, игровые технологии....
урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"
Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...
Урок русского языка по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"...
Разработка урока русского языка на тему: «Порядок слов в предложении»
Цели:1. закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении2. Развивать умение выразительно читать текст, совершенство...
Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" 5 класс
Данный урок поможет:Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;Уметь отличать на письме сложное предложени...