урок русского языка по теме :"Распространенные и нераспространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Серикпаева Радмира Анатолиевна

урок русского языка разработан по проектному обучению для учащихся 5 класса. Имеет занимательный материал для развития творческих  способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 5-ом классе по теме : «Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения».

Цель: Дать понятие распространенного и нераспространенного предложений, сформулировать умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, сформулировать представление о второстепенных членах предложения.

Задачи:

-учебная: сформулировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

- познавательная: познакомить учащихся с новыми понятиями- распространенное и нераспространенное предложение.

-развивающая: развивать мышление, память ,умение анализировать, связную речь, умение рассуждать, развивать и совершенствовать орфографические навыки, навыки построения связного текста.

-воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, прививать бережное отношение к природе, воспитывать стремление к ЗОЖ.

Тип урока- комбинированный.

Методика проектного обучения.

Оборудование:  карточки, иллюстрации, сообщения, использование ИКТ.

Структура урока:

  1. Организация учащихся к занятиям (психологический настрой)
  2. Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу.
  3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
  4. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
  5. Подведение итогов.
  6. Задавание и объяснение домашнего задания.
  7. Выставление оценок.

                                                Ход урока.

  1. Организация учащихся к занятиям. (звучит музыка)

Слово учителя :

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попытаемся создать свой  творческий проект под названием «Синтаксис..Это интересно!» по теме:»Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения».

Урок пройдет по нескольким этапам.

- «Сундучок знаний»

-«Новости синтаксиса»

- «Знаем, доказываем, приводим примеры»

-«Путевые заметки»

  1. Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу.

Мы откроем сундучок знаний. Проверим домашнее задание. Вам было задано найти и подчеркнуть в тексте главные члены предложения. Слайд № 1.

Уж небо небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь у двора.

(«Евгений Онегин» А.С.Пушкин)        

а) словарная работа начнется сегодня с буквы О.  Запись в путевых заметках.

Подставьте нужную букву в слове. Слайд №2.

..ктябрь, очар.вание,.краска, огнен.ые,обра.,ок..ло, .кружность,отбл.ск,.громный,обл.чный.

  1. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

«Новости синтаксиса»

Слайд №3.

Переставьте буквы, чтобы получились слова.

Епреолдение, полнедоние,тояобсствтельо.

(определение, обстоятельство, дополнение)

-Правильно. Молодцы.  С этих слов начнется программа «Новости синтаксиса»

Выступают учащиеся с сообщениями о второстепенных членах предложения, о распространенном и нераспространенном предложении.  Записи  в заметках.

Вывод : Чем больше второстепенных членов, тем ярче и богаче звучит наша речь.

4.Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

«Знаем ,доказываем, приводим примеры»

После выступления и заметок в путевом листе. Учащимся предлагается  распространить предложение.

Слайд №6

«Течет река Чуя»(иллюстрация)

Учащиеся пишут 4 предложения на экологическую тему.

Вывод : Чем больше второстепенных членов, тем ярче и богаче звучит наша речь. Слайд №7

*Выступает корреспондент с  интервью о р.Чуе в Кош-Агаче и в Бурятии.

*Выступают художники, представляют свои картины «Чуя в разное время года».

 

*Творческая работа.

Учащимся предлагается не только выслушать выступающих , но и заполнить таблицу «Второстепенные члены», ответив на вопросы.

Слайд №8

 «Какая осень в Кош-Агаче?»

Эпиграфом возьмите строчку стихотворения Н.Заболоцкого «Суровой осени печален поздний вид…»

Игра «Чертим носом». Учащиеся чертят носом  члены предложения.

Слайд №9

В реке, на рыбалке, прекрасный, надежный, громко, к маме, с тобой, около дома, правильные, одетые, аккуратно.

                      Один учащийся работает у доски, проделывает синтаксический разбор.

 Октябрь шагал, дожди частили, морозец осенний румянил щеки по утрам.

Физкультминутка. Слайд №10

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Устная работа. У каждого человека есть возможность позаботиться о своем здоровье.

За минуту придумайте 3-4 совета своим одноклассникам.

Используйте начало предложения, дополняя его.

Слайд № 11. У каждого человека есть возможность позаботиться о своем здоровье.

  1. Вредно…..
  2. Закаляться….
  3. Потеплее…..
  4. Руки…….
  5. ………..вредить…….
  6. Есть……….

К нам приехали сказочники. Они написали сказки о второстепенных членах предложения. Послушаем их.

Рефлексия.

- что нового вы узнали? (учащиеся читают свои путевые заметки, отвечают устно)

- какие задания вам больше всего понравились, какие вызвали затруднение?        

- Вот и получился у нас творческий  проект. Он получился довольно хороший.

-синтаксис …это интересно , ребята?

Домашнее задание.

Разгадать кроссворд.

  1. Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное). 
  2. Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
  3. Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
  4. Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
  5. Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
  6. Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
  7. Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
  8. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).

  1.  Творческая работа «Какую пользу приносит береза?» Подчеркните второстепенные члены предложения. Используйте БЭС.

Оценивание.

             Слайд №12.

               Расшифруйте запись.        

8-11-14-11-3-19-16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Г

Д

Ж

З

И

К

М

Б

А

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

О

Р

С

Л

С

Ы

К

У

Ц

Ф

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Н

Ш

Э

Ч

Я

Т

Ю

Ъ

Й

Щ

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Урок с презентацией по теме "Нераспространенные и распространенные предложения" 5 класс. Урок ориентирован на учащихся II вида школ....

Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"

На этом уроке применяю информационные, игровые  технологии....

урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"

Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Урок русского языка по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"...

Разработка урока русского языка на тему: «Порядок слов в предложении»

Цели:1. закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении2. Развивать  умение выразительно читать текст, совершенство...

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" 5 класс

Данный урок поможет:Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;Уметь отличать на письме сложное предложени...